Оглавление
Статья 28.7 КоАП РФ. Административное расследование
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. 3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Лучше обжаловать представление в суде или дать на него ответ?
Граждане и организации иногда замечают за прокурором нарушение закона. В случае нарушения закона поставляется обжалование преставления на основании результатов экспертизы и материалов проверки.
В течение 30 дней с даты представления должны быть приняты определенные меры для ликвидации нарушений закона, их причин и обстоятельств, которые способствуют этому. О результатах принятых мер необходимо письменно сообщить в прокуратуру. Как правило получатель представления прокурора уже знает, какие меры он должен предпринять для исправления нарушений закона.
Тем не менее, есть заявления прокуратуры, чьи требования не могут быть удовлетворены, поскольку не только сама претензия сформулирована без указания мер, которые могут быть приняты, но и «описательная» часть презентации по факту не является предполагаемым нарушением. В таких случаях у лица, которому предоставляется представление, есть два варианта: удовлетворить просьбу прокурора или оспорить представление в суде. ФЗ, устанавливающий деятельность и работу прокуратуры не дает возможности начать дискуссию с прокурором по поводу обоснованности его утверждений. Если представление недостаточно ясно и непонятно, что прокурор хочет, чтобы гражданин делал, можно написать ответ.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Что является невыполнением требований прокуратуры?
Лицо, получившее требование обязано выполнить требование в установленный срок. В случае невыполнение устанавливается уголовная ответственность. Требования должностного лица, подлежащие безусловному исполнению, перечислены в статьях закона «О прокуратуре».
Например, если связанные с коррупцией факторы определены в нормативном акте, прокурор обращается к органу, организации или должностному лицу, который издал этот акт, с просьбой внести поправки в нормативный акт, чтобы предложить способы устранения выявленных связанных с коррупцией факторов. Обязанность прокуратуры изменить закон, который подлежит обязательной проверке компетентным органом, организацией или компетентным должностным лицом не позднее, чем через 10 дней после получения запроса.
Не предоставление и несвоевременное представление документов в срок, установленный в запросе прокурора о представлении документов, представляет собой несоблюдение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, и не позволяет прокуратуре надлежащим образом оформить правовой статус в контролируемой области, своевременно и качественно отслеживать и уточнять заявку.
Статья 17.1 КоАП РФ. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы
- Невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
- Несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Признание судом незаконным представления прокурора
Представление прокурора может быть обжаловано в суд.
Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.
Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).
Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ
Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор
Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.
Порядок рассмотрения представления прокурора
Рассмотрение представления прокуратуры должно быть осуществлено сразу же после его получения. Должностные лица или органы, рассматривающие данный документ, должны принять определенные меры по устранению зафиксированных правонарушений в течение одного месяца с момента его получения. Соответствующие должностные лица или органы должны письменно уведомить прокуратуру об осуществленных мероприятиях и их результатах.
Обратите внимание! Если по истечению срока рассмотрения представления прокуратуры не было предпринято никаких мер, ответственное должностное лицо или орган могут быть привлечены к административной ответственности
Уведомление о рассмотрении представления прокурора
Ответ на этот правовой акт должен быть оформлен на фирменном бланке организации. В нем должна содержаться такая информация:
- название органа прокуратуры и Ф.И.О. прокурора, который принял решение вынести представление;
- название документа (обычно «Ответ на представление о…»);
- дата, а также наименование ответственного органа или должностного лица, которое рассматривало данный документ;
- список предпринятых мер, предназначенных для устранения выявленных правонарушений;
- результаты предпринятых мер.
Дополнительно к данному документу должны быть приложены заверенные копии приказов о дисциплинарных взысканиях. Ответ скрепляется печатью и подписывается руководителем ответственной организации.
Образец ответа на представление прокурора
Стоит заметить, что у ответственного должностного лица, получившего прокурорское представление, есть возможность ответить возражением на возражение прокурора. Такая возможность появилась после последних изменений в законодательстве РФ. Благодаря этим изменениям, лицо, подавшее возражение, не обязано прилагать к этому документу дополнительные доказательства.
