Электронный аукцион по 44-фз

Оглавление

Ст. 83.2 44-ФЗ в новой редакции 44-ФЗ

После вступления в силу новых нормативов все контрактные отношения, подписываемые после процедур, осуществляемых электронно, должны заключаться в соответствии со ст. 83.2 44-ФЗ с изменениями.

С момента начала функционирования новых электронных площадок, т. е. с 01.10.2018 контрактные отношения по факту закупок, проводимых электронно (исключение — аукцион), подписываются с использованием ЕИС на основании новых законодательных нормативов.

Договоры по результатам аукциона, проводимого электронно, до 01.01.2019 заключаются без использования ЕИС в случаях, указанных в ст. 83.2 44-ФЗ, как на ранее отобранных, так и на новых ЭТП.

ВАЖНО!

Начиная с 01.01.2019, контракты по итогам аукциона также заключаются с использованием Единой информационной системы.

Суть электронной процедуры

Сторонами электронного аукциона являются:

  • заказчик;
  • поставщики;
  • ЭТП.

ЭТП представляет собой ресурс в интернете, который дает остальным сторонам технические возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Управляется каждая площадка оператором, то есть владеющим ею юридическим лицом. К торгам по 44-ФЗ допускается не любая ЭТП, а лишь те из них, которые отвечают определенным требованиям. В настоящее время есть всего 6 площадок, которые допущены к проведению процедур в рамках госзакупок. Однако вскоре ЭТП может стать больше.

Чтобы стать участником торгов на ЭТП, нужно пройти аккредитацию. Пока эта процедура проводится на каждой площадке отдельно, однако после перехода всех закупок в электронную форму вместо этого достаточно будет лишь зарегистрироваться в ЕИС.

Обмен документами

Название процедуры подразумевает электронный документооборот. Это значит, все документы, которые подписывают стороны, имеют в электронный формат и подписываются электронной подписью. Чтобы получить сертификат ЭЦП, заказчики должны обратиться в Казначейство. Поставщики могут получить подпись в любом удостоверяющем центре.

Обмен электронными документами происходит через площадку. Исключение составляет процесс заключения госконтракта — он происходит в ЕИС. ЭТП обязаны обеспечивать конфиденциальность информации об участников аукциона до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Кроме того, на площадке хранятся сведения и документы по всем состоявшимся на ней ранее процедурам.

В обязанности оператора ЭТП входит публикация документов. Распространяется это не только на протоколы, которое составляется в ходе аукциона, но и на документы, которые загружают на площадку заказчики, а именно на извещения и прочие документы о закупке, на их изменения, на разъяснение положений документации и извещения об отказе от проведения аукциона. Все эти документы (за исключением извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, которая размещается в ЕИС) оператор направляет также на почту участников.

Законодательное регулирование процедуры заключения госконтракта

Государственный контракт по своей правовой сути является гражданско-правовым соглашением. Вместе с тем он обладает своеобразием в связи с участием особого субъекта — государственного заказчика.

В некоторых случаях контракты заключаются только по утвержденной типовой форме.

Как применяется типовой контракт на поставку продуктов питания

Подробнее

Важным для заключения госконтракта документом является техническое задание. Подробнее о том, как его составить, читайте в нашей статье «Как составить техзадание для госконтракта».

Законодательную базу в отношении порядка заключения ГК составляют следующие нормативные акты:

  • Гражданский кодекс РФ (общие нормы о договорах и специальные нормы пар. 4 главы 30 ГК РФ);
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее — закон о закупках).

Важно! При заключении госконтракта следует в первую очередь руководствоваться нормами закона о закупках. Они имеют приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства (ч

1 ст. 2 данного закона).

Типовой контракт на закупку лекарственных препаратов

Подробнее

С чего заказчику начать работу по госконтрактам, читайте в статьях «Чем занимается контрактный управляющий» и «Как заполнить план закупок по 44-ФЗ».

В настоящее время подавляющее большинство госзакупок осуществляется посредством электронных процедур. Порядок заключения контракта по 44-ФЗ по итогам электронного аукциона, а также других видов торгов в электронной форме регламентируется параграфом 4.1 закона о закупках.

