Оглавление
Обязательно ли проводить индексацию зарплаты работников?
В ст. 134 ТК РФ прописана обязанность работодателя индексировать заработную плату сотрудников каждый год. Если руководство не исполняет обязательства перед наёмным персоналом, начальство и само юрлицо можно привлечь к ответственности по ст. 5.2 КоАП РФ.
Необходимо закрепить порядок проведения данной процедуры в локальных актах, коллективном договоре или Положении об индексации.
Ежегодное повышение необходимо для того, чтобы работники не ощущали реальное снижение доходов на фоне ежегодной инфляции.
Например, при трудоустройстве работник и работодатель договорились об окладе 40 тысяч рублей. В течение года человек может купить на эту сумму определённое количество товаров, оплатить определённые услуги. Установленная инфляция за прошедший год составляет 4,7%, то есть, товары и услуги подорожали на 4,7%. То есть, на те же 40 тысяч рублей человек сможет купить меньше количество товара ли оплатить меньшее количество услуг.
Чтобы человек смог купить то же количество товаров и оплатить то же количество услуг, работодатель обязан проиндексировать его заработную плату.
Некоторые работодатели ошибочно полагают, что индексация нужно только в том случае, если работник получает меньше МРОТ. А так как эта величина постоянно растёт, то зарплату нужно постоянно увеличивать.
Ещё одно ошибочное мнение – если у предприятия финансовые трудности, индексацию можно не проводить. Это не так! Индексировать работникам зарплату обязаны все работодатели.
Обязанность по индексации заработной платы возложена на руководителей коммерческих и бюджетных организаций. Цель ежегодного повышения – обеспечение неснижаемости доходов работников.
Рекомендуем прочитать: Порядок индексации зарплаты в 2021 году на примерах.
Нужно ли составлять приказ?
Чтобы издать приказ, для него должно быть основание. В данном случае, основанием является ст. 130 и 134 ТК РФ. Составителем приказа может быть любой уполномоченный сотрудник – юрист, кадровик, бухгалтер.
Чтобы правильно составить распорядительный документ, необходимо обладать определёнными знаниями. Поэтому прежде чем доверить составление приказа об индексации зарплаты, нужно удостовериться в знаниях уполномоченного сотрудника.
Как оформить распоряжение, чтобы проиндексировать заработную плату?
Законодательно установленной формы приказа об индексации заработной платы не существует. Но при составлении распорядительного документа необходимо отразить в «теле» следующие сведения:
- сокращённое наименование организации;
- его реквизиты – ИНН, КПП, ОКТМО, адрес по которому находится;
- ФИО и должность руководителя предприятия;
- порядковый номер распорядительного документа;
- дата его составления;
- «тело» приказа – период за который назначается индексация, дата с которой она будет проведения;
- ФИО и должности сотрудников, которые назначаются ответственными за исполнение распорядительного документа.
Подписывается приказ руководителем предприятия. Также с ним должны быть ознакомлены сотрудники, назначенные ответственными за исполнение. Каждый ответственный наёмный работник ставит подпись напротив своей фамилии.
Также в приказе нужно отразить обязанность главного бухгалтера о начислении заработной платы сотрудникам с учётом индексации с прописанной в приказе календарной даты.
Например, «провести с 01.01.2021 года индексацию заработной платы всем без исключения работникам ООО «Полюс», «главному бухгалтеру Мирикиной А.М. с 01.01.2021 года начислять заработную плату с учётом проведённой индексации».
Приказ можно оформить от руки, на компьютере, на обычном листе А4 или на фирменном бланке предприятия. Сейчас многие работодатели используют электронный документооборот и специальные программы для ведения кадрового и бухгалтерского учёта.
Поэтому сложностей с изданием приказа возникнуть не должно – программа сама соблюдает порядковую нумерацию, автоматически вносит данные о работодателе.
Документ заверяется печатью организации. Но если организация не использует печать для ведения деятельности, этого можно не делать. С 2016 года отменена обязанность по использованию штампов и печатей предприятий в обязательном порядке.
Порядок назначения и выплаты заработной платы. Правовая охрана заработной платы. Удержания из заработной платы.
