Конституция российской федерации 2021

Что гарантировано гражданам России

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Комментарий к Статье 60 Конституции РФ

Граждане Российской Федерации являются лицами, наделенными правосубъектностью. Правосубъектность представляет собой юридически защищенную возможность иметь права и обязанности, самостоятельно реализовывать их в рамках конституционного правоотношения, а также нести юридическую ответственность за свои поступки.

Правосубъектность складывается из правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это потенциальная возможность лица иметь субъективные права и обязанности. Дееспособность — это фактическая способность лица своими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные права и исполнять юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

Дееспособность субъектов — индивидов возникает при условии их вменяемости и достижения совершеннолетия. Совершеннолетием является закрепленный в законодательстве возраст, с достижением которого связывается фактическая возможность человека реализовать свои права и обязанности, а также отвечать за совершаемые поступки. Комментируемая статья устанавливает полную дееспособность гражданина России с достижением 18 лет. Надо сказать, что в России возраст совершеннолетия один из самых «молодых». Во многих странах этот возраст выше: например, в Японии — 20 лет, в Германии и Италии — 21 год и т.д.

Однако полнота данного вида дееспособности с юридической точки зрения в достаточной степени условная, поскольку в ряде случаев устанавливаются дополнительные условия для занятия определенными видами деятельности. Так, в ряде отраслей права устанавливаются иные возрастные пределы. Например, в нормах конституционного права закрепляются положения, в соответствии с которыми быть избранным в представительные органы государственной власти РФ может лицо не моложе 21 года, Президентом России может стать человек, достигший 35-летнего возраста, а по нормам административного права юридической ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Гражданское законодательство устанавливает объем частичной дееспособности несовершеннолетних. Так, несовершеннолетние до 14 лет могут совершать мелкие бытовые сделки. Значительно шире дееспособность лиц от 14 до 18 лет. Поскольку в этом возрасте они могут осуществлять трудовую деятельность или иметь другой доход, то вправе распоряжаться своим заработком, гонораром или стипендией сами.

Частичная дееспособность несовершеннолетних связана и с ответственностью за свои действия. За возмещение вреда, причиненного малолетним до 14 лет, отвечают родители (усыновители), опекуны. Если же вред причинен несовершеннолетним, имеющим свой заработок или иной доход, то вред возмещается за его счет.

По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Однако в ст. 20 УК перечислены составы преступлений, уголовная ответственность за совершение которых наступает с 14-летнего возраста.

Кроме перечисленных факторов на индивидуальную дееспособность в ряде случаев влияют такие обстоятельства, как образовательный уровень, физическое состояние, законопослушность и т.п. Например, стать судьей в Российской Федерации может только лицо с высшим образованием; в ряде профессий (моряки, летчики и т.д.) выдвигаются особые требования к состоянию здоровья претендента на ту или иную должность; нарушение требований правовых норм влечет за собой ограничение или изъятие определенных субъективных прав и таким образом ограничивает дееспособность индивида в соответствующей сфере правоотношений.

Но не будем голословными, давайте вспомним основной государственный закон и поглядим, какие именно статьи конституции оказались нарушены.

Статья 21 Конституции РФ

  1. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Думаю, никто не будет спорить, что данная статья нарушается сплошь и рядом, а в последнее время на фоне борьбы с коронавирусом, еще и активизировалась принудительная медицина. Когда здоровых, но подозреваемых в заражении людей запирают с уже больными, случаев таких немало.

Статья 41 Конституции РФ

  1. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Скрывать, все, что может потревожить народный покой у власть имущих в крови. И мы до сих пор не знаем всей правды об коронавирусной эпидемии.

Статья 27 Конституции РФ

  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Это даже без комментариев, многие все еще на режиме самоизоляции.

Статья 29 Конституции РФ

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Увы, но и эта очень полезная статья нарушена вдоль и поперек, думаю, никто не станет спорить, что сегодня в России свободы слова просто не существует, а в последнее время все активнее появляется цензура.

Статья 31 Конституции РФ

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

И эта статья нарушена, причем довольно давно, некоторые даже пострадали за то, что хотели следовать конституции.

Ну и далее уже как-то привычно:

Статья 53 Конституции РФ

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 55 Конституции РФ

  1. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Статья 56 Конституции РФ

  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 – 54 Конституции Российской Федерации.

И какой смысл, что-то менять в конституции, если эта самая конституция все равно не соблюдается?..

