Статья 229 тк рф. порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

Другой комментарий к статье 229.2 ТК РФ

1. В ходе расследования каждого несчастного случая комиссия по расследованию несчастных случаев осуществляет следующие действия:
— производит осмотр места происшествия;
— выявляет и опрашивает: очевидцев несчастного случая; должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы;
— знакомится с действующими в организации ЛНА и организационно-распорядительными документами (коллективными договорами, уставами, внутренними уставлениями религиозных организаций и др.), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц;
— получает: иную необходимую информацию от работодателя (его представителя); объяснения от пострадавшего по существу происшествия.

Примерный перечень документов, формируемых в ходе расследования несчастного случая (материалы расследования), установлен в комментируемой статье (ч.3). Конкретный объем материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного происшествия.

Перечень и объем материалов расследования групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в результате аварий (катастроф) транспортных средств, определяются с учетом имеющихся материалов расследования происшествия.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 года N 73 утверждены Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Учетная форма N 315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 апреля 2005 года N 275.

2. На основании собранных материалов расследования комиссия:
— устанавливает: обстоятельства и причины несчастного случая; лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда;
— вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев;
— определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности;
— в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве либо как несчастный случай, не связанный с производством.

Часть 6 комментируемой статьи закрепляет, какие случаи (самоубийство, смерть вследствие алкогольного отравления, совершения работником преступления и т.д.) расследуются в установленном порядке и по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством.

При этом судебная практика исходит из того, что перечень причин и обстоятельств, изложенных в комментируемой статье, при которых несчастный случай может квалифицироваться как не связанный с производством, расширенному толкованию не подлежит (см., например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2008 года по делу N А13-3196/200).

Отметим также, что приказом Минздравсоцразвития России от 21 сентября 2011 года N 1065н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

3. Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Если возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, содействовала грубая неосторожность застрахованного, то комиссия по расследованию несчастных случаев либо государственный инспектор труда могут устанавливать степень вины застрахованного в процентах

Порядок формирования комиссии

В ч.1 статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации оговорен порядок создания комиссии по расследованию несчастных случаев.

Однако к этому необходимо подходить крайне внимательно и скрупулезно. Все указанные действия оказывают большое влияние на качество проводимых мероприятий и как следствие на правильность результата проверки.

Определение состава

В ч.1 статьи 229 ТК РФ указано не только количество членов комиссии, но и круг специалистов, которые должны входить её состав.

Количество членов такой группы должно быть не менее трех. В её состав в обязательном порядке должен войти специалист по вопросам безопасности работы. Если в штате организации таковых не имеется, допускается привлечение постороннего компетентного человека, на условиях подписанного соглашения. Также необходимо включить еще несколько специалистов, которые обладают необходимыми знаниями по возникшей проблеме. В группу также включаются представители профсоюзного органа, а некоторых случаях, определенных действующими нормами специалисты из госбюджетных надзорных и контролирующих структур.

В ч. 2 статьи 229 ТК РФ оговорено, что в обстоятельствах, повлекших за собой тяжелые последствия в группу включаются и другие члены. К таковым отнесены:

  • специалисты надзорной инстанции, занимающейся вопросами охраны труда;
  • представители страховой компании.

Ответственные за безопасность работающих, на обслуживаемом участке которых случилось происшествие, в состав группы не включаются.

Указанные лица входят в комиссию в случаях если:

  • в результате происшествия тяжелые травмы получил один или несколько работающих;
  • один или несколько тружеников ушли из жизни.

Издание приказа

Состав группы, производящей разбирательства, утверждается распоряжением руководителя компании, с которой потерпевший состоял в трудовых отношениях.

Если происшествие случилось за пределами организации, например, в случае нахождения специалиста в командировке, то распоряжение оформляется в компании, где исполнял свои должностные обязанности работающий. В состав такой группы должен быть включен представитель компании труженика.

Само распоряжение должно быть оформлено в день происшествия.