Обратите внимание! Возражения подаются исключительно в письменной форме в суд, вынесший судебное постановление, или суд второй инстанции. Также нужно заметить, что участие в суде второй инстанции считается правом, а не обязанностью граждан
Срок рассмотрения представления прокурора
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, прокурорское представление о выявленных правонарушениях должно быть рассмотрено на протяжении одного месяца с момента его поступления. В течение этого периода времени ответственное должностное лицо или орган должны предпринять конкретные меры для устранения нарушений, указанных в полученном правовом акте. Невыполнение требований прокурора в срок, установленный законом РФ, и нежелание отвечать на предоставленный правовой акт предусматривает административную ответственность.
Виды юридической ответственности
В теории права традиционно выделяют следующие виды юридической ответственности:
- уголовную;
- административную;
- гражданско-правовую;
- материальную;
- дисциплинарную.
Гражданско-правовая ответственность регламентирована гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права и предполагает имущественные санкции. В Гражданском кодексе РФ установлены различные формы гражданско-правовой ответственности: возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ), уплата неустойки (ст. 330 ГК РФ), уплата процентов на сумму долга (ст. 395 ГК РФ), компенсация морального вреда (ст. ст. 151, 1099 — 1101 ГК РФ) и т.д.
Административная ответственность предусмотрена КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ). Административная ответственность, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, наступает при совершении административного правонарушения. Виды административных наказаний предусмотрены статьей 3.2 КоАП РФ.
Материальная ответственность представляет собой обязанность стороны трудового договора, причинившей ущерб (вред) другой стороне, возместить его в размере и порядке, которые установлены законодательством. Материальная ответственность возникает только в рамках трудовых правоотношений. Выделяют ограниченную материальную ответственность работника, которую в соответствии со ст. 241 ТК РФ работник несет лишь в пределах среднего месячного заработка; полную материальная ответственность, которая согласно ст. 243 ТК РФ возлагается на работника в полном размере; коллективную (бригадную) материальная ответственность, которая согласно ст. 245 ТК РФ устанавливается при совместном выполнении работниками отдельных видов работ).
Дисциплинарная ответственность предусмотрена нормами трудового законодательства, а также отдельными отраслями публичного права. Применяется за правонарушения, допущенные в рамках действующих трудовых правоотношений. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные взыскания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности предусмотрены в ст. ст. 192 – 195 ТК РФ.
Уголовная ответственность установлена только Уголовным кодексом РФ (ч. 1 ст. 1). Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Юридическая ответственность одного и того же вида может применяться за нарушения норм различных отраслей права, а в пределах одной отрасли могут присутствовать санкции различной видовой принадлежности.
Например, юридическая ответственность за нарушение трудового законодательства может быть дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ); материальной (ст. 238 ТК РФ); административной, гражданско-правовой, уголовной (ст. 419 ТК РФ).
Наиболее суровым видом юридической ответственности во всех государствах мира по праву считается уголовная ответственность. Среди разнообразных видов уголовного наказания предусматривается возможность применения к виновному не только лишения свободы на различные сроки вплоть до пожизненного, но и смертной казни.
В юридической литературе нередко высказывается мнение о наличии не только пяти традиционных видов юридической ответственности, но и ряда других, говорится о существовании, например, экологической, налоговой, финансовой, исполнительной ответственности. Но, по сути дела, все подобного рода правонарушения относятся к категории административных правонарушений.
Ряд ученых указывают на существование гражданской процессуальной ответственности как отраслевой разновидности юридической ответственности. При этом гражданская процессуальная ответственность в свою очередь подразделяется на штрафную, компенсационную (восстановительную), фиктивную и в виде иных неблагоприятных последствий.
Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения.
К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организации, а также лица ответственные за соблюдение требований охраны труда.
Какова ответственность работника за нарушение требований охраны труда?
Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда в следующих случаях:
— ответственность работника за нарушение внутренних правил и актов по охране труда; — нарушение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ; — уклонение от медицинского освидетельствования; — отказ от прохождения в рабочее время специального обучения по охране труда.
В зависимости от тяжести вины работодатель имеет право:
— сделать работнику замечание; — объявить работнику выговор; — объявить работнику строгий выговор; — уволить работника.
″ Может ли работодатель уволить работника за нарушение требований охраны труда?
Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за:
1. Неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — выговор, а за третье — увольнение.
2. Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю.
Смотрите видео с ответом на этот вопрос:
Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда?
