Статья 1255. авторские права

Оглавление

Как забрать исключительное право у работника

Произведение штатного работника считается служебным по ст. 1295 ГК РФ. 

Выкуп прав на служебное произведение

Хорошая новость в том, что исключительные права работника автоматом переходят работодателю, даже если в трудовом договоре ни слова об этом. Плюс автор соглашается на обнародование: публикацию фотографий на сайте, передачу дизайна заказчику.

Главное, чтобы произведение было итогом трудовых обязанностей. Обязанности работника должны быть прописаны в одном из документов:

— трудовом договоре,

— должностной инструкции,

— техзадании на конкретный проект.

Но если в трудовом договоре написано, что исключительные права не переходят, так оно и будет. Поэтому исправьте формулировки, особенно если творческая работа ваших сотрудников стоит дорого. С новыми работниками заключайте договоры с нужными условиями. Со старыми подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Формулировки для трудового договора

Для надёжности можно прямо указать в трудовом договоре, что работодатель получает исключительные права работника, а работник — вознаграждение за них. 

Условие о покупке прав по трудовому договору выглядят примерно так:

А об оплате так:

Передача прав по акту

Для ещё большей подстраховки передачу исключительных оформляют актом. С актом работнику труднее доказать, что программу или фотосет он не продавал.

Три года, чтобы воспользоваться выкупленным произведением

У работодателя есть три года, чтобы начать использовать служебное произведение. Иначе исключительные права вернутся автору. К примеру, если работодатель так и не запустил в продажу ткань с картинками, через три года права снова у штатного художника. Теперь он может продать рисунок снова, хотя уже получил зарплату и авторский гонорар.

Статья актуальна на 28.01.2021

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти. Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора. Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора. 

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.     

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Автор против правообладателя

Поскольку личные неимущественные и иные права неотчуждаемы, то даже после передачи исключительного права, они остаются у автора, что даёт ему ряд соответствующих полномочий и рычагов воздействия.

Например, автор вправе требовать указания авторства своего произведения, в том числе творческого псевдонима (право авторства, ст. 1265 ГК РФ). Кроме того, существует предусмотренное ст. 1266 ГК РФ право на неприкосновенность произведения: запрещается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Или, например, автор вправе отозвать обнародование ещё необнародованного произведения даже тогда, когда право уже отчуждено другому лицу, разумеется, при условии возмещения соответствующих расходов новому правообладателю (право отзыва, ст. 1269 ГК РФ).

Но не стоит забывать о том, что часто автор лишён возможности творить или существенно в ней ограничен по сугубо экономическим причинам, а потому, являясь слабой стороной, вынужден соглашаться на невыгодные условия договоров.

Например, начинающая или не очень известная музыкальная группа зачастую не может без сторонней материальной поддержки записать, свести, обработать, выпустить и распространить альбом в силу объективно существующих финансовых ограничений. Да, какие-то демо-записи можно сделать в домашних условиях, но серьёзное качество требует серьёзной дорогостоящей аппаратуры и привлечения профессионалов, что не просто дорого, а зачастую очень дорого. А потому приходится заключать договор с более сильной экономически стороной на откровенно кабальных условиях, часто жертвуя титулом правообладателя, как единственным имеющимся экономическим активом.

Аналогичные ситуации возникают не только в музыке, но и везде, где невозможно или затруднительно воплотить свои творческие идеи без крупных вложений. И это не только в РФ такая ситуация, потому что построен «неправильный капитализм» или народ какой-то особо жадный, или особо бедные творцы, вовсе нет. Такие ситуации случаются везде и сопровождали даже всемирно известных творческих деятелей в самые «сытые» годы, о чём написано немало историй.

Причина проста — то, что для одних творчество и самореализация, для других — только бизнес, предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли со всеми вытекающими последствиями.

Вспоминается фраза, написанная коллегой-юристом по поводу отсутствия его книги в электронном виде, выглядевшая примерно вот так: «Увы, такова политика издательства. С этим ничего не поделать, я, к сожалению, всего лишь автор». Всего лишь автор. Пожалуй, квинтэссенция статуса автора в одной фразе.

