Закон 12.7 об управлении транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

Другой комментарий к статье 12.7 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения по безопасности дорожного движения, безопасности управления транспортным средством и его эксплуатации.

Статья 27 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ определяет, что правом на управление транспортными средствами наделяются граждане, сдавшие квалификационные экзамены, что подтверждается соответствующим удостоверением. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, охватывает собой случаи управления транспортным средством водителем, не имеющим права управления им, а также лишенным такого права, что также свидетельствует об отсутствии у водителя права управления транспортным средством. Объективная сторона правонарушения, определенного ч. 3 настоящей статьи, заключается в передаче права управления транспортным средством лицу, которое такого права не имеет. Следует заметить, что в действиях владельца или собственника транспортного средства присутствует состав административного правонарушения только в том случае, когда он имел информацию об отсутствии у лица права управления транспортным средством. Отсутствие принципа заведомости является основанием для вывода об отсутствии состава правонарушения в действиях правообладателя, передавшего право управления транспортным средством.

2. Субъектом правонарушений, определенных комментируемой статьей, является физическое лицо, осуществлявшее управление транспортным средством при отсутствии у него соответствующего права. Нередко субъект рассматриваемых правонарушений определяется как водитель, однако такой подход не вполне верен, поскольку лишение или отсутствие права управления транспортным средством свидетельствует о невозможности отнесения данного субъекта к категории водителей. В этой связи его следует определять как физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъективная сторона правонарушений выражается в умышленной форме вины.

Патрон СЦ-130 с пулей ВПС (высокой пробивной способности)

12,7 × 55 мм СЦ-130
Тип патрона винтовочный дозвуковой крупнокалиберный
Страна-производитель Россия
Патрон 12,7×55 мм СЦ-130
Тип оружия, использующего патрон бесшумные крупнокалиберные винтовки
История службы
Время эксплуатации конец 1990-х — настоящее время
Использовалось СНГ
Войны и конфликты Вторая чеченская война
Характеристики
Длина патрона, мм 97,3
Настоящий калибр пули, мм 13,01
Масса пули, г 48,14 — 76,08
Начальная скорость пули, м/с 290-315
Энергия пули, Дж 2500-3650
Параметры гильзы
Длина гильзы, мм 54,91
Диаметр дульца гильзы, мм 13,76
Диаметр основания гильзы, мм 14,86

12,7×55 мм СЦ-130 — российский винтовочный боеприпас, созданный в ЦКИБ СОО для малошумного и беспламенного поражения защищённых целей и живой силы в тяжёлых бронежилетах на дальностях до 600 метров. Патроны используют специально изготовленные утяжеленные пули и относительно короткие гильзы цилиндрической формы длиной 55 мм, энергетического потенциала которых хватает только на дозвуковой выстрел. Стандартная винтовочная пуля калибра 12,7 мм весит около 50 граммов. Пуля дозвукового винтовочного калибра 12,7×55 может весить от 50 до 76 граммов. Полная длина 12.7 мм патрона СЦ-130 составляет 97,3 мм против 147,5 мм у «обычного» отечественного крупнокалиберного патрона 12,7×108 мм. За счет сравнительно небольшой (для выбранного калибра, разумеется) дульной энергии оружие под него получилось практически в два с половиной — три раза легче, чем винтовки под «обычные» крупнокалиберные патроны 12,7×108 мм или 12,7×99 мм НАТО.

Разработка боеприпаса проходила в рамках опытно-конструкторских работ по теме «Выхлоп», в результате которой должен был быть представлен новый снайперский комплекс, состоящий из бесшумной снайперской винтовки и номенклатуры патронов к ней. Одно из требованой тактико-технического задания предусматривало значительное превосходство нового боеприпаса над штатными патронами 9×39 ммпо поражающему действию и дальности действительного огня. Окончательный вариант задания оформился и был подписан летом 2001-го года, в соответствии с ним исполнителем стало Центральное конструкторское бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), руководителем конструкторского коллектива — Владимир Злобин. Прототип снайперской винтовки поступил на предварительные испытания во второй половине 2002 года, которые завершились в декабре. В феврале 2004 года представленный образец успешно выдержал государственные испытания и 11 мая был принят вместе с новым патроном 12,7 × 55 мм на вооружение под обозначением ВКС

СЦ-130 ПТ — повышенной точности с оболочечной пулей от патрона 7Н34. СЦ-130 ПТ1 — опытный патрон с пулей повышенной точности. СЦ-130 ПТ2 — с бронзовой пулей. СЦ-130 ВПС — повышенной пробивной способности с бронебойной пулей с двойным сердечником. СЦ-130 ПУ — учебный патрон.

