Статья 1282. переход произведения в общественное достояние

Обзор документа

С 1 января 2008 г. авторское право юрлиц, возникшее до 3 августа 1993 г. (т. е. до вступления в силу Закона об авторском праве и смежных правах), прекращается по истечении 70 лет с момента обнародования произведения (если оно не было обнародовано — со дня создания).

Данное правило распространяется на фильмы как отечественных, так и иностранных производителей.

Таким образом, фильмы, созданные в 1941 г. и ранее, считаются перешедшими в общественное достояние. Права на фильмы, снятые после 1941 г., принадлежат студиям-производителям, их правопреемникам, лицензиатам.

Минкультуры России разъясняет следующее. Фильмы, снятые после 1941 г., нельзя использовать без согласия студий-производителей или уполномоченных ими лиц.

Положения федерального закона имеют приоритет над актами органов госвласти. Поэтому прокатные удостоверения, выданные ранее на фильмы отечественного и зарубежного производства 1942-1973 гг. как на фильмы, перешедшие в общественное достояние, утратили свою юридическую силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Общественное достояние по среде

Книги в общественном достоянии

Книга, находящаяся в общественном достоянии, — это книга без авторских прав, книга, созданная без лицензии, или книга, авторские права на которую истекли или были конфискованы.

В большинстве стран срок защиты авторских прав истекает в первый день января, через 70 лет после смерти последнего живого автора. Самый длительный срок действия авторских прав установлен в Мексике, где с июля 1928 года срок жизни плюс 100 лет на все случаи смерти.

Заметным исключением являются Соединенные Штаты, где все книги и сказки, опубликованные до 1926 года, являются общественным достоянием; Американские авторские права на книги, первоначально опубликованные между 1925 и 1978 годами, действуют 95 лет, если авторское право было надлежащим образом зарегистрировано и сохранено.

Например: произведения Джейн Остин , Льюиса Кэрролла , Мачадо де Ассиса , Олаво Билака и Эдгара Аллана По находятся в общественном достоянии во всем мире, поскольку все они умерли более 100 лет назад.

Проект Gutenberg и Интернет-архив делают десятки тысяч общедоступных книг доступными в Интернете в виде электронных книг .

Музыка в общественном достоянии

Люди создавали музыку тысячелетиями. Первая система нотной записи , « Музыка Месопотамии» , была создана 4000 лет назад. Гвидо Ареццо ввел латинскую нотную запись в 10 веке. Это заложило основу для сохранения мировой музыки в общественном достоянии — различие, оформленное наряду с системами авторского права в 17 веке. Музыканты охраняли свои публикации нотной записи как литературные произведения, но исполнение защищенных авторским правом произведений и создание производных произведений не ограничивалось ранними законами об авторском праве. Копирование было широко распространено в соответствии с законом, но расширение этих законов, направленных на улучшение литературных произведений и ответ на воспроизводимость коммерческих технологий звукозаписи, привело к ужесточению правил. Относительно недавно среди профессиональных музыкантов стало популярным нормативное представление о том, что копирование в музыке нежелательно и лениво.

В законах США об авторском праве проводится различие между музыкальными композициями и звукозаписями, первая из которых относится к мелодии, нотной записи или текстам, созданным композитором или автором текста, включая ноты, а вторая относится к записи, исполненной артистом, включая компакт-диск, LP. , или цифровой звуковой файл. Музыкальные композиции подпадают под те же общие правила, что и другие произведения, и все, что было опубликовано до 1925 года, считается общественным достоянием. С другой стороны, звукозаписи регулируются другими правилами и не имеют права на статус общественного достояния до 2021–2067 годов, в зависимости от даты и места публикации, если явно не выпущены заранее.

Проект Musopen записывает музыку в общественном достоянии с целью сделать ее доступной для широкой публики в высококачественном аудиоформате. Музыкальные онлайн-архивы хранят коллекции классической музыки, записанной Musopen, и предлагают их для скачивания / распространения в качестве общедоступной услуги.

