Налоговый кодекс ( ст 47 нк рф 2021 )

Оглавление

Ответы юристов:

У нас в компании была недавно выездная проверка. Сотрудники налоговой говорили о том, что нашли несколько ошибок в начислении налога, и теперь мы ждем, когда же будет оглашено наказание за эти ошибки, какой штраф нам назначат. Но прошли все сроки, данные налоговой для оформления результатов проверки и вынесения решения, но ни о каких санкциях нам не сообщили. Значит ли это, что штрафа не будет?

Неделю назад подал налоговую декларацию, составлял ее в спешке. Так как срок подачи истекал на следующий день. И допустил ошибку, на самом деле я получил больший доход, следовательно, должен уплатить и налога больше, чем указано в декларации. Как исправить ошибку, и какое наказание мне светит за промашку?

Я не согласен с результатами выездной проверки, которая состоялась в прошлом месяце на моем предприятии. Можно ли ее обжаловать сразу в суд, чтобы не связываться больше с налоговыми органами, не сильно-то я им доверяю.

У нас на предприятии была налоговая проверка, в ходе которой были изъяты некоторые документы. Вместо этих документов нам ничего не оставили, мы хотим обжаловать противоправные действия сотрудников налоговой. Какой есть для этого повод?

Мы с компаньоном решили закрыть наше ООО. После того как начали процедуру ликвидации, налоговая назначила выездную проверку, но дело в том, что она уже проводила выездную проверку полгода назад, причем она охватила всю нашу финансовую деятельность. Но ведь проведение повторной выездной проверки за такой короткий период запрещен законом.

Я зарегистрирован как ИП. Недавно я сдал принадлежащий мне магазин в аренду вместе с землёй (также принадлежащей мне) на которой он расположен. Подскажите должен ли я платить по УСН как владелец земельного участка?

ИП зарегистрирован в Москве, а свою деятельность осуществляет в другом регионе, где и состоит на налоговом учёте. Подскажите, пожалуйста, при оформлении справки 2НДФЛ, какой код ОКАТО следует указывать – места регистрации или ведения деятельности?

Подскажите, пожалуйста, какая сумма налогового вычета должна мне предоставляться в связи с тем, что у меня имеется шестилетний ребёнок, а также возможно ли произвести возврат этой суммы за шестилетний период, поскольку в бухгалтерии такой вычет не делался?

Наша компания в собственных интересах направляет на прохождение обучения представителя нашего заказчика, который с нашей компанией не связан трудовым контрактом или договором ГПХ. Подскажите, пожалуйста, возможно ли траты, связанные с обучением представителя учесть в налогообложении компании?

Четыре года назад я продала принадлежащую мне квартиру за девятьсот тысяч рублей и, после чего перечислила налог с продажи. Подскажите, пожалуйста, имею ли я право возвратить перечисленный налог, направив в ИФНС декларацию на вычет при продаже, и имеется ли по поводу этому срок давности?

П.5.1 ст.47 НК РФ

Взыскание налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), производится за счет общего имущества товарищей.

При отсутствии или недостаточности общего имущества товарищей взыскание производится за счет имущества управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на имущество управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

В случае отсутствия или недостаточности имущества управляющих товарищей взыскание обращается на имущество товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

(Пункт введен — Федеральный закон от 28.11.2011 № 336-ФЗ)

Особенности правоприменения положений ст. 46 НК РФ

Уже из содержания п. 1 этой статьи становится ясно, что имеются в виду только налогоплательщики, занимающиеся предпринимательской деятельностью. При этом взыскание может проводиться как со счета организации или ИП в банке, так и из материальных средств, представленных в виде электронной валюты.

В любом случае такое списание является принудительной мерой и носит характер взыскания недоимки. В частности, об этом говорится в постановлении ВАС РФ от 29.03.2005 г. № 13592/04, а КС РФ неоднократно отмечал, что конституционная обязанность налогоплательщика считается исполненной в тот момент, когда произошло целевое списание средств с его счёта. Это происходит каждый раз, когда проводится списание банком с расчетного счета налогоплательщика средств в счёт уплаты налога.

Возможно и списание средств со счета налогового агента. Хотя основания в этом случае несколько отличаются. Применительно к агентам взыскание становится возможным в том случае, если существуют определённые обстоятельства, к примеру, когда списание со счетов налогоплательщиков было совершено, но в казну деньги перечислены не были.

В этот же момент налоговая служба может взыскать и пени, как способ компенсации того, что деньги в бюджет не поступили своевременно.

В какой срок направляется инкассовое поручение в банк?

