Основания и условия временного отстранения от должности в уголовном процессе по ст. 114 упк рф

Оглавление

Статья 160 УПК РФ. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

  1. Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.
  2. Следователь, дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу.
  3. О принятых мерах следователь или дознаватель уведомляет подозреваемого или обвиняемого.

Обзор документа

Согласно УПК РФ в случае, если подозреваемого или обвиняемого необходимо временно отстранить от должности, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении лица от должности или об отказе в этом.

Региональный парламент в своем запросе просил проверить конституционность этих положений. По его мнению, в силу принципа разделения властей вопрос об отстранении от должности председателя и иных должностных лиц регионального парламента должен решаться этим органом самостоятельно.

Конституционный Суд РФ не принял запрос к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Временное отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого без каких-либо изъятий может быть применено и в отношении должностных лиц региональных парламентов, включая их председателей. Вместе с тем к ним эта мера может применяться лишь в рамках возбужденного в особом порядке уголовного дела (возбуждается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по региону).

Правовой статус председателя и иных должностных лиц регионального парламента является производным. Он обусловлен их статусом депутатов. Поэтому защита их прав, связанных с осуществлением парламентской деятельности, в рамках уголовного преследования обеспечивается на основе функционирования общего режима парламентской неприкосновенности.

При этом временное отстранение от должности председателя регионального парламента не приостанавливает его депутатский статус. Равно как и не затрагивает права такого органа по назначению его на должность или отрешению его от должности, по назначению на нее иного лица.

Ранее Конституционный Суд РФ указывал на недопустимость введения федеральным законом — помимо Конституции РФ — такого условия, как согласие регионального парламента на применение к депутату ареста и иных мер процессуального принуждения в ходе уголовного преследования. Эта правовая позиция в полной мере распространяется и на временное отстранение от должности председателя и иных должностных лиц региональных парламентов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

10.3. Подследственность и ее виды

Компетенция органов следствия разграничивается на основе
правил о подследственности, под которой понимается совокупность
установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми
производство следствия относится к ведению определенного органа расследования.

Различаются следующие виды подследственности:

Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером
совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего
разграничивается компетенция между следователями прокуратуры и органов
внутренних дел (ст. 151 УПК РФ). Следователи прокуратуры расследуют дела об
особо опасных государственных и иных государственных преступлениях, о наиболее
тяжких преступлениях против личности, дела о должностных преступлениях,
преступлениях против правосудия, уголовные дела в отношении прокурорских
работников.

Следователи органов внутренних дел расследуют некоторые дела
об иных государственных преступлениях, незаконном обороте наркотиков,
вымогательстве, грабеже, разбое, умышленных тяжких телесных повреждениях и др.

Следователи ФСБ расследуют дела о наиболее опасных
преступлениях (шпионаж, убийства, контрабанда).

Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом
(районом) совершения преступления. Однако в целях обеспечения наиболее
быстрого, полного и объективного расследования оно может проводиться также по
месту обнаружения преступления, месту нахождения обвиняемого, подозреваемого
или большинства свидетелей.

Персональный признак подследственности обусловлен особенностями субъекта
преступления.

В силу этого признака следователи военной прокуратуры
расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными,
лицами, призванными на сборы, военными строителями, рабочими и служащими
воинских частей и учреждений.

Альтернативный признак подследственности определяется тем, что дела о
некоторых преступлениях расследуются тем органом, которым возбуждено уголовное
дело. По делам о мошенничестве, об уклонении от подачи деклараций о доходах,
следствие производит орган, возбудивший дело.

Если при расследовании этих дел будут установлены должностные
преступления, связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, они
расследуются этим же органом.

При необходимости расследования двух или нескольких связанных
между собой преступлений действует признак подследственности по связи дел.
Так, дела об укрывательстве и недонесении о преступлениях, заведомо ложном
показании, разглашении данных предварительного следствия и некоторых иных
преступлениях расследуются тем органом, к чьей подследственности относится
преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.

Следователь, установив, что дело ему не подследственно,
обязан произвести все неотложные следственные действия и передать дело
прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности по
признаку места совершения преступления решается прокурором района, где было
начато следствие.