Специалисты по охране труда и другие ответственные лица организации могут привлекаться к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:
— работник допущен к работе, при этом, оборудование на котором он должен работает является неисправным; — работник допущен к работе на оборудовании с нарушением его технологического использования; — работник допущен к работе на незащищенном оборудовании, если предусмотрена такая защита; — работнику не выданы средства индивидуальной защиты, если такие средства защиты предусмотрены; — работник не прошел специальное обучение и проверку знаний по охране труда; — работник не прошел медицинский осмотр; — работника направили на работу, которая ему противопоказана по состоянию здоровья; — работника привлекли к сверхурочной работе без его согласия, а также в случаяе, когда его нельзя привлечь к работе сверх нормы по закону.
Какой порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда?
Порядок применения дисциплинарных наказаний указан в ст. 193 ТК РФ. Установив дисциплинарное нарушение, руководитель обязан потребовать письменное объяснение с нарушителя. Отказ предоставить письменное объяснение не освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.
У дисциплинарной ответственности есть срок давности – 1 месяц. Наказание должно быть оформлено надлежащим образом, то есть о его наложении выпускается соответствующий приказ, с которым виновный знакомится под роспись в ближайшие 3-х суток с момента издания.
Дисциплинарное наказание автоматически снимается через год с момента его наложения при условии отсутствия нового наказания (ст. 194 ТК РФ). Снятие вины может быть произведено раньше по заявлению работника или его начальника и оформляется приказом.
Работник может обжаловать наложение дисциплинарного взыскания в комиссии по трудовым спорам в течение 90 дней с момента привлечения к необоснованно наложенному взысканию.
Рекомендации круглого стола «Проблемы правоприменения статьи 19.3 КоАП РФ и права человека»
Диспозиция статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей».
Данная норма наряду с законными основаниями зачастую применяется и по основаниям, законность которых вызывает сомнение, либо ее применение является явно незаконным, в том числе для:
— принуждения граждан выполнить незаконные требования сотрудника полиции;
— создания видимости наличия законных оснований для применения физической силы в отношении гражданина;
— сокрытия следов телесных повреждений.
Следует отметить, что после обращения к начальнику ГУ МД по г. Москве нарушения со стороны сотрудников полиции УВД на метрополитене в части признания правонарушением, предусмотренным статьей 19.3 КоАП РФ, просьб граждан пояснить причины проверки у них документов прекратились. Негативную роль при применении статьи 19.3 КоАП РФ сыграло решение Верховного суда РФ, которое предусматривает, что гражданин вначале выполняет требование сотрудника полиции, а затем в случае его незаконности его обжалует.
Статья 7.17 КоАП РФ. Уничтожение или повреждение чужого имущества
Критерием разграничения является размер причиненного вреда. При причинении значительного ущерба это преступление (см.
). При определении значительности ущерба учитываются не только стоимость уничтоженного или поврежденного имущества, но и некоторые другие обстоятельства (в первую очередь материальное или финансовое положение потерпевших — физических или юридических лиц).
Оценочный характер ущерба нередко вызывает определенные трудности его конкретизации в судебной практике. 3. Субъекты правонарушения — физические лица, т.е. граждане, достигшие 16 лет. 4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. 1. Данное правонарушение направлено против собственности, т.е.
2. Объективную сторону выражают два противоправных действия, направленных на собственность другого лица. Эти действия могут выражаться: либо в уничтожении чужого имущества, т.е.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане и юридические лица.
Объективная сторона умышленного невыполнения законных требований прокурора — это бездействие лица, совершившего правонарушение. Для квалификации деяния по ст. 17.7 КоАП РФ не имеет значения, наступили или нет какие-либо последствия в связи с умышленным невыполнением законного требования прокурора. Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в воспрепятствовании прокурору в проходе на территорию поднадзорной организации, запрете выдачи ему определенных документов и материалов при проверке, отказе от явки в прокуратуру для дачи объяснений, отказе освободить незаконно задержанных лиц несудебным органом и т.д.
Местом совершения рассматриваемого правонарушения следует считать то место, где должно быть совершено действие или выполнена возложенная на лицо обязанность. Например, в случае непредставления сведений по запросу прокурора местом совершения указанного административного правонарушения следует считать место нахождения лица, не представившего в контролирующий орган такие сведения. Соответственно, и дело об административном правонарушении должно рассматриваться по месту нахождения данного лица.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом. При этой форме вины правонарушитель:
- осознает противоправный характер своего деяния;
- предвидит вредные последствия своего деяния;
- желает наступления данных вредных последствий.
