Приостановление и возобновление предварительного следствия

Оглавление

Что показывает судебная практика по данной статье

Судебная практика показывает, что приостановление расследования чаще всего затрагивает преступления тяжелые и особо тяжкие. Дело в том, что совершив серьезное нарушение закона, преступник понимает, ему грозит большой срок тюремного заключения, и в целях избежания такой участи, скрывается от следствия. По делам средней тяжести расследования приостанавливают реже.

Принцип приостановления дела можно рассмотреть на примере статьи за убийство. Гражданин Петров, пребывая в пьяном угаре, несколько раз ударил своего соседа в грудь ножом. Поняв, что наделал, он убежал из квартиры потерпевшего. Выходя из подъезда, он был замечен соседями, которые и вызвали полицию, ведь тот был весь в крови и выбросил нож в урну.

Следователи, прибывшие на место происшествия, осуществили все необходимые процедуры, возбудили уголовное производство. Личность виновного была известна, но вот место пребывания установить не удалось за два месяца. Следователь принял решение приостановить следствие и выдал постановление о передаче субъекта в розыск.

Спустя полгода субъект выдал себя, расплатившись старой кредитной картой в одном из магазинов соседнего города. Следователь возобновил производство и направил орган дознания по месту последнего пребывания преступника. Как результат, последний был задержан и передан суду, так как его вина была полностью доказана.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 208 УПК?

Приостановление следственных действий достаточно распространенная процессуальная процедура. Не всегда, даже при активной работе правоохранительных органов, представляется возможным установить личность виновного, его место пребывания и раскрыть преступление. Если возможности закрыть дело нет, то следователь делает вынужденную паузу в расследовании. Она дает возможность высвободить время для работы по другим уголовным производствам, в которых нет препятствий для доведения их до суда.

Приостановление производства возможно не только на этапе предварительного следствия, но и на стадии судебного разбирательства.

Проблемы применения статьи 208 УПК РФ

Если работники следственного отдела не могут вовремя окончить предварительное расследование, законодатель дает им право взять вынужденную паузу. Иногда постановление о приостановлении расследования позволяет преступнику манипулировать своим положением.

Больше всего проблем возникает, если приостанавливается дело в связи с тяжелым заболеванием. В УПК не указан четкий перечень патологий, которые могут стать причиной приостановления процессуальных действий. С точки зрения медицины, не любая тяжелая болезнь мешает преступнику участвовать в расследовании, к примеру, сердечная недостаточность, сахарный диабет и гепатит позволяют человеку продолжительное время вести подвижный образ жизни, хоть и считаются тяжелыми патологиями.

При этом относительно легкое заболевание, например, дизентерия, не дает возможности больному даже подняться с кровати. Двузначность в трактовке «тяжелое заболевание» часто приводит к неправомерным решениям следователя и прокурора, а также нарушению конституционных прав человека.

Правовой статус предварительного расследования

Три формы расследования:

  1. Предварительное следствие (ПС) – работа управомоченных лиц, проводящаяся по всем составам преступлений, кроме тех, которые подлежат дознанию. Проводится следователями Министерства Внутренних Дел РФ, Следственного Комитета или Федеральной Службы Безопасности.
  2. Дознание – работа правомочных субъектов, чей смысл состоит в расследовании преступных деяний, в которых осуществление ПС нет надобности. Этой деятельностью занимаются специальные субъекты – дознаватели – ОВД РФ, пограничных органов ФСБ РФ, Федеральной Службы Судебных Приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, а также таможенных органов РФ.
  3. Дознание в сокращённой форме – относительно новая форма процессуальной деятельности, проводимая по составам, расследуемым «в отношении определённого лица, на основании его письменного ходатайства и признании им вины в совершении инкриминируемого преступления, согласии с его правовой оценкой, характером и размером причиненного вреда». Осуществляется теми же субъектами, что и дознание. Необходимо понимать, что это такой же вид деятельности, как и дознание, только в более упрощённом порядке и по другим основаниям.