При необходимости производства следственных или розыскных
действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить
производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания,
который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Похожие материалы:ПодследственностьПодрывник-разрядчик боеприпасов (Выпуск №72 ЕТКС)Подручный сталевара электропечи (третий)Подсобный рабочийПодсобный рабочий на лесозаготовках, лесосплаве и подсочке леса (Часть №2 выпуска №37 ЕТКС)Подсочка леса

Замена отстраненного от должности работника

После того, как работника отстранили от должности, наниматель должен решить вопрос о необходимости его временной замены. Если ситуация разрешится за пару дней и отсутствие сотрудника не скажется на функционировании компании, то можно не передавать его должностные обязанности другому работнику.

При длительном периоде отстранения служебные обязанности должен кто-то выполнять. Наниматель может предложить другим сотрудникам совместить основную работу с функционалом отстраненного работника, за дополнительную плату.

Кроме того, при длительном отсутствии основного работника из-за его отстранения можно нанять нового сотрудника по срочному трудовому договору.

Например, отстранение от должности инициировано следственными органами, длительность расследования и период отстранения может затянуться на месяцы.

В этом случае, проще нанять временного работника, а затем либо оставить его на этой должности, на постоянной основе (в случае осуждения ранее занимавшего ее сотрудника), либо уволить временно нанятого человека, после того, как на работу выйдет основной работник.

Отстранение от должности является временной мерой, причиной для которой могут стать действия работника либо сложившиеся обстоятельства. Поводом для ее применения может стать как инициатива нанимателя, так и предписания различных ведомств. В том, случае, когда обстоятельства, приведшие к отстранению сотрудника от работы невозможно устранить в разумные сроки, его либо переводят на другое место, либо увольняют.

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

• письме Минтруда России от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532 «О направлении разъяснений Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» с рекомендациями действий для работодателей (далее — Совместные разъяснения).

Если кратко, то логика следующая:

По мнению чиновников, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 11.06.2021; далее — Федеральный закон № 157-ФЗ) — это и есть тот «случай, предусмотренный другими федеральными законами РФ», который обязывает работодателя отстранять работников от работы.

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:

Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне, в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.

А откуда взялись категории работников, которые фигурируют в постановлениях главных санитарных врачей регионов? Из графы «Категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации» Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Нахождение в списке дает право получить соответствующую прививку бесплатно.

Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства, поэтому провести ее можно только с согласия гражданина.

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач.

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.

Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

Возможные причины для отстранения

За работодателем закреплено право отстранять своих подопечных от их обязанностей в строго определенных случаях. Полный их список приведен в ст. 76 ТК РФ. В частности, обстоятельства могут быть следующими:

  1. нарушение трудовой дисциплины (пребывание на работе в нетрезвом виде);
  2. непрохождение обязательного обучения, переобучения или проверки навыков по охране труда;
  3. выявление противопоказаний к работе.

Конкретно самовольное отстранение от должности в связи с возбуждением уголовного дела работодателем законом не предусматривается. Что это значит? Что если в отношении служащего возбуждено уголовное дело, работодатель без прошений и ходатайств иных органов отстранить работника не может. Такая позиция вполне логична, ведь до момента вынесения приговора судом подследственный считается невиновным. Поэтому и оснований у работодателя на внедрение таких мер нет.

Условия для отстранения

Получается, сам работодатель отстранить работника, на которого заведено уголовное дело, не может. Если он составит соответствующий приказ и лишит сотрудника заработка просто по своему усмотрению, то последний в судебном порядке сможет не только восстановиться в должности, но и получить заработную плату за весь период незаконного отстранения. Возможны и компенсации.

Выходит, чтобы отстранить человека от должности, работодатель должен дождаться вынесения судебного решения? На практике возможны случаи, когда это происходит и раньше. Только вот инициатором такой «заморозки» выступает не работодатель, а судья. Т.е. до момента получения соответствующего постановления.

Что делать после вынесения решения?

Работодатель может быть растерян и в том случае, если в отношении отстраненного сотрудника была принято решение по уголовному делу. Ведь вне зависимости от исхода необходимо оформить все правильно. Вариантов тут всего 2: сотрудника оправдали либо обвинили. И дальнейшие действия в этих случаях будут разными.

Решение по уголовному делу

Что делать работодателю?

Работник оправдан

Создается новый приказ об отмене отстранения. Сотрудник приступает к выполнению своих обязанностей. За предшествующие периоды зарплату от работодателя он не получает, т.к. ему выплачивалось иное пособие от финансовой службы.

Работник осужден

Создается приказ об увольнении сотрудника. Причем последний рабочий день будет днем вынесения окончательного приговора.

Работодатель обязан произвести все причитающиеся выплаты: компенсацию за неиспользованный отпуск, премии и иные начисления, которые не были выплачены. За время нахождения под стражей ничего выплачивать не нужно.

