Налоговый кодекс ( ст 1 законодательство рф о налогах и сборах нк рф 2021 )

Понятие налоговой системы

Предыстория

Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 де­кабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность нало­гов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Определение понятия «на­логовая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено тер­мином «система налогов и сборов».

Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Попробуем подойти к не­му с позиций теории систем.

Система ― множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два эле­мента являются объектами.

В данном ракурсе налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи.

Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить:

  • два элемента субъектного характера (на­логовые администрации и налогоплательщиков);
  • два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).

Налоговая система — это основанное на определенных принци­пах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

  • законодательства о налогах и сборах;
  • совокупности на­логов и сборов (система налогов и сборов);
  • плательщиков налогов и сборов;
  • налоговых адми­нистраций.

Логическим завершением данного определения является оче­видный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.

В налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных эле­ментов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объект­ным элементам (законодательству, налогам).

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать об­ратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в част­ности обжаловать решения налоговых администраций, через изби­рательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирую­щей функцией налогового платежа — фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налого­вого законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутрисистемных, так и внешнесистемных факторов (воздей­ствий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управле­ния процессом налогообложения:

  • федеральный (на уровне РФ);
  • ре­гиональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, го­родов федерального значения);
  • местный (на уровне муниципальных образований).

Однако, в рамках территориальных образований на уровне субъектов и муни­ципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса).

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 Налогового кодекса) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:

  1. нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
  2. отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
  3. вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;
  4. запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;
  5. запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;
  6. разрешает или допускает действия, запрещенные НК;
  7. изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;
  8. изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;
  9. иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Классификация налоговых систем:

1)    В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:

  • либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской
  • Америки;
  • умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП;   данную  группу  составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
  • жестко фискальные, позволяющие перераспределять посред­ством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обес­печивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

2)    В зависимости от доли косвенного налогообложения:

  • подоходные, делающие основной акцент на обложении дохо­дов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
  • умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до­ ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых  доходов;   данную   группу  составляют  налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Ита­лии и др.;
  • косвенные, делающие основной акцент на обложении потреб­ления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой  уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся   стран   —   Аргентины,   Бразилии,   Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

3)    В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:

  • централизованные, наделяющие федеральный уровень управ­ления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Фран­ции, Нидерландов, Австрии и России;
  • умеренно централизованные, наделяющие все уровни управле­ния значимыми налоговыми полномочиями и обеспечиваю­щие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65%   консолидированных   налоговых поступлений;   данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
  • децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни прав­ления более значимыми налоговыми полномочиями и обес­печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

4)    В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:

  • прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое не­равенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
  • регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство  налогоплательщиков,   оцениваемое  по  их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
  • нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, ос­тается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирую­щих показателей. В частности, нередко используется классифика­ция по экономическому показателю соотношения налоговых дохо­дов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно класси­фицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах

Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст. 102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса).

Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

Налоговая тайна не подлежит разглашению не только должностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 Налогового кодекса).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).

показать содержание

П.4.2 ст.5 НК РФ

Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов, установленных для налогоплательщиков — резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и налогоплательщиков — резидентов свободного порта Владивосток в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» или Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

даты утраты налогоплательщиком соответственно статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или резидента свободного порта Владивосток;

даты окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения соглашения об осуществлении деятельности, указанного в абзаце первом настоящего пункта, если дата окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения такого соглашения, наступает ранее даты утраты налогоплательщиком статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или резидента свободного порта Владивосток.

Положения настоящего пункта распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части страховых взносов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога и применяются для налогоплательщика — резидента территории опережающего социально-экономического развития или резидента свободного порта Владивосток при условии указания в соответствующем соглашении об осуществлении деятельности ссылок на положения актов законодательства о налогах и сборах в части пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов или налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для налогоплательщиков — резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и налогоплательщиков — резидентов свободного порта Владивосток в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности, на которые распространяется действие настоящего пункта.

(Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 300-ФЗ)

П.2 ст.5 НК РФ

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ)

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 Налогового кодекса). Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

  • акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;
  • все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

  • устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
  • повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
  • устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;
  • иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

  • устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

  • отменяющие налоги и (или) сборы;
  • снижающие размеры ставок налогов (сборов);
  • устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
  • иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Система источников налогового права

Какие акты являются составляющими общей системы норм рассматриваемой отрасли права? Существует определенный перечень законов, подзаконных актов, а также документов, которые содержат в себе нормы, так или иначе касающиеся правил налогообложения, а также взаимоотношений субъектов, вступающих в правоотношения, регулируемые нормами права.

Основным источником налогового права является Налоговый кодекс, который в настоящий момент действует на территории России. Следует отметить, что ссылки на остальные источники права в данной сфере имеются именно в содержании данного закона.

В системе государственного законодательства основным источником формы налогового права является Конституция государства, в которой закреплены основные положения, соблюдаемые в практике налогообложения и совершения правоотношений в данной сфере.

Систему таковых источников также составляют нормативные акты, входящие в структуру внутреннего законодательства государства. Из числа таковых выделяют федеральные и региональные законодательные акты, которые в своем содержании имеют данные относительно налогов, сборов. К ним также относятся и нормативные правовые акты, которые были приняты в установленном порядке органами местного самоуправления.

Важным источником норм в данной сфере права является общее законодательство, по своему содержанию смежное с налоговым. В частности, к числу таковых относится Таможенный кодекс, а также Уголовный, в котором предписана часть санкций, назначенных за неисполнение субъектами правоотношений в сфере налогового права указанных требований.

Подзаконные акты о налогообложении, которые издаются органами общей и специальной компетенции, также относятся к системе источников норм рассматриваемой отрасли права. Кроме этого, в нее также включены те акты, которые были изданы органами судебной системы.

Отдельное внимание следует уделить международным источникам налогового права, которые также входят в состав общей системы. Следует отметить, что таковыми являются лишь те документы, которые были признаны Российской Федерацией

На практике многие отмечают, что большинство таковых актов имеют сугубо рекомендательный характер. К их числу относятся все акты, в которых предписаны принципы общего характера, преследуемые в налоговом праве и в сфере налогообложения. К международным источникам налогового права также относятся все соглашения в отношении упомянутого выше объекта. Ярким примером такового может послужить соглашение, заключаемое Россией с различными иностранными государствами об устранении двойного налогообложения. Особенное значение имеют и договоры, заключенные РФ с другими странами об отдельных вопросах налогообложения.

Среди международных источников отдельное внимание следует уделить решениям судов, в содержании которых имеется толкование соглашений, заключенных относительно отдельных вопросов налогообложения и отношений в данной сфере, возникающих между субъектами. Те договоры и соглашения, которые были заключены между СССР и другими государствами, также относятся к источникам права в сфере налогообложения

Однако таковыми признаются лишь те, которые имеют юридическую силу по сей день.

В числе международных актов-источников права также следует выделить многосторонние договоры и соглашения, которые имеют общеполитический характер. Их содержание отражает в себе основные принципы налогообложения, которые применяются в современном праве.

Исходя из всего вышеизложенного, можно отметить, что источниками налогового права не являются нормативные правовые акты, которые не имеют в своем содержании норм относительно регулирования процедур налогообложения, а также правил взаимодействия между субъектами налоговых правоотношений. То же самое правило касается и международных актов.

Рассмотрим далее более детально каждую составляющую рассмотренной системы.

Комментарий к Статье 1 НК РФ

Статья 1 НК РФ содержит определение законодательства о налогах и сборах. Это — Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Статья 57 Конституции РФ провозглашает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (налог на добавленную стоимость, налог на игорный бизнес, земельный налог и др.).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, и др.)

В настоящее время налоговое законодательство состоит из:

— законодательства о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ, федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ; нормативные акты представительных органов местного самоуправления);

— нормативных правовых актов органов государственного управления;

— нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Налоговый кодекс устанавливает соответствующий Конституции принцип, согласно которому система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России могут быть установлены только настоящим Кодексом.

Пункт 2 ст. 1 НК РФ подтверждает приоритет настоящего Кодекса перед иными федеральными законами. Более того, по вопросам, указанным в пп. 1 — 7 п. 2 ст. 1 НК РФ, должны применяться только нормы НК РФ. Внесение же в них изменений допускается только путем поправок в текст самого НК РФ. Таким образом, регулирование общих принципов налоговой системы РФ (пп. 1 — 7 п. 2 ст. 1 НК РФ) допускается только нормами НК РФ, а не другими федеральными законами.