Четкой формы такого документа действующие нормы не определили. Однако по сложившейся практике в тексте должна быть отражена следующая информация обязательного характера:

  • название организации;
  • банковские реквизиты и контактные сведения;
  • дата оформления документа и номер его регистрации;
  • повод, для начала проведения проверочных мероприятий;
  • состав проверочной комиссии;
  • временной период начала и окончания проверки;
  • подпись руководителя.

С содержанием приказа должны быть ознакомлены под подпись все её члены. Такие подписи могут быть поставлены на самой бумаге. Если участников довольно большое количество, допускаются личные подписи на листе ознакомления, который приобщается к распоряжению. Также должны быть указаны даты прочтения документа.

Права и обязанности работника в рамках расследования НС

Заключение по следственному процессу выносится коллективно только после согласия всех членов комиссии. Если выявятся нарушения в исполнении должностных обязанностей сотрудника, с работодателя будет снята ответственность.

Повод для отказа в признании НС на производстве:

  1. Недобросовестность выполнения обязанностей сотрудником.
  2. Несоблюдение внутренних регламентов труда.
  3. Нарушение трудовой дисциплины.
  4. Нарушение правил ОТ и пожарной безопасности.
  5. Случай произошёл в результате целенаправленного повреждения имущества компании.
  6. Игнорирование обучения и стажировке по ПБ и ОТ (доказано документально).

Сотрудник может рассчитывать на положительное решение по расследованию, если он своевременно обратился к руководству и сообщил об опасности на производстве, угрозе жизни и здоровья.

Поэтому в рамках инструкций по охране труда служащий должен проходить регулярный медицинский осмотр – на начальном этапе, 1 раз в год (минимум) и по направлению организации (согласно ТК РФ).

Для объективной оценки работы комиссии пострадавший не ограждается от наблюдения за расследованием и уточнением любых подробностей дела. Он может ознакомиться с составом комиссии до разбирательства, в случае несогласия письменно оспорить решение.

Права:

  • право лично присутствовать на всех этапах расследования;
  • право знакомиться с материалами дела;
  • в расследовании несчастного случая со смертельным исходом могут участвовать родственники и доверенные лица (необходимо нотариальное заверение).

Кроме того, после получения решения сотрудник имеет право его оспорить. Но для этого необходимы документальные подтверждения или свидетельские показания.

Законодательное регулирование

При возникновении нештатных ситуаций, сопровождаемых ущербом жизни и здоровью персонала, последующие опции руководства регулируются положениями законодательства. Конкретно, их указывает статья 229 Трудового Кодекса, в положениях которой на компанию возлагается обязанность по организации специального комитета. Он носит смешанный характер, включая представителей самого предприятия и профсоюза. Председательствующим выступает работодатель, либо его официальный поверенный.

Если происшествие стало следствием аварии или сбоев, связанных с атомной отраслью, ядерными или радиационными технологиями, в комиссию обязательно входит госслужащий. Он представляет территориальное подразделение Министерства атомной энергетики или другого ведомства, курирующего конкретную деятельность. Комитет производит расследование всех обстоятельств, по результатам которого выносится решение, относительно причин нештатной ситуации и устранения последствий.

Потерпевший или его семья (если он погиб или не присутствовать из-за состояния здоровья) вправе настаивать на включение в структуру своего представителя. Если он по тем или иным причинам не принимает участия в исследовании обстоятельств случившегося, его (доверенное лицо) обязательно знакомят с результатами.

Организация работы комиссии

Суть деятельности такой группы состоит в сборе и обобщении информации касающейся происшествия.

Прежде всего, необходимо опросить самого пострадавшего, если такая возможность имеется, поскольку зачастую человек может находиться в бессознательном состоянии. Также необходимо получить разъяснения от возможных свидетелей события и от виновных лиц. Все объяснения даются в письменном виде, на имя руководителя компании.

Затем необходимо составить протокол или схему осмотра места события. В нем должно быть подробно описаны все обстоятельства случившегося. Его подписывают все члены комиссии. К такому документу должны быть приложены данные фото или видеофиксации.

После этого изучаются документы, касающиеся места труда пострадавшего. Из их содержания будет установлено, имелись ли вредные факторы в деятельности труженика.