При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Заработная плата может быть выплачена работнику и путем перечисления на его текущий счет в банке, почтовым переводом через предприятия связи. В указанных случаях необходимо соответствующее заявление работника. Оплата услуг по перечислению и выплате сумм заработной платы осуществляется за счет работодателя, если условие об этом предусмотрено в коллективном или в трудовом договоре. в Кодексе предусмотрена выплата заработной платы и в неденежной форме (см. комментарий к ст. 131). Место и сроки выплаты заработной платы в такой форме определяются коллективным или трудовым договором. Очевидно, в указанных договорах должны быть также оговорены условия о видах натурального обеспечения, подходящего для личного потребления работника и его семьи, и стоимости натуральной части заработной платы, которая должна быть справедливой и разумной. По общему правилу заработная плата выплачивается непосредственно самому работнику, если законом или трудовым договором не предусмотрен иной способ ее выплаты. Трудовым договором может быть, например, предусмотрено, что по доверенности, выданной работником другому лицу, это лицо может получать причитающуюся работнику заработную плату. Доверенность, оформленная надлежащим образом, для работодателя является обязательной.Как и прежнее законодательство, Кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца.Выплата заработной платы реже чем каждые полмесяца допускается только в тех случаях, когда это предусмотрено федеральным законом. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня; при предоставлении работнику отпуска оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала; при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника, а при его отсутствии в этот день на работе — не позже следующего дня после предъявления им требования о расчете (см. комментарий к ст. 140 ТК).Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику. Одним из видов ответственности работодателя и других уполномоченных им в установленном порядке представителей, допустивших задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, является дисциплинарная ответственность. Нарушение работодателем сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, может повлечь и материальную ответственность. За нарушение законодательства о труде, включая нормы закона о своевременной и полной выплате работнику заработной платы и всех иных причитающихся ему сумм, предусмотрена и административная ответственность в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. 5. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, влечет уголовную ответственность (ст.
Список источников
- pravo.team
- pravostoriya.ru
- u-bags.ru
- TKodeksRF.ru
Комментарий к статье 130 ТК РФ
Исходя из основного принципа трудового права об установлении государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей данная статья закрепляет систему основных государственных гарантий по оплате труда, которая распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм, источников финансирования, в целях обеспечения реализации закрепленного в Конституции РФ права на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. В организациях бюджетной сферы реализация установленных данной статьей гарантий обеспечивается за счет средств соответствующих бюджетов, в небюджетных организациях они обеспечиваются за счет средств этих организаций.
Настоящей статьей установлены следующие гарантии, содержание которых, как правило, раскрывается в других статьях ТК (см. коммент. к соответствующим статьям):
величина МРОТ в Российской Федерации (ст. 133 ТК);
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК);
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (ст. ст. 137, 138 ТК);
ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст. 131 ТК);
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда (ст. 57 ТК);
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями (ст. 142 ТК);
сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК).
Есть ли гарантии от работодателя
Для того, чтобы получить законные гарантии от работодателя по начислению и выплате заработной плате, составляется трудовое соглашение. Это обычно выполняется при приеме на работу после устного согласования между работодателем и работником всех вопросов, касающихся денежных выплат при выполнении должностных обязанностей и отработке положенных часов.
Поскольку за деятельностью компаний любого профиля ведется регулярный надзор, осуществляются государственные и федеральные проверки на предмет соблюдения законодательства, работодатель для предупреждения вероятных негативных последствий (штрафов, ограничения деятельности компании) вынужден четко контролировать выполнение требований закона.
Государственные гарантии по оплате труда — тема видео ниже:
Комментарий к статье 132 ТК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает критерии определения размера заработной платы, в качестве которых выступают квалификация работника, сложность труда, его количество и качество (см. коммент. к ст. 129). Надо отметить, что оплата труда работника зависит не только от этих критериев, но и от условий труда, от индивидуальных и коллективных достижений и других факторов, которые тем не менее всегда имеют объективный характер, т.е. характеризуют сам труд, условия его выполнения (в широком смысле слова) либо эффективность труда (см. коммент. к ст. ст. 129, 143, 144).