Также следует внести информацию о расторжении трудовых отношений в трудовую книжку. В этом случае нужно ссылаться на п. 4 ст. 83 ТК РФ

Причиной будет осуждение человека на основании судебного приговора.

Важно также передать трудовую книжку бывшему сотруднику. Так как вручить ее лично не получится, необходимо направить ее по месту прописки или месту отбывания наказания.

Важно соблюсти все формальности, чтобы в последствии у бывшего сотрудника не было оснований для обращения и получения компенсации от работодателя в судебном порядке. Это позволит избежать финансовых затрат и психологических переживаний

Статья 116 УПК РФ. Особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги

  1. В целях обеспечения возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением, арест на ценные бумаги либо их сертификаты налагается по месту нахождения имущества либо по месту учета прав владельца ценных бумаг с соблюдением требований статьи 115 настоящего Кодекса.
  2. Не подлежат аресту ценные бумаги на предъявителя, находящиеся у добросовестного приобретателя.
  3. В протоколе о наложении ареста на ценные бумаги указываются:
    1) общее количество ценных бумаг, на которые наложен арест, их вид, категория (тип) или серия;
    2) номинальная стоимость;
    3) государственный регистрационный номер;
    4) сведения об эмитенте или о лицах, выдавших ценные бумаги либо осуществивших учет прав владельца ценных бумаг, а также о месте производства учета;
    5) сведения о документе, удостоверяющем право собственности на ценные бумаги, на которые наложен арест.
  4. Порядок совершения действий по погашению ценных бумаг, на которые наложен арест, выплате по ним доходов, их конвертации, обмену или иных действий с ними устанавливается федеральным законом.

Комментарий к ст. 114 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого, который находится на свободе.

2. По своему содержанию данная мера процессуального принуждения заключается во временном недопущении лица к выполнению своих трудовых (служебных) обязанностей в пределах срока предварительного следствия.

3. В соответствии с законом к должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (см. примечание к ст. 285 УК).

4. Необходимость отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности определяется тем, что должностное лицо может: 1) воспрепятствовать порядку производства предварительного следствия (воздействовать на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении); 2) изъять и уничтожить документы, хранящие следы преступления и имеющие силу доказательств; 3) воспрепятствовать надлежащему исполнению приговора.

5. Временное отстранение от должности производится по постановлению судьи по месту предварительного следствия. Суд принимает такое решение по ходатайству следователя, согласованному с прокурором, в течение 48 часов с момента его поступления. Суд вправе отказать в его удовлетворении по основаниям, указанным в законе. Постановление судьи во всех случаях должно быть мотивированным.

6. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа, для которого решение судьи является обязательным.

7. В случае, если необходимость в применении данной меры отпадает (например, должностное лицо уволено с государственной службы, доказало свое безупречное поведение в ходе производства по делу, прекратило трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию и т.п.), временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя, прокурора.

8. Подозреваемый или обвиняемый, временно отстраненный от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере 5 МРОТ. Об основании и порядке выплаты пособия см. коммент. к ст. 114 и 131.

Особенности судебного процесса

Прошение может рассматриваться как единолично судьей, так и на судебном заседании, в котором разрешено участвовать и провинившемуся лицу при наличии соответствующего желания.

Во втором случае судья заслушивает точки зрения всех участников процесса, после чего удаляется для принятия решения. Если оно положительное, оформляется постановление. Этот документ фиксирует причины необходимости использования данной меры, и составляется в 5 экземплярах. Первый следует подшить к делу, второй передается в судебно-контрольное производство, третий – прокурору, расследующему дело, четвертый отсылается руководителю провинившегося лица, а последний отдается ему на руки.

Оплата за время отстранения от должности

Период, на который сотрудника отстраняют от выполнения должностных обязанностей, оформляется как простой. Поэтому оплата этого времени, в большинстве случаев, зависит от того, есть ли вина работника в сложившейся ситуации.

Простой не оплачивается, если сотрудник:

  • появился на работе в состоянии опьянения;
  • не пришел на медосмотр или инструктаж без уважительной причины;
  • совершил действия, которые привели к изъятию специального разрешения или права;
  • не прошел аттестационное испытание и т. д.

Когда вины работника в отстранении от должности нет, то простой оплачивается в соответствии с законодательством.