Решение о взыскании недоимки по налогу принимает Налоговая служба после прохождения срока, указанного в требовании, но не позднее 2-х месяцев с этого срока.
По п 4 статьи 46 НК РФ инкассовое поручение для взимания средств отправляется в тот банк, в котором открыты счета плательщика налога или налогового агента. А вот по поводу сроков отправления инкассового поручения указанная статья никакой информации не содержит.
ВАС РФ указывает, что двухмесячный срок принятия решения о взыскании также касается и направления инкассового поручения в банк. Есть постановление, содержащее вывод о том, что направить взыскание на денежные средства на счетах в банках и на электронные средства, а также выставить инкассовое поручение необходимо в течение 60 дней.
На этом основании считается, что поручения, направленные после истечения этого срока, недействительны.

На каком основании можно оспорить требование ФНС об уплате налога?

Получив требование о скорейшей уплате долга по налогу, субъект уплаты может посчитать его несправедливым и оспорить. Поскольку данная процедура не регулируется положениями НК РФ, равно как и другими нормативными актами, результаты подобных действий полностью зависят от позиции суда. Вместе с тем практика таких слушаний в РФ широко распространена. Российские арбитражи определяют самые разные основания для отмены налоговых требований.

Так, суд может удовлетворить иск налогоплательщика, если в резолютивной части решения ФНС, предшествующего вынесению требования, не указана величина долга, приведенная в требовании, направленном налогоплательщику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2012 № А31-5137/2011). То же самое касается расчета пеней (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 № А58-5241/2010).

Важно, чтобы в требовании, присланном ФНС, было корректно указано название налога. В противном случае действия налоговиков могут быть признаны судом незаконными, даже если в решении ФНС, предшествующем составлению требования, наименование налога зафиксировано верно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2007 № А33-10002/06-Ф02-1037/07)

Однако предметом иска не должно быть только некорректное название налога. Плательщик должен быть не согласен прежде всего с фактом выявления ФНС недоимки (постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 № Ф90-669/07-СЗ).

ВАС РФ еще в 2004 году в п. 13 информационного письма от 11.08.2004 № 79 высказал мнение, что в требованиях ФНС об уплате налогового долга должны присутствовать ссылки на положения законодательства, выступающие основанием для взыскания соответствующей задолженности. Если их нет или они некорректны, плательщик может оспорить действия ФНС.

Как показывает судебная практика, в ряде случаев налогоплательщикам не удается оспорить требование полностью, однако иск вполне может быть удовлетворен в части пеней. Арбитраж может признать начисление таковых незаконным, если в требовании некорректно указаны либо вовсе не содержатся важные параметры, формирующие величину пеней. В числе таковых — срок уплаты налога, в течение которого пени начисляться не должны (постановление ФАС Поволжского округа от 29.01.2013 № А65-15962/2012). Другой параметр — ключевая ставка Банка России, по которой исчисляются пени в процентах годовых (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2012 № А03-13705/2011).

Можно ли оспорить требование, если оно направлено обычным, а не заказным письмом, узнайте .

О том, какую величину имеет ключевая ставка в 2017 году, читайте в статье «Ставка рефинансирования — 2017: размер».

П.4.1 ст.46 НК РФ

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 настоящего Кодекса;

при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;

по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса;

исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса;

списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса;

уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса;

поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи решению о взыскании.

Формы и порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа в электронной форме утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(Пункт введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ)

П.5 ст.333.47 НК РФ

Фактическими расходами, связанными с производством и реализацией, в целях настоящей главы признаются следующие виды затрат, относящихся к расходам, связанным с производством и реализацией (за исключением сумм начисленной амортизации и сумм налога, исчисленного в соответствии с настоящей главой), и к внереализационным расходам, в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса:

пп.1 материальные расходы;

пп.2 расходы на оплату труда;

пп.3 расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

пп.4 расходы на освоение природных ресурсов, включая разовые, регулярные и иные платежи за пользование недрами, предусмотренные законодательством о недрах Российской Федерации;

пп.5 расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

пп.6 расходы на обязательное и добровольное страхование;

пп.7 расходы, указанные в подпунктах 1 — 3, 5 — 8, 10 — 12.1, 15, 18, 19, 23 — 27, 32, 34, 35, 37, 40, 41, 45, 47 — 48.2, 48.5 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса;

