Структура верховного суда рф

Оглавление

Судебные коллегии Верховного суда РФ и дисциплинарная коллегия

Помимо апелл. коллегии ВС РФ в составе ВС РФ функционируют судебные коллегии для рассмотрения отдельных категорий дел и дисцип. коллегия. Состав указанных структурных подразделений ВС РФ следующий:

  • Коллегии для рассмотрения отдельных категорий создаются в составе председателей коллегий и судей ВС РФ, которые могут привлекаться руководителем ВС РФ для рассмотрения дел в других коллегиях (ч. 1, 2 ст. 9 закона № 3-ФКЗ). В рамках КЛ формируются судебные составы сроком на 3 года, в которых также имеются председатели, назначаемые также сроком на 3 года (ч. 3–5 ст. 9 закона № 3-ФКЗ).
  • Дисцип. коллегия в составе председателя и 6 судей формируется сроком на 3 года (ч. 2 ст. 11 закона № 3-ФКЗ). 

Функции и компетенция коллегий по рассмотрению определенных категорий дел определены в ст. 10 закона № 3-ФКЗ, а полномочия дисцип. коллегии — в ч. 1 ст. 10 указанного нормативного правового акта.

Помимо закона № 3-ФКЗ, вопросы дисцип. коллегии ВС РФ также обозначены в нормах других правовых актов. В частности, это:

  • п. 3 ст. 8 закона «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ о возможности обжалования в рассматриваемую коллегию решения о прекращении статуса судьи арбитражного суда;
  • п. 7 ст. 12.1 закона «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I об обжаловании в рассматриваемую коллегию решения квалификационной коллегии судей. 

Также деятельность коллегии регламентируется положением «О дисцип. коллегии ВС РФ», утв. постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 5. 

Полномочия Верховного суда РФ по осуществлению судебного надзора

Согласно ч. 2 ст. 19 закона № 1-ФКЗ ВС РФ осуществляет надзор, рассматривая дела в качестве суда надзорной инстанции, а также является органом, осуществляющим апелляционное и кассационное слушание дел.

Функции, компетенция ВС РФ и порядок подачи жалоб применительно к отдельным видам судопроизводства раскрыты, в частности, в следующих нормах:

  1. По гражданским делам — в разд. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ).
  2. Экономическим спорам — в разд. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  3. Уголовным делам — в разд. 15 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  4. Административным делам — в гл. 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разд. 6 и 7 Кодекса административного судопроизводства РФ. 

На примере гражданско-правовых споров правомочия ВС РФ по разрешению дел в качестве второй и последующих инстанций заключаются, в частности, в следующем:

  • рассмотрение апелляций на решения судов регионального уровня, принятых ими по первой инстанции (п. 3 ст. 320.1 ГПК РФ);
  • кассационное слушание в отношении решений судов регионального уровня и на ряд других судебных актов (подп. 3 п. 2 ст. 377 ГПК РФ);
  • надзорное рассмотрение дел (ст. 391.1 ГПК РФ). 

О подаче кассационной жалобы в ВС РФ, особенностях кассационного и надзорного производства подробнее читайте в наших материалах по ссылкам:

  • «Что такое кассация?»;
  • «Кассационная жалоба в Верховный суд — образец»;
  • «Производство в суде надзорной инстанции»;
  • «Судебная ошибка и ее последствия». 

Верховный Суд: функции

Права и обязанности ВС РФ приводят к необходимости выполнения определенных функций судопроизводства, а также контроля и надзора в области общей юрисдикции. Это главный и конечный элемент судебной системы, который призван совершать следующие действия:

  • рассматривать в I инстанции важные и сложные уголовные и гражданские дела;
  • в порядке надзора и кассации проверять обоснованность и законность решений, постановлений, приговоров и определений, вынесенных общеправовыми судами;
  • разъяснять вопросы судебной практики, используя форму постановлений пленума ВС;
  • может проявлять законодательную инициативу, обращаясь в Конституционный суд РФ по вопросам соответствия судебных законодательных актов Конституции.