Комментарий к Ст. 1255 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет содержание авторских прав, интеллектуального права автора подобно тому, как п. 1 ст. 209 ГК РФ определяет содержание права собственности. С определенной степенью условности можно сказать, что ст. 1255 ГК РФ — аналог ст. 209 ГК РФ — выполняет ту же самую функцию, только в отношении иных объектов гражданских прав.

Норма ст. 1255 ГК РФ имеет более чем принципиальное значение, поскольку определяет, какие именно права принадлежат автору произведения науки, литературы и искусства. Иных прав, чем указанных и определенных в указанной норме, нет

Это особенно важно понимать при осуществлении защиты авторских прав, поскольку обращение в суд возможно только за защитой нарушенных и оспариваемых прав, именно одно из указанных авторских прав может быть защищено способами, предусмотренными законом

Наука.

Конкуренция между авторскими и иными правами.

Возможны ситуации, когда авторские права могут быть ограничены в угоду иным неимущественным правам иного лица. Так, художнику принадлежит авторское право на портрет, бюст, изготовленный по заказу изображенного лица, однако повторять и распространять портреты и бюсты художник вправе лишь с согласия лица, с которого написан портрет или сделан бюст, поскольку право на изображение гарантировано законом (ст. 152.1 ГК РФ).

При определенных обстоятельствах письмо (корреспонденция) может являться объектом авторских прав, однако, поскольку законодательством гарантируется тайна связи (часть 2 статьи 23 Конституции РФ), реализация имущественных прав в отношении письма, подпадающего под признаки объекта авторских прав, автором-отправителем возможна только с согласия адресата.

2. Традиционно проводится классификация прав, принадлежащих автору на имущественные и неимущественные права. К числу личных неимущественных прав относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения. К числу имущественных прав автора относят исключительные права на произведение. В русской цивилистике использовались весьма удачные термины для отражения такой классификации: моральные и материальные права, что точно отражало их сущность. Права моральные отражают духовную сферу автора, обеспечивают его интеллектуальную связь с творением, гарантируют личный мир автора от неправомерного вторжения в него подобно тому, как положениями гл. 8 ГК РФ гарантируется защита нематериальных благ лица. В свою очередь, права материальные обеспечивали имущественную составляющую жизни автора.

Поскольку ГК РФ посвятил каждому из указанных прав отдельную норму, содержание и характеристика последних будет дана при анализе соответствующих статей Кодекса.

3. Закрытость перечня авторских прав вполне объяснима, содержание авторского права не может определяться произвольно автором. Само по себе авторское право представляет собой компромисс между интересами автора и интересами общества. С одной стороны, интересы автора требуют защиты с тем, чтобы последний мог творить, приумножать общественное достояние и при этом не прозябать в нищете. С другой стороны, общество имеет право на ознакомление с результатами интеллектуальной деятельности его членов не только по причинам нравственного порядка, но и с целью продвижения научно-технического прогресса, развития экономики. Соответственно, отсутствие какой бы то ни было защиты уничтожило бы все стимулы творить, а с другой стороны, неограниченные права автора позволили бы скрывать соответствующие произведения, что, в свою очередь, неизбежно вызовет отрицательные последствия для развития всего общества.

Наука.

Во всяком случае, если бы необходимо было дать определение авторскому праву, то в состав этого определения должно было бы войти:

1) господство лица над выраженными во внешней форме продуктами его индивидуального духовного творчества, обнимаемыми понятием произведения искусства в широком смысле слова (литературы, художества, музыки) и

2) известная степень господства общества над произведением искусства своего сочлена.

С.А.Беляцкин

Что это — служебное произведение?

Служебным произведением является произведение литературы, искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 ГК РФ, п. 39.1 Постановления N 5/29). В качестве служебных произведений могут быть созданы:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.

Для определения того, является ли созданное работником по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо установить, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Но прежде нужно понять, а что такое трудовые отношения и как они возникают.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с требованиями ТК РФ. Вместе с тем из ст. 56 ТК РФ следует, что трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, на основании которого работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя.

Таким образом, если работник создал произведение в рамках трудовых обязанностей, регулируемых трудовым договором (соглашением к договору), то оно является служебным. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное: исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения (п. 39.1 Постановления N 5/29).