Что делать в случае уклонения от подписания контракта?

Участник считается уклонившимся от подписания контракта, в случае если не выполнил требуемые от него действия при заключении контракта, в регламентированный срок. В таком случае контракт заключается с лицом, предложившим такую же или следующую цену. При этом, второй участник вправе отказаться от заключения контракта.

В любом случае, заказчик вправе обратиться в суд для возмещения понесённых убытков, а также провести процедуру включения в реестр недобросовестных поставщиков. Обеспечение исполнения заявки, также не возвращается участнику, уклонившемуся от заключения контракта.

При наступлении подобной ситуации, аукцион признаётся несостоявшимся.

В чем заключается нарушение

Процедура проведения аукционов и конкурсов для государственных или муниципальных нужд регламентирована Федеральным законом № 44-ФЗ.

В зависимости от условий тендера, подведение итогов и подписание контракта происходит по следующим правилам:

  • при проведении аукциона, подписать контракт заказчик может не ранее 10 дней с момента подведения итогов тендера – этот срок исчисляется с даты размещение протокола в ЕИС;
  • если проводился конкурс, такое право возникает не ранее 20 дней после размещения протокола;
  • подписать контракт заказчик обязан не позднее 3 дней, с момента, когда получит документ с подписью победителя.

Таким образом, заказчику фактически придется учитывать 2 регламентированных срока, предусмотренных в законе № 44-ФЗ. После размещения протокола в ЕИС, победитель тендера должен не только подписать проект предложенного контракта, но и представить его обеспечение (в денежной форме или в виде банковской гарантии). Если такое обеспечение представлено и соответствует условиям торгов, а контракт подписан победителем, заказчик должен исполнить свою обязанность в течение 3 дней.

Подписание контракта осуществляется в электронной форме через онлайн-площадку, выбранную для проведения аукциона или конкурса.

Ответственность за нарушение указанного срока наступит даже при просрочке в 1 день.

Срок для подписания документов

Как видим, законом о закупках установлены предельные сроки каждого этапа. При соблюдении всех установленных сроков предельный срок заключения контракта по 44-ФЗ с даты размещения протокола должен быть не больше 19 рабочих дней.

В то же время госконтракт должен быть заключен не ранее 10 дней с даты размещения протокола, а если речь идет о запросе котировок или предложений в электронной форме, то не ранее чем через 7 дней с указанной даты (ч. 9 ст. 83.2 закона о закупках).

Обратите внимание! Течение сроков каждого этапа процедуры заключения контракта по 44-ФЗ может приостанавливаться, но не более чем на 30 дней (ч. 16 ст

83.2 закона о закупках). Это возможно при обязательном незамедлительном уведомлении другой стороны в следующих случаях:

  • возникли обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию;
  • принят судебный акт, препятствующий подписанию.

После устранения обстоятельств контракт заключается.

Когда победитель считается уклонившимся?

Выигравший закупку участник будет считаться уклонившимся от заключения контракта, если в необходимый срок не отправит организатору торгов подписанный проект и надлежащее ОИК.

Также уклонившимся может быть признан поставщик продукции, необходимой для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медпомощи, лекарства, топливо): если в такой процедуре цена была уменьшена на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование своего предложения.

Сведения об уклонившемся исполнителе вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на 2 года. Все это время он не может принимать участие в закупках по 44-ФЗ и некоторым закупкам по 223-ФЗ.

Включение сведений в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого понадобится представить доказательства, что договор не был заключен из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Также уклонившимся станет исполнитель, который не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ, либо сообщил ложную о себе информацию, что позволило ему победить. В этом случае заказчик отказывается от заключения контрактных обязательств.

При данном отказе заказчик готовит протокол, в котором указывает время и место составления, данные исполнителя, основания отказа и реквизиты документов, которые доказывают факт-основание для отказа.

Основания для проведения электронного запроса предложений

Весь алгоритм организации и проведения запроса предложений в электронной форме подробно описан в 44-ФЗ. Согласно ст.83.1 данное закупочное мероприятие начинается с размещения извещения в ЕИС. Побеждает участник, который подал выгодное для заказчика ценовое предложение. В этом суть торгов.