Постановление Верховного Суда (в том числе пленума) по вопросам судебной практики не имеет силы нормативно-правового акта, однако является обязательным к исполнению всеми судами.

Связи/Партнеры

Борисенко Игорь Алексеевич, 25.11.1956 года рождения, бывший советник председателя Верховного суда РФ. Борисенко долгое время был советником Лебедева. При этом Борисенко называли «решальщиком» судебной системы, якобы через него можно было повернуть в свою пользу самые громкие дела. По некоторым данным, Борисенко был связующим звеном между криминальными элементами и представителями Следственного комитета, которые оказались под подозрением в получении взятки в деле «Шакро Молодого».

Бастрыкин Александр Иванович, 27.08.1953 года рождения, председатель Следственного комитета РФ. Интересы Лебедева, как председателя Верховного суда РФ и Бастрыкина, как председателя Следственного комитета РФ, нередко входят в противоречия. Поэтому между ними выстроились весьма непростые отношения.

Волошин Василий Михайлович, 15.07.1950 года рождения, председатель Московского областного суда. Волошин считается не только профессиональным коллегой Лебедева, но и его личным другом. Поговаривают, что через Волошина можно было связаться с Лебедевым для решения судебных вопросов.

Гусев Александр Владимирович, 12.09.1959 года рождения, генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Гусев считается одним из ближайших соратников Лебедева в судебной системе. Уже, будучи госслужащим, Гусев засветился в качестве соучредителя в нескольких коммерческих структурах. При этом Гусев как глава Судебного департамента фактически выступал организатором тендеров, прозрачность которых экспертами ставилась под сомнение, а коммерческие структуры, побеждавшие в них, могли быть связаны с ним самим.

Егорова Ольга Александровна, 29.06.1955 года рождения, председатель Московского городского суда. В 2007 году Егорова считалась одним из главных конкурентов Лебедева в борьбе за пост председателя Верховного суда РФ. Тогда поддержку ей оказывали представители так называемого силового блока. Однако, Лебедев сохранил за собой высокую должность. Егорова до сих пор считается аппаратным противником Лебедева.

Зиринов Сергей Андреевич, 26.10.1974 года рождения, российский предприниматель, бывший депутат Законодательного собрания Краснодарского края. Лебедев часто отдыхал в принадлежавших Зиринову гостиницах и виллах на Черноморском побережье Кавказа. Считается, что суды нередко выносили решения в пользу Зиринова не без помощи Лебедева. Однако в 2013 году Зиринов был арестован по подозрению в покушении на убийство. Позже ему было предъявлено обвинение в бандитизме и убийстве двух и более лиц в составе банды.

Иванов Виктор Петрович, 12.05.1950 года рождения, бывший директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Иванов в начале 2000-х годов в качестве помощника Президента РФ курировал судебную систему и отвечал за встраивание ее в вертикаль власти. При этом он оказался аппаратным противником Лебедева, так как на его месте хотел видеть более близкую силовому блоку судью О. А. Егорову, покойный муж которой был генералом ФСБ.

Медведев Дмитрий Анатольевич, 14.09.1965 года рождения, председатель Правительства РФ. Медведева уже не первый год прочат на должность председателя Верховного суда. Однако следует отметить, что Медведев оказался аппаратным противником Лебедева невольно, так как для него самого подобное назначение привело бы к потере политического веса.

Юмашев Валентин Борисович, 15.12.1957 года рождения, советник Президента РФ. В 1990-е годы Лебедев был тесно связан с окружением Президента Бориса Ельцина, который поддержал его кандидатуру в качестве председателя Верховного суда РФ. Лебедев следил за тем, чтобы финансовые споры трактовались в пользу близких Ельцину людей. При этом от политических споров, в том числе и событий, связанных с путчем 1993 года, он демонстративно уклонялся. Тесные отношения, которые сохранились до сих пор, Лебедев поддерживал и с Юмашевым, ставшим впоследствии зятем Ельцина.