Функции

Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.

Конституция РФ делится на три части:

  • описание строя как принципиальной основы формирования общества;
  • устройство системы управления;
  • защищаемые властью права людей.

Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.

Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.

Комментарий к Статье 61 Конституции РФ

1. Невозможность высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации приобрела конституционный уровень еще в апреле 1992 г. Она родилась с учетом советского опыта выдворения из страны лиц, критически настроенных к правящему режиму. Наиболее известный случай такого рода — высылка А.И. Солженицына в 1974 г. Иногда высылка граждан носила завуалированный характер: определенному лицу разрешалось выехать за границу, а затем во время его пребывания за рубежом его лишали гражданства и возможности возвращения на Родину.

Демократизация страны сняла вопрос о возможности использования этой дискриминационной меры, а также исключает возможность ее возникновения в будущем. Высылка гражданина РФ за рубеж недопустима ни как мера административного характера, ни тем более как мера уголовной ответственности.

Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства в связи с необходимостью проведения следствия в отношении данного лица, суда над ним или исполнением приговора. Выдача осуществляется на основании международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба о выдаче.

В принципе, государства могут допускать выдачу и собственных граждан. Так, Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 «О российском гражданстве» (в ред. от 31.05.2002) (далее — Закон о гражданстве 1991 г.) фактически допускал такую выдачу «на основании закона или международного договора» (ч. 3 ст. 1). Действующий Федеральный закон от 31.05.2000 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 01.10.2008) (далее — Закон о гражданстве 2002 г.) вслед за Конституцией не содержит никаких условий возможной выдачи. Он просто запрещает ее (ч. 5 ст. 4).

Однако отказ в выдаче гражданина РФ не означает, разумеется, освобождения его от ответственности, если он совершил за границей преступление, предусмотренное российским законодательством. В этом случае гражданин РФ будет наказан в соответствии с действующими в России законами.

2. Важным аспектом защиты интересов российских граждан является гарантия их защиты и покровительство за пределами Российской Федерации.

Конкретизируя положения ч. 2 ст. 61 Конституции, Закона о гражданстве 2002 г., можно сказать, что органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы (ст. 7).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за рубежом, Российская Федерация может оказывать путем консультаций, содействия в помещении в лечебное заведение, оказания в исключительных случаях материальной помощи и в других формах. Вместе с тем следует иметь в виду, что государство не обязано возмещать убытки, понесенные его гражданами за рубежом вследствие их действий. За эти действия оно ответственности не несет. Следует подчеркнуть, что защита гражданам должна оказываться соответствующими представительствами России независимо от того, просит ли ее оказать лицо, права которого нарушены, или нет.

Некоторые вопросы, связанные с рассматриваемой защитой, могут регламентироваться международными договорами РФ или консульскими конвенциями, в которых, например, рассматриваются вопросы о порядке допуска консула к арестованным российским гражданам и т.п.

В отличие от защиты, которая связана с нарушением прав российских граждан, покровительство оказывается в случаях, когда гражданин оказался в сложной ситуации, не связанной с нарушением его прав. Защита и покровительство российским гражданам должны оказываться во всех случаях, когда они находятся за пределами Российской Федерации, включая и случаи пребывания не на территории иностранного государства (в открытом море и т.д.).

Толкование положений статьи 21 Конституции РФ

…из Определения КС РФ N 428-О-П от 06.03.2008г.

…Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1), и никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Данные положения корреспондируют аналогичному предписанию статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статье 1 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Право на охрану достоинства личности, равно как и право на свободу и личную неприкосновенность, принадлежат каждому от рождения, относятся к числу основных прав человека и обеспечиваются повышенным уровнем гарантий со стороны государства. Именно поэтому Конституция Российской Федерации допускает возможность их ограничения лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь в установленном федеральным законом порядке (статья 55, часть 3). При этом предполагается, что государство обязано, не умаляя достоинство личности, устанавливать такой правопорядок, который позволял бы каждому реализовать себя, в том числе в профессиональной деятельности, без ущерба для своего достоинства, чести и деловой репутации…

…из Постановления КС РФ N 1-П от 15.01.1999г.

…Любое преступное посягательство на личность, ее права и свободы является одновременно и наиболее грубым посягательством на человеческое достоинство, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия

Государство, обеспечивая особое внимание к интересам и требованиям потерпевшего от преступления, обязано способствовать устранению нарушений его прав и восстановлению достоинства личности. Такая обязанность государства в полной мере соответствует Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, согласно которой обеспечение потерпевшему доступа к правосудию должно сочетаться со справедливым обращением и признанием его достоинства (пункт 4)..