Заказчики проводят запрос предложений в ЭФ в соответствии с ч.2 ст.83.1 44-ФЗ, когда нужно приобрести следующие категории товаров/работ/услуг:

  • спортивные товары (инвентарь, оборудование, экипировку), необходимые для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • товары, работы, услуги, которые были предметом контракта, расторгнутого по ч.9 и ч.15 ст.95 44-ФЗ;
  • лекарственные средств для будущего назначения их пациентам после прохождения врачебной комиссии;
  • услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в зарубежные судебные органы или международные суды;
  • товары, работы или услуги по факту признания несостоявшимися некоторых других электронных процедур согласно ч.4 ст.55.1 (конкурс) и ч.4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
  • изделия народных художественных промыслов, зафиксированных в особом порядке, утвержденном российским правительством;
  • жилье у собственников-физлиц для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Причины несостоявшегося ЭА

  1. Поступила только одна или не поступило ни одной заявки (ч. 16 ст. 66).
  2. Комиссия отказала в допуске всем участникам или допустила только одного участника (ч. 8 ст. 67).
  3. По истечении 10 минут после начала торгов ни один из участников не подал ценовое предложение (ч. 20 ст. 68).
  4. Комиссия признала все вторые части заявок не соответствующими установленным требованиям или признала соответствующей только одну вторую часть заявки (ч. 13 ст. 69).
  5. Победитель уклонился от заключения контракта, а второй кандидат не направил заказчику в назначенный срок подписанный проекта контракта и обеспечение исполнения контракта (ч.15 ст. 83.2).

Общий порядок заключения договора: оферта и акцепт

Подробный обзор о том, с какого момента договор вступает в силу, читайте в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

  1. Когда в предложении о заключении соглашения был прописан срок для его принятия, указанный срок должен быть соблюден.
  2. Если в таком предложении срок указан не был, но он содержится в законах или подзаконных актах, следует соблюсти срок, закрепленный в этих актах.
  3. Если ни в оферте, ни в других актах срок для ее акцепта указан не был, предполагается получение акцепта в нормальное время, которое для этого необходимо.
  4. Если в оферте наряду со сроком акцепта отмечен период для ее рассмотрения и акцепт отправлен в пределах указанного периода, но пришел с опозданием, договор будет признан заключенным сторонами. Единственное исключение, когда оферент сразу же сообщил о том, что получил акцепт по истечении установленного срока. 

Образец соглашения о намерениях заключить договор

Подробнее

Образец письма с отказом от заключения договора

Подробнее

О том, какой перечень документов требуется для заключения соглашения, вы подробнее узнаете, ознакомившись со статьей Перечень необходимых для заключения договора документов. Порядок его заключения раскрыт в материале Порядок заключения договора по ГК РФ. О составлении протокола разногласий к договору рассказывается в статье Образец протокола разногласий к договору.

Подготовка документов

Итак, заказчик решил провести запрос предложений в электронной форме. В этом случае вместе с извещением и проектом контракта он размещает в ЕИС закупочную документацию. При этом он обязан соблюдать сроки, указанные в ч.3 ст.83.1 44-ФЗ. Если мы говорим об извещении, то размещать его необходимо не позднее 5-ти рабочих дней до мероприятия.

В этот же 5-дневный период размещается документация электронного запроса предложений. В этом отличие этой процедуры, например, от электронного аукциона, при котором документация о закупке публикуется за 7 дней при НМЦК до 300 млн. руб. и за 15 дней при НМЦК более 300 млн. руб.

В извещении указывается информация, регламентированная ч.4 ст.83.1 44-ФЗ:

  • адрес электронной площадки;
  • критерии электронного запроса предложений;
  • требования для предполагаемых исполнителей и список документов и выписок, которые нужно подавать в составе заявки;
  • сроки мероприятия — день и время окончания подачи заявок и дата окончания их рассмотрения и оценки.

В техническом задании в первую очередь следует обращать внимание на то:

  • сколько времени отводится на контрактные обязательства;
  • сколько нужно поставить товара/выполнить работ;
  • каким требованиям должен соответствовать исполнитель (например, представить лицензии, допуски и т.д.).