Фильмы, являющиеся общественным достоянием

Фильм 1925 года Go West стал общественным достоянием в США в 2021 году из-за истечения срока его авторских прав через 95 лет.

Общественного домена фильм является фильм , который никогда не был под авторским правом, был выпущен в общественное достояние его автором или была его авторское право истекло. В 2016 году в открытом доступе было более 2000 фильмов всех жанров, включая мюзиклы, мелодрамы, ужасы, нуар, вестерны и анимационные фильмы.

Страны

В отчете ЮНЕСКО за 1949 год говорилось, что только пять стран имели законы, которые приняли эту систему: Уругвай (с 1937 года), Болгария (с 1939 года), Италия (с 1941 года), Румыния (с 1946 года) и Югославия (с 1946 года). В отчете высказывается мысль, что в России также может применяться некоторая форма государственного платежа за домен . В Болгарии, Уругвае и Югославии правило применялось к любому виду произведений, являющихся общественным достоянием. В Италии это ограничивалось представлением произведений, предназначенных для публичного показа и музыкальных произведений, и книг. В Румынии это относится к публикации и представлению литературных и драматических произведений. В Болгарии этот срок длился 20 лет после того, как произведение стало общественным достоянием, но в других странах оно было бессрочным.

В прошлом в Бразилии (1973–83), Италии (1882–1925 и 1941–96), Франции (1956–76) и Мексике (1963–93) были платные режимы общественного достояния, но с тех пор они были отменены. В статье 1984 года Аргентина, Италия, Мексика и СССР были перечислены среди стран, принявших ту или иную форму системы. В статье 2017 года отмечалось, что в Аргентине и Уругвае государству выплачивается пошлина почти за каждое использование произведений, находящихся в общественном достоянии, независимо от того, в коммерческих целях, включая воспроизведение, публикацию, исполнение и трансляцию.

В отчете ВОИС за 2010 г. отмечалось, что платное общественное достояние все еще действует в Алжире, Кении, Руанде, Сенегале, Республике Конго, Кот-д’Ивуаре и Парагвае. Он пояснил, что Бангийское соглашение АОИС ( Африканская организация интеллектуальной собственности ) и приложение к нему о литературной и художественной собственности предусматривают такой режим использования выражений фольклора и произведений или произведений, которые стали общественным достоянием. Аналогичная система, получившая название «Интеллектуальные права сообщества», была предложена в Латинской Америке, частично вдохновленная Законом Перу № 27811. Концепция заключается в том, что «традиционные знания должны оставаться в общественном достоянии, чтобы любой мог их использовать, а создатели должны делиться в выгодах, когда он используется в коммерческих целях. Кроме того, эти права не должны подлежать ограничениям по времени.

Были предложения о введении системы публичных платежей domaine по всей Европе, но по состоянию на 2001 год эта идея не получила особой поддержки. Союз немецких писателей предложил современную версию на том основании, что droit de suite и domaine public payant должны быть связаны, поскольку droit de suite обычно приносит пользу дальним наследникам умерших художников, а не используется для поощрения живых художников. Предложение, которое было обсуждено и отклонено в Директиве о сроках от 1993 г., заключалось в том, что гонорары post mortem auctoris за последние 20 лет должны использоваться в интересах живых художников, а не его наследников.

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти. Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора. Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора. 

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.     

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Бессрочные авторские права

Некоторые работы могут никогда не перейти в общественное достояние. Бессрочное авторское право на корону принадлежит Авторизованной версии Библии короля Якова в Великобритании.

В то время как истек срок действия авторских прав на произведения Питера Пэна Дж. М. Барри (пьеса « Питер Пэн, или Мальчик, который не вырастет» и роман « Питер и Венди» ) в Соединенном Королевстве, на него было предоставлено особое исключение в соответствии с авторским правом: Закон 1988 года о промышленных образцах и патентах (Приложение 6), который требует выплаты лицензионных отчислений за коммерческие выступления, публикации и трансляции истории Питера Пэна в Великобритании, пока больница на Грейт-Ормонд-стрит (которой Барри передал авторские права) продолжает действовать. существовать.