Ранее предварительным расследованием также занимались: Федеральная Служба Налоговой Полиции (распущена 30.06.2003 года, функции перешли к МВД), Федеральная Служба по Контролю за Оборотом Наркотиков, (упразднена указом Президента от 05.04.2016г., функции перешли к Управлению по Контролю за Оборотом Наркотиков МВД), Следственный комитет при прокуратуре (упразднён 15.01.2011г., преобразован в отдельный новый орган – Следственный Комитет). Деятельность государства по реорганизации этих организаций представляется не совсем логичной, т.к. большинство задач, переходящих из ФСНП РФ и ФСКН РФ к МВД РФ и были в ведении МВД РФ до выделения части МВД РФ в отдельные ведомства, что означает излишнюю деятельность государства в определённых сферах.

Также деление расследований проводится в связи с тяжестью раскрываемых преступлений и отличается в основном сроками расследования и правовым положением ведущих его лиц, и лиц, осуществляющих за ними надзорную деятельность за ними. Чем сложнее преступление, тем больше времени и материальных благ необходимо для осуществления расследования и сбора доказательственной базы. Т.е., к примеру, убийство, пусть даже в конкретном случае более простое и очевидное в раскрытии преступление, нежели кража, однако требует проведения большого количества экспертиз и действий, занимающих большее количество времени, чем при расследовании кражи.

Говоря кратко, центральное различие между видами расследований, не учитывая разницу в юрисдикции по составам УК РФ, определённым законодательно, заключается в сроках осуществления специфической деятельности:

  • на законодательном уровне закреплён срок проведения ПС, равный двум месяцам с момента прохождения стадии ВУД, с последующим увеличением срока до трёх месяцев руководителем конкретного следственного органа (РСО), и до двенадцати месяцев РСО по региону государства (области, республике и т.д.), где проводится данная деятельность, при необходимости с правом увеличения срока только в особенных ситуациях ещё больше (но уже на время, не регламентируемое УПК) Председателем Следственного Комитета РФ или РСО определённого ФОИВ (например, МВД, ФСБ и т.д.);
  • дознание проводится в срок тридцати суток с окончания прохождения стадии ВУД, с возможностью продления прокурором ещё на тридцать суток, а также с возможностью пролонгации обозначенных выше сроков прокурором района или города до шести месяцев, с увеличением до двенадцати месяцев в особенных случаях прокурором региона РФ;
  • дознание в сокращённой форме проводится ограничено временными рамками пятнадцати суток, с возможностью продления прокурором ещё на пять суток. В ситуации, если собрать нужную информационную базу в указанное время невозможно, или при появлении условий мешающих проведению дознания в сокращённой форме, обозначенных в статье 226.2 УПК РФ, работа будет проводиться на общих основаниях как обыкновенное дознание.

Роль прокуратуры

Прокуратура — это надзорный орган, который проверяет акт на соответствие законодательству. В двухнедельный срок помощник прокурора обязан вынести постановление об отмене постановления о приостановлении с указанием на мотивацию принятого решения. Для этого вместе с постановлением о приостановлении дела прокурору направляется сам материал в одном или нескольких томах для изучения.

Кроме прокурора произвести отмену постановления вправе руководитель следственного органа. Процедура производится путем составления акта, в котором прописывается Ф. И. О. следователя, принявшего дело к производству, а также все процессуальные моменты. Обязательным является включение в акт ссылок на уголовные и уголовно-процессуальные нормы. Следователю необходимо учитывать сроки и иные нормы.

Прокурор имеет право отменить постановление с указанием недочетов следствия и вернуть руководителю материал уголовного дела с постановлением об отмене и сопроводительными письмом.

Следователь обязан составить рапорт о принятии уголовного дела к своему производству и направить указание подведомственным органам для исключения оснований приостановления предварительного расследования.