Например, водители не смогли вовремя пройти медицинское освидетельствование для допуска к работе из-за того, что наниматель не оплатил услуги медучреждения. В этой ситуации приступать к выполнению работы они не имеют права, поэтому простой им будет оплачен.

В некоторых ситуациях оплата за время отстранения от должности может отличаться от установленного для простоя размера.

Так госслужащий, на время проведения различных проверок, а также урегулирования вопроса с конфликтом интересов может получать свою обычную зарплату.

Если отстранение от должности произошло в рамках расследования уголовного дела, то на этот период такому работнику выплачивают пособие в размере прожиточного минимума.

Кроме того, работодатель может вместо отстранения от должности может перевести сотрудника на другую работу, где он будет получать установленную для этого рабочего места зарплату.

Например, если человек не может временно выполнять свои обязанности по медицинским показаниям, ему могут предложить подходящую работу до момента восстановления состояния здоровья.

Комментарий к Статье 76 ТК РФ

Отстранение работника от выполнения порученной ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) предусмотрено статьей 76 Трудового кодекса РФ.

Необходимо уточнить, что работодатель вправе отстранить работника от работы (не допускать к работе) только на время, фактически необходимое до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (недопущения к работе). В течение этого времени работнику не начисляется заработная плата, предусмотренная в соответствии с условиями заключенного с ним трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В частности, государственным служащим, временно отстраненным от должности в связи с совершением дисциплинарного проступка на период до одного месяца, может быть сохранено денежное содержание по соответствующей должности. Если же отстранение работника обусловлено привлечением его в качестве обвиняемого, то последнему в течение соответствующего периода выплачивается государственное пособие в размере 5 МРОТ в месяц.

В том случае, если отстранение работника от выполнения порученной ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) вызвано обстоятельствами, исключающими вину работника, работодатель обязан произвести оплату времени, на которое работник фактически был отстранен от работы, как за простой. Впрочем, в отдельных ситуациях работодатель вправе отказать работнику в предоставлении работы (допуске к работе) и после того, как были устранены обстоятельства, явившиеся основанием для отстранения от работы (недопущения к работе). Например, работник, появившийся на рабочем месте в состоянии опьянения и впоследствии протрезвевший, может быть уже на следующий день после отстранения от работы уволен работодателем в порядке и по основанию, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ. Во избежание споров и разногласий между работником и работодателем факт появления на рабочем месте в состоянии опьянения должен быть соответствующим образом документирован, например в форме акта.

Отстранение работника от работы по требованию органов управления (должностных лиц) допускается только в тех случаях, когда такие органы (лица) в соответствии с федеральными законами (нормативно-правовыми актами) наделены соответствующими полномочиями. Такие полномочия, в частности, предоставлены органам (должностным лицам):

федеральной инспекции по труду;

Госсанэпиднадзора;

арбитража.

Комментарий к статье 113 УПК РФ

1. Привод — это восстановительная мера уголовно-процессуального принуждения, состоящая в принудительном доставлении в органы расследования или суд для участия в процессуальных действиях лиц — источников показаний, не явившихся по неуважительной причине. Данную меру уголовно-процессуального принуждения следует отличать от сходных мер, обеспечивающих производство по административному делу: доставления (ст. 27.2 КоАП РФ) и привода (ст. 27.15 КоАП РФ), меры ответственности в исполнительном производстве в виде привода (ч. 5 ст. 24 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2. Приводу подвергаются только те участники процесса, для которых это прямо предусмотрено законом. Привод применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).

3. Основанием для привода являются доказательства о том, что: а) участник процесса знал, что его вызывают (корешок повестки с его подписью, расписка в протоколе судебного заседания, уведомление почтового учреждения об отказе получить повестку, рапорт или протокол допроса нарочного (лица, доставлявшего повестку). О порядке вызова см. ком. к ст. 188; б) участник процесса не явился в назначенный срок (протокол процессуального действия, справка); в) отсутствовали уважительные причины неявки. Уважительными причинами неявки являются несвоевременное получение повестки, болезнь (ст. 146 УПК РСФСР), стихийное бедствие, длительный непредвиденный перерыв в движении транспорта, болезнь члена семьи или наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними и др. О наличии причин, препятствующих явке, вызываемое лицо обязано заблаговременно уведомить тот орган, которым оно вызывалось (ч. 3 ст. 113 УПК). Поэтому отсутствие уважительных причин неявки презюмируется, если есть доказательства о том, что лицо знало о вызове.