В режиме платного общественного достояния произведения, которые вошли в общественное достояние после истечения срока их авторских прав, или традиционные знания и традиционные выражения культуры , которые никогда не охранялись авторским правом, по-прежнему подлежат выплате роялти в пользу государства или ассоциации авторов. . Пользователь не должен запрашивать разрешение на копирование, представление или выполнение работы, но должен заплатить комиссию. Обычно гонорары направляются на поддержку живущих художников.

Задний план

Срок защиты авторских прав варьируется от страны к стране, но музыка, как и большинство других творческих произведений, обычно становится общественным достоянием через пятьдесят — семьдесят пять лет после смерти автора. Как правило, авторское право отдельно защищает «музыкальные композиции» (мелодии, ритмы, тексты и т. Д., Записанные в нотах) и «звукозаписи» (исполнения, записанные в аудиофайлах, компакт-дисках и записях). Следовательно, запись Rhapsody in Blue, сделанная в 2020 году, может быть защищена авторским правом, даже если основная композиция находится в общественном достоянии.

В Соединенных Штатах, хотя прецедентное право в отношении отказа от авторских прав непоследовательно, закон обычно предполагает, что владельцы авторских прав могут посвящать свои работы общественному достоянию; однако такая практика остается чрезвычайно редкой. Чаще всего произведение становится общественным достоянием, когда истекает срок действия его авторских прав — это относится к музыкальным композициям, опубликованным до 1 января 1926 года. С другой стороны, звукозаписи, как правило, охраняются по крайней мере до тех пор, пока 2022. До 1976 года звукозаписи не охранялись национальным законом об авторском праве в Соединенных Штатах; вместо этого охрана этих произведений находилась в ведении правительства штата и местных властей. Это привело к большим различиям в законах по всей стране, и в некоторых юрисдикциях была распространена бессрочная защита звукозаписей. Хотя Закон об авторском праве 1976 года обеспечивал федеральную защиту авторских прав на звукозаписи, созданные после 1972 года, в остальном он оставил государственную защиту как минимум до 2067 года. Закон о модернизации музыки 2018 года дополнительно национализировал систему, распространив федеральную защиту авторских прав на звукозаписи, выпущенные до 1972 года, в то время как а также сокращение срока их защиты. Звукозаписи, сделанные до 1923 года, становятся достоянием общественности 1 января 2022 года; записи, сделанные между 1923 и 1946 годами, будут охраняться в течение 100 лет после публикации; записи, сделанные между 1947 и 1956 годами, будут охраняться 110 лет; и все записи, сделанные с 1957 года по 15 февраля 1972 года, будут лишены защиты 15 февраля 2067 года.

В Европейском Союзе и Канаде звукозаписи охранялись авторским правом в течение пятидесяти лет до 2013 года. 1 января 2013 года сингл Beatles » Love Me Do » стал общественным достоянием. По состоянию на ноябрь 2013 года европейские звукозаписи теперь защищены в течение 70 лет, что не имеет обратной силы. В 2015 году Канада изменила срок действия авторских прав на 70 лет.

8 февраля 2016 года суд постановил, что детская песня « Happy Birthday to You » является общественным достоянием, и Warner / Chappell Music должны были выплатить 14 миллионов долларов лицензиатам песни.

Комментарий к Ст. 1282 ГК РФ

1. В комментируемой статье определен правовой режим произведений, ставших общественным достоянием, т.е. утративших правовую охрану в силу истечения срока действия исключительного права на произведения. О сроках действия авторского права см. комментарий к ст. 1281 ГК РФ.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС, п. 1, 2 ст. 18 Бернской конвенции, согласно которым «(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. (2) Однако если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется».

