Оглавление
Ответ
Нормы ч. 3 ст. 91 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют только уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из норм ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения. Положения Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривают возможность включения органов местного самоуправления в структуру иных органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. При этом органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации и не обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В ст. 6 БК РФ казенное учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Учитывая, что органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, органы местной администрации как юридические лица также должны приобретать статус казенных учреждений, поскольку они, как и в случае с органами местного самоуправления, осуществляют исполнение муниципальных функций.
Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данное требование применяется также в отношении органов местной администрации, как казенных учреждений.
Необходимо также учитывать, что органы местного самоуправления, а также органы местной администрации наделяются статусом юридического лица для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. Во всех остальных случаях органы местного самоуправления действуют как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий, участия в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального образования, являющегося самостоятельным участником гражданских отношений (ст. 124 – 125 ГК РФ). В связи с этим, органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, как органы публичной власти, а не как юридические лица в качестве казенных учреждений.
Таким образом, органы местной администрации (как структурные подразделения местной администрации, так и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. В связи с этим руководитель отраслевого органа администрации муниципального района, являющейся должностным лицом местного самоуправления, от имени муниципального образования может приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, в случае, если такая возможность будет предусмотрена уставом соответствующего муниципального образования.
Структура местной власти
Самоуправление не может реализовываться без органов, наделенных правами разрешать вопросы, непосредственно касающиеся интересов и нужд населения. Важнейшим условием эффективности территориальной власти является наличие выборных структур.
Система местной власти формируется:
- Представительным органом.
- Главой МО.
- Местной администрацией.
- Контрольным органом.
- Прочими структурами и выборными должностными лицами, предусмотренными в уставе муниципалитета.
Наличие первых трех органов в системе муниципальной власти является обязательным.
Однако ФЗ № 131 допускает, что в уставе внутригородского МО города фед. значения или сельского поселения может предусматриваться создание исполнительно-распорядительного органа. Его управление возлагается на главу муниципального образования, исполняющего полномочия руководителя (председателя) представительной структуры МО.
В уставе муниципального района и поселения, имеющего статус административного центра в нем, может предусматриваться создание местной администрации района. На нее возлагаются функции управления соответствующей территориальной единицей. В таком случае в самом поселении местная администрация не создается.
Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
2. Управление муниципальной
собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления*. Каждое
муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет.
* См.: Федеральный закон «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28.
Ст. 3492.
Свое социальное предназначение местное
самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным
имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство
признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти
вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное
самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления
муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.
Права собственника в отношении имущества и
местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени
муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в
случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных
образований, – непосредственно население.
Органы местного самоуправления в соответствии с
законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или
постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а
также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с
муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях
условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов
муниципальной собственности.
Ответ
Нормы ч. 3 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
В соответствии с положениями п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом положения ч. 5 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
В рамках регламентации такой подотчетности Федеральным законом от 7 мая 2009 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 90-ФЗ) в ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ была включена ч. 51, согласно которой глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, — о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Федеральным законом № 90-ФЗ в ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ была также включена ч. 111, устанавливающая соответственно, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования выражается также в возможности отзыва избирателями главы муниципального образования (п. 9 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ) и удаления главы муниципального образования в отставку (ст. 741 Федерального закона № 131-ФЗ).
При этом подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования не означает его подчиненности представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ). В связи с этим у представительного органа нет юридически обоснованного права давать обязательные для исполнения поручения (в том числе решения, принятые не в форме нормативного правового акта) главе муниципального образования.
Согласно п. 1 ч. 61 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
На главу местной администрации возложены функции, связанные с необходимостью обеспечивать осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Подконтрольность и подотчетность главы местной администрации представительному органу муниципального образования проявляются, в частности, в том, что глава местной администрации представляет представительному органу муниципального образования:
— ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации;
— отчеты о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (п. 2 ч. 61 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).
