Оглавление
Комментарий к статье 14.43 КоАП РФ
1. Прежде всего необходимо отметить, что положения ч. 1 комментируемой статьи признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П). И в соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Действующим законодательством установлены строгие требования, предъявляемые к производству продукции в целях обеспечения ее безопасности в процессе эксплуатации для жизни и здоровья людей, окружающей среды.
Под обязательными законодатель понимает требования к продукции либо к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, а также условия и требования, установленные принятыми техническими регламентами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в совершении виновным лицом при производстве товаров действий, нарушающих установленные действующим законодательством, в том числе вышеприведенными нормативными актами, требований.
Рассматриваемый состав является формальным, в связи с чем считается оконченным с момента совершения противоправных действий, описанных в диспозиции нормы.
Содержащийся в ч. 2 комментируемой статьи состав административного правонарушения является материальным, поскольку предусматривает в качестве обязательного признака объективной стороны наступление вследствие совершения противоправных действий, описанных в ч. 1 рассматриваемой нормы, негативных последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создания угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В качестве квалифицирующего признака, влекущего применение более строгого наказания, законодатель в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрел повторность совершения административного правонарушения, охватываемого признаками ч. 2 статьи, в течение одного календарного года с момента привлечения виновного лица к административной ответственности.
2
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
На таможне
«А разве это надо было декларировать?»
Статья 16.2 ч.1 КоАП РФ: Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию. Наказание в виде штрафа:
-
для физлиц, ИП и юрлиц: от 1/2 до 2-кратной стоимости товара + возможна конфискация товара;
-
для должностных лиц: от 10 000 до 20 000 рублей.
«Там в коробках по восемь тюбиков. Да ладно, как так по десять положили?»
Статья 16.2 ч.2 КоАП РФ: Заявление при таможенном декларировании недостоверных сведений, влияющих на размер таможенных пошлин. Наказание в виде штрафа:
-
для физлиц, ИП и юрлиц: от ½ до 2-кратной суммы таможенных пошлин и налогов + возможна конфискация товара;
-
для должностных лиц: от 10 000 до 20 000 рублей.
«Да это не телефоны, это просто специальные калькуляторы для геодезистов, на них лицензия на ввоз не нужна»
Статья 16.2 ч.3 КоАП РФ: Заявление при таможенном декларировании недостоверных сведений, влияющих на установленные ограничения по перемещению товара через границу. Наказание в виде штрафа:
-
для физлиц: от 1500 до 2500 рублей + возможна конфискация товара и документов;
-
для должностных лиц: от 10 000 до 20 000 рублей;
-
для ИП и юрлиц: от 50 000 до 300 000 рублей + возможна конфискация товара и документов.
«Что?! Теперь и на специальные калькуляторы для геодезистов тоже лицензия на ввоз нужна?!»
Статья 16.3 КоАП РФ: Несоблюдение запретов и/или ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и/или ЕАЭС и вывоз с неё. Наказание в виде штрафа:
-
для физлиц: от 1000 до 2500 рублей + возможна конфискация товара и документов;
-
для должностных лиц: от 5 000 до 20 000 рублей;
-
для ИП и юрлиц: от 50 000 до 300 000 рублей + возможна конфискация товара и документов.
Комментарий к статье 14.43 КоАП РФ
Прежде всего необходимо отметить, что положения ч. 1 комментируемой статьи признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П). И в соответствии с ч.