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Эти положения предусматривают возможность предоставления «ретроактивной охраны» произведениям — предоставления охраны с обратной силой. Иначе говоря, Бернская конвенция распространяет свое действие на все произведения, в отношении которых в стране происхождения не истек срок действия авторского права, т.е. подлежат охране и те произведения, которые впервые были опубликованы до момента присоединения к Конвенции. При присоединении к Бернской конвенции Российской Федерацией была сделана оговорка, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

2. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. (ст. 502) часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможность объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и особых условиях его использования, в ней также отсутствуют положения о возможности установления Правительством РФ случаев выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, что вполне оправданно, поскольку данная норма фактически не действовала.

3. Исключительное право на произведение, срок действия которого не истек, но у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ) (выморочное имущество), прекращается и произведение переходит в общественное достояние (см. комментарий к ст. 1283 ГК), т.е. исключительное право по наследству к государству не переходит, а само произведение становится объектом общественного достояния.

Новеллой комментируемой статьи является положение об обнародовании произведения, перешедшего в общественное достояние. О понятии обнародования произведения см. комментарий к ст. 1268 ГК РФ. Запрет на обнародование произведения может быть сделан только автором лично и может содержаться в любых письменных источниках, некоторые из которых названы в п. 3 статьи. К другим источникам могут быть отнесены отметки на рукописи, договоры и др. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние, является публикатором и приобретает смежные права, предусмотренные гл. 71 ГК РФ (см. комментарии к ст. 1338, 1339).

Для перехода произведения в общественное достояние не требуется каких-либо формальностей, принятия специальных актов государственных органов или актов нотариуса. Однако проблемы, связанные с точным определением правообладателей либо факта неохраняемости произведения в силу отсутствия наследника, в правоприменительной практике существуют, а механизм их единообразного решения пока не выработан. В отношении произведений кинематографии Федеральным агентством по культуре и кинематографии составлен список фильмов, перешедших в общественное достояние.

История

Хотя термин « домен » не использовался до середины 18 века, его можно проследить до древнеримского права , «как предустановленную систему, включенную в систему права собственности». У римлян была обширная система прав собственности, в которой они определяли «многие вещи, которые не могут находиться в частной собственности» как res nullius , res communes , res publicae и res Universitatis . Термин res nullius был определен как вещи, которые еще не были присвоены. Термин res communes был определен как «вещи, которыми человечество могло бы наслаждаться, например, воздух, солнечный свет и океан». Термин res publicae относится к вещам, которые являются общими для всех граждан, а термин res universalitatis означает вещи, которые принадлежат муниципалитетам Рима. Если посмотреть на это с исторической точки зрения, можно сказать, что идея «общественного достояния» возникла из концепций res communes , res publicae и res Universitatis в раннем римском праве.

Когда первый ранний закон об авторском праве был первоначально установлен в Великобритании со Статутом Анны в 1710 году, общественное достояние еще не появилось. Однако аналогичные концепции были разработаны британскими и французскими юристами в 18 веке. Вместо «общественное достояние» они использовали такие термины, как publici juris или propriété publique, для описания произведений, не подпадающих под действие закона об авторском праве.

Фраза «переход в общественное достояние» может быть прослежена до Франции середины 19-го века, чтобы описать конец срока действия авторского права

Французский поэт Альфред де Виньи приравнял истечение срока действия авторских прав к произведению, попавшему «в яму общественного достояния», и если общественное достояние привлекает какое-либо внимание юристов в области интеллектуальной собственности, оно по-прежнему рассматривается как немного больше, чем то, что остается, когда интеллектуальная собственность права собственности, такие как авторские права , патенты и товарные знаки , истекают или прекращаются. В этом историческом контексте Пол Торреманс описывает авторское право как «маленький коралловый риф частного права, выступающий из океана общественного достояния»

Закон об авторском праве различается в зависимости от страны, и американский ученый-юрист Памела Самуэльсон охарактеризовала общественное достояние как «разные размеры в разное время в разных странах».