Установление данного элемента состава административного правонарушения имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения административного дела, возбужденного по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, т.е. имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Практика привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ
Анализ судебной практики по статье 17.7 КАП РФ свидетельствует, что наиболее типичными поводами для признания лиц, виновными в неисполнении требований прокурора были случаи:
- непринятия мер по устранению выявленных нарушений закона по результатам рассмотрения представлений прокуроров;
- непредставления или несвоевременного (с нарушением сроков) представления ответов о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования;
- неисполнения требований о представлении истребуемой информации или документов, необходимых в надзорной деятельности;
- неявки, как правило, должностных лиц для дачи объяснений по фактам нарушения законов;
- неисполнение требований о рассмотрении актов прокурорского реагирования в установленный Законом о прокуратуре срок;
- отказ в удовлетворении законных требований прокурора;
- отказ в проведении проверки по требованию прокурора;
- нарушение сроков представления информации по запросу прокурора;
- совершение правонарушений после объявления предостережений о недопустимости нарушения закона.
Подготовлено «Персональные права.ру»
Дополнительная информация по теме:
Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений
Представление об устранении нарушений закона
Срок подготовки ответа на представление прокурора
Ответ на представление об устранении нарушений законодательства
Представление об устранении нарушений закона
Представление прокурора — один из возможных актов прокурорского реагирования. Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (п. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее по тексту – закон №2202-1)).
Конкретных требований представления прокурора об устранении нарушений в законодательстве не содержится, однако стандартно в такой документ включаются следующие данные:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- название органа, наименование должностного лица, которому адресован документ;
- источники информации о выявленных нарушениях (например, результаты проведенной проверки и т. д.);
- перечень обнаруженных нарушений со ссылками на соответствующие нормы законодательства;
- требования прокурора;
- комментарии относительно порядка и сроков рассмотрения такого представления.
Образец представления прокурора об устранении нарушений закона можно скачать по данной ссылке: Представление прокурора
Срок подготовки ответа на представление прокурора
Рассмотрение представления прокурора должно быть произведено незамедлительно после его получения.
С момента получения представления начинается отсчет срока который составляет 1 месяц. До его истечения орган или должностное лицо, которому адресовано представление, обязаны принять конкретные меры по устранению обнаруженных нарушений и письменно уведомить прокуратуру о выполнении таких мероприятий (абз. 2 ст. 24 закона № 2202-1).
Риски! Сознательное игнорирование требований прокурора, в т. ч. невыполнение предписаний, содержащихся в прокурорском представлении, может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом оценивается, кто конкретно выступает должностным лицом, ответственным за подготовку ответа.
Так, суд счел, что уполномоченное лицо не проконтролировало надлежащим образом своих подчиненных, которым была поручена подготовка ответа, в связи с чем является лицом, ответственным за нарушение установленных сроков (см. решение Самарского облсуда от 29.08.2018 по делу №12-446/2018).
Ответ на представление прокуратуры оформляется на фирменном бланке организации. В нем должна содержаться следующая информация:
- название органа прокуратуры и имя прокурора, внесшего представление;
- название документа («Ответ на представление о…»);
- указание, кем конкретно и когда было рассмотрено такое представление;
- перечень принятых реальных мер, направленных на устранение обнаруженных органами прокуратуры нарушений законодательства, и их результаты;
Обратите внимание! Если в ходе рассмотрения представления были применены меры дисциплинарного взыскания, к ответу на представление должны быть приложены заверенные копии приказов о таких наказаниях. При этом должны быть соблюдены все правила и сроки привлечения работников к дисциплинарной ответственности (см
ст. «Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности»).
Прокуратура строго следит за выполнением представлений. Посмотрим на ситуацию со стороны прокурора, изучив в системе КонсультантПлюс методрекомендации по привлечению к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Ответ подписывается руководителем организации и скрепляется печатью
Важно! Если получатель представления считает, что оно вынесено незаконно, то может обжаловать его в установленном законом порядке (согласно гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ или гл
24 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Больше сведений по данной теме — в нашей статье «Как оспорить представление прокурора».
***
Таким образом, ответ на представление прокуратуры должен быть отправлен в течение 1 месяца с момента его получения. В этот же период должны быть приняты конкретные меры для устранения выявленных недостатков. Описание таких мероприятий входит в содержание ответа. За невыполнение требований прокурора предусмотрена административная ответственность.