…из Постановления КС РФ N 14-П от 25.12.2007г.

…Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, достоинство личности охраняется государством, создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статья 21, часть 1; статья 39, часть 1)…

…из Постановления КС РФ N 8-П от 28.06.2007г.

…Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1); никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Эти положения корреспондируют предписаниям статьи 1 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, а также статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу приведенных положений каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности. Охраняя достоинство личности, государство обязано не только воздерживаться от контроля над личной жизнью человека и от вмешательства в нее, но и создавать в рамках установленного правопорядка такой режим, который позволил бы каждому следовать принятым традициям и обычаям — национальным и религиозным. В частности, оно должно гарантировать достойное отношение к памяти человека, т.е. обеспечивать человеку возможность рассчитывать на то, что и после смерти его личные права будут охраняться, а государственные органы, официальные и частные лица — воздерживаться от посягательства на них…

Структура

Конституция состоит из следующих смысловых блоков:

  • основных принципов существования общества;
  • прав и свобод людей, населяющих страну;
  • принципов организации государственной власти;
  • порядка пересмотра и внесения поправок.

Каждая статья в структурном блоке декларируют некие правила и принципы. Эти декларации являются основой для формирования юридических документов, призванных обеспечить реальное действие КРФ.

Правом вносить предложения по любым изменениям в Конституции обладает ограниченное число лиц. К ним относятся:

  • президент;
  • Госдума;
  • Совет Федерации;
  • Правительство РФ;
  • группа лиц определённой численности;
  • законодательные органы регионов.

Однако для статей — и 65-й определена иная процедура. Относительно статей 1-9 существует ещё одно правило, которое говорит о том, что внесение изменений в эти статьи автоматически означает начало процедуры принятия новой Конституции.

Когда была принята действующая Конституция РФ

Дата принятия актуальной в настоящее время Конституции Российской Федерации является день 12 декабря 1993 года. После распада СССР было необходимо создать новый документ, действующий на территории нового государства.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

С этой целью в 1990 году образовалась Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР во главе с Б. Н. Ельциным, которая должна была ввести в действие абсолютно новый нормативно-правовой акт, описывающий устройство социального и политического порядка, прав человека и фиксирующий права и обязанности органов государственной власти.

Сложная обстановка в стране, большое количество накопившихся и новые проблемы привели к длительной задержке в создании Конституции. В основном написание актуального закона представляло собой изменение действующей ранее Конституции РСФСР.

Сложность заключалась в том, что она содержала большое количество глав и статей, которые, в свою очередь, зачастую могли противоречить друг другу. Необходимо было объективно фильтровать информацию и решать, что оставить, а что заменить.

В сентябре 1993 теперь уже президент РФ подписал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором говорилось о распаде Конституционной комиссии и обязательному завершению разработки документа к 12 декабря 1993 года.

Через пару часов после издания указа Конституционный суд дает Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от даты 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации “, в котором отстраняет Б. Н. Ельцина от власти. Данный документ не вступает в силу.

В октябре происходит столкновение на фоне роспуска Верховного совета и Съезда народных депутатов, и конфликт достигает своего апогея. Необходимо было в кратчайшие сроки издать новую Конституцию, с целью решения Конституционного кризиса.

Существовало большое количество доработок и изменений, предложенных различными органами, но лидирующими были два основных проекта нормативно-правового акта:

  • проект Конституционного совещания (поддерживающийся Президентом РФ)
  • проект Конституционной комиссии.

Справка: Первый вариант был более развернутый, поэтому за основу доработки был взят именно он. В результате кропотливой работы, документ пришел к идеальному на тот момент виду и был готов к вступлению. 15 октября Б. Н. Ельцин подписал положение о народном голосовании за готовую Конституцию.

В нем указывалось, что документ будет принят только в том случае, если за него проголосует более пятидесяти процентов избирателей. Тогда выборы не проводились в Чечне, Челябинской области и Татарстане. Вместе с тем проводилось голосование за новую Государственную думу. 58,43 процента населения проголосовали за, 41,57 – против.

В отличие от предыдущих версий, созданная Конституция РФ являлась документом целого государства, а не отдельных субъектов. Все же республики, оставшиеся в составе России, создали собственную Декларации о суверенитете.