Статья 277. посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Особенности деяния

Из-за того, что при множестве способов скрыть преступление, в УК предусмотрена только одна статья за подобные действия, то на практике возникает много спорных ситуаций.

Что говорит о сокрытии преступления статья 316 УК РФ

Данная норма закона наказывает за незапланированное сокрытие особо тяжких преступлений. При этом наказание не применяется к близким родственникам преступника.

Важный критерий квалификации – активные действия по сокрытию улик или преступника. Если действия такими не будут признаны, то и ответственность по 316 статье назначена не будет.

Поскольку в этой норме УК фигурирует понятие «особо тяжких преступлений», то круг сужается только до тех нарушений закона, за которые уголовное право предполагает наказание не менее 10 лет лишения свободы.

Также есть нюанс, связанный с понятием укрывательства преступления. В 316-й статье это понятие не дано, поэтому юристы ссылаются на комментарий к 5 части 33 статьи УК о пособничестве в совершении преступления, а именно обещании скрыть преступника, следы или добытые им в ходе преступления вещи. Отличие этой трактовки от 316 статьи в том, что в ней идёт речь о запланированном (обещанном) сокрытии в то время, как в статье 316 о незапланированном. Но на практике нередко эти статьи применяются вместе.

Судебная практика

К сожалению, судебная практика по недонесению недостаточно обширна. Это связано с тем, что дела такого качества выявляются очень сложно, также доказательств по данному законодательному акту немного и они могут быть скрыты весьма хорошо и в составе доказательств не находиться. Примером такого дела может стать такая ситуация:

Гражданин Никитин, выпивая у знакомой гражданки Светловой, убил её сожителя Власова из личных неприязненных отношений. Способ убийства заключался в избиении. Гражданка Власова решила не сообщать полиции о данном факте, она решила тело Власова спрятать, чтобы, как она поясняет, её не попросили съехать со съёмного жилья. Поскольку, с Никитиным она в близкородственных отношениях не состоит, то примечание ст. 316 на неё не распространяется. Об этом ей было разъяснено.

Поэтому суд пришёл к выводу, что предоставленные доказательства свидетельствуют об уклонении от информирования об убийстве.

Гражданке Светловой назначили наказание в один год, которое назначили условным, ввиду:

  • наличия у неё 2 несовершеннолетних детей;
  • положительной характеристики с места работы;
  • отсутствия иных отягчающих факторов.

Данное дело является достаточно показательным, поскольку содержит в себе сам факт применения статьи, а также есть взаимодействие с примечание к статье.

Ч. 2 ст. 237 УК РФ

Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 236 УК РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Статья 238 УК РФ. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности

Инкапсуляция

В своей книге на объектно-ориентированном проектировании , Гради Буч определяется инкапсуляцию как «процесс compartmentalizing элементы абстракции , которые составляют его структуру и поведение, инкапсуляция служит для разделения договорную интерфейс абстракции и ее реализации.»

Цель состоит в том, чтобы реализовать потенциал для изменений: внутренние механизмы компонента могут быть улучшены без воздействия на другие компоненты, или компонент может быть заменен другим, который поддерживает тот же открытый интерфейс. Инкапсуляция также защищает целостность компонента, не позволяя пользователям переводить внутренние данные компонента в недопустимое или несогласованное состояние. Еще одно преимущество инкапсуляции состоит в том, что она снижает сложность системы и, таким образом, повышает надежность за счет ограничения взаимозависимостей между программными компонентами.

В этом смысле идея инкапсуляции более общая, чем то, как она применяется в объектно-ориентированном программировании. Например, реляционная база данных инкапсулирована в том смысле, что ее единственный открытый интерфейс — это язык запросов (например, SQL ), который скрывает все внутренние механизмы и структуры данных системы управления базами данных. Таким образом, инкапсуляция является основным принципом хорошей архитектуры программного обеспечения на всех уровнях детализации.

Инкапсуляция программного обеспечения за интерфейсом позволяет создавать объекты, имитирующие поведение и взаимодействие объектов в реальном мире. Например, простой цифровой будильник — это реальный объект, который непрофессионал может использовать и понимать. Они могут понять, что делает будильник и как им пользоваться, через предоставленный интерфейс (кнопки и экран), не разбираясь во всех деталях часов. Точно так же, если бы часы были заменены другой моделью, непрофессионал мог бы продолжать использовать их таким же образом, при условии, что интерфейс работает так же.

В более конкретной настройке объектно-ориентированного языка программирования это понятие используется для обозначения либо механизма сокрытия информации, либо механизма связывания, либо их комбинации. (Подробнее см. Инкапсуляция (объектно-ориентированное программирование) .)

Комментарий к статье 237 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на получение достоверной информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья.