Рассмотрение окончательных предложений участников

Сотрудники заказчика рассматривают окончательные предложения участников на  следующий рабочий день после того, как они были отправлены (ч.23 ст.83.1). Если окончательное предложение предполагаемого исполнителя ухудшило изначальную подачу запроса, то его отстраняют. В этом случае и в случае, когда участник не направил окончательное предложение, первоначальное предложение и будет считаться окончательным для такого участника.

В запросе предложений в ЭФ побеждает участник, который представил наилучшее окончательное предложение по критериям, указанным в извещении и документации к закупке (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

Если несколько окончательных представлений содержат идентичные условия, то побеждает то, которое было подано раньше. Победителем признается более расторопный участник.

Этапы и сроки

  1. В течение 5 дней после публикации итогового протокола заказчиком формируется и размещается проект контракта без подписи на используемой ЭТП и в ЕИС.
  2. Далее в течение 5 дней победитель перечисляет обеспечение (если такое было предусмотрено) и подписывает контракт в электронной форме или представляет заказчику протокол разногласий.
  3. При наличии протокола разногласий, заказчик в течение 3 рабочих дней публикует изменённый проект, если он согласен с замечаниями, или тот же договор без изменений и с указанием причины отказа в правках. Если протокола нет, заказчик в течение этого же срока проверяет обеспечение (если такое было предусмотрено) и подписывает контракт.
  4. В следующие 3 дня победитель подписывает контракт или направляет жалобу в ФАС на действия заказчика.

Если срок аренды не определен договором?

Если стороны в договоре аренды не определили срок аренды, то договор считается заключенным, так как срок аренды не является существенным условием договора аренды.

В случае отсутствия в договоре срока аренды он будет равен сроку действия договора. Если при этом срок действия договора не согласован, договор будет считаться заключенным на неопределенный срок. Это означает, что любая сторона может во всякое время отказаться от договора аренды, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества – за три месяца.

Определение срока аренды календарными датами

Если передача объекта в аренду не обусловлена какими-либо событиями или обстоятельствами и стороны заранее знают точные даты начала и окончания пользования имуществом, начальный и конечный сроки аренды рекомендуется согласовывать путем указания на календарные даты.

Пример условия:

“Начало аренды – “___”.______________.20__ г.

Окончание аренды – “____”.____________.20__ г”.

На практике срок аренды зачастую определяют указанием на промежуток времени, ограниченный календарными датами (например, “с “01” января 2020 года по “31” марта 2022 года”). Согласование срока таким способом влияет на определение продолжительности срока аренды, в том числе на исчисление арендной платы.

Определение срока аренды до определенный даты

Если срок действия договора аренды установлен до определенной даты, включается ли эта дата в сам срок аренды?

Судебная практика по вопросу толкования того, входит ли дата, указанная после предлога “до”, в срок, неоднозначна.

Чтобы избежать разногласий о включении даты окончания срока в срок аренды, рекомендуется использовать после указания даты окончания наречие “включительно“. Указание этого слова при определении окончания срока аренды будет однозначно свидетельствовать о включении в срок аренды даты его окончания.

Примеры условия:

“Срок аренды имущества устанавливается с “01” января 2017 года по “31” марта 2018 года включительно”.

Определение срока аренды истечением периода времени

Начальный и (или) конечный сроки аренды согласно ст. 190 ГК РФ могут определяться истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, неделями, днями или часами.

При таком способе согласования необходимо указать сам период и его начало.

Началом периода может быть календарная дата или наступление события (ст. 191 ГК РФ).

Примеры условия:

“Срок аренды имущества начинается с “_____”.____________.20__ г. и оканчивается по истечении 11 (одиннадцати) месяцев”.

“Срок аренды имущества составляет 11 (одиннадцать) месяцев с момента заключения договора аренды”.

“Срок аренды имущества составляет 11 (одиннадцать) месяцев с даты подписания акта приема-передачи”.

Согласно ст. 191 ГК РФ срок аренды при определении его периодом времени начинает течь не с календарной даты, указанной в договоре, или с момента наступления события, а на следующий день после этой даты или события.

