Республика как форма правления. республики в составе рф, республики ссср

Конституционные основы государственности РФ

Рисунок 1. Конституционные основы российской государственности

В нашей стране президент наделен и другими довольно объемными полномочиями. Это обусловлено многими факторами, в частностями, историческими традициями, общенациональной идеей, необходимостью стабилизации отношений в обществе, сложившимся менталитетом населения.

Парламент в России представлен Федеральным собранием, он также наделен рядом полномочий. Так, Государственная Дума контролирует вопрос о доверии Правительству, дает согласие Президенту касательно назначения председателя Правительства, выступает с обвинениями в адрес Президента Российской Федерации для его возможного отрешения от поста, принимает годовые отчеты Правительства об итогах его работы, в том числе по задачам, поставленным Государственной Думой.

Замечание 2

Исходя из всего этого, специалисты-политологи делают предположения о целесообразности введения в России в качестве формы правления президентско-парламентской республики, которая характерна сильным и самостоятельным правительством, которое формируется и президентом и парламентом, при участии ведущих политических партий страны, под контролем парламента и президента.

Президентско-парламентский строй позволит укрепить возможности государственной власти в деле управления страной, упрочит роль коллегиальных органов – Правительства РФ, судов и парламента, но при этом сохранит разумные существенные позиции президента.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

  • идеологический и политический плюрализм;

  • принцип выборности органов власти и должностных лиц;

  • стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

  • недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в
органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии.
Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность
свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления
занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц,
наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в
своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

  • контроль над законностью решений судов;

  • надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

  • создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

  • надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

  • предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность
заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства,
способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Образование Российской Федерации

Раздел ОГЭ по истории: 3.2.1 Образование Российской Федерации как суверенного государства.

Российская Федерация (РСФСР) была крупнейшей республикой в составе СССР, однако до 1990 года какой-либо существенной самостоятельностью не обладала.

12 июня 1990 г. — принятие Верховным Советом РСФСР декларации о суверенитете. Основные положения декларации:

  • Полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР.
  • Верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР —*• действие актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается на всей территории.
  • Полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах.
  • РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, который устанавливается союзным договором и основанным на нём законодательством

День принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. В настоящее время 12 июня отмечают как День России.

17 марта 1991 г. был проведён всероссийский референдум, по итогам которого большинство населения РФ высказалось за сохранение СССР, а также был введён пост Президента РСФСР.

После поражения ГКЧП в августовском путче, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин издал ряд указов, переподчиняющих себе находящиеся на территории России союзные органы исполнительной власти, союзную армию, милицию, КГБ СССР. Ельцин переподчиняет себе, то есть переводит под юрисдикцию России множество союзных отраслей, министерств и ведомств.

Исполнительно-распорядительные органы Советов — исполкомы стали упраздняться, вместо них стали создаваться администрации. Председателей исполкомов заменили главами администраций. Усиливалась исполнительная ветвь власти. До конца 1991 года новая система власти была введена во всех регионах РСФСР.

1 октября 1991 г. был представлен проект — «Стратегия России в переходный период» (известный ещё как «Меморандум Бурбулиса»). Его главной мыслью было превращение РСФСР в независимое государство, которое станет на международной арене единственным наследником Советского Союза.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии объявили о невозможности создания конфедеративного Союза Суверенных Государств и о прекращении существования СССР; было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).

12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение.

25 декабря 1991 г. Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Президента СССР и над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на российский триколор.

25 декабря 1991 г.— переименование РСФСР в Российскую Федерацию (РФ, Россия). Главная внутриполитическая задача российского руководства: оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада РФ.

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР, но не предусмотренный Конституцией СССР), принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. После прекращения существования СССР 26 декабря 1991 Российская Федерация стала независимым государством и была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР.

31 марта 1992 г.— подписание в Москве Федеративного договора о разграничении полномочий между федеральными органами и органами власти суверенных республик в составе РФ:

  • подтверждение территориальной целостности РФ;
  • провозглашение договорного принципа установления отношений между Федеральным центром и субъектами РФ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным, которое в дальнейшем привело к политическому кризису в сентябре — октябре 1993 года.

