Оглавление
Чем отличаются прямые налоги от косвенных
С точки зрения субъекта платежа все виды налогов и сборов в РФ являются прямыми или косвенными.
Прямыми налогами по предусмотренным законом ставкам облагаются имущество и доходы плательщика. Денежные средства перечисляет государству владелец объекта обложения. Для такой оплаты граждане заполняют налоговую декларацию с расшифровкой статей дохода.
Процент косвенных налогов включен в цену и оплачивается потребителем при покупке товаров или расчете за услуги. Денежные средства государству перечисляет продавец товара. Корректность платежа подтверждается бухгалтерским отчетом.
Функции
Функции налогов и сборов, которые следуют из определения и разработаны наукой налогового и финансового права, таковы:
- фискальная — именно за счет них формируется бюджет и внебюджетные фонды, аккумулируются и формируются доходы государства, необходимые для реализации социально-значимых и экономических программ;
- распределительная — при помощи этих платежей государство перераспределяет средства и ресурсы из производственной сферы в социальную;
- стимулирующая — за счет установления определенного порядка взимания этих обязательных платежей государство оказывает влияние на процесс воспроизводства. Практическая реализация этой функции осуществляется за счет введения льгот, различных систем налоговых ставок и вычетов, санкций и преференций;
- контрольная — заключается в отслеживании правильности уплаты и расчета, своевременности поступлений, так как законодательно устанавливается единый порядок и он должен соблюдаться всеми налогоплательщиками.
Нетрудно заметить, что основная функция — фискальная, остальные являются дополнительными и коррелируют друг с другом, осуществляются одновременно, то есть их разделение носит достаточно условный характер. В науке нет единого мнения относительно этого вопроса, однако чаще всего приводится именно этот список задач, с которым согласны большинство ученых.
Классификация
Различают такие виды:
- Ставки называются твердыми, если они устанавливаются в определенной сумме на весь объект или его единицу. Это самый простой налог в плане начисления. Объект или его единица в этом случае измеряются количественно, а не в денежном выражении. Например, отмененный в РФ в 2018 транспортный налог начислялся, исходя из количества лошадиных сил автомобиля и установленного тарифа. Когда инфляция обесценивала суммы сборов, государство увеличивало ставку.
- Пропорциональные ставки рассчитаны на облагаемую базу, выраженную в рублях, и не зависят от ее объема. В качестве налога устанавливается процент от суммы. Например, в России пропорциональная ставка 13 % установлена для НДФЛ. Она неизменна для разных уровней дохода граждан и актуальна при любом скачке инфляции в стране. Сумма собранных по таким ставкам платежей растет при увеличении налоговой базы.
- Система прогрессивных ставок нескольких видов налогов и сборов распространена в мире для обложения доходов. В России она пока не применяется. Есть простые и сложные прогрессивные ставки. О простой говорят, когда она применяется ко всей налоговой базе плательщика. Например, чем больше общий доход в рублях, тем выше ставка. Сложная обязывает делить полученный доход на части, чтобы определить ставку по каждой из них отдельно. Это делается на основании анализа доходов за предыдущий и настоящий налоговые периоды. В этом случае платеж рассчитывается по повышенной ставке только на сумму увеличения доходов по сравнению с прошлым периодом.
- Когда применяется обратный принцип — процент снижается при увеличении дохода, речь идет о регрессивной налоговой ставке. Ее применяют, когда правительство хочет стимулировать рост определенных отраслей. Например, так взимается в России единый социальный налог. Если ставка установлена в процентах, такие налоги называются квотативными. Если облагается единица объекта, как в случае с твердыми ставками, они — реальные.
Сущность и функции налогов
Налоги представляют собой обязательные сборы, которые взимает государство с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Экономическую категорию «налог» следует рассматривать в следующих аспектах:
- по экономической сущности;
- по формам проявления;
- с организационно-правовой стороны.
Экономическая сущность налогов проявляется в денежных отношениях, которые возникают в государстве с юридическими и физическими лицами по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и формирования фонда финансовых ресурсов государства. Материальной основой налогов является реальная сумма средств, которые мобилизуются государством.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.