Соответственно, если арендатору необходимо начать использовать имущество, например, с 1 июня, в качестве даты начала срока аренды в договоре следует определить 31 мая. Стороны могут установить срок передачи 31 мая, чтобы арендатор мог полноценно пользоваться имуществом с 1 июня. В таком случае передача имущества должна быть произведена до конца дня 31 мая.

Если стороны договора – юридические лица, то по правилам абз. 2 п. 1 ст. 194 ГК РФ истечение срока передачи имущества наступит в час, когда в организации, являющейся арендатором, прекращаются соответствующие операции.

Окончание срока аренды, определяемого периодом времени, рассчитывается по правилам ст. 192 ГК РФ.

Так, срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Например, если в качестве начала срока аренды указано 2 июня 2015 г., то срок аренды, равный одному году, будет начинаться 3 июня 2015 г. и заканчиваться 2 июня 2016 г.

Определение срока аренды указанием на неизбежное событие

Пользование имуществом иногда целесообразно только при определенных обстоятельствах или после наступления какого-либо события (например, начала ледохода или посевной). Но согласовать срок начала и (или) окончания аренды путем указания на событие можно, только если его наступление неизбежно. Это означает, что оно не зависит от воли и действий сторон.

Пример условия:

“Оборудование, указанное в п. 1.1 настоящего договора, передается арендатору во временное владение и пользование со дня начала навигации на реке Амур в районе г. Хабаровска в 20__ г. до дня, следующего за днем окончания этой навигации”.

Периоды подписания контракта в зависимости от формы закупки

Итак, Закон о закупках для государственных и муниципальных нужд от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривает две возможности определения исполнителей по контрактам, это конкурентные способы и осуществление закупки у единственного поставщика.

В свою очередь, конкурентные подразделяются на следующие разновидности.


Порядок заключения контракта

Аукцион

Представляет собой торги, определяющие победителя — лицо, предложившее наименьшую цену контракта. Существует электронный и закрытый аукцион.

Электронный аукцион

В этом случае, после размещения в единой информационной системе (ЕИС) торгов итогового протокола проведения торгов заказчик обязан в течение 5 дней разместить проект контракта. После чего, в течение ещё 5 дней победитель размещает проект контракта и документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение. При наличии расхождений по проекту, в течение 13 дней победитель обязан составить и разместить в системе протокол разногласий. Далее, не позже 16 дней заказчик размещает доработанный проектный документ, который в течение 20 дней после итогового протокола также направляется в базу лицом выигравшем аукцион, потом стороны подписывают контракт либо в случае отказа победителя от его подписания, сделка оформляется со вторым участником по его согласию.


Протокол разногласий

Закрытый аукцион

Такой вид торгов проводится с участием специально приглашённых для этой цели лиц. В день проведения торгов подписывается протокол о результатах аукциона, имеющий силу договора.

Конкурс

Является самым распространённым видом определения исполнителей. Победителем становится лицо, предложившее наиболее благоприятные условия выполнения работ по контракту. Проводится следующими способами:

  • открытый конкурс. Контракт заключается не ранее, чем через 10 и не позднее 20 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок. Эта процедура осуществляется следующим образом:
    • – в течение 3 дней протокол вместе с проектом соглашения направляется победителю конкурса;
    • – не позднее 15 дней с момента получения, победитель подписывает проект контракта;
    • – 10 дней даётся заказчику на подписание контракта;
    • – если победитель конкурса уклонился от заключения контракта, договор оформляется со вторым участником по его согласию;
  • с ограниченным участием. К выполнению работ допускается лицо подтвердившее свою квалификацию по единым и дополнительным требованиям. Как и в предыдущем варианте для подписания контракта даётся время от 10 до 20 дней, порядок заключения аналогичный;
  • двухэтапный. Победителем признаётся лицо, прошедшее отбор для участия по предъявляемым требованиям (если были такие требования) и предложившее лучшие условия по выполнению работ по контракту. Порядок и сроки подписания контракта такие же, как в открытом конкурсе.