Индекс — СВ 1367/3 Пуля имеет тандемный сердечник, впереди представлен карбид вольфрамовым, за ним твердосплавный. Пуля ВПС состоит из последовательно соединенных между собой при помощи тугой посадки компонентов. В частности, корпус пули представлен стальным цилиндром фигурной формы, в который последовательно помещены в передней части: бронебойный сердечник на основе сплава вольфрама, за ним помещен твердосплавный сердечник. На корпус пули одета медная “рубашка” с ведущими поясками. На пулю нанесен тонкий слой металла, для защиты патронника винтовки от быстрого износа.

Видео про патрон подготовлено:

Ruslan Musin

Пуля Полева 1

Представляет она собой остроконечную свинцовую головку весом 30 +- 1 гр. От обычной пули ее отличало наличие пыжа – стабилизатора, такого своеобразного хвостовика, прикрепленного к самой пуле, который служил одновременно и пыжом в патроне и стабилизатором при полете пули. На этом хвостовике имелись канавки выполненные винтом. Вследствие чего пуля при выстреле закручивалась.

Немаловажным фактом являлось нахождение пули в своеобразном контейнере, который состоит из двух половинок и разделяется при вылете из ствола. Далее пуля летит, напоминая своим видом ракету со стабилизаторами. Это позволяет стрелять пулей полева – 1, практически, с любыми дульными сужениями, включая усиленный чок.

Все эти факты не могли не сказаться на высокой дальности полета и кучности попаданий.

В связи с тем, что пуля получилась достаточно тяжелой, стрельба из некоторых двуствольных ружей, отличалась от заявленных характеристик в худшую сторону. Это было связано с тем, что у двуствольных ружей, из каждого ствола пуля летит под разным углом, и чем больше масса пули, тем выше разность траекторий ее полета. На этих основаниях были сделаны выводы, и был создан второй вариант этой пули.

Комментарий к статье 12.7 КоАП РФ

1. Объектами данных административных правонарушений являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.

2. Объективную сторону рассматриваемых административных правонарушений образуют связанные с управлением транспортным средством действия водителя, не имеющего права управления данным транспортным средством либо лишенного права управления транспортным средством, либо с передачей управления лицу, не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права.

3. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.) право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, что подтверждается соответствующим удостоверением. На территории РФ водители, являющиеся гражданами России, должны иметь национальное водительское удостоверение, а иностранные граждане — национальное или международное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении.

4. Составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, охватываются не только случаи, когда водитель не имел вообще права на управление транспортными средствами, но и когда в его водительском удостоверении не имелось отметки о праве управления транспортным средством данной категории. Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» (с изм. и доп.), все транспортные средства в зависимости от их типа, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: A, B, C, D, E, трамвай, троллейбус, на право управления которыми выдается соответствующее водительское удостоверение. Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах, могут управлять определенными мототранспортными средствами в зависимости от упомянутых выше категорий.

5. Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является лишение этого права (ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, не имеет права управлять ими.

6. Правила дорожного движения Российской Федерации запрещают водителю передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим права управления транспортным средством.

7. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, не имеющий права на управление транспортным средством либо лишенный такого права. Ответственность по ч. 3 комментируемой статьи несет только водитель транспортного средства.

8. С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются умышленной виной. Умышленная вина характерна и для передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права.

9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, рассматривается судьей (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Водителю и транспортному средству

Первый раздел посвящен вопросам квалификации отдельных административных правонарушений в области дорожного движения. Так, в нем сформулированы основополагающие для правильного разрешения данной категории дел дефиниции: понятия «водитель» и «транспортное средство» (п. 1-2 Проекта). Водителями признаются лица:

  • имеющие право управлять транспортным средством в законном порядке или лишенные этого, а также не имеющие права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств ();
  • обучающиеся вождению при осуществлении учебной езды ();
  • находящиеся за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого объекта по траектории буксирующего ();
  • ведущие по дороге вьючных, верховых животных или стадо ();
  • управляющие гужевой повозкой (санями) ().

Напомним, сегодня под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством, вне зависимости от наличия или отсутствия такого права, а также гражданина, обучающегося вождению ().