Основной смысл ч. 1 ст. 132 заключается в том, что заработная плата работника определяется не произвольно, а на основе установленных законодательством критериев, которые отражают значимость его труда, позволяют разумно и справедливо дифференцировать оплату труда работников в зависимости от объективных обстоятельств. Установление таких критериев — основа обеспечения справедливой заработной платы, которая гарантируется всем трудящимся в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966).
2. Заработная плата не ограничивается максимальным размером. Работник имеет право получить оплату, исчисленную на основе установленных критериев, без каких бы то ни было ограничений.
Отсутствие прямых ограничений — установления максимального размера заработной платы — не исключает косвенного воздействия на размер заработной платы. Такое воздействие оказывается путем налогообложения как заработной платы работника, так и доходов работодателя (в том случае, когда налогооблагаемой базой выступает фонд оплаты труда). Однако проводимая в современных условиях налоговая политика направлена на повышение размеров оплаты труда и легализацию «теневой» заработной платы, поэтому для исчисления налогов, в той или иной мере связанных с оплатой труда, используется плоская либо регрессивная шкала налогообложения.
3. В Российской Федерации запрещается дискриминация при установлении или изменении условий оплаты труда. Это своего рода конкретизация положений ст. 3 ТК, запрещающей дискриминацию в сфере труда, и ст. 22 ТК, обязывающей работодателя обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Запрещение дискриминации связано и с обеспечением справедливой заработной платы.
Понятие дискриминации, сформулированное в ст. 3 ТК, применительно к заработной плате может интерпретироваться как недопущение повышения либо снижения размера заработной платы, установления более (или менее) благоприятных условий оплаты труда в зависимости от обстоятельств и факторов, не связанных с критериями, определенными в ч. 1 комментируемой статьи. Основаниями дискриминации, т.е. необоснованного установления ограничений, исключений или предпочтений при установлении или изменении условий оплаты труда, могут выступать пол работника, его возраст, национальная или расовая принадлежность, социальное происхождение, имущественное положение, религиозные и политические убеждения и другие обстоятельства, не связанные с количеством и качеством затраченного работником труда.
На практике дискриминация в сфере оплаты труда бывает связана с различными обстоятельствами, например с прохождением испытания при приеме на работу: распространена практика установления работнику в период испытательного срока более низкой заработной платы по сравнению с работниками, выполняющими работу по той же должности (профессии, специальности), но уже прошедшими испытание. В качестве другого примера можно привести установление доплат (надбавок, персональных окладов) работникам, заключившим срочный трудовой договор, в том случае, когда они выполняют точно такую же работу, как работники, трудовые отношения которых не ограничены сроком.
В судебной практике признано дискриминационным оставление без изменения размера оклада работника, подлежавшего увольнению по сокращению штата, в то время как другим работникам, выполнявшим аналогичную работу, оклады были повышены почти в два раза (Определение ВС РФ от 08.12.1992).
Статья 68 ТК РФ
Трудовой кодекс четко регулирует положения приема на работу новых сотрудников, порядок прямо отражен в статье 68, поэтому ею кадровая служба должна руководствоваться в первую очередь. Норма не двусмысленна и трактуется однозначно, но при появлении сомнений стоит ознакомиться с принятыми комментариями. Основные положения ст. 68 ТК РФ:
- Оформление на работу персонала происходит благодаря составленному приказу, на основании уже подписанного трудового соглашения. Содержание распоряжения не должно ему противоречить, а напротив отражать основные условия.
- С документом знакомят гражданина под подпись, сделать это необходимо в течение 3-х дней с момента принятия. По требованию работнику может быть выдана копия приказа, но такое действие не является обязанностью, кадровикам достаточно лицо с ним ознакомить.
- Перед подписанием контракта работодатель знакомит будущего сотрудника с должностной инструкцией, внутренним распорядком, другими правилами, которые будут непосредственно влиять на его трудовую деятельность.
Оформление на работу граждан
Трудоустройство полностью регулируется положениями действующего законодательства. Оно определяет порядок и сроки приема, составления распоряжений. Соблюдение его необходимо для оптимизации документооборота и защиты прав работников. Прием на работу на любом предприятии, независимо от формы деятельности, осуществляется по следующему алгоритму:
- Получение пакета документов от сотрудника, предусмотренных для поступления на должность.