Состав Верховного суда РФ

Итак, состав и структура Верховного суда РФ определены законом № 3-ФКЗ. Структура Верховного суда Российской Федерации в общем виде была обозначена в предыдущем разделе.

Согласно ч. 1 ст. 3 закона № 3-ФКЗ ВС РФ состоит из 170 судей. При этом не во всех странах число судей высшего судебного органа является определенным изначально в правовых документах. Так, в Республике Казахстан численность судей ВС определяется главой страны по представлению председателя суда.

Закон № 3-ФКЗ определяет структуру и полномочия Верховного суда Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 3 данного акта изменить состав ВС РФ можно, только изменив этот документ.

Согласно ч. 1 ст. 4 закона № 3-ФКЗ в формировании ВС РФ задействованы верхняя палата парламента и Президент РФ, причем сенаторы принимают окончательное решение о назначении судей ВС РФ, а глава государства предлагает кандидатов на эти должности.

Состав ВС РФ подробно определен в ч. 2 ст. 4 закона № 3-ФКЗ и включает в себя:

  • председателя ВС РФ, его первого заместителя, шесть заместителей — председателей дисцип. коллегии и коллегий по отдельным категориям дел;
  • председателя и зампредседателя апелл. коллегии ВС РФ;
  • судей. 

Пленум ВС

Пленум состоит из числа всех судей Верховного Суда. Он созывается минимум раз в четыре месяца председателем ВС. Заседание проводится только в том случае, если присутствует не менее 2/3 от полного состава. На Пленуме также присутствуют министр юстиции и ген. прокурор РФ. На заседание могут быть приглашены судьи нижестоящих судов и члены совета при ВС.

Пленум собирается для решения важных вопросов. Повестка дня оглашается председателем ВС или министром юстиции. Поставленные задачи решаются путем голосования. Ход обсуждений на заседании, как и конечный вердикт, протоколируются. За этим следит секретарь пленума, который по совместительству — полноценный судья ВС

Принятые постановления имеют важное значение для судебной системы РФ, поэтому секретарь прикладывает все силы, чтобы они приводились в действие. Таким образом, полномочия Верховного Суда позволяют ему коллективно решать вопросы, касательно судебного дела общей юрисдикции, рассматривать кандидатуры на посты судей ВС, а также направлять законодательные предложения в Государственную думу

Председатель, его заместители и другие судьи Верховного суда РФ

Председатель ВС РФ и его заместители назначаются сроком на 6 лет (ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Они могут неоднократно переназначаться (ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Более того, не установлено верхних возрастных пределов для занятия должности председателя ВС РФ (ч. 2 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).

Судьи ВС РФ в соответствии со ст. 14 закона № 3-ФКЗ осуществляют следующие функции:

  • рассматривают дела и осуществляют иные процессуальные полномочия;
  • занимаются обобщением практики;
  • участвуют в работе Пленума ВС РФ;
  • выполняют иные функции, в частности исходя из положений Регламента ВС РФ. 

Зампредседателя ВС РФ, которые также являются председателями коллегий, помимо прочего осуществляют руководство соответствующими коллегиями (ч. 4 ст. 13 закона № 3-ФКЗ).

Ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ устанавливает обширный неисчерпывающий перечень функций председателя ВС РФ, среди которых, в частности, организация деятельности ВС РФ и системы судов (п. 1 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ) и представительские функции (п. 20 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).

Согласно п. 4 ст. 3 закона «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 № 30-ФЗ судьи ВС РФ формируют:

  • общее собрание судей ВС РФ;
  • совет судей ВС РФ.

Судебные коллегии

Это подразделение ВС берет на себя большую часть судебной работы. Именно здесь происходит рассмотрение дел первой и второй инстанции, а также по вновь обнаруженным обстоятельствам. Судебная коллегия Верховного Суда состоит из 6–8 судей, среди которых выделен председатель. Он чаще других председательствует на заседаниях. В его обязанности также входит подготавливать дела к рассмотрению в порядке надзора и кассации.