15.2. Процессуальный порядок и сроки приостановления предварительного следствия

При наличии одного из оснований приостановления и выполнении всех необходимых условий приостановления следователь может предварительное следствие по уголовному делу приостановить, о чем он выносит постановление, копию которого направляет прокурору (ч. 2 ст. 208 УПК).
Одновременно с вынесением постановления о приостановлении предварительного следствия следователь должен решить вопрос о мере пресечения в зависимости от того, по какому основанию приостановлено уголовное дело. Вместе с постановлением о приостановлении предварительного следствия следователь направляет органу дознания копию постановления о применении меры пресечения, если она будет изменена, а также постановление об этапировании, когда обвиняемому избрана мера пресечения — заключение под стражу. При тяжелом заболевании обвиняемого и помещении его в медицинское учреждение следователь, приостанавливая уголовное дело, имеет право отменить или изменить меру пресечения, о чем также указывается в постановлении о приостановлении следствия.
Что касается момента приостановления предварительного следствия, то в ч. 4 ст. 208 УПК говорится, что по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям, предусмотренным п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока. То есть в случае тяжелой болезни обвиняемого или невозможности его участия в уголовном деле в силу объективных причин следователь имеет право приостановить уголовное дело до истечения срока, отведенного уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия. Когда же лицо, совершившее преступление, не установлено или скрылось от следствия, уголовное дело приостанавливается только по истечении отведенного для расследования срока.
В части 2 ст. 209 УПК указывается, что после приостановления предварительного следствия следователь:
– в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
– в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК, устанавливает место нахождения обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.
При этом после приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК).
Если место нахождения обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. При наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных ст. 108 УПК, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.
О приостановлении производства по делу сообщается обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям.

Возобновление нредварительного расследования

Если основания, послужившие для принятия решения о приостановлении производства по делу, исчерпали себя, следователь обязан вынести постановление о возобновлении производства по делу, а в случаях, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, необходимо дополнительно вынести постановление о продлении сроков расследования, поскольку они уже истекли на момент приостановления производства по делу.

Наличие названных оснований связано с тем, что в результате предпринятых следователем (и органом дознания) мер установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), найден обвиняемый (подозреваемый), который скрывался от следствия или место нахождение которого наконец установлено (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), появилась реальная возможность участия в деле обвиняемого (подозреваемого), который ранее такой возможности не имел (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), заболевший обвиняемый (подозреваемый) выздоровел, может принимать участие в производстве по делу (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) и быть субъектом уголовной ответственности.

Кроме названных обстоятельств, возобновление производства может быть вызвано тем, что выявлены новые лица, которые должны быть допрошены в качестве свидетелей или потерпевших по делу, возникла необходимость в осмотре и приобщении к делу новых вещественных доказательств, представленных сторонами или обнаруженных следователем, возникла необходимость в производстве ряда следственных действий (обыск, выемка и т.п.), которые не требуют непосредственного участия обвиняемого. Наконец, производство по делу может быть возобновлено из-за несоблюдения следователем существенных условий принятия такого решения.

Часть 2 ст. 211 УПК РФ также содержит специальную норму о полномочиях прокурора и начальника следственного отдела по (возможному) возобновлению производства по делу. Так, прокурор, установив незаконность или необоснованность решения следователя о приостановлении производства по делу, вправе отменить постановление следователя и своим решением возобновить производство по делу, указав при этом, в чем сущность допущенных нарушений, какие следственные и процессуальные действия необходимо выполнить следователю, каково должно быть направление дальнейшего движения дела и т.п. Подобными полномочиями наделен и начальник следственного отдела, осуществляющий процессуальный контроль за деятельностью и решениями подчиненного ему следователя. О возобновлении производства по делу незамедлительно уведомляется как прокурор, так и другие заинтересованные в данном деле лица (потерпевший и его представитель,, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители). Закон не указывает форму подобного уведомления, поэтому оно должно осуществляться в том же процессуальном порядке, что и уведомление о приостановлении производства по делу, т.е. с составлением отдельного процессуального документа, приобщаемого к материалам уголовного дела.