- Составление приказа, где указывается полные ФИО гражданина, должность, которую он будет занимать, другие важные сведения.
- Ознакомление с ним и другими нормативными актами будущего сотрудника.
- Заключение трудового договора или соглашения, если предполагается испытательный срок.
- Оформление личного дела по карточке унифицированной формы.
- Запись в трудовую книжку, принятие самого документа на хранение.
Прием на работу по статье ТК РФ подразумевает оформление приказа строго установленной формы №Т-1, которая была установлена Постановлением Госкомстата РФ № 26 от 6 апреля 2001 года. Именно он является основанием для зачисления гражданина в штат.
Условия при приеме на работу
Устройство на работу граждан осуществляется на основании заявления, где указывается конкретная должность, на которую претендует соискатель. Если замещение вакантного места производится по результатам конкурса, то к нему прикладывается соответствующее решение комиссии. На самом заявлении кадровая служба или руководитель организации ставит свою подпись и принятую резолюцию. Кроме подачи соблюдаются также следующие условия:
- Если работа временная, то в договоре должна быть указана причина и срок окончания его действия. Без такого пункта соглашение считается бессрочным.
- При приеме гражданина по совместительству, это должно прямо отражаться в трудовой книжке, при этом допускается труд не более чем на 1/2 штатной единицы в таком случае.
- Трудовой договор оформляется в письменном виде в течение трех дней после выхода гражданина на работу.
Особые нюансы должна соблюсти кадровая служба при приеме пенсионеров и несовершеннолетних граждан. Если работа подразумевает сложность или ограничение по возрасту, это должен обязательно уточняться еще на стадии собеседования. Затребовать компания вправе только тот список документов, который определен ТК РФ (паспорт, СНИЛС, диплом или аттестат о среднем образовании, медосмотр), но в некоторых случаях потребуется дополнительные сведения о присвоении квалификации, без них прием на должность невозможен по объективным причинам.
Статья 129. Основные понятия и определения
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.
Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Комментарии по статье 132 ТК РФ
1.
Комментируемая статья закрепляет принципы института заработной платы, которые
основаны на гарантированном ст. 37 Конституции праве на вознаграждение за труд
без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ,
на праве каждого на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем
трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной
ценности без какого бы то ни было различия; удовлетворительное существование
для них самих и их семей (ст. 7 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах (1966 г.) <*>, вступившего в силу для СССР
3 января 1976 г. и обязательного для России в порядке правопреемства по
международным договорам бывшего СССР), на основных принципах трудового права о
запрещении дискриминации в сфере труда и об обеспечении права каждого работника
на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы,
обеспечивающей достойное существование для него самого и его семьи, в размере
не ниже установленного федеральным законом МРОТ.
———————————
<*> БВС РФ. 1994. N 12.
2. Часть
1 комментируемой статьи, раскрывая содержание принципа оплаты по труду,
указывает, что заработная плата зависит от количества затраченного работником
труда (личный трудовой вклад), его качества, обусловленного квалификацией
работника, а также сложностью выполняемой им работы. Указанные факторы
необходимо учитывать при разработке коллективных договоров и иных локальных
нормативных актов при определении условий дифференциации оплаты труда, что не
всегда делается на практике.
3. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет принцип запрещения
дискриминации в сфере оплаты труда, основываясь на положениях ст. 1 Конвенции
МОТ N 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий»
(1958 г.), которая устанавливает, что под дискриминацией понимается
«всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках
расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности
или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или
нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий».
Спор о том, является то или иное различие в оплате труда
дискриминацией, решается в каждом конкретном случае судом с учетом положений
Конституции, комментируемой статьи и указанных международных договоров.
Например, Судебная коллегия ВС РФ в Определении от 08.12.1992 сочла
дискриминацией оставление на прежнем уровне размера оклада
инженера-исследователя, подлежавшего высвобождению по сокращению штата, в то
время как другим работникам, выполнявшим аналогичную работу, оклады были
повышены почти в 2 раза <*>.