С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных размерах и установленные сроки.
Налоговым отношениям свойственны отличительные особенности, позволяющие выделить их из общей совокупности финансовых отношений. В частности это обязательный характер налогов и их относительная необратимость.
В современной финансовой науке и налоговом законодательстве используют три основных термина, которыми обозначаются платежи государству — сборы, отчисления, налог. Рассмотрим различия между ними.
Сбором (платой, взносом) является обязательный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в пользу таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.
Отчисления предусматривают целевое назначение платежей. Они могут быть либо частичными, в том числе установленные согласно экономического содержания платежей, или полными, если средства в полном объеме используются только по целевому назначению.
Налогом является обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом. Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Характерными признаками налогов, которые позволяют отличить их от других платежей, является то, что они не имеют ни элементов полного эквивалентного обмена, ни конкретного целевого назначения.
Раскрытие сущности и общественного назначения налогов невозможно без определения функций налогов:
- фискальной;
- регулирующей;
- стимулирующей.
Фискальная функция налогов является важнейшей в характеристике сущности налогов, т.к. она определяет их общественное назначение. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть создаются материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Через стимулирующую функцию налогов государство воздействует на процесс воспроизводства, стимулируя его развитие, усиливая накопление капитала, расширяя платежеспособный спрос населения, создавая дополнительные стимулы для деловой и инвестиционной активности, мотивации к работе, поддерживая уровень занятости. В процессе реализации этой функции стимулирующее влияние на общественное производство обеспечивается через дифференциацию налоговых ставок, установления системы льгот и др.
Сущность регулирующей функции налогов заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.
Перечень налогов, имеющих статус региональных в РФ ↑
Статус региональных имеют следующие налоги, взимаемые на территории Российской Федерации:
- транспортный, налагается на определенные категории техники;
- на доход от ведения игорного бизнеса;
- налог на имущество различных организаций.
При этом следует учитывать, что налог на игорный бизнес и имущество организаций обязаны платить только юридические лица, индивидуальные предприниматели.
В то же время налог транспортный платят также лица физические, владеющие частным транспортом – автомобилями, мотоциклами и иным.
Каково назначение
Причем данное требование государства является безусловным по причине невозможности существования последнего при отсутствии налоговых сборов.
Назначение региональных налогов обозначается непосредственно в их названии. Все уплаченные физическими и юридическими лицам средства перечисляются в региональные бюджеты, аккумулируются там.
Далее полученные средства используются для выполнения непосредственно самими властями регионов своих функций.
Ранее особой категорией являлся налог транспортный. В течение долгого времени он перечислялся в бюджет специализированной организации под названием «Дорожный фонд».
Подобное предприятие имелось во всех регионах страны и выполняло функцию поддержания дорожной инфраструктуры в надлежащем состоянии.
Впоследствии фонды были упразднены, транспортный налог используется местными властями на свое усмотрение. Также как и остальные налоги регионального характера, поступающие в местный бюджет.
Кем устанавливаются элементы таких налогов
Сегодня все без исключения элементы региональных налогов устанавливаются:
- Налоговым кодексом Российской Федерации.
- Законодательными органами субъектов РФ.
Именно в этом заключается самое важное отличие региональных налогов от федеральных. Порядок внесения изменения или же иные действия осуществляются всегда в два этапа:
Порядок внесения изменения или же иные действия осуществляются всегда в два этапа:
Первый | Определяется НК РФ |
Второй | Определяется законом субъекта РФ |
При этом Налоговый кодекс РФ является приоритетным документом, и он устанавливает рамки, в пределах которых допускается внесение каких-либо изменений на региональном уровне в следующие элементы налогообложения:
- порядок уплаты;
- налоговые ставки;
- сроки уплаты.
Ранее, до того как НК РФ вступил в силу и возможности по изменению налогового законодательства региональными властями никак не регулировались, существовало множество налоговых сборов.
Так как в большинстве случаев чиновники злоупотребляли своим правом увеличивать ставки, а также изменять сроки уплаты авансовых и иных платежей.