Составов судей достаточно много. За каждым из них закреплена административно-территориальная область нижестоящих судов. Жалоба в Верховный Суд на один из таких объектов поступает как раз в судебную коллегию, уполномоченную контролировать указанный субъект судебной системы. Это позволяет лучше познакомиться со спецификой работы нижестоящих коллег в определенном крае, а также выявить наиболее часто совершаемые ошибки в решениях.

Пленум Верховного суда РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона № 3-ФКЗ Пленум ВС РФ состоит из всех судей ВС РФ. Он функционирует следующим образом (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):

  • правомочен при явке 2/3 от состава ВС РФ (ч. 4 ст. 5);
  • решения принимаются ½ от числа присутствующих судей ВС РФ (ч. 5 ст. 5);
  • решения подписывает председатель ВС РФ и секретарь Пленума (ч. 5 ст. 5);
  • на заседании Пленума могут присутствовать такие лица, как председатель КС РФ, генпрокурор РФ и министр юстиции РФ, а также иные приглашенные председателем ВС РФ субъекты (ч. 2 ст. 5). 

ВАЖНО! Особенности работы Пленума также установлены Регламентом ВС РФ, утв. постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2 (далее — Регламент). . Пленум ВС РФ решает, в частности, такие вопросы (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ), как:

Пленум ВС РФ решает, в частности, такие вопросы (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ), как:

  • дача разъяснений по вопросам судебной практики (п. 1 ч. 3 ст. 5);
  • инициирование законотворческого процесса (п. 2 ч. 3 ст. 5) и направление запроса в КС РФ (п. 3 ч. 3 ст. 5);
  • формирование судебных КЛ (пп. 5–8 ч. 3 ст. 5). 

С позицией Пленума ВС РФ по актуальным вопросам можно ознакомиться, изучив наши материалы по ссылкам:

  • «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с ОСАГО»;
  • «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным со взысканием алиментов»;
  • «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с переменой лиц в обязательстве»;
  • «Пленум ВС РФ дал разъяснения в области возмещения вреда окружающей среде»;
  • «Пленум ВС РФ — о конфискации имущества в уголовном процессе». 

Найдено научных статей по теме — 15

Создание Верховного суда в Дагестане

Ахмед Хидирович Рамазанов, Лейла Магомедовна Магомедова

Целью исследования является историко-правовой анализ становления и развития Верховного суда в Дагестане. Отмечается специфика процесса создания Верховного суда в Дагестане.

Первые годы деятельности Верховного суда США

Ярославцева Динара Камиловна

Настоящая статья посвящена модели судебного конституционного контроля в деятельности Верховного суда США

Отдельное внимание уделяется вопросу зарождения данного института (в частности, дело «Мэрбери против Мэдисона»)

Судебная неустойка в разъяснениях Верховного суда РФ

Параскевова Дина Владимировна

В статье рассматривается вопрос о праве суда по требованию кредитора присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения судебного акта о понуждении к исполнению обязательства в натуре.

Роль Верховного суда в системе государственной власти США

Хаустов Станислав Анатольевич

В статье анализируется статус и деятельность Верховного суда, который занимает важное место в конституционно-правовой системе США и играет существенную роль в их политической жизни.

Борьба за конституционность «Обамакэр» в Верховном суде США

Тухватуллин Рустэм Расфарович, Салимов Вадим Алексеевич

В статье рассматривается борьба, развернувшаяся по вопросу конституционности реформы здравоохранения США, которая началась после одобрения в 2010 г. закона, инициированного администрацией демократа Б. Обамы.

Организационно-правовые основы создания Верховного суда РСФСР

Штепа Е. В.

В статье рассматривается первоначальный этап становления Верховного суда РСФСР. Анализируется советское законодательство, регулирующее деятельность верховного судебного органа.

