Оглавление
Способы реализации правоспособности
Ст. 125 ГК предусматривает 2 способа реализации правоспособности. Первый подразумевает действия отдельных Федеральных, региональных или местных органов, согласно имеющейся у них компетенции. Она содержится как в законодательных актах, так и в положениях о них. Такие органы обладают правами юрлица.
Другим способом служит действия таких органов, а также граждан или организаций на основании законов, указов Президента, постановлений Правительства, местных региональных актов, осуществляемые по специальному поручению.
Примером такового может выступать голосование в совете директоров акционерного общества, участником которого является публичное образование.
Гражданская правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.
Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса).
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.
Другие объекты гражданских прав
1. Объектами гражданских правоотношений могут быть также работы, результаты работ и услуги. Работы и услуги можно определить как действия, приводящие к определенному полезному результату. Полезный результат может быть отделен от самого действия, тогда действие именуется работой. Пример – изготовление костюма в ателье. Когда полезный результат действия слит с ним воедино, потребляется в процессе совершения действия, то речь идет об услуге. Пример услуги – перевозка грузов: новой ценности здесь не создается, полезный эффект состоит в самом акте перевозки. Отношения по поводу выполнения работ и оказания услуг опосредуются в форме разнообразных обязательств: договоры подряда, комиссии, хранения, поручения и др. Объектами вещных отношений работы и услуги быть не могут.
2. Информация. Тот факт, что в современной редакции ст. 128 ГК не упоминается информация (изначально она там была), не означает, что информация не является объектом гражданских правоотношений.
На самом деле информационные обязанности у участников гражданских отношений имеются в достатке во всех подотраслях, а в отношении некоторых видов информации возникают даже абсолютные права. Поэтому информация, вне всякого сомнения, является объектом гражданских правоотношений.
Информация служит предпосылкой и сопровождает абсолютно любую человеческую деятельность. С философской точки зрения информация представляет собой результат процесса отражения, изначально присущего всей материи. Информация основывается на свойствах материи, но сама имеет скорее нематериальный характер. Она не может сводиться к тем предметам материального мира, в которых получает свое внешнее выражение. Информация представляет собой такое благо, которое подвергается лишь моральному, но не физическому старению.
Физически изнашиваться могут только носители информации. Информация может быть воспроизведена в различных формах, не меняя своего содержания.
В гражданском обороте циркулируют самые разные виды информации: жесты, устные сообщения, письменные сообщения (приватного характера и распространяемые СМИ, на бумажных и электронных носителях), документы (частные и исходящие от государства).
Несводимость информации к ее носителям приводит к различению информации и информационных ресурсов. Информационные ресурсы, как совокупность документов, могут быть объектом собственности.
С информацией ситуация иная. В абсолютном большинстве случаев, когда закон допускает существование прав или обязанностей информационного характера, – это права, возникающие в рамках относительного правоотношения. Абсолютные права на информацию допускаются действующим законодательством в двух случаях: право на ноу-хау и право на единую технологию.
3. Интеллектуальная собственность. Наименованием интеллектуальной собственности в гражданском праве объединяются разнообразные результаты творческой деятельности людей и средства индивидуализации лиц или товаров. Результатов и средств этих довольно много, природа их различна, как различны и правовые режимы.
Общими чертами объектов интеллектуальной собственности являются:
- нематериальный характер. Любой объект интеллектуальной собственности – это определенным образом организованная совокупность идей, решений, научных выводов, художественных образов, графических символов и т.п.;
- необходимость при этом внешнего выражения, объективной формы. Правовые отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности возникают только после того, как эти результаты будут объективированы, выражены вовне, например, перенесены на материальный носитель (а в некоторых случаях требуется еще и специальная регистрация).
Интеллектуальная собственность может быть объектом абсолютных правоотношений (исключительное право, право авторства). В относительных отношениях она также задействована (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор). Возникающие при этом права могут быть как имущественными, так и неимущественными.
4. Нематериальные блага. Гражданские правоотношения складываются и по поводу таких явлений, которые обычно не участвуют в экономическом обороте, – жизнь, здоровье, честь, неприкосновенность личности и др.