Конспект урока по истории «Образование Российской Федерации». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Демократизм устройства Российской Федерации

Высшими ценностями в РФ провозглашены человек, свобода личности и права личности, и Россия является демократическим государством. Источником власти является народ, который избирает органы государственной власти, и именно государство является гарантом прав и свобод для своих граждан. Политика социальных направлений изменения России утверждена в Конституции, а основы конституционного строя призваны создать такие условия, в которых каждый гражданин будет обеспечен возможностями к дальнейшему развитию и к достойной жизни. Различные законы защищают права на труд, на свободу слова, на неприкосновенность личности и другие ценности.

Краткая характеристика государственного устройства России

При этом демократичность России, как и любой другой страны, не является константой. Она постоянно изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов, что влечёт за собой изменения уровня жизни, реальной действительности и её содержания. Иногда демократия в РФ критикуется другими государствами и российскими государственными деятелями, но критика в области международной и внутренней политики – нормальное явление.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Преимущества действующего политического строя

Действующий политический строй имеет много преимуществ, по сравнению с тоталитарным режимом СССР, например:

  1. Основой демократии является гласность. Гласность — это свобода слова и свобода общественного мнения. Поскольку все мнения официально признаются государством, никого нельзя считать инакомыслящим, т. е. инакомыслие не преследуется.
  2. Демократия неотделима от рыночной экономики, которая имеет много плюсов в сравнении с плановым хозяйством советского периода.
  3. В России много партий, и ни одна из них не чувствует себя ущербной по сравнению с другими. Отсутствует монополия одной партии (в СССР этой партией была КПСС).
  4. Тоталитарный режим чаще всего связан с гонениями на религию. Религия нередко подменяется культом личности вождя (например, Сталин в России или Мао Цзэдун в Китае). При демократическом режиме гонения на религию обычно отсутствуют, и государство не занимается вопросами вероисповедания граждан.

В связи с этим многие политологи отмечают: переход от тоталитарного режима к демократическому способствовал резкому рывку России вперед. После распада СССР страна на некоторое время впала в стагнацию, это был период хаоса и неуверенности в будущем. Однако, с течением времени правительство вышло на правильный курс, и страна вступила в эпоху подъема. Это касается как экономической, так и социально-культурной составляющей жизни государства. Конечно, переход к демократическому режиму был довольно сложным. Тем не менее страна успешно преодолела эти сложности.

В данный момент российская демократия переживает свой расцвет. Россия вышла на один уровень с крупными европейскими государствами. Благодаря правильной политике президента и корректным действиям кабинета министров демократия оказывает положительное влияние на все сферы жизни российского общества. Хочется надеяться на то, что страна навсегда освободилась от регрессивного тоталитарного режима, а ошибки, допущенные главными руководителями в период советской власти, не будут повторяться современными государственными лидерами.

История форм правления в РФ

Россия – удивительная страна. За всю свою историю она пережила несколько форм правления. Монархия в России существовала вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Несмотря на то, что к началу 20 века большинство развитых стран избавились от монархии или провели реформы по её актуализации, в Российской Империи наблюдался застой во власти и деградация монархии как института. Реформы монархии в России напрашивались еще при Александре I. Бездействие привело к свержению царя и победе Октябрьской Революции.

Вслед за свергнутой большевиками монархией пришла социалистическая республика. Социалистическая республика, существовавшая в СССР, является уникальным историческим опытом для нашей страны. В СССР были Конституции, множество законов и декретов. Государственное управление реализовывалось с опорой на депутатов. В роли президента выступал генеральный секретарь, который обладал широким спектром полномочий.

После вероломного развала СССР в Россию пришла демократия и так называемые западные ценности. Советская республика превратилась в инертное государство с официально обозначенной формой правления – республика. Хаос в государственном управление не прекращался на протяжении всего срока президенствования М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина. Бесконтрольный плюрализм, коррупция во власти и постоянные склоки в Государственной Думе – вот чем жила Россия вплоть до 2000 года.

Действующая Конституция РФ

Президент Российской Федерации и правительство страны во главе с премьер-министром осуществляют управление страной на основании действующей Конституции. Конституция — это законодательно-правовой акт, в котором рассматриваются основные полномочия президента и правительства, а также основные права и свободы граждан России. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые президентом страны и правительством (указы, законы, декреты, постановления), не должны противоречить Конституции.

Любое противоречие — основание для отмены данного закона или внесения в него поправок

Ознакомиться с Конституцией можно в интернете, а также в любом книжном магазине можно приобрести брошюру с полным или сокращенным текстом этого важного документа

В Конституции подробно рассматриваются:

  1. Роль государства и правительства в управлении страной.
  2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Порядок демократических выборов президента страны и членов правительства.
  4. Особенности многопартийной системы.
  5. Порядок защиты прав и свобод граждан.