Налоговый кодекс позволяет предотвратить необоснованное увеличение различных налогов.
Определение налоговой ставки
Определение налоговой ставки существенно различается для разных типов налоговых сборов.
Определяется она на региональном уровне властями с учетом следующих факторов:
- возможностей самих налогоплательщиков;
- потребностей бюджета региона;
- экономической обстановке в стране и конкретной сфере деятельности;
- положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Регулирующие размер налоговой ставки власти обязаны учитывать, прежде всего, финансовые возможности самих плательщиков. Особенно это касается транспортного налога.
Видео: налогообложение в России
https://youtube.com/watch?v=kq1pqH0qkZs
Так как существенная часть поступлений формируется не только юридическими лицами, но также физическими.
При возникновении острого дефицита и недостатка средств местные власти могут увеличить налоговую ставку исходя из сложного финансового положения самого региона, недостатка средств в нем.
В то же время при определении величины налоговой ставки власти всегда должны осуществлять регулирование только в рамках, установленных НК РФ.
Контролем в данной сфере в обязательном порядке должна заниматься прокуратура и максимально быстро реагировать при возникновении каких-либо нарушений.
Ставки по некоторых налоговым сборам подвергаются дифференциации в зависимости от некоторых факторов.
Причем осуществляться это может не только региональными органами власти, но также федеральными.
Например, ставка транспортного налога зависит от следующих факторов:
• мощности установленного в ТС мотора;
• года выпуска;
• вместимости кузова;
• категории транспортного средства.
Система источников налогового права
Какие акты являются составляющими общей системы норм рассматриваемой отрасли права? Существует определенный перечень законов, подзаконных актов, а также документов, которые содержат в себе нормы, так или иначе касающиеся правил налогообложения, а также взаимоотношений субъектов, вступающих в правоотношения, регулируемые нормами права.
Основным источником налогового права является Налоговый кодекс, который в настоящий момент действует на территории России. Следует отметить, что ссылки на остальные источники права в данной сфере имеются именно в содержании данного закона.
В системе государственного законодательства основным источником формы налогового права является Конституция государства, в которой закреплены основные положения, соблюдаемые в практике налогообложения и совершения правоотношений в данной сфере.
Систему таковых источников также составляют нормативные акты, входящие в структуру внутреннего законодательства государства. Из числа таковых выделяют федеральные и региональные законодательные акты, которые в своем содержании имеют данные относительно налогов, сборов. К ним также относятся и нормативные правовые акты, которые были приняты в установленном порядке органами местного самоуправления.
Важным источником норм в данной сфере права является общее законодательство, по своему содержанию смежное с налоговым. В частности, к числу таковых относится Таможенный кодекс, а также Уголовный, в котором предписана часть санкций, назначенных за неисполнение субъектами правоотношений в сфере налогового права указанных требований.
Подзаконные акты о налогообложении, которые издаются органами общей и специальной компетенции, также относятся к системе источников норм рассматриваемой отрасли права. Кроме этого, в нее также включены те акты, которые были изданы органами судебной системы.
Отдельное внимание следует уделить международным источникам налогового права, которые также входят в состав общей системы. Следует отметить, что таковыми являются лишь те документы, которые были признаны Российской Федерацией
На практике многие отмечают, что большинство таковых актов имеют сугубо рекомендательный характер. К их числу относятся все акты, в которых предписаны принципы общего характера, преследуемые в налоговом праве и в сфере налогообложения. К международным источникам налогового права также относятся все соглашения в отношении упомянутого выше объекта. Ярким примером такового может послужить соглашение, заключаемое Россией с различными иностранными государствами об устранении двойного налогообложения. Особенное значение имеют и договоры, заключенные РФ с другими странами об отдельных вопросах налогообложения.
Среди международных источников отдельное внимание следует уделить решениям судов, в содержании которых имеется толкование соглашений, заключенных относительно отдельных вопросов налогообложения и отношений в данной сфере, возникающих между субъектами. Те договоры и соглашения, которые были заключены между СССР и другими государствами, также относятся к источникам права в сфере налогообложения
Однако таковыми признаются лишь те, которые имеют юридическую силу по сей день.