Факультативный объект — отношения по охране здоровья, окружающей природной среды.

Предметом преступления является информация. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Объективная сторона преступления выражается в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Под сокрытием следует понимать как утаивание от граждан названной информации, так и несвоевременное оповещение и информирование населения о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Искажение означает предоставление недостоверных, фальсифицированных сведений о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Сокрытие или искажение может касаться, например, информации о радиационной обстановке, в том числе о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду, о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, например о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления.

Медицинские сотрудники могут понести ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, например о замалчивании того, что взятая донорская кровь, направленная реципиентам и уже кому-то перелитая, оказалась зараженной.

Оконченным преступление является с момента сокрытия или искажения информации. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный — лицо, обязанное обеспечивать население такой информацией. К таковым могут быть отнесены: должностные лица органов местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти; работники аварийной, пожарной служб и др.

Квалифицированным (ч. 2 ст. 237 УК РФ) преступление является тогда, когда оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (примечания 2 и 3 к ст. 285 УК РФ), а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (вред средней тяжести здоровью многих людей, распространение эпизоотий, радиационное заражение местности). Последнее понятие является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

Другой комментарий к статье 237 Уголовного Кодекса РФ

1. Объект преступления — здоровье населения и право граждан на достоверную информацию, касающуюся жизни и здоровья людей. Обладание такой информацией позволяет в той или иной степени полностью или частично нейтрализовать угрозу для населения.

2. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Под событием в смысле ст. 237 УК следует понимать разного рода необычные, представляющие особую значимость факты общественной жизни, например начало военных действий в общественно значимых масштабах. Явление — это масштабное, опасное для жизни и здоровья населения изменение в окружающей среде, например землетрясение, наводнение. Факт в данном случае означает результат тех или иных действий, в результате которых наступили последствия, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, например повреждение очистных сооружений, железнодорожная катастрофа, в результате которой произошли утечка ядохимикатов, разрушение ядерного реактора.

Информация о названных событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, не может быть отнесена к категории сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, и должна незамедлительно доводиться через средства массовой информации или иным способом до сведения граждан и органов, уполномоченных на принятие мер по устранению такой опасности.

3. Объективная сторона преступления включает в себя действия или бездействие, состоящие в сокрытии или искажении информации. Сокрытие информации — это недоведение информации либо несвоевременное доведение до сведения лиц и организаций, имеющих право на ее получение либо нуждающихся в ее получении с целью воздействия на события, факты, явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Искажение информации — это сообщение неполных или недостоверных данных относительно фактов, событий и явлений, создающих опасность для жизни и здоровья людей или окружающей среды.

Преступление считается оконченным в момент сокрытия или искажения информации об угрозе жизни или здоровью людей либо для окружающей среды.

4. Субъектом преступления (ч. 1 ст. 237 УК) может быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное по своему служебному положению обеспечивать население и соответствующие органы информацией об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды.

5. Субъективная сторона преступления (ч. 1 ст. 237 УК) характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что преднамеренно скрывает или искажает информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды, и желает этого.

6. Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст. 237 УК) являются: совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (см. ч. ч. 2 и 3 примечания к ст. 285 УК РФ); причинение вреда здоровью (от легкого до тяжкого); наступление иных тяжких последствий (крупномасштабное загрязнение атмосферы, рек, озер, морей, значительный материальный ущерб и т.п.).

Вина по отношению к последствиям, указанным в ч. 2 ст

237 УК, может выражаться только в форме неосторожности

Комментарий к ст. 237 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность: а) для жизни или здоровья людей; б) для окружающей среды.

2. Объективная сторона преступления выражена в совершении одного из альтернативных действий: а) сокрытие информации, т.е. ее недоведение до населения, лиц, представляющих органы, имеющие право на ее получение и обязанных ее получить в соответствии с законодательством РФ; б) искажение информации, т.е. доведение неполных, частично или полностью неверных сведений относительно фактов, составляющих опасность для людей или окружающей среды.

3. Субъективная сторона по ч. 1 комментируемой статьи характеризуется наличием прямого умысла, по ч. 2 умысел может быть и косвенным.

4. Субъект преступления специальный: лица, наделенные специальными полномочиями либо служебными обязанностями, которые по долгу службы обязаны обеспечить население, органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией, указанной в законе (ч. 1); лица, занимающие государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления (ч. 2; см. комментарий к ст. 285 УК).

Второй комментарий к Ст. 239 УК РФ

1. Комментируемая норма охраняет установленный законом порядок создания и деятельности общественных и религиозных объединений (ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1966). Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 (ст. 16) запрещены создание и деятельность общественных объединений в антигосударственных и антисоциальных целях.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является здоровье населения.