Пример 1. Физическое лицо, заключая трудовой договор с работодателем (учреждением культуры), принимается на штатную должность костюмера. Его трудовыми обязанностями согласно трудовому договору является создание костюмов для действующих лиц в спектаклях, тематику которых определяет работодатель. В служебном задании указываются название произведения и краткое описание сюжета, размер и материал. Для его выполнения работодатель предоставляет соответствующее оборудование, организует рабочее место, обеспечивает безопасность труда, то есть создает необходимые условия для реализации работником своей трудовой функции (ст. 22 ТК РФ).

Поскольку работа над художественным продуктом осуществляется в пределах трудового договора и согласно выданному служебному заданию, результат интеллектуальной деятельности костюмера является служебным произведением.

Приведем другой пример.

Пример 2. Режиссер-постановщик, работающий по трудовому договору в драматическом театре, в свободное от основной работы время поставил спектакль «Красная шапочка» в детском театре. Из условий трудового договора, заключенного с драмтеатром, не вытекает, что созданные в свободное от основной работы время произведения также являются служебными для драматического театра.

Таким образом, для драмтеатра постановка спектакля «Красная шапочка» не является служебным произведением.

Или вот еще пример.

Пример 3. Главный бухгалтер дворца культуры в рабочее время, используя писчие принадлежности и компьютер работодателя, придумал сценарий к празднику и продал исключительное право на него дому культуры. Узнав об этом, работодатель стал оспаривать исключительные права на этот сценарий.

Поскольку в трудовые обязанности работника не входило создание произведений, сценарий праздника не является служебным произведением для дворца культуры, поэтому последний не вправе претендовать на исключительное право на него (ст. 1295 ГК РФ).

Автор

Согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ,

При этом к результатам интеллектуальной деятельности (РИД) согласно ст. 1225 ГК РФ относятся, в том числе: произведения литературы, науки и искусства (среди которых и программы для ЭВМ, охраняемые как литературные произведения), фонограммы, исполнения, изобретения и т. д.

В том же пункте указывается, что не являются авторами результата интеллектуальной деятельности лица, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата: материальные спонсоры, начальники, менеджеры и разного рода помощники.

Стоит акцентировать внимание на то, что автором указан именно гражданин. Автором в современном законодательстве РФ признаётся только физическое лицо

А поскольку право авторства неотчуждаемо и непередаваемо в силу п. 1 ст. 1265 ГК РФ, и отказ от него ничтожен, то юридическое лицо автором быть не может в принципе.

В силу п. 3 той же статьи:

Это значит, что автор и есть первоначальный правообладатель. В силу факта создания РИД автор приобретает комплекс авторских прав на него (исключительное право, личные неимущественные и иные права). При этом автор может передать право как после создания произведения (по договору отчуждения исключительного права), так и заключить договор до его фактического создания, по которому автор обязуется и создать произведение, и передать права на него (например, по договору авторского заказа).

В случае, если автор самостоятельно создаёт произведение, то в момент его создания и до отчуждения исключительного права (если такое произойдёт) получается, что автор и правообладатель являются одним и тем же лицом. Впоследствии автор может по своему усмотрению передать «титул правообладателя» другому лицу, например, по договору отчуждения исключительного права.

Схематично это можно изобразить следующим образом:

Обратите внимание на то, что блок «автор» самый большой по размеру, потому что во всей этой схеме главный именно автор. Без него ничего этого не было бы: не был бы создан результат интеллектуальной деятельности, и не возник бы комплекс прав, включая исключительное право

Автор, являясь первоначальным правообладателем, с точки зрения закона (не рассматривая иные факторы) свободен в своей воле распоряжаться исключительным правом как угодно.

Примечание:

Существует мнение, что в случае создания служебного произведения, исключительное право возникает у работодателя.

С этим сложно согласиться, поскольку в актуальной на момент написания данных строк редакции п. 2 ст. 1295 ГК РФ, посвящённой служебным произведениям, указано следующее:

Следует напомнить, что, п. 3 ст. 1228 указывает, что исключительное право первоначально возникает у автора.