Определение общественного достояния

Государственная недвижимость

Согласно статье L. 2111-1 общего кодекса собственности публичных лиц , общественное достояние публичного лица ( государства , местных властей и их групп , публичных учреждений или других публичных лиц, упомянутых в статье L. 2 Закона) общий код собственности публичных образований) состоит, за исключением специальных законодательных положений, из недвижимого имущества, которое принадлежит этому публичному юридическому лицу и:

  • либо предназначены для прямого общественного пользования,
  • или назначены на государственную службу . В этом случае они должны были стать предметом «существенной корректировки для выполнения задач этой государственной службы».

До вступления в силу общего кодекса собственности публичных лиц в 2006 году прецедентное право Государственного совета Ле Бетон от 19 октября 1956 года указывало, что собственность является частью общественного достояния, если она принадлежит публичное лицо и что у него есть «особые» договоренности в отношении государственной службы, на которую он назначен.

Например, в решении Dauphin 1959 года Государственный совет посчитал, что подъездная дорога была включена в общественное достояние, потому что:

  • Он принадлежал государству, и это;
  • с одной стороны, государство отнесло его к государственной службе из-за наличия там археологических раскопок;
  • с другой стороны, власти установили два столба и цепь, чтобы перекрыть доступ к этому переулку, что представляет собой «особую договоренность», созданную специально для того, чтобы отвести переулок под эту культурную общественную службу.

Общий код собственности публичных лиц (CGPPP) принял эту идею , но с указанием , что развитие должно быть «необходимым» для миссии государственной службы: речь идет о замедлении эволюции прецедентного права , которые , как правило, распространяются общественность домен слишком много. Эта новая квалификация не привела к понижению рейтинга активов, которые были затронуты до вступления в силу кодекса.

Статус собственности, принадлежащей общественному достоянию, также может быть результатом квалификации закона. Так обстоит дело с радиоволнами , которые закон от 26 июля 1996 г. поместил в «общественную радиочастотную область», поручив ARCEP задачу распределения полос частот.

Мебель общественного достояния

Статья L. 2112-1 общего кодекса собственности публичных лиц предусматривает, что движимое имущество может принадлежать общественному достоянию. В этом случае движимое имущество должно принадлежать публичному лицу и представлять «общественный интерес с точки зрения истории, искусства, археологии, науки или техники». В той же статье устанавливается неполный перечень товаров, отвечающих этому интересу, таких как:

  • Коллекции музея;
  • коллекции старых, редких или ценных библиотечных документов;
  • или публичные коллекции, принадлежащие Mobilier national и национальной мануфактуре Sèvres.

Частный домен

Государственные субъекты владеют, наряду со своим общественным достоянием, частным доменом , который подпадает примерно под те же правовые нормы, что и собственность, принадлежащая частному лицу .

Статья L. 2211-1 CGPPP, таким образом, предусматривает, что собственность, не соответствующая критериям общественного достояния, является частью частной собственности.

Кроме того, закон может относить к частной сфере товары, относящиеся к государственной службе или используемые населением. Это особенно верно в отношении «земельных участков и недвижимости для офисного использования, за исключением тех, которые образуют неделимое целое с недвижимостью, принадлежащей общественному достоянию», а также сельских дорог и «лесов и лесов. Государственных предприятий в режиме лесного хозяйства  » .

День общественного достояния

Английский логотип Дня общественного достояния 2018/2019 в Польше

День общественного достояния — это праздник, когда истекает срок действия авторских прав и произведения становятся общественным достоянием. Этот юридический переход авторских прав на произведения в общественное достояние обычно происходит ежегодно 1 января в соответствии с индивидуальными законами об авторском праве каждой страны .

Визуализация создана ко Дню общественного достояния. Включает Мона Лизу Леонардо да Винчи, так как она, как известно, является частью общественного достояния.

Проведение «Дня общественного достояния» изначально было неформальным; самое раннее известное упоминание было в 2004 году Уоллесом Маклином (канадским активистом общественного достояния), поддержку этой идеи поддержал Лоуренс Лессиг . По состоянию на 1 января 2010 г. на веб-сайте Дня общественного достояния перечислены авторы, чьи произведения становятся общественным достоянием. В разных странах мира различные организации проводят мероприятия под лозунгом «День общественного достояния».