В числе международных актов-источников права также следует выделить многосторонние договоры и соглашения, которые имеют общеполитический характер. Их содержание отражает в себе основные принципы налогообложения, которые применяются в современном праве.
Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что источниками налогового права не являются нормативные правовые акты, которые не имеют в своем содержании норм относительно регулирования процедур налогообложения, а также правил взаимодействия между субъектами налоговых правоотношений. То же самое правило касается и международных актов.
Рассмотрим далее более детально каждую составляющую рассмотренной системы.
Элементы налоговой системы Российской Федерации
Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.
1 часть — в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу
1 января 1999 г.
2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.
Так, с 1 января 2003 года введены поправки:
- введён транспортный налог
- упрощённая система налогообложения
На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.
Налоговая политика – это налоговый механизм, который используется для взимания налогов. Она называется фискальной политикой государства.
Основные направления налоговой политики в РФ
- создание эффективной и стабильной налоговой системы
- обеспечение устойчивости госбюджета, поддержание его сбалансированности
- поддержка инвестиций
- повышение предпринимательской активности
- сокращение теневой экономики
- поддержка малого и среднего бизнеса (например, снижение налоговой ставки, упрощение процедуры регистрации)
- упрощение налогового администрирования
Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
- Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
- Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
- Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).
Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.
В структуру налоговой системы России включены:
- все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
- субъекты обложения налогами и сборами;
- нормативно-правовая основа;
- государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.
К системе налоговых органов РФ относятся:
- Министерство финансов РФ.
- Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
- учет плательщиков налогов и сборов;
- контроль за выполнением требований налогового законодательства;
- надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:
- Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
Что такое объект налогообложения
Если гражданин России владеет имуществом, получает доход от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, то все это становится объектами налогообложения.
В законодательстве предусмотрено взимание налога в определенной процентной ставке и указаны условия освобождения от него.
С точки зрения НК, товар — это имущество, продаваемое в данный момент или предназначенное для реализации и облагаемое таможенной пошлиной.
Работа является объектом налогообложения, если ей можно дать материальную оценку. Например, ее результатом становится предмет, имеющий рыночную стоимость, или труд увеличивает стоимость уже имеющегося имущества. Работы производят по заказам организаций или частных лиц на основе договора с указанием стоимости.
Результаты услуг не материальны. Они имеют стоимость, указанную в договоре. Услуга передается исполнителем и принимается заказчиком в момент ее оказания и не может быть физически измерена. Например, информационная услуга.
Что такое налоговый период
Налоговый период — временной отрезок, доходы за который подлежат обложению. Существует еще понятие «отчетный период» для сдачи документации в контролирующие органы. Платежи за такой период исчисляются, а их суммы вносятся в отчетную документацию. Начисленное оплачивают сразу или делают это в конце налогового периода. До его завершения все выплаты считаются авансовыми. После закрытия периода делается обязательная итоговая корректировка сумм и полный расчет.
Налоговый период предприятия может быть меньше календарного года, если оно было организовано после 1 января или ликвидировано до 31 декабря.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
Основные функции:
- Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
- Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
- Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
- Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Налоговые режимы
Пересчитывая такое большое количество налогов, можно действительно сильно испугаться или хотя бы удивиться – когда же вы успеваете все платить? Но по факту, на существующих 15 налогов, есть 5 видов специальных режимов, каждый из которых существенно упрощает жизнь.
Безусловно, государство не может позволить себе терять какие-либо средства, просто так снимая обязанности платить налог. Но режимы способны объединить какие-то из них вместе, а некоторые и вовсе обнуляются, переходя в единую, установленную для всех сумму.
Сегодня, предприниматели и ИП могут воспользоваться: общим, упрощенным, единым, единым с/х и патентным видом налогообложения. В целом, система налогообложения довольно систематизирована и открыта.
Стать автором
Стать экспертом
Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Признаками налога являются:
1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее — НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;
2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;
3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;
5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) (далее — БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.