Нормативно-правовые акты, которые издает президент страны, должны опираться в первую очередь на содержание Конституции. Периодически в этот важный документ вносятся поправки, но суть остается неизменной начиная с момента утверждения действующей Конституции. Президент и кабинет министров руководствуются Конституцией во время принятия важных решений, связанных с внутренней и внешней политикой страны.

Рядовые граждане должны внимательно изучать этот документ для того, чтобы быть максимально осведомленными о своих правах, обязанностях и свободах. В связи с этим изучение Конституции входит в стандартный курс школьной программы в рамках учебной дисциплины «Правоведение». День принятия главного документа, регламентирующего работу правительства, является официальным государственным праздником. До недавнего времени День Конституции был выходным днем.

О политических режимах — в этом видео.

Государственно-политический режим

Определение 2

Государственно-политический режим – это система методов, способов и идеологических средств осуществления политической власти, в частности, государственной.

В нашей стране Конституцией установлен режим демократии, который характеризуется закреплением за народом свобод и их гарантий, политических и прочих прав, наличием конституционно-правовых гарантий реализации демократического режима, многопартийностью, обеспечением политического и идеологического разнообразия, выборностью представительных органов государственной власти, принадлежностью государственной власти народу.

Демократический режим подразумевает создание условий для проявления правовой, политической и экономической активности граждан и их объединений, для свободы гласности и творчества, участия граждан в обсуждение тем муниципального и государственного строительства, обеспечения неприкосновенности тайны частной жизни и информационной прозрачности публичной жизни, ответственности и открытости в вопросах использования бюджетных средств, работы чиновников.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Теории происхождения государства

Государство появилось не сразу. В первобытном обществе человек подчинялся обычаям и руководствовался мнением старейших представителей рода.

Со временем стали появляться группы людей, которые занимались руководством. Им были поручены функции управления обществом. В связи с этим постепенно стали появляться и непременные атрибуты власти:

  • различные законы, правотворчество;
  • судебная система;
  • армия.

Учитывая исторические периоды в развитии человечества, можно выделить следующие виды государств:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • государства древнего мира;
  • средневековые государства;
  • государства Нового времени;
  • современные государства.

О том, почему появилась необходимость в управлении, до сих пор ведутся споры. Познакомимся с некоторыми из теорий:

влияние религии

Усиление роли религии способствовало распространению представления о божественном происхождении государственной власти. Люди были уверены, что власть и те, кто управляет обществом, назначаются Богом.

договор между людьми

Сторонники этой теории считают, что государство появилось в результате того, что люди договорились между собой и пришли к соглашению о его создании. Если раньше человека в его действиях ограничивали только традиции его семьи, то с развитием общества этого оказалось недостаточно. Для того, чтобы люди не нарушали интересы друг друга, понадобилось передать власть над ними одному и нескольким их представителям.

завоевание

Те, кто придерживается данной теории, утверждают, что первые государства появились, когда одни племена были завоеваны другими. Например, когда оседлые общины, которые занимались земледелием, были захвачены кочевниками.

появление классов

Эта теория заключается в следующем: на определенном этапе своего развития общество разделилось на богатых и бедных

Для тех, кто имел больше материальных благ, было важно укрепить свое положение, чтобы их не потерять. В результате, часть людей начала стремиться к сосредоточению в их руках политической власти, изданию законов

Форма правления

      По    форме     правления    различают монархию и республику.

      При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).

       Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.

       Признаками  монархической  формы  правления  являются:

власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

       Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.

       В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.

       В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, глава государства избирается парламентом. Парламентскими республиками являются, например, ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.

    В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например, во Франции, Мексике, либо населением (США).

       Смешанные республики сочетают элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Основы конституционного строя

Народовластие

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Федерализм
Социальное государство

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Светское государство

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политическое и идеологическое многообразие

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Правовое государство

Россия является правовым государством в силу соответствующего указания в п. 1 ст. 1 Конституции РФ. Может ли указание в Основном законе автоматически сформировать правовое государство? Скорее всего, нет — для этого требуется соблюдение этого указания. Что, надо признать, совсем непросто.

Государство, как форма организации общества, в данном случае, правовое, ставит во главу угла именно право. Таким образом, организация общества, его становление и развитие осуществляется в таком государстве с соблюдением базовых прав человека. Стремление к верховенству права в этом случае также презюмируется.