Программное обеспечение, являющееся общественным достоянием

См. Также Категория: Общественное программное обеспечение с исходным кодом , Категория: Общественное программное обеспечение

Классическое программное обеспечение PD (до 1988 г.)

Программное обеспечение общественного домена в начале компьютерной эры был, например , совместно в качестве типа-в программе в компьютерных журналах и книгах , как BASIC компьютерных игр . Явные заявления об отказе от ПД или файлы лицензий в то время были необычными. Предполагалось, что общедоступное программное обеспечение без уведомления об авторских правах является общественным достоянием и распространяется как программное обеспечение.

Известные общие программы PD того времени включают:

  • Элиза (1966)
  • СПЕЦИЯ (1973)
  • BLAS (1979)
  • FFTPACK (1985)

Видеоигры являются одними из самых ранних примеров программного обеспечения для совместного использования PD, которые все еще известны сегодня:

  • Космическая война! (1962)
  • Хамурапи (1969)
  • Star Trek (текстовая игра) (1971)
  • Охота на Wumpus (1972)
  • Война в лабиринте (1974)
  • Колоссальное пещерное приключение (1976)
  • Android Nim (1978)
  • Разбойник (видеоигра) (1980)
  • Баллербург (1987)

Многие авторы программного обеспечения ПД придерживались практики выпуска в общественное достояние, не имея текста отказа, не зная и не заботясь об измененном законе об авторском праве и создавая, таким образом, юридическую проблему. С другой стороны, журналы начали в середине 1980-х заявлять об авторских правах даже на программы , которые раньше считались PD. Лишь постепенно авторы программного обеспечения ПД начали включать тексты явных отказов или заявлений о лицензии.

Примеры современного программного обеспечения PD (после 1988 г.)

Эти примеры современного программного обеспечения ПД (после Закона о реализации Бернской конвенции 1988 г. ) либо находятся в надлежащем общественном достоянии (например, созданы правительственной организацией США ), под надлежащей лицензией, аналогичной общедоступной (например, CC0 ), либо сопровождаются четкое заявление об отказе от авторства. Программное обеспечение PD существует не так широко, как в период до 2000-х годов. Например, SourceForge перечислил 334 размещенных PD-проекта в 2016 году, GitHub — 102 000 PD-проектов только в 2015 году. В 2016 году анализ пакетов Fedora Project показал, что «общественное достояние» занимает седьмое место по популярности среди «лицензий».

Награды видео разработчик игры Джейсон Рорер выпускает свои работы в ПД, как это делают некоторые шифровальщики , такие как Daniel J. Bernstein , Брюс Шнайер и Дуглас Crockford , с ссылочными реализациями из криптографических алгоритмов .

  • ВЗРЫВ (1990)
  • Httpd ЦЕРНа (1993)
  • ImageJ (1997)
  • Змей (шифр) (1999)
  • SQLite (2000)
  • reStructuredText (2002)
  • I2P (2003)
  • YouTube-DL (2006)
  • 7-Zip «s LZMA SDK (2008)
  • Алмазный фонд Лондона (2012)
  • Глюк (2013)
  • Доктрина замка (2014)
  • SHA-3 (2015 г.)
  • Один час, одна жизнь (2018)

Знак общественного достояния

Знак общественного достояния Creative Commons

В 2010 году Creative Commons предложила Знак общественного достояния (PDM) в качестве символа, чтобы указать, что произведение свободно от известных ограничений авторского права и, следовательно, находится в общественном достоянии. Знак общественного достояния представляет собой комбинацию символа авторского права , который действует как уведомление об авторском праве , с международным символом «нет» . В Europeana базы данных используют его, и, например , на Викискладе в феврале 2016 года 2,9 миллиона работ (~ 10% всех работ) указаны с отметкой.