Характеристика деятельности Верховного Суда МАССР в 1948 году

Бочкарева Светлана Владимировна, Лезина Елена Петровна, Вихляева Мария Юрьевна

Целью написания данной статьи явилась потребность в анализе архивных материалов, находящихся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия, касающихся деятельности Верховного Суда Мордовской АССР в 1948 году, поскольку

Концепция «Интерпретивизма» в деятельности Верховного суда США

Сафонов Владимир Николаевич

В современных проявлениях кризиса в политико-правовой сфере роль Верховного суда США и его интерпретационная стратегия интенсивно изучаются. Тема актуальна и в связи с функционированием института конституционного контроля.

Права животных и экологические права в Верховном суде Бразилии

Шавьер Фернандо Сесар Коста

Проводится анализ аргументации Федерального Верховного Суда Бразилии, применяемой при рассмотрении споров, касающихся прав животных, в сопоставлении с разработками теоретиков в этой области.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ: дискуссионные вопросы

Кузнецов Василий Иннокентьевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с некоторыми неточностями, допущенными при издании постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г.

Правовые основы и практика назначения судей Верховного Суда США

Николаев Борис Викторович

Актуальность и цели. Верховный Суд США является одним из наиболее авторитетных и влиятельных высших судебных органов в современном мире.

Вопросы правового мониторинга в постановлениях Верховного Суда РФ

Черепанова Екатерина Викторовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с проведением правового мониторинга, на примере постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Структура и полномочия верховных судов зарубежных стран

Для сравнения приведем примеры отдельных элементов внутренней организации и вопросов деятельности высших судебных органов иностранных государств:

  • Великобритания. Реформой 2005 года полномочия высшей судебной инстанции переданы от Палаты лордов ВС. В первый состав ВС вошли 12 судебных лордов. Основная задача ВС — развитие общего права, поэтому данный орган выбирает для слушания только споры со существенным общественным резонансом.
  • Канада. Действующий ВС был учрежден в XIX в. Эволюция его сферы деятельности заключается в переходе из статуса обычного апелляционного суда к статусу высшего судебного органа государства.
  • Украина. ВС состоит из палат по отдельным категориям дел, осуществляет функцию приведения к единообразию практики судов, а также отдельные конституционные полномочия.
  • Франция. Судебная система возглавляется кассационным судом, состоящим из 85 судей, около 40 их заместителей, подразделенных на шесть дивизионов: три гражданских дивизиона, коммерческий, трудовой и уголовный дивизионы. 

*** 

Итак, в настоящей статье были освещены структура и полномочия ВС РФ, включая внутреннее строение и круг деятельности отдельных структурных единиц рассматриваемого судебного органа.

Общая схема структуры и полномочий Верховного суда РФ

Структура Верховного суда РФ (далее — ВС РФ), его функции и компетенция закреплены в таких источниках права, как:

  • Конституция РФ, ст. 126;
  • закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ), ст. 19;
  • закон «О ВС РФ» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (далее — закон № 3-ФКЗ). 

Общая схема структуры Верховного суда РФ и его правомочий, исходя из положений данных документов, выглядит следующим образом.

Согласно ст. 126 Конституции РФ ВС РФ:

  • является высшим судебным органом по различным категориям дел;
  • осуществляет судебный надзор;
  • дает разъяснения по вопросам практики судов. 

Структура ВС РФ, исходя из ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ, заключается в том, что в данном органе госвласти образуются:

  • Пленум ВС РФ;
  • Президиум ВС РФ;
  • апелляционная коллегия ВС РФ (далее — апелл. коллегия ВС РФ);
  • судебные коллегии по отдельным категориям дел;
  • дисциплинарная коллегия ВС РФ (далее — дисцип. коллегия ВС РФ). 

Отдельно выделяется судебный департамент при ВС РФ, действующий на основании закона «О судебном департаменте при ВС РФ» от 08.01.1998 № 7-ФЗ, и аппарат ВС РФ, функции и структура которого определяются ст. 17 закона № 3-ФКЗ, а также документами Президиума ВС РФ.