Запрос котировок

Этот способ определения исполнителя подразумевает заключение контракта с лицом, предложившим меньшую цену за выполняемые работы при условии, что начальная цена контракта не должна превышать 500 тыс. руб. Участие в торгах осуществляется бесплатно.

Протокол с проектом контракта направляется победителю в течение 2 дней после вскрытия конвертов и размещения протокола в ЕИС. Контракт подписывается не ранее 7 и не позднее 20 дней.

Запрос предложений

В этом случае исполнителем становится тот, кто представит предложение в большей степени соответствующее установленным требованиям к выполняемым работам или услугам.

Контракт подписывается в такие же сроки, как при запросе котировок.

Закупка у единственного поставщика

Осуществляется в случаях, определённых статьёй 93 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. По общим правилам контракт заключается путём направления извещения в ЕИС, за 5 дней до составления договора.

Сроки подписания контракта со стороны поставщика:

Как прописать существенные условия в проекте в зависимости от положений закупки

Положение закупки Условие госконтракта Норма 44-ФЗ
Цена выше 100 млн руб и срок выполнения больше трех лет График исполнения. Ч. 12 ст. 34
Цена госконтракта больше 1 млрд руб. — для федеральных нужд или больше 100 млн руб. — для нужд региона Поставщик должен предоставить сведения о субподрядчиках, с которыми заключены договоры на общую сумму, которая превышает 10 % цены госконтракта. Пропишите требования к форме, порядку и срокам передачи подрядчиком этой информации, а также ответственность за несоблюдение этого условия. Установите пеню по ставке 1/300 ключевой ставки Банка России от цены договора субподряда за каждый день просрочки. Ч. 23, 24 ст. 34

Внесение обеспечения исполнения контракта

Как правило, конкурсная документация содержит такое условие, как внесение обеспечения исполнения контракта. По общему правилу требование обеспечить контракт обязательно включается в конкурсную документацию. Но в некоторых случаях (например, при запросе котировок) заказчик выбирает, требовать ли обеспечения в конкурсной документации (ст. 96 закона о закупках).

Обеспечение может иметь денежное выражение либо представлять собой банковскую гарантию. Подробнее о порядке внесения обеспечения читайте в нашей статье «Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ».

Важно! Если условие о внесении обеспечения установлено, то ГК может быть заключен исключительно после его соблюдения

Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 октября 2016 г. N Д28и-2803 О заключении контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг

25 ноября 2016

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение.

В соответствии с частью 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40 и 41 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 — 9, 11 — 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) для совершения сделок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

При этом в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика, включается в реестр контрактов, заключенных заказчиками. Однако в соответствии с частью 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, заключение контракта в устной форме возможно в случаях, указанных в пунктах 4, 5 и 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов

Особенности подписания при наличии разногласий и уклонений от подписания

По каждому из перечисленных видов торгов победитель может отказаться подписывать контракт, либо по условиям его исполнения возникают разногласия.

При уклонении заключения контракта заказчик вправе оформить отношения с лицом, занявшим на торгах второе место. При этом об организации или предпринимателе, отказавшихся заключать контракт, заказчик фиксирует соответствующую информацию в реестре недобросовестных поставщиков.

Заказчик вправе отказать в заключении контракта, если обнаружит, что участник закупки не соответствует предъявляемым требованиям. В иных случаях он не уполномочен отказываться от подписания соглашения.

Уклонение от подписания контрактаВажно! Нарушение сроков заключения контрактов либо уклонение их подписания влечёт административную ответственность в виде штрафа в размере 50 тыс. руб

по статье 7.32 КоАП РФ.

Протокол разногласий составляется только при проведении конкурса в форме электронного аукциона, о котором более подробно описано в этой статье.

В завершение целесообразно отметить важность соблюдения установленных законом сроков для подписания контрактов. За их нарушение законодатель предусмотрел административно-правовую ответственность в виде крупных штрафов, а также занесение в специальный реестр, затрудняющий в дальнейшем работать по государственным контрактам

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.04.08АктивыКоэффициент быстрой (срочной, строгой, промежуточной) ликвидности – значение и расчет
  • 2020.04.08АктивыЧто показывает фондовооруженность труда, формула расчета и оценка
  • 2020.04.08АктивыЧто такое и в чем измеряется фондоемкость, как посчитать показатель – формула расчета
  • 2020.04.08АктивыЧто такое и в чем измеряется фондоотдача, как посчитать показатель

Размещение проекта контракта

В течение 5 дней с даты публикации протокола госзаказчик должен разместить в системе и на электронной площадке неподписанный проект контракта (ч. 2 ст. 83.2 закона о закупках).