Эти объекты тесно и неразрывно связаны с личностью. Они совершенно неотчуждаемы, находятся вне оборота. По поводу них возникают только абсолютные неимущественные отношения.
показать содержание
Участие публичных образований в обязательственных правоотношениях
Российская Федерация и ее субъекты участвуют в обязательствах, вытекающих из договоров, например, в обязательствах по поставке продукции для федеральных государственных нужд, регулируемых ст. 525-534 ГК и специальными Федеральными законами от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
Кроме того, они выступают заказчиками подрядных работ для государственных нужд (ст. 763-768 ГК; Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров РФ от 14 августа 1993 г. № 812109), научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769-778 ГК), возмездного оказания услуг (ст. 779-783). Наконец, Российская Федерация и ее субъекты осуществляют внутренние и внешние государственные займы, в частности, путем выпуска государственных ценных бумаг (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»).
Совершенно идентичные права в сфере участия в договорных обязательственных отношениях принадлежат муниципальным образованиям (см. ст. 28-34, 36 и 42 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Государственные и муниципальные образования участвуют и во внедоговорных обязательствах, в частности, по возмещению вреда, причиненного, соответственно, государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (ст. 1069 ГК). За вред, причиненный отдельными видами незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда публичные образования отвечают даже независимо от вины соответствующих должностных лиц перечисленных органов (п. 1 ст. 1070 ГК РФ).
Публичным образованиям обычно несвойственно участие в иных внедоговорных правоотношениях, поскольку таковые, как правило, существенно ухудшают их правовое положение по сравнению с тем, которое обычно создается при заключении договора. Руководствуясь этим соображением законодатель прямо ограничил возможность участия публичных образований в одном из наиболее типичных видов внедоговорных отношений — в отношениях вексельных. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 11марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» «Росийская Федерация, субъекты Российской Федерации, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом».
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ (ГП). ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Понятие ГП. Под ГП понимают правовую связь между его участниками по поводу имущественных и неимущественных отношений или само общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права.
Значение ГП. В ГП его участники наделяются субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством, т. е. в случае нарушения прав, установленных законодательством, их носитель имеет право на защиту в судебном порядке. В ГП выражается воля государства, устанавливающая правила, по которым действуют их участники, и воля самих участников.
ГП имеет общие черты с другими правоотношениями: носит обязательный характер, основано на законе. В то же время ГП обладают специфическими чертами: ГП – результат правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений равных участников; субъекты и объекты ГП разнообразны; гарантиями осуществления прав и обязанностей являются меры имущественного характера (возмещение убытков, взыскание неустойки); защита нарушенных прав участников осуществляется в судебном порядке путем подачи искового заявления.
В структуре (составе) ГП выделяют три элемента: субъекты ГП; объекты ГП; содержание ГП (права и обязанности субъектов ГП). Субъекты ГП (лица): отдельные индивиды (граждане, лица без гражданства, иностранцы) либо определенные коллективы людей (юридические лица, муниципальные, государственные и межгосударственные образования). Все они – носители гражданских прав и обязанностей. Объект ГП – то, на что оно направлено и оказывает определенное воздействие. Объектом ГП выступает поведение его субъектов, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага. Необходимо различать поведение субъектов, направленное на какое-либо благо, способное удовлетворять потребности человека, и поведение субъектов правоотношения в процессе их взаимодействия между собой. Первое образует объект правоотношения, а второе – его содержание. Содержание ГП – взаимодействие его участников, осуществляемое в соответствии с их субъективными правами и обязанностями, а также совокупность этих прав и обязанностей: субъективное право – юридически обеспеченная мера возможного поведения управо-моченного лица: субъективная обязанность – юридически обусловленная мера необходимого поведения обязанного лица в ГП.
