Возбуждение дела об административном правонарушении

Оглавление

Когда выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении

Статья 28.1. КоАП РФ называет случай, когда дело об административном правонарушении считается возбужденным. Это вынесение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования. Все остальные случаи — составление протокола, применение мер обеспечения (личный досмотр, административное задержание), таких действий уполномоченных лиц не требуют.

Долгое время среди юристов спорили — о проведении расследования и о возбуждении дела — 2 или 1 определение? Практика пошла по тому пути, что это одно определение. И о возбуждении дела и о проведении расследования.

КоАП

Об административных правонарушениях говорится во многих актах. Однако основная информация содержится в отраслевом нормативном документе. Им является Кодекс об административных правонарушениях

Особое внимание следует обратить на ст. 28.1

В ней устанавливаются основания, по которым допускается возбуждение дела об административном правонарушении.

Приведенный в статье список считается исчерпывающим. В соответствии с этими основаниями исследование обстоятельств начинается при наличии достаточной информации, указывающей на совершение проступка, материалов, в которых присутствуют такие сведения, а также обоснованных заявлений и сообщений от физлиц, СМИ или организаций. Пункт 3 части 1 этой статьи определяет специальных субъектов, от которых могут приниматься данные о том, что есть административное правонарушение и административная ответственность. В частности речь идет о проступках, за которые предусмотрено наказание в форме дисквалификации.

Направление материалов

После оформления протокола или прокурорского решения, иных существенных документов они передаются в инстанцию, уполномоченную на рассмотрение таких дел. При направлении материалов следует правильно установить подведомственность. Для этого необходимо определить, какой суд, орган или служащий уполномочен рассматривать дело. Если им выступает руководитель органа, должностное лицо которого составило соответствующий акт, то материалы направляются ему. Постановление о нарушении, за совершение которого в качестве наказания предусмотрен арест, направляется вместе с остальными сведениями суду незамедлительно после составления. Субъект, которому грозит такая санкция, может быть задержан на срок до 48 час.

9.2. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об
административных правонарушениях
— особый вид процессуальной
деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной
группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство
по делам об административных правонарушениях является составной частью
административного процесса.

Задачи производства по делам
об административных правонарушениях
, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

— 
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех
обстоятельств каждого дела;

— 
разрешение его в соответствии с законом;

— 
обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— 
выявление причин и условий, способствовавших совершению административных
правонарушений.

Система принципов производства по
делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных
положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном
и ином законодательстве.

Система принципов:

— 
принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками
административных правоотношений);

— 
обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо,
привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях
производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения
обстоятельств, смягчающих ответственность);

— 
гласность производства по делам об административных правонарушениях
(производство по делам об административных правонарушениях осуществляется
гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к
разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы
обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных
правонарушениях);

— 
принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все
обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность
лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие
ответственность обстоятельства и др.);

— 
принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения
административных наказаний и др.);

— 
принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело
(независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и
национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

— 
принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях
рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной
ответственности);

— 
принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях
осуществляется в интересах государства и от его имени);

— 
принцип состязательности (участники производства по делам об
административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

— 
принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной
ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства,
приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и
пользоваться услугами переводчика).

Обстоятельства, исключающие
производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об
административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство
подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст.
24.5 КоАП РФ):

— 
отсутствие события административного правонарушения;

— 
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе
недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или
бездействия возраста, предусмотренного законом для привлечения к
административной ответственности;

— 
невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия
(бездействие);

— 
действия лица в состоянии крайней необходимости;

— 
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение
административного наказания;

— 
отмена закона, установившего административную ответственность;

— 
истечение сроков давности привлечения к административной
ответственности;

— 
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий
(бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, постановления о назначении административного
наказания либо о прекращении производства по делу об административном
правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;

— 
смерть физического лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении.

Предыдущая

Как вести себя правильно при возбуждении дела

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается. А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности. Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП)

Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс «выйти сухим из воды» существенно увеличится.

Спорные моменты

В некоторых случаях в ходе подготовки материалов к рассмотрению в суде обнаруживаются существенные недостатки протокола и прочих документов. В частности это может быть:

  • Составление акта неуполномоченным лицом.
  • Неполнота сведений, которую нельзя восполнить при рассмотрении дела в суде.