Глава муниципалитета
Руководитель ОМСУ – это выборное должностное лицо, которое получило свой пост в результате победы на выборах в органы местного самоуправления. Он возглавляет местную администрацию, которая занимается повседневным управлением на определенной территории субъекта РФ. В городских населенных пунктах главу ОМСУ чаще всего называют мэром, главой города, а в районах, селах и в других административно-территориальных единицах выбираются главы местного самоуправления районов, муниципальных округов, сельсоветов и т. д.
Глава местной самоуправленческой структуры может избираться двумя путями: либо голосованием проживающего на территории населения, либо выдвигается в качестве кандидатуры из состава представительного органа. Практически в 2/3 субъектах РФ главы местного самоуправления были избраны в ходе тайного голосования граждан. Намного реже руководителя приглашают занять должность на условиях трудового контракта.
Охрана общественного порядка
5. Охрана общественного порядка. Статья
132 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления
осуществляют охрану общественного порядка.
Общественный порядок – основа нормальной жизни
муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое
условие реализации прав и свобод граждан.
Общественный
порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования,
уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их
объединений. Большое значение для упрочения общественного порядка имеет
урегулирован-ность вопросов местной жизни.
Охрану общественного порядка в муниципальном
образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного
порядка, которые согласно Закону «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» должны формироваться самими
муниципальными образованиями.
В настоящее время охрана общественного порядка
обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной
безопасности, которая является составной частью милиции РФ и входит в структуру
Министерства внутренних дел РФ.
В обеспечении охраны общественного порядка на
территории муниципального образования принимают участие комиссии,
функционирующие при местной администрации: административные, наблюдательные и
др. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем
создания народных дружин, использования других форм общественной
самодеятельности граждан.
23 января Госдума рассмотрит закон о поправках в Конституцию
Законопроект предполагает внесение изменений в двадцать две статьи Конституции. Все они относятся к главам 3-8, то есть могут быть приняты Федеральным собранием с одобрением двумя третями региональных парламентов.
Внесение изменений в главы 1-2 допускается только всенародным референдумом.
Первое чтение в Госдуме запланировано на 23 января, второе может пройти уже в феврале. В этом случае весной может состояться общероссийское голосование. По данным РБК, наиболее вероятная дата голосования — 12 апреля. Второй вариант — 26 апреля.
Основные изменения в Конституцию, которые предложил Путин:
- закрепить роль и статус Госсовета
- прописать верховенство российского законодательства над требованиями международного законодательства и договоров
- дать Думе право не только согласовывать, но и утверждать премьера, его замов, министров. Президент не сможет отклонить их кандидатуры, но сохранит право уволить
- глав силовых ведомств и региональных прокуроров предлагается назначать после консультации с Советом Федерации
- прописать верховенство российского законодательства над требованиями международного законодательства и договоров
- президентом может быть лицо, проживающее на территории России не меньше 25 лет, не имеющее иностранного гражданства или вида на жительства не только на момент выборов, но и до него
- убрать слово «подряд» из положения Конституции, согласно которому одно лицо не может быть президентом дольше двух сроков подряд
- дать Конституционному суду право по запросу президента проверять конституционность законопроектов до их подписания
- наделить Совет Федерации полномочиями по представлению президента отрешать от должности судей Верховного и Конституционного судов
- закрепить регулярную индексацию пенсий, а также то, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Поддерживаете поправки Путина в Конституцию?
185.143.175.245
Система негосударственных органов управления
ОМСУ – это местная власть, которая реализует свои полномочия и представляет интересы населения. При этом местное самоуправление не является государственной структурой. Основной задачей органов местного самоуправления (ОМСУ) является осуществление властной деятельности, что объясняет обязательность к исполнению принятых ими решений.
Нормативно-правовые акты муниципальных и государственных органов имеют одинаковую юридическую силу для граждан, коммерческих предприятий, общественных организаций и бюджетных учреждений на территории конкретной административно-территориальной единицы.
Несмотря на то, что система ОМСУ в России является обособленной и самостоятельной, ее представителям приходится тесно взаимодействовать с государственными структурами. Однако не стоит путать взаимодействие с вмешательством госорганов и их должностных лиц в деятельность муниципалитетов. Закон запрещает любое вторжение государства в работу ОМСУ, не допускается подмена и ограничение полномочий местных самоуправленцев со стороны общественных организаций.