3. Объективная сторона заключается в создании религиозного или общественного объединения, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно в руководстве таким объединением.

4. Насилие как один из признаков такого объединения означает, что в соответствии с идеологией объединения одни его члены применяют различные формы насилия к другим (избивают, истязают, насилуют и т.д.).

5. Иное причинение вреда здоровью граждан, входящих в объединение, означает, что в соответствии с идеологией объединения его члены ограничиваются в пище, питье, личной свободе либо занимаются самоистязанием, членовредительством, склоняются к самоубийству и т.п.

6. Под созданием религиозного или общественного объединения, обладающего рассмотренными выше признаками, следует понимать как учреждение такого объединения, так и его фактическую организацию без официальной регистрации. В этом форме преступление следует признавать оконченным с момента фактического образования объединения, идеологией которого охватываются признаки, описанные в ч. 1 ст. 239 УК, либо с момента, когда деятельность объединения оказалась фактически сопряженной с такими признаками, хотя в момент объединения его членам не было известно о характере объединения.

7. Руководство означенным объединением предполагает осуществление функций его лидера и распорядителя. В этой форме преступление является оконченным с момента фактического осуществления руководящих функций по отношению к рядовым членам объединения.

8. В ч. 2 установлена ответственность, во-первых, за создание:

а) некоммерческой организации (в том числе некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента);

б) структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний;

во-вторых, за руководство такой организацией или таким структурным подразделением.

9. Некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, признается российская некоммерческая организация, получающая денежные средства или иное имущество от иностранных государств или их органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности на территории России.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

11. Субъект преступлений, предусмотренных частями 1 и 2, — создатель или руководитель соответствующей организации или структурного подразделения.

12. Частью 3 предусмотрены: а) участие в деятельности соответствующих организаций (структурных подразделений); б) пропаганда деяний, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи.

13. Субъектом пропаганды деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 239 УК, могут быть не только члены указанного объединения, но и лица, не входящие в его состав.

14. Непосредственное совершение действий, связанных с посягательством на жизнь, здоровье, личную или половую свободу, не охватывается комментируемой статьей УК и требует дополнительной квалификации по статьям УК о преступлениях против личности.

15. Лицо, которое в рамках деятельности религиозного или общественного объединения побуждает другого к совершению преступления, должно нести ответственность не только по ст. 239 УК РФ, но и за подстрекательство к совершению конкретного преступления.

Другой комментарий к Ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей природной среды (например, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, об окружающей природной среде).

Сведения об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, а также окружающей среды не могут относиться к информации ограниченного доступа (к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера).

2. Объективная сторона включает в себя два альтернативных деяния. Сокрытие информации означает совершение действий, направленных на ее утаивание. Искажение представляет собой фальсификацию указанных в законе сведений.

3. Субъект специальный — лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности для жизни и здоровья людей или окружающей среды, соответствующей информацией.

Предмет регулирования

Манипуляции с уголовным правом позволяют в несколько раз снизить уровень преступности. В ряде случаев для снижения преступности достаточно просто поменять статью в УК, например усилить наказание или криминализовать то или иное деяние, хотя уголовный закон сам по себе не является панацеей для декриминализации общественного строя или той или иной сферы общественных отношений, изменение статей УК должно сопровождаться принятием сопутствующих мер экономического, социального и организационного характера.

Под предметом регулирования отрасли уголовного права понимаются совокупность тех общественных отношений, которые она регулирует. Обычно выделяют:

  • охранительные правоотношения, где на первый план выступает факт охраны государством правового порядка;
  • регулятивные отношения, в рамках которых государство даёт право причинить вред тому, что оно охраняет, но исключительно при определённых условиях.

Существует также точка зрения, что в уголовном праве как таковом нет собственного предмета регулирования. К. Биндинг и В. Г. Смирнов, например, считают, что предмет регулирования есть у других отраслей. А уголовное право, согласно их высказываниям, выступает скорее в роли обслуживающей ветви, которая устанавливает наказание за нарушение того, что контролируется остальными нормами. Н.С. Таганцев не согласен с такой позицией. В качестве доказательства он приводит наличие запретов, никак не связанных с остальными отраслями права (например, ответственность за убийство и т.п.). В основном они касаются преступлений против личности.

Полагаем, что правильнее определить предмет регулирования уголовного права как общественные отношения, связанные с определением того, какие деяния являются преступными, и установлением видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за преступления, установлением оснований уголовной ответственности и оснований освобождения от уголовной ответственности и (или) от наказания.