Должно быть установлено инструктировался ли труженик по вопросам безопасности при назначении на должность и в дальнейшем, в процессе деятельности, а также обеспечивался ли человек необходимым оборудованием и специальной защитной одежды.

Приобщаются также сведения о нарушениях правил безопасности, которые были выявлены ранее профсоюзным органом или надзорной инстанцией.

Если происшествие привело к смерти, все необходимые действия должны быть выполнены в течение пятнадцати суток. В остальных случаях все мероприятия реализуются в течение трех дней. Расследование может инициировать и сам пострадавший. В такой ситуации проверка проводится в течение месяца, с момента направления просьбы.

Если работающий получит тяжелое увечье или ушел из жизни, руководитель обязан проинформировать об этом надзорные и правоохранительные структуры.

После того как были опрошены все участники происшествия, а также собраны необходимые сведения и данные, составляется акт о результатах проверки.

В таком документе указывается:

  • дата и место оформления;
  • состав группы, которая занималась проведением проверки;
  • подробности происшествия и его причины;
  • кому и в какой степени был причинен ущерб;
  • находился ли потерпевший под воздействием алкоголи или наркотиков;
  • кто является виновным в случившемся;
  • какие нормы были нарушены;
  • выводы и предложения специалистов.

Заключение должно быть подписано всем участниками группы. На практике составляется несколько экземпляров такого акта.

После оформления и подписания заключение в течение трех дней должно быть направлено заинтересованным лицам, а именно:

  • пострадавшему;
  • в прокуратуру, в случае тяжелого увечья или летального исхода;
  • в контролирующую инспекцию;
  • в страховую компанию.

Оставленный экземпляр заключения должен храниться в организации не менее сорока пяти лет. Такой подход используется на случай возможных недовольств и жалоб.

Комментарий к статье 229 ТК РФ

1. Расследование несчастных случаев проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев, образуемыми и формируемыми в зависимости:
— от обстоятельств происшествия;
— от количества пострадавших;
— от характера полученных пострадавшими повреждений здоровья.

Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов. Комментируемой статьей установлен минимальный количественный состав такой комиссии — 3 человека. При этом лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в состав комиссии не включаются.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

В состав комиссии включаются:
— специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
— представители работодателя;
— представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
— уполномоченный по охране труда.

Как правило, комиссию возглавляет работодатель (его представитель). Однако комментируемая статья предусматривает особые случаи, в которых комиссию возглавляют должностные лица соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности (Ростехнадзор).

Основное содержание комментируемой статьи составляют правила о формировании комиссии по расследованию несчастного случая на производстве в различных обстоятельствах: указывается на состав членов комиссии, ее руководителя. Таким обстоятельствами, обуславливающими особый порядок формирования комиссии, являются:
— расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом;
— расследование несчастных случаев, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности;
— расследование несчастных случаев, возникших при выполнении работниками работ у другого работодателя, на территории другого работодателя, а также работ по совместительству;
— расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства;
— расследование несчастного случая, который явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии;
— расследование несчастного случая, который произошел в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу Ростехнадзора;
— расследование группового несчастного случая с числом погибших пять человек и более.

Если имеет место одно из указанных обстоятельств, необходимо обращаться к положениям соответствующей части комментируемой статьи об особенностях формирования комиссии.

2. Часть 10 комментируемой статьи закрепляет право каждого пострадавшего (в том числе через законного представителя либо доверенное лицо) на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим. Право на направление в комиссию законного представителя или иного доверенного лица может быть предоставлено по требованию лицам, состоявшим на иждивении погибшего пострадавшего, либо состоявшим с ним в близком родстве или свойстве.

Следует также обратить внимание, что расследование несчастных случаев, произошедших со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В указанном случае в состав комиссии включаются представители образовательного учреждения

Расследование же таких несчастных случаев при прохождении производственной практики на выделенных для этих целей участках организации проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений с включением в ее состав представителей организации.

В настоящее время действует Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утвержденное приказом Гособразования СССР от 1 октября 1990 года N 639, которое устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса.

Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Характеристика ст. 229.2 ТК

В её начале указывается, что при расследовании несчастного случая лица, задействованные в этом процессе, вправе:

  • идентифицировать и расспрашивать свидетелей ЧП;
  • опрашивать нарушителей нормативов безопасности труда;
  • получать ответы от потерпевшего (при возможности);
  • получать требуемые данные от нанимателя (его уполномоченного).

К этим лицам относятся:

  • участники комиссии по расследованию;
  • госинспектор труда (в предусмотренных ТК ситуациях).

Указано, что по предписанию комиссии для нужд расследования наниматель за свой счёт обеспечивает:

  • проведение вычислений, лабораторных исследований, прочих работ экспертного характера, а также задействование необходимых специалистов;
  • фотографирование/видеосъёмку объекта, где произошло ЧП, повреждённых предметов, составление необходимых чертежей, схем и т.д.;
  • транспорт, служебные помещения, приборы для коммуникации, защитный инвентарь (спецодежду и т.д.).

Далее дан перечень документов, которые должны входить в материалы, суммирующие итоги расследования ЧП:

  • документ о создании комиссии по расследованию ЧП;
  • материалы фото-и видеосъёмок, протокол исследования места ЧП, профильные чертежи, схемы и пр.;
  • документы, описывающие рабочее место и присутствие неблагоприятных окружающих факторов;
  • выписки из журналов и протоколов инструктажей по безопасности труда и оценки знаний потерпевших в этой области;
  • протоколы опросов свидетелей ЧП и соответствующих менеджеров, свидетельства потерпевших;
  • выводы профильных экспертов, результаты вычислений и пр.;
  • заключение врачей об аспектах повреждений, полученных потерпевшим, или об обстоятельствах его кончины, а также о возможности влияния на него алкоголя, наркотиков и других подобных веществ;
  • копии свидетельств, удостоверяющих получение потерпевшим положенного ему защитного инвентаря (спецодежды и пр.);
  • выписки из более ранних предписаний, затрагивающих предмет расследования, направленных в адрес нанимателя госинспекторами труда и представителями госструктуры, занимающейся контролем установленной сферы деятельности (если ЧП произошло на объекте, подконтрольном данной госструктуре), а также выписки из соответствующих предписаний представителей профсоюзов, касающихся отслеживания действий нанимателя по устранению полученных от госинспекторов замечаний;
  • иные документы, необходимые для разбирательства аспектов ЧП.

Подчёркнуто, что отдельный список документов, относящихся к конкретному расследованию, формируется главой комиссии. Он зависит от специфики и характера ЧП.

Указано, что собранные документы и материалы используются комиссией (госинспектором труда в особых ситуациях, прописанных в ТК) с целью:

  • выявления причин ЧП и его обстоятельств;
  • идентификации лиц, возможно допустивших нарушения нормативов безопасности;
  • разработки предложений по ликвидации обнаруженных нарушений и профилактике подобных ЧП;
  • определения, насколько на потерпевшего влияли его деловые отношения с нанимателем;
  • выяснения, каким нанимателем осуществлялся надлежащий учёт ЧП;
  • определения, насколько корректно классифицировать ЧП как связанное с производством.

Подчёркнуто, что в некоторых вариантах ЧП классифицируются как не связанные с производством. Такое решение принимает комиссия или госинспектор. Это происходит, когда:

  • кончина потерпевшего произошла из-за общего заболевания или его самоубийства, что подтверждено соответствующими следственными структурами, медиками или судом;
  • кончина или повреждение здоровья произошли из-за употребления потерпевшим алкоголя и иных подобных веществ, что никак не связано с технологическими процессами, если в них используются эти вещества;
  • причиной ЧП стали действия (бездействие) потерпевшего, классифицируемые как уголовные преступления.

Подчёркнуто, что ЧП на производстве имеет страховой характер, когда оно произошло с лицом, подлежащим обязательному соцстрахованию от производственных несчастных случаев и профзаболеваний.

Особо упомянут вариант, когда расследование определило, что небрежность застрахованного лица способствовала возникновению ЧП или развитию его последствий для здоровья. Тогда, с ориентацией на мнение местной профорганизации или иного подобного органа, степень вины потерпевшего устанавливается в процентном соотношении.