О другом высшем судебном органе, Конституционном суде РФ (далее — КС РФ), и его актах изложено в материалах по ссылкам:

  • «Виды решений Конституционного суда РФ и их юридическая сила»;
  • «Какова роль постановления Конституционного суда РФ?»;
  • «Определение Конституционного суда РФ – значение».

Полномочия председателя ВС

Как и судей, председателя, согласно Конституции, назначает Совет Федерального Собрания по суждению президента. Срок, на который он вступает в должность, составляет 6 лет, причем кандидат может призываться к управлению неограниченное количество раз. Председатель ВС имеет процессуальные и судебные полномочия, но, кроме них, занимается следующими делами:

  • решает вопросы, которые входят в его компетенцию, касательно деятельности ВС, системы судов арбитражных и общей юрисдикции;
  • организовывает деятельность по изучению судебной практики, обобщению и анализу статистики;
  • председательствует на заседаниях пленума ВС РФ и созывает его, планирует его работу и повестку дня, рекомендует кандидата на пост секретаря пленума;
  • устанавливает список дел и обязанностей судей и своих заместителей;
  • рекомендует президенту кандидатов для назначения на должность судьи, первого заместителя, председателей коллегий и прочих сотрудников судебной системы внутри ВС;
  • формирует состав судебных коллегий из числа судей ВС;
  • вносит свое мнение в Высшую квалификационную коллегию об аттестации судей, занимающих разные должности, а также об их награждении;
  • издает различные распоряжения и приказы.

Это первое лицо Верховного Суда, которое обладает весомым опытом и знаниями в области судебной практики. На его плечи ложится множество обязанностей, касающихся как квалификации других судей, так и судебного дела в принципе.

Апелляционная коллегия Верховного суда РФ

Как было указано, в составе ВС РФ имеется специальная коллегия по апелляционным вопросам (апелл. коллегия ВС РФ). В целом об особенностях подачи апелляций и специфики их рассмотрения читайте в материалах по ссылкам:

  • «Апелляционная жалоба на решение суда — особенности и виды»;
  • «Полномочия суда апелляционной инстанции в гражданском процессе»;
  • «Образец апелляционной жалобы по административному делу». 

В соответствии с ч. 1 ст. 8 закона № 3-ФКЗ апелл. коллегия ВС РФ формируется в следующем составе:

  • председатель апелл. коллегии ВС РФ;
  • зампредседателя апелл. коллегии ВС РФ;
  • 10 судей ВС РФ, которые включаются в апелл. коллегию ВС РФ решением Пленума ВС РФ по представлению председателя ВС РФ сроком на 5 лет. 

Деятельность апелл. коллегии обозначена в ч. 2 ст. 8 закона № 3-ФКЗ и заключается в том, что она:

  1. Действует как апелляционная инстанция по отношению к делам, рассмотренным в ВС РФ по первой инстанции.
  2. Рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
  3. Обращается в КС РФ с запросами о конституционности актов, применяемых при рассмотрении конкретной ситуации в суде.
  4. Осуществляет иную компетенцию согласно федеральному нормативному правовому регулированию.

Прочие полномочия Верховного суда РФ

Помимо собственно функций по отправлению правосудия, ВС РФ также выполняет ряд других задач, в частности осуществляет следующие действия. 

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Полномочия

Нормативное обоснование — положения закона № 3-ФКЗ

Может инициировать законотворческий процесс по вопросам своего ведения

Ч. 6 ст. 2

Разрабатывает предложения по изменению правового регулирования

Ч. 6 ст. 2

Дает разъяснения относительно судебной практики

П. 1 ч. 7 ст. 2

Может направлять в КС РФ запросы относительно конституционности применяемых источников права

П. 2 ч. 7 ст. 2

Устанавливает наличие или отсутствие в действиях Президента РФ признаков госизмены или другого преступления, если Госдума инициирует такую процедуру

П. 3 ч. 7 ст. 2

Дает заключение о наличии признаков преступления в действиях генпрокурора или председателя Следственного комитета РФ