показать содержание

Особый случай

Судья, дознаватель/следователь, а также прокурор, которые получили ходатайство о восстановлении пропущенного периода, должны принять соответствующие решения (постановления). Акты должны быть приняты как при удовлетворении, так и в случае отказа в этом. Вынесенные постановления, в свою очередь, могут обжаловаться в суд, расположенный по месту предварительного следствия. Рассмотрение и разрешение жалоб осуществляется единолично судьей не позже 5-ти суток с даты поступления. На заседание вызываются заявитель (его представитель либо защитник), а также прокурор. Решение судьи может быть оспорено в вышестоящей инстанции. При наличии оснований судья может восстановить срок, который был пропущен. Сведения о том, что исполнение решения приостановлено в связи с удовлетворением жалобы, указываются в соответствующем постановлении.

Постановление о возобновлении

Решение о продолжении расследования оформляется процессуальным документом – постановлением. В нем отражаются:

  • Основания приостановления и дата вынесения соответствующего решения.
  • Фактические сведения, подтверждающие, что обстоятельства, препятствовавшие продолжению дела, отпали.
  • Действия, подлежащие осуществлению.

О решении возобновить следствие уполномоченное лицо сообщает всем участникам производства. Уведомление должно быть письменным. В сообщении отражаются основания возобновления процесса, разъясняется право оспорить постановление в суде по правилам, закрепленным нормами 16 главы УПК.

Прокурору должна быть направлена копия постановления о продолжении производства.

При вынесении решения о возобновлении следствия уполномоченный служащий должен установить срок расследования в соответствии с предписаниями 162 статьи УПК.

Процессуальные сроки

Неустановление лица в сроки предварительного следствия влечет приостановление расследования.

Следствие занимается уголовным делом в течение двух месяцев, после чего срок продляется либо выносится постановление о приостановлении, если имеются законные основания.

Дознание рассматривает дела в срок 30 дней, после чего производится процедура, аналогичная следствию. Продлением сроков дознания также занимается прокурор.

Кроме того, следствие по уголовным делам может продляться в зависимости от сложности дела. Преступления небольшой и средней тяжести могут продлять на меньший срок, а тяжкие и особо тяжкие даже до 10 лет.

Такие сроки имеют название сроков давности и устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 162. Срок предварительного следствия

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 03.12.2007 N 323-ФЗ)

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 03.12.2007 N 323-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 76-ФЗ)

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 26.04.2013 N 64-ФЗ)

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 323-ФЗ)

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

Понятие и значения приостановления предварительного расследования

Процесс несложен. Порядок приостановления предварительного расследования включает следующие пункты:

  • принятие решения;
  • согласование с руководством;
  • составление постановления;
  • удостоверение подписью;
  • передача копии в прокуратуру;
  • уведомление лиц, участвующих в деле.

Весь процесс при положительном ответе прокуратуры может занять не более двух суток.

Приостановление предварительного следствия имеет очень важную роль в развитии всего следственного процесса.

Так как в настоящее время следственные органы имеют сильную загруженность, а времени для рассмотрения дел в отсутствие подозреваемых нет, так же, как и нет оснований для совершения следственных действий, норма закона о возможности приостановления предварительного следствия является спасительной.

Во время приостановления следствия процедуры расследования и мероприятия по изобличению преступника не приостанавливаются, а продолжаются. Однако занимаются этим органы, компетентные в поиске виновных лиц.

Так, поиск лица может затянуться на многие месяцы и даже годы. Кроме того, если гражданин покинул территорию государства, установить его местонахождение еще сложнее. Поэтому такая мера, как приостановление предварительного следствия, является наиболее оптимальной для решения вопроса об уголовном деле.

Процессуальное оформление приостановления предварительного расследования

Постановление и приостановлении следствия имеет письменную форму.

В случае вынесения постановления следователем акт удостоверяется начальником следственного отдела. При формировании документа дознавателем проверку содержания и обоснования проводит орган прокуратуры.

Законодательно закреплено в нормативных актах:

  • федеральное законодательство;
  • приказ генпрокурора РФ № 826 о надзоре за предварительным следствием;
  • приказ генпрокурора № 137 о надзоре за дознанием.