Действующий УПК, в отличие от прежнего законодательства (ст. 147 УПК РСФСР), не предусматривает привода без предварительного вызова. В то же время такой привод обвиняемого иногда может быть необходим, например, для доставления не находящегося в розыске обвиняемого в судебное заседание, проводимое в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 108.

4. О приводе следователь, дознаватель или судья выносит мотивированное постановление, а суд — определение. Копия этого решения остается в деле, а подлинник направляется для исполнения в стадии предварительного расследования соответствующему органу дознания, указанному в ч. 1 ст. 40 УПК (ч. 7 ст. 113, п. 4 ч. 2 ст. 38), в судебном производстве — судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ч. 7 ст. 113). В судебных стадиях процесса правом применять привод наделен только суд (Определение КС РФ от 25.12.2003 N 511-О).

5. Исполнение привода регулируется ведомственными нормативными актами: Инструкцией «О порядке осуществления привода», утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438; Инструкцией «О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности», утвержденной Приказом Минюста России от 03.08.1999 N 226.

Привод исполняют ОВД и судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, как правило, по месту фактического проживания лиц, уклоняющихся от явки.

6. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допускается по судебному решению или в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 165 УПК.

7. Решение о приводе и действия по его исполнению могут быть обжалованы заинтересованными лицами прокурору или в суд (глава 16 УПК).

Комментарий к Статье 122 Уголовно-процессуального кодекса

1. Заявленное участником процесса ходатайство подлежит обязательному рассмотрению. Неразрешение ходатайства по существу является существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Например, Президиум Верховного Суда РФ отменил Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ в отношении С., осужденного по п. «а» ч. 3 ст. 131 и п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ. Основанием к принятию такого решения явилось то, что по итогам обсуждения ходатайств, заявленных защитником, в удовлетворении одного кассационной инстанцией было отказано, а остальные не были разрешены, что могло повлиять на принятие ею правильного решения по делу <1>.
———————————
<1> См.: Постановление Президиума ВС РФ N 85П12 // Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2012 г. Утвержден Президиумом ВС РФ 10 октября 2012 г.

2. По результатам рассмотрения ходатайства может быть вынесено три вида процессуальных решений:

— об удовлетворении ходатайства;

— о полном отказе в удовлетворении ходатайства;

— о частичном отказе в удовлетворении ходатайства.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

3. Например, следователем вынесено постановление о полном удовлетворении ходатайства, заявленного обвиняемым М. о приобщении к материалам уголовного дела свидетельства о рождении дочери, что согласно п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ является обстоятельством, смягчающим наказание <1>.
———————————
<1> См.: Надзорное производство по уголовному делу N 05/20156-14 // Архив военной прокуратуры Хабаровского гарнизона военной прокуратуры Восточного военного округа.

4. Принятие решения о частичном удовлетворении ходатайства действующим Кодексом не предусмотрено. В связи с этим в ситуации неполного удовлетворения ходатайства должно быть вынесено постановление или определение о частичном отказе в его удовлетворении.

5. Уголовно-процессуальным законом предусмотрены процедуры, требующие обязательного удовлетворения ходатайства. Это относится к предусмотренному ч. 6 ст. 190 УПК РФ ходатайству допрашиваемого лица о дополнении и уточнении протокола допроса, а также предусмотренному ст. 216 УПК РФ ходатайству потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей об ознакомлении с материалами уголовного дела. На практике такие ходатайства упомянутых участников процесса заносятся в протоколы соответствующих процессуальных действий и удовлетворяются без оформления постановления.

6. Для стадии досудебного производства комментируемая статья подлежит применению в системном единстве с положениями ст. 159 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 2 ст. 159 не может быть отказано в удовлетворении ходатайства подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителю в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для уголовного дела.

7. Необоснованный отказ в удовлетворении ходатайств об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

8. Вместе с тем при направлении ходатайства следователю необходимо иметь в виду то, что последний в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа. В этой связи следователь сам уполномочен определять время, последовательность и вид следственных действий и процессуальных мероприятий, направленных на установление обстоятельств, которые имеют значение для дела. Поэтому ходатайство участников процесса о выполнении в определенное время конкретных процессуальных мероприятий может быть отклонено по названным основаниям.

9. О результатах рассмотрения ходатайства должно быть обязательно уведомлено лицо, его направившее. Отказ в удовлетворении ходатайства не лишает возможности направить аналогичное ходатайство на последующих этапах уголовного судопроизводства. Наряду с этим принятое решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном гл. 16 УПК РФ.