При этом согласно Проекту лицо, управляющее транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, независимо от того, на ком лежит обязанность по его регистрации, может быть привлечено к административной ответственности с наложением штрафа от 500 до 800 руб. (). Кроме того, лицу, не выполнившему в установленный срок обязанность по регистрации транспортного средства, также может быть назначен штраф: физлицу – от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; должностному лицу – от 2 тыс. до 3,5 тыс. руб.; юрлицу – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. ().

Кроме того, лицо, управляющее транспортным средством, обязано иметь при себе полис ОСАГО, в противном случае ему может быть назначен штраф в размере 500 руб. (). Однако к административной ответственности не будут привлечены лица, имеющие страховой полис в виде электронного документа (п. 5 Проекта). Данная норма является новой, так как на данный момент наличие страхового полиса является обязательным (). Сейчас также разрабатывают законопроект об ужесточении административной ответственности за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО.

Подготовленный судьями ВС РФ Проект также затрагивает вопрос установки световых, звуковых приборов на транспортном средстве, нанесения цветовых схем и специальных знаков, в отличие от ныне действующего Постановления. Так, в случае установки на передней части транспортного средства световых приборов, цвет огней и режим работы которых одновременно не соответствуют требованиям (далее – Основные положения), лица, управляющие им, будут привлечены к ответственности ():

  • физлицо – штраф 3 тыс. руб. с конфискацией указанных приборов и приспособлений;
  • должностное лицо – штраф от 15 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией;
  • юрлицо – штраф от 400 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией.

При управлении транспортным средством с указанными нарушениями ответственность будет выражаться в лишении прав на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений ().

Однако если лишь цвет или режим работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, не соответствуют Основным положениям, то лицу, управляющему таким транспортным средством, может быть предъявлен штраф в размере только 500 руб. ().

Тем не менее, обратная ситуация наблюдается при назначении административной ответственности за установку опознавательного фонаря легкового такси или знака «инвалид» лицами, которые не имеют соответствующего разрешения, и за управление таким транспортным средством. В первом случае штраф для граждан составит 5 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; для должностных лиц – 20 тыс. руб. с конфискацией; для юрлиц – 500 тыс. руб. с конфискацией (). При этом во второй ситуации водитель, управляющий таким транспортным средством, заплатит только 5 тыс. руб. с конфискацией предмета нарушения (). В этом случае не будет играть роли, является ли водитель должным лицом или представителем юридического лица.

Важно отметить, что если цветографическая схема, нанесенная на транспортное средство, сходна с цветам, информационными надписями, опознавательными знаками транспортных средств оперативных служб, то владельца транспортного средства можно привлечь к ответственности: за нанесение предусмотрены штрафные санкции, по размерам соответствующие ответственности за нанесение знака «инвалид» (), за управление – лишение прав от года до полутора лет () и за выпуск на линию – штраф. Для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, его размер составит 20 тыс

руб., а для юрлиц – 50 тыс. руб. (). 

Государственным регистрационным знакам

Судьи ВС РФ дали разъяснение, в каких случаях считать регистрационные знаки нечитаемыми, установленными с нарушением требований государственного стандарта и видоизмененными ().

Так, нечитаемыми признаются регистрационные знаки, когда нельзя прочитать:

  • в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака;
  • в темное время суток с расстояния 20 метров хотя бы одной из букв или цифр.

При этом нестандартным регистрационный знак признается при несоответствии законодательству о техническом регулировании, например, при нарушении целостности его покрытия – выдавливании, механическом удалении символа, очистке, подкраске, допускающим иное прочтение государственного регистрационного знака ().

В Проекте подробно расписано про видоизменение регистрационных знаков, что существенно отличается от действующего Постановления, в котором вообще не затрагивается понятие «видоизменение». Видоизмененным является знак, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них, например, путем заклеивания, и препятствующие прочтению и его идентификации. Судьи ВС РФ отметили, что такими устройства или материалами могут быть различные механизмы, приборы, например, шторки и электромагниты, даже если они не были приведены в действие в момент выявления административного правонарушения. При этом материалами, служащими для скрытия государственным знаков, будут считаться искусственные – листы бумаги, картон – и природные материалы – листва, грязь, снег. Если должностное лицо в ходе выявления административного правонарушения определит, что изменения регистрационных знаков нанесены с целью затруднения или невозможности их идентификации, и это не связано ни с погодными условиями, ни с процессом движения, допускающим самозагрязнение, то лицу необходимо заплатить штраф в размере 500 руб. (). В качестве доказательства правонарушения к материалам дела могут быть приложены видеозапись или фотографии ().