Государство предполагает наличие публичной власти, органов принуждения и управления. Реализация власти происходит в правовом государстве через принятие нормативно-правовых актов. Их обязательное соблюдение и исполнение обеспечивается тем самым принуждением. Однако, всё перечисленное можно встретить и в так сказать «неправовых» государствах. В чём же отличие?

Верховенство закона

Ряд авторов указывает на верховенство закона, как основное отличие. Под верховенством закона подразумевается такое положение дел, при котором закон соблюдается всеми без исключения. Ни один человек, организация или общественная надстройка не получает «иммунитет» от исполнения закона. И такое исполнение должно быть реальным, а не формальным. К неправовым государствам, в частности, некоторые авторы относят государства полицейские. Выражение, конечно, образное, однако, суть передаёт вполне. Верховенство закона в полицейском государстве нивелируется доминирующим положением органов принуждения.

При этом, следует различать верховенство права и закона. Понятия во многом схожи, однако, имеется и различие. Основным, пожалуй, следует считать то, что право — категория, идущая перед законом. Государство же, обладающее правом издавать законы, может принять некую норму, ограничивающую право. И задекларированный принцип верховенства закона должен будет побуждать к неукоснительному его исполнению.

В качестве примера можно привести японский закон о максимальной окружности талии. Японцев, вышедших за установленные государством «пределы» попросту штрафуют. Причём штраф получает компания-работодатель упитанного гражданина, якобы не следящая за здоровьем своего работника. Конечно, тут уместнее вести речь о свободах, нежели о праве, однако, эти категории смежны.

Нужно отметить, что верховенство закона — более достижимая, по нашему мнению, категория, нежели верховенство права.

Форма государственного устройства

В соответствии со статьей 1 Конституции РФ, Россия является федеративным государством, которое характеризуется множеством субъектов Федерации, правовой и политической асимметрией, существенным различием экономического и социального уровня развития регионов, многонациональным населением и огромной территорией.

В составе России находятся 83 субъекта Федерации, которые имеют различный правовой статус: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Санкт-Петербург и Москва), 1 автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа. Из всех субъектов только республики имеют статус государства (часть 1 статьи 5 Конституции РФ), что дает им некоторое количество прав, который нет у других субъектов (например, собственный государственный язык).

Замечание 3

Однако, несмотря на это все субъекты Российской Федерации имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами власти.

Главная проблема федеративного государства – нахождение и дальнейшая поддержка правильного соотношения между работой федеральной власти по обеспечению единства государства, территориальной целостности и стремлением регионов быть более самостоятельными. В этом вопросе весьма опасны перекосы. Чрезмерное усиление власти федеральных органов приводит к унитаризму и сверхцентрализму. Излишняя самостоятельность регионов порождает ослабление и разрушение государственности, сепаратизм. Из этого вытекает важнейшая задача практики и науки – обнаружить форму государственного устройства России, которая бы гарантировала гармоничное укрепление и развитие всех субъектов РФ и государства в целом, но вместе с этим обеспечила бы эффективную управляемость.

Россия – это конституционная федерация, так как в ее основе лежит Конституция. Соглашения между органами власти РФ и субъектов РФ, несколько двусторонних договоров и федеративный договор 1992 года не меняют конституционную основу Российской Федерации.

Замечание 4

Приоритет Конституции РФ по отношению к нормам договоров регламентируется частью 2 второго раздела Конституции РФ.

Субъекты РФ имеют некоторую самостоятельность, границы которой определяются Конституцией РФ. В частности, они располагают собственной территорией, которая, в свою очередь, является частью территории федерации. Республики принимают собственные конституции, другие субъекты РФ – уставы, также допускаются законы и прочие нормативные правовые акты, собственные органы государственной власти, куда входят высшие органы исполнительной и законодательной власти. В собственности субъектов РФ находится определенное имущество, которое необходимо им для осуществления их полномочий. Также субъекты имеют право создавать внешнеэкономические и международные связи с административно-территориальными образованиями иностранных государств, субъектами иностранных федераций, а кроме этого могу принимать участие в деятельности различных международных организаций, согласно законам, которые были разработаны специально для этих целей.

Замечание 5

Государственная самостоятельность субъектов федерации не подразумевает наличие у них суверенитета.

Субъекты находятся в составе федерации, но не образуют ее, они не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации. В своем постановлении от 7 июня 2000 года Конституционный Суд РФ подтвердил отсутствие государственного суверенитета у субъектов РФ. Суд указал на то, что согласно Конституции Российской Федерации, единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ России, что делает невозможным существование в стране какого-либо суверенитета кроме суверенитета Российской Федерации.