В постановлении указывается информация о следователе, а также перечисляется информация о зарегистрированном факте и всех следственных действиях, произведенных за установленный законом срок.

В мотивировочной части указываются основания для приостановления расследования уголовного дела, а в конце акта проставляются подписи следователя и начальника.

Комментарий к ст. 210 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Розыск подозреваемого, обвиняемого, который скрылся от предварительного следствия или место нахождения которого неизвестно, объявляется постановлением следователя. Это постановление может быть вынесено как в виде отдельного документа, так и в виде единого постановления о приостановлении предварительного следствия и розыске подозреваемого, обвиняемого.

2. В постановлении должны быть указаны: сущность подозрения или обвинения; свидетельства того, что подозреваемый, обвиняемый скрылся или что место его нахождения не установлено; мера пресечения (если она избрана), которая подлежит применению в отношении обвиняемого в случае его обнаружения.

3. Осуществляя розыск подозреваемого, обвиняемого, следователь направляет запросы в органы внутренних дел по месту возможного его пребывания, собирает информацию о его родственниках и лицах, с которыми он связан; поручает проведение розыскных мероприятий органам дознания (прежде всего органам внутренних дел). Проведение в целях розыска следственных действий возможно лишь в тех случаях, если следствие не приостанавливалось. При необходимости проведения следственных действий по делу, предварительное следствие по которому приостановлено, следователь выносит постановление о возобновлении следствия и только после этого может приступить к следственным действиям.

4. К постановлению о проведении розыска подозреваемого надлежит приложить (с учетом оснований привлечения лица в качестве подозреваемого): постановление о возбуждении уголовного дела в отношении этого лица, протокол задержания и документ, подтверждающий побег из-под стражи, постановления об избрании меры пресечения или о приводе, справку о личности подозреваемого.

5. К постановлению о проведении розыска обвиняемого прилагаются: копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, о приводе — если обвиняемый не подлежит заключению под стражу, а также справка о личности обвиняемого.

6. В справке о подозреваемом, обвиняемом необходимо указать все известные сведения о разыскиваемом: фамилию, имя и отчество (если их несколько, следует указать все), дату и место рождения, образование, профессию, последние и им предшествующие места жительства, работы и учебы, отношение к воинской службе, данные о судимости, наличие у него транспортных средств, оружия и т.п. В справке указываются также особые приметы подозреваемого, обвиняемого, имеющиеся у него хронические заболевания и места лечения, его привычки и наклонности, связи. Следователь должен также привести имеющиеся у него данные о родственниках подозреваемого, обвиняемого и других близких ему лицах, о лицах, вместе с которыми обвиняемый ранее отбывал наказание, а также любую иную информацию, которая может помочь в розыске. При наличии фотокарточки подозреваемого, обвиняемого, его дактилокарты или отпечатков пальцев их копии должны быть переданы органу дознания.

7. Органами дознания розыск может проводиться на местном (региональном) и федеральном уровнях. Федеральный розыск, как правило, объявляется по делам о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы, в тех случаях, когда в течение 2 месяцев местный розыск не дал результатов. Кроме того, лицо может быть объявлено в межгосударственный розыск на территории стран — членов СНГ и в международный розыск (см. Приказ МВД России N 684, Минюста России N 184, ГТК России N 560, ФСБ России N 353, ФСНП России N 257, ФПС России N 302 от 26.06.2000 «Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола»).

8. Вопрос о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого, объявленного в розыск, решается в соответствии с правилами, установленными гл. 13 (см. коммент. к ст. 97 — 99, 101). При этом невозможность обеспечения участия подозреваемого или обвиняемого в судебном заседании при разрешении вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу не исключает обязанности суда уведомить о заседании защитника подозреваемого, обвиняемого, если он участвует в деле, и предоставить ему возможность отстаивать в этом заседании интересы своего подзащитного (см. Определение КС РФ от 18.01.2005 N 26-О по делу о нарушении конституционных прав ч. 5 ст. 108, ст. 172, 210 УПК // ВКС РФ. 2005. N 3).