П. 4 ч. 7 ст. 2

Осуществляет информационное обеспечение своей деятельности, в частности публикует акты ВС РФ

П. 6 ч. 7 ст. 2

Решает вопросы, связанные с международными соглашениями, с учетом своей компетенции, а также иные вопросы

П. 5 ч. 7 ст. 2,

п. 7 ч. 7 ст. 2

Подробнее об осуществлении деятельности ВС РФ читайте в наших материалах по ссылкам:

  • «Верховный суд вносит в Госдуму законопроект о примирительных процедурах»;
  • «Верховный суд утвердил порядок проведения трансляций судебных заседаний»;
  • «Верховный суд утвердил обзор практики разрешения споров, связанных с защитой иностранных инвесторов».

Полномочия Верховного суда РФ по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции

В соответствии с ч. 3 ст. 2 закона № 3-ФКЗ ВС РФ рассматривает подсудные ему дела в порядке суда первой инстанции, по новым и вновь открывшимся основаниям.

Данный документ также относит к сфере ВС РФ в качестве суда первой инстанции ряд административных дел и экономических споров. Так, согласно ч. 5 ст. 2 рассматриваемого нормативного правового акта ВС РФ разрешает экономические конфликты:

  • между федеральными и региональными госорганами;
  • высшими госорганами регионов. 

К административным делам, рассматриваемым ВС РФ как судом, первоначально слушающим дело, отнесены, в частности, следующие категории споров. 

Категории дел

Нормативное обоснование — положения закона № 3-ФКЗ

Оспаривание нормативных актов госкорпораций, госвнебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда РФ), федеральных госорганов и Президента РФ

П. 1 ч. 4 ст. 2

Оспаривание актов федеральных госорганов и ряда других субъектов, разъясняющих положения законодательных актов

П. 1.1 ч. 4 ст. 2

Оспаривание ненормативных актов ряда федеральных госорганов, включая Госдуму РФ и Правительственную комиссию по иностранным инвестициям

П. 2 ч. 4 ст. 2

Оспаривание ненормативных актов федеральных органов госвласти, касающихся военной службы

П. 2.1 ч. 4 ст. 2

Оспаривание решений о приостановлении и прекращении статуса судей, обжалование которых в ВС РФ установлено законодательством

П. 3 ч. 4 ст. 2

Дела о расформировании Центризбиркома РФ

П. 10 ч. 4 ст. 2

Ряд других административных дел

Президиум Верховного суда РФ

Состав Президиума ВС РФ следующий:

  • по должности — председатель суда и его заместители (чч. 1, 2 ст. 6 закона № 3-ФКЗ);
  • иные судьи ВС РФ после прохождения процедуры, в которой задействованы верхняя палата парламента, Президент РФ и другие органы (ч. 1, 3 ст. 6 закона № 3-ФКЗ). 

Деятельность Президиума организована следующим образом (чч. 4, 5 ст. 6 закона № 3-ФКЗ):

  • периодичность заседаний — не реже одного раза в месяц;
  • на заседании должны присутствовать не менее ½ членов Президиума;
  • решение Президиума принимается не менее чем ½ голосов присутствующих. 

В соответствии с чч. 2, 3 ст. 7 закона № 3-ФКЗ нормативное регулирование деятельности Президиума осуществляется:

  • процессуальными нормами права, если его деятельность связана с рассмотрением дел;
  • Регламентом ВС РФ — по иным вопросам. 

К кругу вопросов Президиума среди прочих отнесены следующие (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):

  • разрешение судебных дел (п. 1 ч. 1 ст. 7);
  • запросы в КС РФ о конституционности правовых источников, применяемых в конкретном деле (п. 2 ч. 1 ст. 7);
  • координация деятельности КЛ ВС РФ (п. 3 ч. 1 ст. 7). 

В 2018 году Президиумом ВС РФ утверждены, в частности, следующие обзоры:

  • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса РФ…, утв. 04.07.2018;
  • Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2018), утв. 04.07.2018;
  • Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением закона «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утв. 16.05.2018.