В конце статьи указано, что положение, затрагивающее нюансы расследования ЧП для отдельных отраслей или организаций, а также формы соответствующих документов утверждаются госструктурой федерального уровня, особо уполномоченной на это Правительством.

Основные вопросы по содержанию ст. 229 ТК

Как определяется тяжесть вреда здоровью при несчастных случаях, упомянутых в этой статье?

Для этого используется Приказ Минздравсоцразвития № 160 от 24.02.05. В приложении к этому документу содержится схема, при использовании которой определяют тяжесть вреда здоровью потерпевшего. В общем виде в ней выделяют тяжёлый и лёгкий ущерб здоровью. Затем идёт перечисление признаков тяжёлого ущерба и указывается, что если этих признаков не наблюдается, то ущерб носит лёгкий характер.

О каких сроках расследования упоминает комментируемая статья?

Более подробно эта тема разобрана отдельно, в ст. 229.1 ТК. В общем виде временные границы расследования составляют от 3 до 15 дней. Но максимальный срок может увеличиваться до месяца, а в некоторых исключительных случаях – и более.

Могут ли лично участвовать в рассмотрении несчастного случая сами родственники потерпевшего?

В общем смысле – не могут. Комментируемая статья об их личном участии в этом не упоминает, только об их представителях. Также по этому вопросу имеется и Определение КС № 1517-О-О от 17.11.09, которое указывает, что ст. 229 ТК в этом отношении не противоречит существующим законам.

Проведение расследования

Чтобы выяснить, что произошло, придётся провести расследование. Для этого потребуются определённые навыки и инструменты.

Инструменты для расследования

  • технические подсчёты, лабораторные исследования, результаты следственных экспериментов с участием специалистов;
  • фото- и видеосъёмка с места аварии, подробное отражение деталей произошедшего;
  • чертежи, эскизы, схемы;
  • транспорт, связь, спецодежда, средства защиты.

Обеспечить инструменты для следствия обязан работодатель за свой счёт. Если комиссия организована на госпредприятии, используются бюджетные средства.

Необходимые материалы:

  1. Приказ о назначении комиссии.
  2. Чертежи, схемы, составляет технический эксперт.
  3. Протоколы осмотра места несчастного случая, съёмка, фотографии (в любом количестве).
  4. Материалы, описывающие место происшествия, опасные факторы.
  5. Документы, подтверждающие ознакомление сотрудника с правилами пожарной безопасности и инструкциями по охране труда (дата, подпись в журналах).
  6. Листы допроса свидетелей произошедшего, объяснительные от непосредственных руководителей, протоколы опроса пострадавших.
  7. Официальные заключения по анализам, данные лабораторных работ, технические расчёты.
  8. Медицинское заключение по факту происшествия: о диагнозе пострадавшего, степени тяжести травм, о летальном сходе (с указанием причины), о психическом состоянии (в т.ч. алкоголь, наркотики) работника.
  9. Бланки, подтверждающие выдачу сотруднику защитной амуниции, специального обмундирования, предметов безопасности.
  10. Документальные решения, вынесенных после предыдущих проверок инспекцией труда. Рекомендации к устранению недочётов, заверенные надзорными органами, документы (подписанные проверяющим должностным лицом, датированные) по факту исправления нарушений.
  11. Дополнительные материалы по усмотрению комиссии.

Чёткий порядок документации в текущем расследовании составляет председатель. Запросы в вышестоящие надзорные инстанции запрашивает он же. Перечень всегда формируется индивидуально, в зависимости от характера и подробностей происшествия. После получения всех результатов по материалам дела комиссия проводит расследование случившегося.

Основные вопросы по положениям ст. 229.1 ТК

На чём основывается вывод о лёгкой или тяжёлой степени повреждений потерпевшего, которые произошли вследствие несчастного случая?