В этих случаях действует ст. 29.4, часть 1, пункт 4 КоАП. В соответствии с положениями статьи выносится определение о возвращении материалов должностному лицу, органу, составившему акт. После получения протокола и прочих документов выявленные недостатки устраняются в трехдневный срок. Материалы с внесенными изменениями/дополнениями направляются в суд повторно не позднее следующего дня после исправления.

Полномочия прокурора

Они установлены в ст. 28.4. Кодекс об административных правонарушениях формулирует полномочия прокурора посредством перечисления конкретных норм особенной части. Он может, в частности, начать производство об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением установленного порядка и правил:

  • Избирательного процесса.
  • Распоряжения объектами, формирующими жилой фонд.
  • Ограничения прав управления ТС и его эксплуатации и проч.

Кроме этого, прокурор может вынести постановление об административном правонарушении в иных случаях. Для этого факт совершения проступка должен быть выявлен в ходе его надзорной деятельности. Данное положение закрепляется в ст. 22 и ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Кто уполномочен на возбуждение дела об административном правонарушении

Итак, любое привлечение к ответственности начинается с момента возбуждения дела. И вправе это делать только уполномоченный сотрудник.

Наибольшим объемом полномочий обладают сотрудники полиции. Перечень правонарушений, которые они могут выявлять и рассматривать обширен. Статья 28.3 КоАП приводит полный перечень со ссылкой на статьи. Это и мелкое хищение, и нарушения на транспорте и т.п.

Помимо сотрудников полиции дело об административном правонарушении могут начать сотрудники налоговой инспекции, федерального казначейства, трудовой инспекции, таможенных и пограничных органов, социальной защиты, Роспотребнадзора и т.д.

Скачать бланки:

Гарантии

При составлении протокола всем участникам производства разъясняются их обязанности и права. В качестве важнейшей гарантии достоверности и полноты сведений, присутствующих в документе, субъектам предоставляется возможность ознакомиться с ним. Более того, лица, в отношении которых составлен акт, могут представить свои замечания и объяснения по содержанию акта в письменном виде. Уполномоченное лицо обязано приложить их к протоколу. Составление документа завершается подписью служащего, составившего его, и субъектом, совершившим проступок. Копия документа вручается последнему под роспись.

Судебная практика по статье 28.1 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-8108/09 от 30.06.2009 Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ17-11738 от 16.08.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 302-АД17-10938 от 12.09.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-15652/12 от 25.02.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-15652/12 от 23.04.2013 Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 309-АД16-11099 от 08.09.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 11-АД17-20 от 05.07.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 305-АД17-9194 от 21.07.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 307-АД17-5767 от 18.05.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 11-АД17-37 от 22.08.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Глава 28 — другие статьи

  • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
  • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
  • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
  • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
  • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
  • Статья 28.7. Административное расследование
  • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

Не всегда возбуждение дела начинается с составления протокола. Хотя это, безусловно, самый распространенный вариант. Помимо протокола, уполномоченный сотрудник может начать дело путем составления:

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)

Иногда на месте сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении. Это случаи выявления правонарушения, которое влечет предупреждение или штраф. И если нарушитель не оспаривает факт совершения такого правонарушения. Например, при превышении скорости сотрудник ГИБДД при согласии с нарушением вынесет сразу постановление.

Каждый протокол имеет свои особенности составления. Их закрепляет глава 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Упрощенный порядок

В случаях, специально предусмотренных в КоАП, допускается производство по делу без составления акта. Это, в частности, касается ситуации, когда проступок признается незначительным и за него может назначаться штраф или предупреждение. Если протокол составлен не был, то должностное лицо на месте происшествия оформляет наложение санкции. При совершении проступка в сфере дорожного движения составляется протокол о наложении штрафа в порядке, установленном в ст. 32.3. При этом субъекту выдается квитанция. Сам штраф на месте не взимается. Его сумма перечисляется или вносится добровольно на соответствующий счет. В случае неуплаты штраф взыскивается в принудительном порядке. Если субъект, совершивший проступок, оспаривает действия должностного лица, то происходит переход к производству по делу в обычном порядке. В этом случае должен быть составлен соответствующий акт.