Следует отметить, что к регулируемым уголовным правом общественным отношениям относятся также отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применения иных мер уголовно-правового характера. Между тем указанные отношения являются предметом регулирования другой, смежной с уголовным правом отрасли права – уголовного процесса. Не случайно, УК РФ и УПК РФ содержат целый ряд дублирующих друг друга норм (например, нормы регулирующие основания освобождения от уголовной ответственности, в частности ст. 76.1 УК РФ и ст. 28.1 УПК РФ).

Комментарий к Ст. 239 Уголовного кодекса

1. Объективную сторону в ч. 1 составляют действия по созданию или руководству религиозным или общественным объединением, деятельность которого сопряжена: а) с насилием над гражданами (физическим или психическим); б) с иным причинением вреда их здоровью (например, лишение пищи, еды, сна).

2. Объективную сторону в ч. 2 образуют действия по созданию или руководству некоммерческой организацией (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, если их деятельность сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей (обязанностей, возложенных на граждан Конституцией РФ, иными законами) или к совершению иных противоправных деяний.

3. Объективную сторону в ч. 3 образуют действия по участию в деятельности некоммерческой организации, указанные в ч. 1 или 2, либо пропаганда деяний, предусмотренных этими частями. Пропаганда — распространение сведений о деяниях, перечисленных в законе, открытое или завуалированное их одобрение, в устной либо письменной форме, с использованием или без использования средств массовой информации.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла.

Комментарий 2

1. Непосредственным объектом является здоровье населения, которому может быть причинен серьезный урон деянием, предусмотренным рассматриваемой нормой.

2. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для здоровья людей либо для окружающей среды. Открытость такой информации гарантируется Конституцией РФ, в которой закреплено право граждан на ознакомление с информацией о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни или здоровья людей (ч. 3 ст. 41), а также с информацией о состоянии окружающей среды (ст. 42).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»запрещается относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

———————————СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Открытость такой информации означает обязанность государственных органов, должностных лиц, организаций и учреждений предоставлять ее населению в полном и достоверном виде.

3. Объективная сторона этого преступления может выражаться как в действиях, так и в бездействии.

Бездействие заключается в сокрытии информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья населения, т.е. ее несообщении населению или органам и организациям, уполномоченным на принятие мер по устранению такой опасности

Важность информации и способы ее утаивания не влияют на квалификацию преступления, но подлежат оценке при назначении наказания

Действие выражается в искажении указанной информации при ее предоставлении населению или органам и организациям, уполномоченным на принятие мер по устранению опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Искажение информации может означать или утаивание ее части, или фальсификацию фактических данных, составляющих сущность информации, или искажение прогнозов о развитии опасных для жизни или здоровья людей или для окружающей среды событий или явлений.

4. Состав рассматриваемого преступления сконструирован как формальный, поэтому оконченным оно признается с момента бездействия (сокрытия информации) или действия (ее искажения) виновного, независимо от того, поступила ли адресатам эта информация из других источников и была ли устранена грозящая опасность.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что скрывает от населения или уполномоченных органов информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или искажает ее содержание при предоставлении населению или органам, уполномоченным принимать меры по устранению грозящей опасности, и желает скрыть или исказить соответствующую информацию.

Мотивы и цели преступления на его квалификацию не влияют, но должны учитываться при назначении наказания.

6. Субъект преступления специальный — достигшее возраста 16 лет лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей или для окружающей среды.

7. Квалифицированные виды рассматриваемого преступления предусмотрены в ч. 2 ст. 237. В качестве квалифицирующих признаков выступают: а) совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ (см. примечания 2 и 3 к статье 285 УК), а равно главой органа местного самоуправления; б) причинение в результате совершенного преступления вреда здоровью человека или иных тяжких последствий.

Подследственность и подсудность

В связи с тем, что главной целью диверсионного акта законодатель считает подрыв обороноспособности государства, расследование преступления и судебное заседание в связи с ним, ведутся определённым образом.

Изучением произошедшего преступления, его анализом, поиском доказательств в отличие от других уголовных дел в случае диверсии будут заниматься следователи отдела федеральной службы безопасности.

После того как все материалы дела будут собраны, они передаются для исследования в органы суда. Судебные слушания по делам о диверсии рассматриваются судьями не единолично, а в присутствии коллегии судей. Состав суда представляет собой трёх судей.

Так как диверсия – это преступление, за которое следует назначение, в том числе и максимально строгого наказание в виде пожизненного лишения свободы, его рассматривают суды, отнесённые к федеральным. Это подтверждает, что подобное преступление рассматривается законодателем, как особо опасное для общества.

Обвиняемый в диверсии может подать ходатайство о созыве присяжных заседателей в количестве 12 человек. Но это право появляется лишь в том случае, если обвинение осуществляется по части 3 названной статьи. В случае обвинения по 1-й и 2-й части созыв присяжных невозможен.