пп.8 расходы на хранение и транспортировку (доставку) добытых на участке недр нефти и газового конденсата, осуществляемые до коммерческого узла (коммерческих узлов) учета углеводородного сырья, на котором (которых) в соответствии с техническим проектом разработки месторождения производится передача добытого углеводородного сырья организациям, осуществляющим транспортировку (перевозку) нефти и газового конденсата по системе магистральных нефте- и газопроводов, железнодорожным и автомобильным транспортом, морскими, речными судами или судами смешанного (река — море) плавания, либо реализация углеводородного сырья третьим лицам без сдачи третьим лицам для транспортировки;

пп.9 расходы на геолого-технические мероприятия, услуги по добыче и подъему углеводородного сырья, услуги геологии и геофизики, услуги по подготовке и доведению углеводородного сырья до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика;

пп.10 расходы, указанные в подпункте 8 (за исключением сумм амортизации), подпунктах 9, 12 и 17 пункта 1 и подпункте 6 пункта 2 статьи 265 настоящего Кодекса.

П.5 ст.46 НК РФ

Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и на сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, при недостаточности или отсутствии средств на рублевых счетах — с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты. При взыскании налога с валютных счетов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи иностранной валюты в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Взыскание налога со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату продажи драгоценных металлов. При взыскании налога со счетов в драгоценных металлах руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет банку поручение на продажу не позднее следующего дня драгоценных металлов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи драгоценных металлов на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей драгоценных металлов, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Не производится взыскание налога с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора (договора банковского вклада в драгоценных металлах).

При наличии депозитного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

При наличии договора банковского вклада в драгоценных металлах налоговый орган вправе дать банку поручение на продажу драгоценных металлов в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, по истечении срока действия указанного договора и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Формы и форматы поручений налоговых органов банкам на продажу иностранной валюты и драгоценных металлов налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций, индивидуальных предпринимателей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 343-ФЗ)

Комментарий к Статье 46 НК РФ

В соответствии с п. 26 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках (далее — Порядок взыскания), изложена в новой редакции.

Рассмотрим нововведения в текст данной статьи.

Изменен срок, в течение которого до налогоплательщика (налогового агента) доводится решение о взыскании с пяти до шести дней (п. 3 ст. 46 НК РФ, в редакции Закона N 137-ФЗ).

В п. 4 ст. 46 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплен срок направления налоговым органом в банк поручения налогового органа на перечисление взысканных сумм в бюджетную систему РФ.

Заметим, что ст. 46 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) не устанавливала срок направления в банк инкассового поручения и не определяет последствия направления такого поручения позднее даты вынесения решения о взыскании.

Отсутствие данной нормы приводило к попыткам налогоплательщика обжаловать действия налогового органа, выразившиеся в направлении инкассовых поручений о взыскании налогов в банк, за пределами 60-дневного срока после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Заметим, что арбитражные суды преимущественно в данном вопросе не поддерживали налогоплательщиков.

Пример.

Суть дела.

Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога и пени. В связи с неисполнением требований в соответствии со ст. 46 НК РФ налоговым органом приняты решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика.

За неисполнение налогоплательщиком требования налоговый орган направил в банк налогоплательщика инкассовые поручения.

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий по направлению инкассовых поручений о взыскании налогов в банк. Заявленные требования обоснованы тем, что направление инкассового поручения за пределами 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога является нарушением п. 3 ст. 46 НК РФ. Такое инкассовое поручение исполнению не подлежит; при направлении требования нарушены ст. ст. 69, , 75 НК РФ.

Позиция суда.

В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Кассационная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ст. 46 НК РФ не устанавливает сроков, в течение которых налоговый орган должен направить в банк инкассовое поручение на перечисление налога.

Доводы, касающиеся нарушений налоговым органом ст. 69 НК РФ, не принимаются, поскольку законность и обоснованность их налогоплательщиком не оспаривалась.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерными действия налогового органа по принудительному исполнению обязанности по уплате налога путем выставления инкассовых поручений на списание в бесспорном порядке налога и пеней.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июля 2005 г. N Ф04-8895/2005(12628-А27-37).)

Аналогичная позиция высказывалась также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2005 г. N А66-1077/2005, Постановлении ФАС Уральского округа от 21 января 2005 г. N Ф09-5945/04-АК.

В то же время в арбитражной практике высказывалось и противоположное мнение. Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2004 г. N Ф03-А51/04-2/2108 указано: «… спорные инкассовые поручения направлены налоговым органом налогоплательщику с нарушением срока, установленного статьей 46 НК РФ… суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о признании их не подлежащими исполнению».

Принятие новой редакции ст. 46 НК РФ снимет правовую неопределенность в части сроков направления в банк инкассового поручения и не определяет последствия направления такого поручения позднее даты вынесения решения о взыскании.