Подробно об электронных площадках и порядке аккредитации на них, рассказываем в нашей статье «Как пройти аккредитацию на торговой площадке». 

Причем проект изначально всегда включен в конкурсную документацию (ч. 2 ст. 50 закона о закупках), и участники торгов могут ознакомиться с его содержанием заранее. После же завершения торгов проект размещается с внесенными в него конкретными данными:

  • о поставщике (победителе торгов);
  • товаре или услуге (точные характеристики);
  • цене.

Меры ответственности

Читайте: Незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: взятка

Что делать победителю тендера, если он столкнулся с отказом или уклонением заказчика от подписания контрактной документации? По данному факту можно подать официальную жалобу в ФАС, региональный орган контроля за закупками, или в прокуратуру. Указанные ведомства вправе получать любую информацию, связанную с проведением торгов, в том числе напрямую с электронной площадки.

Санкции за просрочку в подписании контракта будут назначаться по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ. Для этого применяются следующие правила:

  • ответственность будет нести конкретное должностное лицо, ответственное за подписание контракта с победителем торгов (юридическое лицо или члены закупочной комиссии к санкциям за такой проступок не привлекаются);
  • рассматривать дела по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ вправе органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на контроль в сфере закупочной деятельности;
  • должностному лицу, виновному в нарушении сроков, грозит штраф в фиксированной сумме 50 тыс. руб.

Указанная сумма штрафа не может быть уменьшена или увеличена, вне зависимости от продолжительности проступка.

Если победитель торгов сам не обратился с жалобой в УФАС или прокуратуру, указанные ведомства могут возбудить дело по собственной инициативе при мониторинге ЕИС и плановых проверках заказчиков.

На практике, избежать наказания по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ можно только в двух случаях – если победитель сам не подписал контракт, либо не представил надлежащее обеспечение.

Эти факты должны подтверждаться материалами и документами, размещенными в ЕИС и на электронной площадке. При таких обстоятельствах заказчик обязан своевременно сообщать сведения о недобросовестных поставщиках в ФАС и требовать привлечения их к ответственности.

Размер и условия обеспечения контракта

Обеспечение исполнения контракта вносится до подписания контракта. Его можно предоставить одним из двух способов по выбору исполнителя:

  • Перевести денежные средства на расчетный счет организатора торгов. Счет указывается в тендерной документации. Сумма перечисляется в полном объеме.
  • Взять банковскую гарантию в уполномоченном банке, внесенном в перечень Минфина. Данные о БГ должны быть внесены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна соответствовать условиям документации закупки и 44-ФЗ. Если БГ нарушает хотя бы одно условие, заказчик не примет ее в качестве ОИК и может признать исполнителя уклонившимся от заключения обязательств.

Победитель должен будет подтвердить предоставление ОИК, направив в ЕИС платежное поручение (в первом случае), банковскую гарантию (во втором случае).

Размер обеспечения может быть установлен от 5 до 30% от НМЦК, но не меньше суммы аванса. Если НМЦК больше 50 млн. руб., то ОИК составит от 10 до 30% от НМЦК. Точную цифру заказчик прописывает в тендерной документации и проекте контракта.

Победителю необходимо будет предоставить ОИК в полуторакратном размере от указанной в документации закупки, если в ходе закупки НМЦК была снижена им на 25% и более (так называемые, антидемпинговые меры). Исключением является случай, когда НМЦК не превышает 15-ти млн. руб., и победитель может подтвердить свою добросовестность – предоставить 3 контракта из реестра контрактов, выполненные им за предыдущие 3 года до даты подачи заявки без применения штрафных санкций. При этом стоимость одного из них должна быть не менее 20% от НМЦК нынешней процедуры.