Условно структуру властных объединений на местах можно разделить на две категории. К первой относятся представительские органы, ко второй – иные формирования, образованные по уставу конкретного муниципалитета. Название, состав и порядок осуществления полномочий самоуправленческого аппарата определяются также законами субъекта РФ и федеральными нормативно-правовыми актами.
На законодательном уровне установлена обязательность формирования выборного местного самоуправления. В этом плане государство предоставляет муниципалитетам самостоятельность в выборе различных организационно-структурных схем создания ОМСУ. Деятельность органов должна иметь исполнительно-распорядительный характер, несмотря на то, что в главном федеральном законе, регламентирующем общие принципы формирования института самоуправления на местах, это не прописано.
Администрация муниципального образования
Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Это конкретный человек, который избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.
Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.
Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.
Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.
Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.
Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.
Выборы в местные органы власти
Важнейшим принципом организации работы ОМСУ является образование аппарата местного самоуправления посредством проведения выборов. Их главная и единственная цель – формирование руководящего звена, способного представлять и защищать народные интересы, обеспечивая слаженную работу всей административно-территориальной единицы.
Выборы в органы местного самоуправления (ОМСУ) проводятся в соответствии с федеральным законодательством и международными нормами права, в частности положениями Европейской хартии о местном самоуправлении. Сроки реализации выборов ограничены и устанавливаются законами субъектов РФ.
Подготовку и проведение выборного процесса в органы муниципального образования обеспечивают территориальные избирательные комиссии (окружные и участковые), которые несут полную ответственность за обеспечение законности избирательных прав граждан РФ. Вместе с региональными избирательными комиссиями в выборах лиц на представительские и иные выборные должности принимает участие Центральная избирательная комиссия РФ.
На этапе подготовки к выборному процессу, как и в ходе самого проведения мероприятия, принципиальное значение имеет проявление независимости муниципальных структур от госорганов. В пределах своей компетенции ОМСУ должны принимать самостоятельные решения и обеспечивать плодотворное взаимодействие не только с государственными структурами, но и со СМИ.
Роль ЦИК РФ в выборном процессе заключается в применении собственных полномочий с целью обеспечения контроля за соблюдением прав избирателей, оказанием организационно-методической, юридической и иной консультативной помощи комиссиям на местах в субъектах РФ.
Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
1. Обеспечение участия населения в решении
вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить
самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного
значения
Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть
создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного
самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных
органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности
институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для
решения вопросов местного значения
Участие населения муниципального образования в
решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного
самоуправления, а также непосредственно.
Реализация местными структурами власти отдельных государственных полномочий
Отдельные функции госвласти передаются муниципалитетам. Это существенно экономит средства налогоплательщиков на создание специализированных подразделений государственных органов и способствует повышению качества взаимодействия с населением.
При распределении функций должен соблюдаться баланс. Необходимо правильно определить перечень полномочий, которые могут реализовывать местные органы. Некоторые функции целесообразно выполнять совместно с госструктурами.
Госорганы вправе передавать часть своих функций местным институтам власти всех муниципалитетов, определенных МО или отдельной административно-территориальной единицы.
Любое полномочие структуры публичной власти формируется из 3 элементов: нормативно-правового регулирования, финансирования и реального предоставления конкретных услуг. Все эти компоненты для вопросов территориального значения закрепляются за местными органами власти. Если говорить о передаче отдельных государственных функций, то делегироваться должны полномочия по оказанию определенных услуг. Проще говоря, в ведение местной власти могут передаваться только такие задачи, выполнение которых региональными или федеральными органами не принесет требуемого результата.
К примеру, вопросы, связанные с выделением муниципальной земли в собственность граждан, должны решаться на уровне администрации конкретного МО, а не региональной властью. При этом общий порядок закрепляется федеральным законом. Местные органы законодательной власти не могут изменить его по своему усмотрению. В муниципалитетах, таким образом, действуют специальные земельные комитеты, занимающиеся вопросами предоставления земельных участков гражданам. Сведения о правообладателях объектов, в свою очередь, включаются в федеральный реестр, который действует по всей стране.