С этой целью применяется приложение к Приказу Минздравсоцразвития № 160 от 24.02.05. В нём содержится схема, с помощью которой определяется степень тяжести повреждений, полученных потерпевшим при производственном несчастном случае. Эта схема содержит обязательные признаки, которые позволяют определить тяжёлый характер повреждений. Если эти признаки не обнаруживаются, то считается, что повреждения имеют лёгкий характер.

На какой основе определяются сроки, упомянутые в комментируемой статье?

Типовые сроки при разбирательстве ЧП на производстве указаны в ч. 3 Приложения № 2 к Постановлению Минтруда № 73 от 24.10.02. Также в ней конкретизированы возможные факторы, которые могут привести к продлению сроков расследования. В этой части раскрыты и другие обстоятельства, влияющие на сроки, упомянутые в разбираемой статье.

Какие объективные причины могут вынудить продление сроков расследования, упомянутых в данной статье?

Часть из них упомянута в вышеуказанном Приложении. Например, в нём говорится, что продление возможно, если ЧП произошло в географически труднодоступной или отдалённой местности. Это возможно при ЧП:

  • в экспедициях;
  • на судах, которые совершают международное плавание;
  • на морских буровых платформах и т.д.

Указывается, как и в разбираемой статье, что максимальные сроки могут быть сдвинуты при трудностях, связанных с получением медицинских документов. Это возможно, если необходимы специализированные экспертизы или в профильных лабораториях наблюдается высокая загрузка.

Также упомянута и возможность проведения дополнительных экспертиз и иных действий, что возможно, если имеется подозрение на умысел третьих лиц или некомпетентность потерпевшего.

Срок

Законодатель выделяет следующие сроки:

  • если в происшествии на предприятие травмы зафиксированы у одного или группы работников, при этом повреждения незначительные, следствие длится не больше 3-х дней;
  • если пострадавшие от аварии на производстве травмированы значительно (2 и 3 степень тяжести) на следствие выделяется 15 дней;
  • при зафиксированном факте НС в организации, который окончился смертью сотрудника при исполнении служебных обязанностей, на следствие выделяется 15 дней;
  • происшествие на предприятии с травмами сотрудников, которое не было своевременно обнаружено и зафиксировано, разбирается после предоставления заявления от пострадавшего. Срок на следствие – 30 дней;
  • при необходимости перепроверки материалов разбирательства (результаты анализов, сомнительная экспертиза), срок по запросу может быть продлён.

Если комиссия не успевает завершить разбирательство, возможно продление сроков рассмотрения в индивидуальном порядке. Для этого необходимо согласование об утверждении количества добавленного времени с виновником задержки.

Например, если следствие затягивается по причине сомнительных результатов анализов, медэксперт предоставляет документ с датой окончания исследования. Этот бланк необходимо приложить к делу, как подтверждение причины сдвига сроков. Решение принимается председателем комиссии или представителем контролирующего органа (участника комиссии).

У сотрудника есть возможность обжаловать заключение в Федеральной инспекции труда или в судебном порядке. По статистике, больше 50% исков, поступающих в суд по поводу неправомерности вынесения решения о признании несчастного случая страховым, пересматривается в сторону истца (работника).

Общая информация

Если в организации зафиксирована авария с участием работников, назначается разбирательство, которое подтвердит или опровергнет причастность компании (по причине некачественного оборудования, условий работы). Расследование проводит независимая комиссия, которая может состоять только из сотрудников компании или с привлечением лиц изгосударственного надзора.

Статья 229 Трудового кодекса РФ регулирует правила образования комиссии для разбирательства, если работник травмировался:

  • в результате аварии;
  • катастрофы на производстве.

В следствии всегда присутствует лицо, представляющее работодателя, могут привлекаться члены союзов труда (доверенные потерпевшего), сотрудники контролирующих госслужб

Важное правило – в составе нечётное количество участников, от трёх человек

При полученных травмах 2 и 3 степени тяжести или летальном исходе, к следствию привлекаются представители контролирующего муниципалитета. Возглавляет комиссию должностное лицо от надзорной государственной службы в зависимости от характера ЧС. Например, по факту взрывов на шахте, выбросов вредных веществ руководит расследованием представитель федеральной службы местного значения по экологическому, технологическому контролю.