Оглавление
Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей
1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.
3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.
4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
7. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.
8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарий 2
1. Для вступления в административное дело от заинтересованных лиц не всегда требуется подача заявления, так как они могут быть привлечены к участию в административном деле и по ходатайству лиц, участвующих в деле, в том числе прокурора или по инициативе суда.
2. Заинтересованные лица могут вступить в административное дело в любой момент, начиная со стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству и вплоть до момента постановления судом решения по данному административному делу.
3. Разрешая при подготовке административного дела к судебному разбирательству вопрос об участии этих лиц в судебном процессе, судья выносит определение о вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или же об отказе во вступлении в административное дело заинтересованного лица.
———————————По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 9.
90 4. Общие права лиц, участвующих в деле, закреплены в статье 45 КАС РФ. Так как заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, то на тех из них, которые обладают правами и несут обязанности административного истца, распространяются и положения ст. ст. 26, 38 — 41, 125, 136 и др. КАС РФ. В частности, заинтересованные лица, пользующиеся процессуальными правами и несущие процессуальные обязанности административного истца, в административное судопроизводство вступают, так же как административные истцы, путем подачи в суд составленного с соблюдением общих для такого рода документов административных процессуальных требований административного искового заявления с квитанцией об оплате государственной пошлины.
5. Заинтересованные лица, пользующиеся процессуальными правами и несущие процессуальные обязанности административного истца, административными истцами не являются, так как их интересы противоречат интересам административного истца. Зачастую, разрешая административное дело, суд может удовлетворить требования либо заинтересованного лица, либо административного истца.
6. В соответствии с ч. 2 ст. 38 КАС РФ лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, участвует в нем в качестве административного истца, а не заинтересованного лица.
———————————По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 августа 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 10. С. 3.
Комментарии к статье 54 КАС РФ, судебная практика применения
В пунктах 19-23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ» содержатся следующие разъяснения:
Представительство в суде
Права и законные интересы недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, по общему правилу защищают их законные представители (части 2, 3 статьи 54 КАС РФ). Права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (часть 5 статьи 54 КАС РФ). От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ).
Следует иметь в виду, что основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).
Оформление полномочий представителя в суде
Согласно части 5 статьи 57 КАС РФ полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме.
Такое оформление полномочий представителя осуществляется представляемым лицом непосредственно в ходе судебного заседания по административному делу. Соответствующие полномочия представителя действуют лишь в том судебном заседании, в котором сделано указанное заявление.
По смыслу части 2 статьи 56 КАС РФ, указание в доверенности права представителя на подписание административного искового заявления и подачу его в суд означает также наличие у него права на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа.
Назначение адвоката административному ответчику
Если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, нет представителя, суд назначает в качестве представителя адвоката и рассматривает административное дело с участием назначенного представителя (часть 4 статьи 54 КАС РФ).
Данное положение подлежит применению и в тех случаях, когда явка в судебное заседание административного ответчика признана судом обязательной или является обязательной в соответствии с законом, например, в случае отсутствия в месте жительства (пребывания) гражданина, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
Приостановление рассмотрения дела для назначения или замены представителя
Если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя (часть 5 статьи 58, часть 2 статьи 190 КАС РФ).
Под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о назначении представителя, понимаются адвокатские палаты субъектов Российской Федерации; под органами, перед которыми может быть инициирован вопрос о замене законного представителя, — органы опеки и попечительства.
Обращение суда к указанным субъектам по вопросу о назначении представителя или замене законного представителя должно быть изложено в определении о приостановлении производства по административному делу и является обязательным и подлежащим неукоснительному исполнению (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Комментарий 2
1. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому лицу гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Часть 1 ст. 19 Конституции РФ провозгласила равенство всех перед законом и судом. Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Данные конституционные принципы предполагают наличие одинакового объема процессуальных прав субъектов правоотношений, урегулированных законодательством об административном судопроизводстве, в том числе и по вопросу о выборе представителей, независимо от статуса этих субъектов. К.с. предоставляет гражданам, организациям, общественным объединениям, органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в административном судопроизводстве, не связывая возможность реализации этими субъектами данного права необходимостью заключать соответствующие договоры на оказание юридической помощи лишь с лицами, осуществляющими такую деятельность только на профессиональной основе (адвокатами). Соответственно представителями могут быть любые дееспособные физические лица, которым стороной поручено осуществление данной функции, в случае если они обладают полной дееспособностью, не состоят под опекой или попечительством и имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).
———————————См: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 7.
3. Процессуальной функцией представителя является обеспечение прав и законных интересов представляемого лица, затрагиваемых в связи с производством по административному делу.
4. Представителем административного истца, административного ответчика; заинтересованного лица; органа, организации и лица, обращающегося в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, физическое лицо становится после приобщения к административному делу представленных им документов, удостоверяющих наличие у него высшего юридического образования и статус представителя.