Органы власти, регулирующие ту или иную сферу, устанавливающие стандарты и нормативы, социальные льготы, должны четко понимать, какой объем средств необходим для реализации соответствующих задач. Следовательно, они должны нести ответственность за достаточность финансирования. Невыполнение этого принципа может привести к крайне негативным последствиям. К примеру, по состоянию на 2003 г. задолженность государства перед населением по социальным льготам была выше всего консолидированного бюджета.
ФЗ № 131 четко разделил полномочия между государственными и местными структурами власти, определил вопросы, находящиеся в совместном ведении, закрепил порядок делегирования отдельных полномочий муниципалитетам. В нормативном акте, в частности, говорится, следующее. Все функции территориальных органов власти, не отнесенные к компетенции муниципальных органов, являются отдельными полномочиями, передаваемыми местным структурам. Из этой формулировки вытекает простой критерий разделения задач. Все полномочия, которые отсутствуют в перечне вопросов территориального значения, входят в компетенцию госвласти.
Кто формирует представительный орган
Для большинства ответ прост и очевиден – местные депутаты. Но это поверхностно. Давайте разберемся более внимательно, изучим внутреннее строение представительного органа. Следует отметить, что какое оно будет – зависит от местного населения. В Российской Федерации, как правило, наблюдается такая структура:
- Руководящее звено. Председатель. Он занимается организацией работы представительного органа, а также ведет заседание. Кроме этого, на председателя возложена обязанность контроля и обеспечения регламента, подписи решений и протоколов заседаний, а также всех иных документов, которые принимаются депутатами. Еще он занимается организацией выполнения решений, координирует деятельность комиссий и решает другие вопросы, что могут быть поручены ему представительным органом или возложены законодательством.
- Временные и постоянные комиссии. Занимаются разработкой предложений, чтобы в последующем рассматривать на заседании, подготавливать заключения и проекты, содействовать местным структурам и депутатам в процессе их работы, контролируют деятельность местной администрации.
- Территориальные структуры (они же депутатские группы).
- Политические фракции на основе интересов и/или идеологии.
- Рабочий аппарат.
Представительные и исполнительные органы местного самоуправления должны тесно взаимодействовать для достижения качественного результата. И теперь, когда мы подготовили теоретическую базу, давайте перейдем к скрупулезному изучению основной темы. А именно – будем изучать систему исполнительных органов местного самоуправления
Этому и будет уделено основное внимание во всей оставшейся части статьи
Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
6. Защита интересов и прав местного
самоуправления, гарантированных государством. В Российской Федерации
признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ).
Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления, установленных
Конституцией РФ и федеральными законами. В Российской Федерации действует
система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на
судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления – это
важная сторона государственной деятельности.
Вместе с тем необходимо учитывать, что нередко
права и законные интересы местного самоуправления, как показывает практика
реализации муниципального законодательства, нарушаются и ущемляются, в том
числе и государственными органами. Органы местного самоуправления,
взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных
сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения
муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия
на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае
их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве
функции местного самоуправления деятельность граждан и органов местного
самоуправления по защите интересов и прав муниципальных образований, их
населения.
показать содержание
Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед:
а) населением муниципального образования;
б) государством;
в) физическими и юридическими лицами.
1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. Закон о местном самоуправлении предусматривает следующие формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
Ответственность представительного органа муниципального образования. В случаях и в порядке, установленных Законом о местном самоуправлении, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вносит в законодательный (представительный) орган субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.
Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации. В случаях и в порядке, установленных Законом о местном самоуправлении, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.
Ответственность главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа перед Президентом РФ. Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях, установленных Законом о местном самоуправлении.
2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном для проведения местного референдума.
Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Ими могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.
3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. В данном случае имеется в виду гражданско-правовая ответственность. Так, например, согласно ст. 1069ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.
Особым случаем муниципально-правовой ответственности является удаление главы муниципального образования в отставку.
Представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
показать содержание