Совершенно очевидно, что термины «возникает» и «принадлежит» имеют совершенно разный смысл. Слово «возникает» определённо относится к появлению, возникновению права, в то время как термин «принадлежит» соответственно указывает лишь на обладание правом определённым лицом и никоим образом не содержит смысловой нагрузки относительно возникновения права.

Потому тезис о том, что исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя представляется крайне спорным.

Правообладатель

Определение термина «правообладатель» даётся в п. 1 ст. 1229 ГК РФ:

Как следует из буквального толкования указанной статьи, правообладатель:

  • лицо, обладающее исключительным правом;
  • может быть как физическим, так и юридическим лицом;
  • вправе использовать РИД самостоятельно;
  • вправе распоряжаться исключительным правом (например, предоставлять право другим).

При этом правообладателей может быть несколько, в таком случае исключительное право будет им принадлежать совместно. Да, авторов тоже может быть несколько (соавторство), но с авторами ситуация иная — со временем у уже созданного законченного произведения авторов прибавиться не может, поскольку в таком случае речь будет идти о переработке, создании производного произведения на основе уже имеющегося. И это объяснимо, поскольку право признаваться автором имеет своим критерием творческий вклад в процессе создания произведения.

А в случае с исключительным правом, которое в силу прямого указания ст. 1226 ГК РФ, является имущественным, правообладателей может быть сколько угодно, о чём говорит п. 2 ст. 1229 ГК РФ. При этом даже не затрагивая дискуссионного вопроса относительно долей в исключительном праве, правообладатели могут заключить соглашение о том, как использовать или распоряжаться исключительным правом, фактически установив удобный порядок управления.

Распоряжение исключительным правом

Как следует из п. 1 ст. 1233 ГК РФ, правообладатель вправе распорядиться исключительным правом любым не противоречащим закону способом, в том числе путём отчуждения или путём предоставления права.

При этом согласно п. 1 ст. 1234 ГК РФ:

А в силу п. 1 ст. 1235 ГК РФ:

Как видим, законодатель однозначно дифференцирует передачу и предоставление права. При передаче право целиком и полностью без ограничений переходит от одного правообладателя к другому лицу, а при предоставлении права — просто даётся возможность другому лицу использовать объект ИС в строго ограниченных пределах.

Таким образом, передача (отчуждение) и предоставление — принципиально разные способы распоряжения исключительным правом.

Стоит отметить, что исключительное право может переходить по наследству. Кроме того, оно может быть передано в доверительное управление.

Защита исключительного права

Исключительное право является абсолютным — все остальные субъекты обязаны воздерживаться от действий, его нарушающих, в противном случае к нарушителю могут быть предъявлены соответствующие меры ответственности. Обладатель исключительного права может защищать своё право, в том числе, путём предъявления исков к нарушителям. Например, самая распространённая мера ответственности за нарушение исключительных авторских прав — так называемая «карательная» компенсация (она же специальная компенсация в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей).

При этом пока автор является правообладателем, он может защищать нарушенное исключительное право, а также вправе делать это и после отчуждения права — в случае нарушений в течении периода, когда он был обладателем исключительного права.

И это подтверждается позицией ВС РФ. Согласно п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»,

При этом в п. 59 Постановления явно указано:

Что согласуется с позицией из п. 70 Постановления и является очевидным: право на обращение в суд есть только у того, чьи права нарушены; а если право на момент нарушения было у кого-то другого, а не у автора, то и иск автор предъявлять не вправе.

Выводы

Из всего вышеизложенного следует, что:

  1. автор и правообладатель нередко представляют собой одно лицо, но в таком случае это лицо всегда физическое, а юридическое лицо автором быть не может;
  2. исключительное право всегда возникает у автора;
  3. автор может передать исключительное право другому лицу, и тогда автор не будет больше правообладателем;
  4. передать исключительное право («титул правообладателя») можно, а передать авторство нельзя;
  5. правообладатель может быть юридическим лицом, кроме того обладателями исключительного права могут быть несколько лиц;
  6. правообладатель может распоряжаться правом и осуществлять действия по его защите в случае нарушений;
  7. автор действительно часто вынужден соглашаться с невыгодными условиями, потому что выбор невелик: или такие условия, или никакой возможности творить и доносить свои труды до широкой аудитории вообще.