5. В российском административном судопроизводстве существует два вида представительства: по соглашению заинтересованных лиц (договорное) и в силу закона (законное). В первом случае в качестве представителей могут выступать адвокаты; во втором — близкие родственники, а также должностные лица предприятий, учреждений и организаций, представляющие интересы последних в силу своего должностного положения (руководители, юрисконсульты и т.п.).
6. Лица, которые могут быть представителями в суде, перечислены в к.с. и ст. 55 КАС РФ.
7. Граждане и юридические лица могут иметь несколько представителей.
Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей
1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.
3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.
4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
7. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.
8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей
1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.
3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.
4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
7. От имени общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник такого объединения или представитель, которому участники объединения доверили ведение административного дела в суде.
8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарий к ст. 360 КАС РФ
1
Анализируемая статья закрепляет объект оспаривания, которым являются постановления, действия и бездействие должностных лиц ФССП России. Несмотря на то что, как правило, любое процедурное действие судебного пристава-исполнителя подлежит оформлению в виде постановления, тем не менее в ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем могут выноситься и иные акты, которые также могут быть оспорены в суде, например акт о выселении должника, акт описи имущества и др. Кроме того, Кодекс, равно как и ст. 121 Закона об исполнительном производстве, закрепляет право оспаривания актов, действий или бездействия не только судебного пристава-исполнителя, но и вышестоящих должностных лиц ФССП России. Поскольку судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, то рассмотрение заявлений об оспаривании постановления, действий (бездействия) осуществляется по правилам гл
22 КАС.
2
Следует обратить внимание на то, что ст. 121 Закона об исполнительном производстве устанавливает два порядка оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя: административный порядок путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу ФССП России и судебный порядок посредством обращения с заявлением в суд
При этом обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является обязательным и не препятствует обращению в суд. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 126 Закона об исполнительном производстве принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.
3
Согласно требованиям ч. 6 ст. 218 КАС не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными постановления, действий (бездействия) главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя в случаях, если проверка законности таких постановлений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке. Более подробно правила подведомственности данной категории дел регламентированы ст. 128 Закона об исполнительном производстве. Так, заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях: 1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; 2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью; 4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством. В случаях, не указанных в ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, заявление подается в суд общей юрисдикции. Часть 1 ст. 22 КАС устанавливает общие правила территориальной подсудности, в соответствии с которыми административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Образцы административных исковых заявлений в суд
Оспаривание нормативного правового акта
Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования
Оспаривание постановления, действий, бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителяАдминистративное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителяАдминистративное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителяАдминистративное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границуАдминистративное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментамАдминистративное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имуществаАдминистративное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производствеАдминистративное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств
Оспаривание кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимостиАдминистративное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимостиАдминистративный иск об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости
Оспаривание отказа в согласовании перепланировки, переустройства
Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственностиАдминистративное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
Изъятие земельного участка для муниципальных (государственных) нужд
Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нуждАдминистративное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд
Оспаривание отказа в госрегистрации права
Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права
Оспаривание заключения межведомственной комиссии
Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания
Административный надзор
Административное исковое заявление об установлении административного надзораАдминистративное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзораАдминистративное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзораАдминистративное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений
Защита избирательных прав
Административное исковое заявление о защите избирательных правАдминистративное исковое заявление об отмене регистрации кандидатаАдминистративное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии
Оспаривание решения призывной комиссии
Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссииАдминистративное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФАдминистративное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
Оспаривание решения налогового органа
Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение
Комментарий к Статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ
1. При соблюдении указанных в к.с., а также в ст. 57 КАС РФ условий представителями в суде могут быть адвокаты, а также имеющие высшее юридическое образование:
1) работники государственных предприятий, учреждений, организаций, объединений — по делам этих предприятий, учреждений, организаций и объединений;
2) уполномоченные профессиональных союзов — по делам рабочих, служащих, а также других лиц, защита прав и интересов которых осуществляется профессиональными союзами;
3) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций;
4) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы других лиц;
5) один из соучастников по поручению других соучастников ();
6) лица, допущенные судом, рассматривающим административное дело, к представительству по данному административному делу;
7) лица, оказывающие платные юридические услуги, и др.
2. Получения лицензии на оказание платных юридических услуг не требуется.
3. Привлечение должностного лица, по распоряжению которого был незаконно уволен или переведен работник, к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика не лишает его права выступать по административному делу в качестве представителя административного ответчика.
О понятии «опека и попечительство» см. комментарий к ст. 5 КАС РФ.
4. См. также комментарий к ст. ст. 5, 56, 57, .
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:
Статья 55 КАС РФ. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде
1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.
3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.