Статья 146 нк рф. объект налогообложения

Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

  • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

Как НДС начисляется при строительстве?

Строительно-монтажные работы для собственного потребления также признаются объектом налогообложения НДС. Согласно п. 2 статьи 159 НК РФ налоговая база в этом случае определяется как стоимость выполненных работ, включающая все понесенные расходы, в том числе реорганизованной (реорганизуемой) организации.

Очевидно, что при строительстве объектов с целью их дальнейшей продажи не идет речи о работах, выполненных «для собственного потребления». Поэтому НДС будут начислять только при реализации построенного объекта. Аналогично НДС не начисляется в том случае, если строительные работы осуществлялись только подрядными организациями без участия налогоплательщика (Письмо Минфина от 09.09.2010 N 03-07-10/12). Такая ситуация бывает, когда организация является инвестором и заказчиком-застройщиком, осуществляющим контроль за ходом строительства, но не принимающим непосредственного участия в строительно-монтажных работах.

— суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств;

— суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

— суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Строительно-монтажные работы, осуществляемые одновременно силами подрядчика и непосредственно налогоплательщика, также считаются объектами налогообложения НДС. Но платить налог обязан в этом случае именно подрядчик, как поставщик соответствующих услуг.

Кроме того, не признается поводом для начисления НДС передача подрядчиками на давальческих условиях материалов, необходимых для проведения капитального строительства подрядным способом. А вот расходы на разработку проектно-сметной документации собственными силами и стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, организации обязательно должны включать в налоговую базу по НДС (Письмо Минфина от 22.03.2011 N 03-07-10/07, Письмо Минфина от 17.03.2011 N 03-07-10/05).

Отдельным поводом для разбора статьи 146 НК РФ служит передача арендодателю неотделимых улучшений арендуемого недвижимого имущества. Если арендодатель согласился на улучшение своего имущества, то арендатор имеет право на возмещение своих затрат. При этом возникает вопрос, должен ли арендатор платить НДС, если передал неотделимые улучшения арендуемого имущества бесплатно. Судьи полагают, что проведение ежегодного ремонта в арендуемом помещении нельзя назвать реализацией, продажей или передачей товара, услуги, работы. Однако налоговики в этом случае ссылаются на Приказ Росстата от 09.12.2014 N 691, где уточняется:

«К строительно-монтажным работам (включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий, например, установка и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения), выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках подрядных договоров, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительству собственной производственной базы и тому подобного)».

Тем не менее, суды настаивают: имущество арендуемое, а не собственное, а значит, и объекта налогообложения не возникает, поскольку строительно-монтажные работы не производятся для собственных нужд.

Вместо заключения

Теперь на очереди разрешение проблемы о применении вышеизложенной правовой позиции высших арбитров к ст. 149 НК РФ, так как вопрос о том, что такое налоговая льгота применительно к названной статье, на сегодняшний день остается открытым. Впрочем, в ближайшее время ситуация может кардинально измениться, так как соответствующее дело N А40-87461/11-99-409 передано в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора, но производство по нему было приостановлено до появления мотивировочной части Постановления Президиума ВАС N 4517/12 (Определения ВАС РФ N ВАС-6809/12 от 09.06.2012 и от 13.07.2012).

Напомним конструктивные особенности ст. 149 НК РФ:

  • согласно п. 1 освобождена от налогообложения одна операция — предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;
  • в силу п. 2 от налогообложения освобождена реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) определенного перечня товаров (работ, услуг);
  • конкретный перечень операций, освобожденных от налогообложения, приведен в п. 3.

При этом в п. 5 ст. 149 НК РФ определена процедура, в соответствии с которой налогоплательщик, осуществляющий операции, предусмотренные п. 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения их от налогообложения. Отказаться от освобождения операций, поименованных в п. п. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, от налогообложения плательщик НДС не может и, следовательно, не вправе предъявить соответствующую сумму налога покупателю товаров (работ, услуг) (Письмо ФНС России от 11.10.2006 N ШТ-6-03/996@).

Иными словами, из анализа положений ст. 149 НК РФ можно сделать вывод о том, что формально под определение налоговой льготы в полной мере подпадают лишь положения п. 3 названной статьи. Их применение, помимо установленных законом требований, зависит от волеизъявления налогоплательщика и в силу правила, установленного в п. 5 ст. 149 НК РФ, он по своему усмотрению может отказаться только от преференций, определенных п. 3 <2>. Что касается положений первых двух пунктов ст. 149 НК РФ, в силу закона прямо назвать их льготой можно с большой натяжкой.

<2> Отказаться от льготы можно в отношении всех сделок, осуществляемых в рамках льготируемого вида деятельности. Отказ от льготы в зависимости от того, кто является покупателем соответствующих товаров (работ, услуг) — юридическое лицо или физическое, недопустим. Процедура отказа от льготы по НДС установлена п. 5 ст. 149 НК РФ.

Арбитражная практика по-разному трактует положения ст. 149 НК РФ (см., например, Постановления ФАС ПО от 07.03.2012 N А12-13971/2011, ФАС ВСО от 20.10.2011 N А33-2290/2011). Хотя суды в большинстве своем ориентируются на Конституционный Суд, который неоднократно высказывался в пользу льготного характера всех норм этой статьи (см., например, Постановление ФАС МО от 28.04.2012 N А40-87461/11-99-409). В Определениях КС РФ от 07.11.2008 N 1049-О-О, от 09.06.2005 N 287-О, от 25.03.2004 N 96-О сказано: положения ст. 149 НК РФ, устанавливающие перечень операций, которые в соответствии со ст. 146 НК РФ включены в объект обложения НДС, однако в силу прямого указания закона не подлежат обложению данным налогом (освобождены от налогообложения), по своей природе носят характер налоговой льготы. Поскольку предоставление налоговой льготы является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из взаимосвязанных положений ст. ст. 19 и 57 Конституции РФ, оно предполагает установление конкретного нормативного механизма реализации, обеспечивающего эффективный контроль со стороны государства над использованием налоговой льготы, противодействие возможным злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков, а также защиту прав, свобод и законных интересов организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

О.П.Гришина

Эксперт журнала

«НДС: проблемы и решения»

Облагается ли НДС дополнительный доход госучреждения?

Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют право распоряжаться имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. В том числе это имущество можно выставлять на продажу. И с суммы, вырученной от продажи в ходе приватизации недвижимости, продавец не должен платить НДС.

Однако во всех случаях отчуждения имущества чиновникам надо помнить: освобождение от налога допускается в том случае, если одновременно выполняется несколько условий:

— работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации либо актами органов местного самоуправления;

— на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной сфере деятельности.

Если хотя бы одно из условий не соблюдается, появляется основание для начисления НДС. Например, федеральное государственное учреждение, являясь бюджетным, получает дополнительный доход, оказывая жилищно-коммунальные услуги на возмездной основе. В ходе проверки налоговики посчитали, что данные услуги не являются исключительными полномочиями учреждения, а значит, появился объект налогообложения и, соответственно, повод для начисления НДС.

Этот налог обязаны платить и органы местного самоуправления в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности. В письме от 07.05.2008 N 03-07-11/178 Минфин уточняет, что у органов местного самоуправления в данном случае нет исключительных полномочий.