Виды гражданских правоотношений. ГП классифицируются по ряду оснований. В зависимости от наличия или отсутствия экономического содержания – имущественные и личные неимущественные ГП. По количеству обязанных лиц – абсолютные и относительные. В зависимости от возможности носителя права осуществлять свои права лично либо с помощью обязанных лиц – вещные и обязательственные. В зависимости от наличия или отсутствия ограничения в сроках – срочные и бессрочные. В зависимости от распределения обязанностей сторон – простые и сложные.
Органы муниципальных образований, представляющие последние в гражданских правоотношениях
Управление делами муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления — представительные (ст. 15 Закона о местном самоуправлении), высшее должностное лицо (глава) муниципального образования (ст. 16 Закона), а также иные органы и должностные лица, выполняющие распорядительные функции, т. е. — исполнительные органы (ст. 17 Закона). Все эти органы (в том числе и представительные) признаны юридическими лицами (ст. 20 Закона), а значит могут создаваться и действовать в форме муниципальных учреждений, которые, в свою очередь, могут наделяться полномочиями действовать от имени муниципального образования в гражданских правоотношениях.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 29 Закона население непосредственно или представительные органы местного самоуправления вправе определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности.
Как правило, конечно же, в гражданских правоотношениях муниципальное образование проявляет себя посредством своих исполнительных органов, которые в большинстве муниципальных образований именуются местными администрациями. Наименования органов, создаваемых местными администрациями самые разнообразные — управы, управления, департаменты, комитеты, комиссии, коллегии, отделы, советы, сектора и др.; четкого различия между ними как видами органов обычно не проводится.
Местная администрация непосредственно и через созданные ею органы осуществляет правомочия собственника (муниципального образования) в отношении имущества, входящего в муниципальную собственность, а также — правомочия в отношении государственного имущества, переданного в управление муниципальному образованию Российской Федерацией или ее субъектом (ст. 28, п. 2 ст. 29 Закона о местном самоуправлении). В случаях, предусмотренных законами субъектов федерации и уставами муниципальных образований права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляются населением непосредственно (п. 2 ст. 29 Закона).Особенности участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, вытекающих из выпуска муниципальных ценных бумаг, определяются ст. 817 ГК и Законом о государственных и муниципальных ценных бумагах.
Объекты гражданских правоотношений
Под объектами гражданских правоотношений
понимают то, по поводу чего возникают и существуют гражданские правоотношения.
Общепризнано деление объектов на четыре группы: 1) вещи, деньги, ценные бумаги;
2) действия и их результаты, услуги; 3) результаты творческой деятельности; 4)
личные неимущественные блага. Среди объектов первой группы – вещи – это
предметы материального мира, по поводу которых возможно возникновение
гражданских правоотношений с целью удовлетворения потребностей субъектов.
Законодательство устанавливает права и обязанности субъектов по поводу тех либо
иных вещей в процессе их приобретения, использования, отчуждения – правовой
режим вещей. Он различен для разного вида вещей
Отсюда, важно знать классификацию
вещей, т.е. деление их на виды в зависимости от правового режима
Например,
вещи подразделяются на движимые и недвижимые; вещи, свободно участвующие в
обороте, и вещи, ограниченные в обороте. К недвижимым вещам
относятся земельные участки и все, что с ними прочно связано: здания,
сооружения, предприятия, иные имущественные комплексы, многолетние насаждения. Движимыми
являются вещи, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их
назначению. Отнесение объекта к движимым либо недвижимым вещам влечет различные
правовые последствия. Движимые вещи приобретаются обычно без особых
формальностей, а сделки с недвижимыми вещами требуют соблюдения специальных
правил (удостоверение у нотариуса, регистрация в органах местного
самоуправления). Различны сроки приобретательной давности в зависимости от
того, относится ли имущество к движимому либо недвижимому (ст. 234 ГК). Так же
и со вторым названным выше делением. Большинство вещей свободно, без
каких-либо ограничений могут приобретаться любыми субъектами гражданского права.
Однако есть вещи, для которых установлены известные ограничения при их
обращении. Так, оружие, летательные аппараты, сильнодействующие яды по
соображениям общественной безопасности могут приобретаться лишь при наличии
специальных разрешений.