———————————
<*> БВС РФ. 1993. N 4.
Основные государственные гарантии по оплате труда работникам
Благодаря законодательству работник может контролировать свои денежные поступления за отработанное время и выполнение должностных обязанностей, получать своевременную информацию по методике и способам начисления заработной платы. Для этого применяется статья 130 Трудового кодекса России, в которой приводится целая система контроля и социальных гарантий.
В эту систему включаются следующие аспекты:
- существование минимального размера оплаты труда — МРОТ, который исчисляется государственными органами, и согласно статье 133 ТК России эта величина является минимальной, то есть любой работник не может получать заработную плату по величине меньше этой суммы;
- перечень мер, которые могут быть использованы для увеличения получаемой заработной платы — этот перечень оговаривается статьей 134 Трудового кодекса РФ;
- введение ограничения на выплату зарплаты в натуральном виде — статья 131 ТК РФ;
- возможность и необходимость получения работниками средней заработной платы при неплатежеспособности работодателя либо при его банкротстве, при остановке функционирования предприятия;
- очередность и сроки выплаты отработанной заработной платы — статья 146 ТК;
- перечень ограничений отчислений с заработной платы работников, а также налогообложения и случаев, в которых налоги могут быть снижены (используется понижающий коэффициент). Об этом говорят статьи 136-138 ТЕ России;
- государственный надзор над выплатами заработной платы, который осуществляется федеральными органами — раздел 13, главы 56-57 ТК России);
- статьей 142 предусматривается ответственность работодателей за нарушения действующего законодательства при начислении и выплате работникам заработной платы, проведении отчислений и обложения налогами.
Кроме перечисленных пунктов, государством осуществляется надзор за временем выплаты заработной платы работникам, отсутствием задержек и правильной очередностью выплат (статья 136 ТК РФ).
Благодаря такому понятию, как МРОТ (минимальный размер оплаты труда), работники страхуются от незаконно низкой заработной платы, производится контроль добросовестности работодателей. Процесс установления минимального размера оплаты труда проводится компетентными органами, устанавливается на всей территории России и не может быть ниже прожиточного минимума для жителей страны. Благодаря законом установленной возможности повышения заработной платы, работодатель индексирует данный показатель, что позволяет максимально снизить негативные последствия инфляции и роста цен на продукты и товары первой необходимости.
При выплате заработной платы работникам в натуральном виде, то есть товарами или услугами, реализуемыми компанией, их часть по отношению к общей сумме заработной плате не должна быть более 20%, что позволяет работникам получать денежное содержание ежемесячно. Данный показатель может незначительно меняться, он прописывается в коллективном трудовом договоре при приеме работников на работу. Регулярность выплаты зарплаты дает возможность работникам не ощущать недостатка в денежном содержании.
Система государственных гарантий оплаты труда
Комментарий к Статье 132 ТК РФ
Применение статей 3 и 132 Трудового кодекса РФ в совокупности дает основание утверждать: запрещается дискриминация в оплате труда в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Положительным в части 2 статьи 132 Трудового кодекса РФ является запрещение дискриминации не только при установлении, но и при изменении размеров и других условий оплаты труда. В каждой организации в любое время должна быть обеспечена равная оплата за равный труд. Этот принцип часто нарушается в организациях, где намечено сокращение штатов: повышая оплату труда тем, кто в дальнейшем будет продолжать работу, работодатель оставляет прежний оклад (тарифную ставку) лицам, предупрежденным о предстоящем увольнении, на те два месяца, которые должны пройти со дня предупреждения об увольнении до дня расторжения трудового договора. В результате увольняемый работник получает меньшие суммы не только в виде заработной платы, но и при производстве ему гарантийных выплат — выходного пособия, среднего заработка за два-три месяца после увольнения (ст. ст. 178 и 180 Трудового кодекса РФ) и пособия по безработице. Это происходит в связи с тем, что при исчислении среднего заработка в расчет идет его пониженная (по сравнению с работниками тех же профессий, должностей) оплата труда. В подобных случаях работник вправе обжаловать действия работодателя в установленном законом порядке.