Основания

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется при:

  1. Непосредственном обнаружении должностными лицами, которые уполномочены составлять акты, фиксирующие проступки, достаточных сведений, указывающих на наличие такого рода события.
  2. Поступлении из правоохранительных, а также иных госорганов, структур местного управления, общественных организаций материалов, в которых присутствует информация о совершенных проступках.
  3. Принятии заявлений от физических и юрлиц, представителей СМИ, указывающих на административное правонарушение.
  4. Фиксации проступка в сфере дорожного движения автоматическими техническими средствами, имеющими соответствующие функции, или устройствами кино- и фотосъемки.
  5. Подтверждении сведений, содержащихся в заявлении или сообщении владельца/собственника ТС о том, что в сформулированных в п. 4 случаях автомобиль находился в пользовании иного лица.

Положения частей 2 и 3 статьи 28.1, прямым образом связанные с содержанием статьи 28.3, предписывают, что возбуждение дела об административном правонарушении определенного типа осуществляется уполномоченным на такую процедуру должностным лицом

В связи с этим, а также принимая во внимание специфику рассмотрения обстоятельств таких проступков по сравнению с уголовными процессами, соответствующее решение принимается без согласования с прокурором

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях

Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:

Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.

Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.

Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.

Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.

Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.

Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.

При наличии доказательств, отсутствующих в материалах дела, подготовьте ходатайство об истребовании.

К доказательствам относят:

  • записи видеокамер;
  • свидетельства очевидцев и т.д.

Шаг 3. Приходите в суд заблаговременно.

Перед началом заседания отключите телефон. Предоставьте секретарю паспорт и доверенность при представлении интересов ответчика.

На заседании ведите себя корректно:

  1. Обращайтесь к суду «уважаемый суд» или «ваша честь». Все другие обращения будут восприниматься, как неуважение.
  2. Пререкаться в суде недопустимо. За это могут оштрафовать.
  3. Не вмешивайтесь в действия любого из участников заседания, в том числе судьи.
  4. Не мешайте ходу дела.
  5. Исполняйте все требования судьи.

Порядок рассмотрения предполагает выслушивание аргументов и доказательств сторон, оценка их судом и вынесение Постановления.

Если вы не можете получить необходимые доказательства, можно ходатайствовать в суде об их истребовании. Суд может как отказать, так и удовлетворить в ходатайстве. Чтобы не проиграть дело, обратитесь за помощью к адвокату.

Как убедить судью смягчить наказание

У каждого гражданина РФ есть право ходатайствовать о смягчении наказания. Список смягчающих обстоятельств указан в ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ. Кроме того, судьи могут по своему усмотрению признавать обстоятельство смягчающим. Учитывается любой факт.

Ходатайство о смягчении наказания рассматривается в обязательном порядке с последующим вынесением определения.

Исключающие обстоятельства

Они содержатся в ст. 24.5 КоАП. В том случае, если имеет место хотя бы одно из исключающих обстоятельств, разбирательство по совершенному проступку подлежит прекращению. Соответственно, должностное лицо/орган, в производстве которого находится данное дело, не направляет его на рассмотрение в судебную инстанцию или вышестоящему служащему. Об этом должен быть вынесен соответствующий акт. Постановление о прекращении разбирательства по материалам дела должно отвечать требованиям, установленным в ст. 29.10. Относительно рассматриваемого случая в акте должна присутствовать информация о:

  1. Должностном лице/структуре, принявшей данный документ.
  2. Месте, дате и времени производства по делу.
  3. Субъекте, в отношении которого был составлен акт.
  4. Обстоятельствах, выявленных при разбирательстве и проверке сведений.
  5. Конкретной статье КоАП, в которой предусмотрены основания для прекращения рассмотрения материалов и исключающие передачу их в суд.
  6. Мотивах принятого решения.
  7. Порядке и сроках обжалования акта.

В постановлении также необходимо решить вопрос, касающийся изъятых предметов и документов, вещей, находящихся под арестом.