В условиях перехода к рынку все большее значение
приобретают ценные бумаги. Ценной бумагой признается документ,
удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов
имущественное право, которое может быть осуществлено только при предъявлении этого
документа. Ценными бумагами являются облигации, векселя, чеки, акции,
коносаменты, сберегательные сертификаты и др. (ст. 142-149 ГК).
В обязательственных правоотношениях
(например, возникающих из договоров перевозки, поручения, комиссии, хранения,
строительного подряда и др.) объектами являются действия, их результаты.
Результаты творческой деятельности – это
произведения литературы, науки и искусства, программы для ЭВМ, изобретения,
промышленные образцы и иные результаты интеллектуальной деятельности.
Среди объектов последней группы – личные
неимущественные блага – следует, прежде всего, назвать жизнь, здоровье, личную
неприкосновенность, честь, достоинство, деловую репутацию (ст. 150 ГК).
Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь,
достоинство или деловую репутацию сведений. Если эти сведения распространены в
средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах
массовой информации. Наряду с этим гражданин или юридическое лицо вправе
требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных действиями
ответчика (ст. 151, 152 ГК).
Важным элементом гражданского правоотношения
является его содержание, представляющее собой совокупность прав и
обязанностей участников правоотношений. Субъективное право – это
предоставленная законом участнику гражданского правоотношения возможность
определенного поведения, возможность требовать соответствующего поведения от
других лиц, возможность использовать при необходимости меры государственного
принуждения для обеспечения своего права. Субъективная обязанность –
мера должного поведения лица, необходимого для удовлетворения права и интереса
управомоченного.
Государство и муниципалитет
Субъектами являются как физические, так и юридические лица
Государство в качестве субъекта выступает в виде органов, иногда полномочия передаются специализированным учреждениям, выполняющим функции соответствующих органов. Государство выступает в 3 лицах:
- Российская федерация
- Субъекты федерации (города, федерального значения, области, республики, автономные округа) – тоже, как и РФ, представляют собой государственную власть
- Муниципальные образования.
Они равны в правах с другими субъектами гражданского права, также становятся обладателями прав и обязанностей. Например, они заключают договора, правда этот процесс регулируется в основном законодательством о госзакупках.
На государство и муниципалитет распространяется статус юридического лица в рамках, предписанных законом. Действия органов власти ограничиваются исключительно их компетенцией.
Государство и муниципалитет являются собственниками, владельцами и распорядителями имущества. Некоторое имущество, например, земли, недра принадлежат им автоматически. Они не отвечают за долги, созданных ими предприятий, при этом они передают им свое имущество, выделяют земли с разной степенью разрешенного использования (оперативное управление или хозяйственной ведение).
РФ, субъекты федерации, муниципалитет не несут ответственности за обязательства и долги друг друга, но, все же, они вправе брать поручительство за обязательства друг друга. Таким образом, государственная власть такой же субъект гражданского права, при этом несет некоторые дополнительные обязательства.
Все субъекты обладают общими правами и обязанностями, объем прав и обязанностей, порядок получения определяется особенностями их статуса. Ряд прав присущ всем субъектам, ряд прав принадлежит лишь отдельной категории субъектов.
Очень много информации по теме — в видеоматериале:
Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований
По общему правилу, публично-правовые образования могут отвечать своим имуществом в рамках взятых на себя обязательств. Так же как и другие субъекты гражданско-правовых отношений, госорганы не несут ответственности за действия учрежденных ими организаций и предприятий, а также иных публично-правовых образований. Исключением из этого правила является прямое поручительство или гарантии этих субъектов гражданского права.
Кроме того, при выполнении обязательств не всякое имущество может быть отчуждено у государства. Существуют виды имущества, которое может находиться только в исключительной собственности государства. Например, недра и природные ископаемые.
У публично-правовых образований есть специфический вид ответственности.
Эти субъекты гражданских правоотношений несут ответственность за вред, причиненный их действиями при выполнении основной функции — управления государством. Например, при принятии нормативных актов, ухудшающих положение того или иного субъекта правоотношений, местных законов, не соответствующих конституции или федеральному законодательству и т. д.