Пункт 3 ст. 1 настоящего Кодекса содержит специальное правило, в соответствии с которым действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

Пункт 3 ст. 1 НК РФ касается возможных коллизий с другими отраслями законодательства и ограничивает возможность применения НК РФ в отношении налогов и сборов, принятых вне настоящего Кодекса. Например, ранее до вступления в законную силу п. 3 ст. 1 НК РФ, взимание государственной пошлины (обязательных сборов) за осуществление юридически значимых действий регулировал Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 «О государственной пошлине». С 1 января 2005 г. он утратил силу, и была введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Часть вторая Налогового кодекса РФ

Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса.

Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины.

Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

  • Налог на добавленную стоимость;

  • Акцизы;

  • Налог на доходы физических лиц;

  • Единый социальный налог (взимался по 1 января 2010 г., заменен взносами на конкретные виды страхования);

С 1 января 2002 года введены главы:

  • Налог на прибыль организаций;

  • Налог на добычу полезных ископаемых;

  • Налог с продаж;

  • Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим);

С 1 января 2003 года введены также главы:

  • Транспортный налог;

  • Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим);

  • Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим);

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  • Налог на игорный бизнес;

  • Налог на имущество организаций;

С 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Водный налог;

  • Государственная пошлина;

  • Земельный налог.

Комментарий к Статье 2 НК РФ

Статья 2 НК РФ говорит о том, какие отношения подпадают под действие налогового законодательства. Согласно данной статье «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Статья 2 настоящего Кодекса дает определение налоговым отношениям, то есть отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах.

Налоговые отношения — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, связанные с налогами, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Властные отношения складываются между государством в лице его органов и должностных лиц и налогоплательщиками в лице юридических и физических лиц.

Иными словами, государство создает властные предписания, подлежащие обязательному применению налогоплательщиками: устанавливает, вводит в действие и взимает налоги и сборы, в связи с чем осуществляет налоговый контроль и привлекает к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако такие акты налоговых органов, действие (бездействие) их должностных лиц можно обжаловать.

Установить налог можно только единственным способом — внести в настоящий Кодекс соответствующие поправки (ст. 1 НК РФ).

Введением налога и сбора является принятие соответствующего нормативного правового акта, подробно устанавливающего порядок, условия и процедуру взимания того или иного налога и сбора в бюджет, что может проходить на федеральном, региональном и местном уровне. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.

Властные предписания государства о взимании налогов и сборов касаются исполнения обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов по уплате налогов и сборов (общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержатся в разд. IV настоящего Кодекса).

Налоговый контроль, то есть проведение налоговых проверок, получение объяснительных, осмотров и т.п., необходим для реализации системы налогов и сборов, установленной настоящим Кодексом, регулирования исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Формы и методы налогового контроля изложены в разд. V НК РФ.

В случае нарушения налогового законодательства (совершения налоговых правонарушений) устанавливаются меры по привлечению к ответственности нарушителей.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; к таким отношениям применяются нормы Таможенного кодекса РФ.

Нормы Таможенного кодекса РФ регулируют установление, введение и взимание таможенных платежей, проведение контроля за уплатой таможенных платежей, регулируют привлечение к ответственности лиц, виновных в уклонении от уплаты таможенных платежей, и обжалование актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

П.4.1 ст.5 НК РФ

Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, установленных для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов в связи с выполнением ими специального инвестиционного контракта в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат: (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ)

даты утраты налогоплательщиком статуса участника специального инвестиционного контракта;

даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, если дата окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, наступает ранее даты утраты налогоплательщиком статуса налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ)

Положения настоящего пункта распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части страховых взносов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога и применяются для налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта при условии указания в соответствующем специальном инвестиционном контракте ссылок на положения актов законодательства о налогах и сборах в части пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов или налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов в связи с выполнением ими специального инвестиционного контракта, на которые распространяется действие настоящего пункта.

(Пункт введен — Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 300-ФЗ)