Другой комментарий к Ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. При осуществлении возложенных на прокуратуру функций по надзору за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона, прокурор согласно ст.22, 25 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта РФ, статьей установлены случаи, когда дела об административных правонарушениях, возбуждаются прокурором.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в предусмотренные сроки выносится мотивированное постановление. Право вынесения указанного постановления дано только прокурору и его заместителю. При вынесении мотивированного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор должен выяснить: образует ли действие (бездействие) характер административного правонарушения; какое конкретное предписание закона нарушено; установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение; истек ли срок привлечения к административной ответственности; какой орган или должностное лицо вправе привлечь виновного к административной ответственности.

3. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол в этом случае не составляется.

Ведется ли протокол судебного заседания

Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.

Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.

Неявка в суд по административному нарушению

Для вынесения справедливого решения правонарушитель должен высказаться в свою защиту на процессе. Для этого судья предоставляет нарушителю право и вменяет обязанность присутствовать на заседании. Для этого участник своевременно уведомляется по правилам из ст. 25.15 КоАП РФ.

Как только гражданин получил уведомление установленным законом способом, в его обязанности входит явиться в суд к строго определенному времени. Неявка воспринимается, как нарушение обязанности и может повлечь за собой санкции. В том числе возможен штраф в размере 1000 рублей, но это решается на усмотрение судьи.

Если нарушитель отсутствует по уважительной причине, штраф не накладывают, а заседание переносят. К уважительным причинам относят:

  1. Неполучение вовремя уведомления. Если повестку прислали в день суда, этого достаточно для переноса заседания.
  2. Болезнь гражданина или одного из близких родственников, которую подтверждает справка из больницы.
  3. Чрезвычайное происшествие: катаклизм, стихийной бедствие и т.д.
  4. Отсутствие гражданина в городе или стране, подтвержденное документально. Туристический отдых по путевке не считается причиной для прогула заседания.
  5. Долгая командировка.
  6. Проблемы с транспортным сообщением.

Частая причина отсутствия ответчика – финансовые проблемы. Если нет денег на проезд, заседание могут перенести.

Отложение судебного разбирательства по делу об АП

Если гражданин не может присутствовать в суде по уважительной причине, он обязан сообщить об этом. Судья признает причину неявки уважительной и выносит определение по отложению заседания.

Отложение судебного разбирательства по административному делу возможно:

  1. Если нарушитель не явился в суд по уважительной причине.
  2. Если нарушитель ходатайствовал об отложении дела, и предоставил уважительную причину невозможности явиться на заседание.
  3. Если адвокат нарушителя, ходатайствовал о переносе дела по уважительной причине.

Участники, получившие уведомление, должны обратиться в судебный орган с ходатайством о переносе дела до начала судебного заседания. Если судья не уведомлен надлежащим образом в указанный срок, любая причина считается неуважительной и может стать основанием для вывода судом о нарушении процессуальных прав.

Когда рассмотрение дела переносят в другой суд

Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если:

  • правонарушитель или его представитель ходатайствует о передаче дела в суд по месту регистрации или адресу проживания;
  • если выявлены нарушения правил подсудности по принятии дела;
  • если один или несколько судей предоставили отвод или дальнейшее рассмотрение дела в этом суде невозможно. Передает административное дело в такой ситуации вышестоящий суд.

Чтобы передать дело в другой суд, судья выносит определение. Его можно обжаловать. Передача производится по окончании периода обжалования определения. Если участник процесса подаст частную жалобу, решение выносится после решения суда по этому обращению.

Сколько длится судебное заседание по административному делу

Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:

  1. Состава правонарушения.
  2. Признания ответчиком вины.
  3. Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
  4. Наличия и объема доказательств.
  5. Наличия и числа ходатайств и других факторов.

Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.

При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Отмена определения о возбуждении дела об административном правонарушении

Правила обжалования постановлений по делу об административном правонарушении посвящена глава 30 КоАП РФ. В статье 30.1 есть ссылка, что на определение об отказе в возбуждении дела участник дела подать жалобу может. Более ни о каких определениях Кодекс не говорит.

Правовую позицию по этому вопросу высказал и Конституционный суд РФ (определение от 18.04.2006 № 107-О), и Высший арбитражный суд РФ (постановление от 02.06.2004 г. № 10). Суть такова: отдельно определение о возбуждении дела об административном правонарушении обжаловать нельзя. Вместе с тем на недостатки данного документа, порядка его вынесения и доведения до сведения участников дела податель жалобы сослаться может. И, возможно, суд сочтет нарушение такого порядка существенным для отмены постановления.