Федеральный закон «об основах туристской деятельности в российской федерации» от 24.11.1996 n 132-фз (ред. от 02.07.2021)

Структура закона об основах туристской деятельности

22 статьи рассматриваемого Закона объединены в 11 глав.

Первая глава традиционно содержит в себе положения общего характера, включая терминологию.

Вторая глава посвящена государственному регулированию туристской деятельности: определяются принципы, на основании которых осуществляется такое регулирование, цели и способы регулирования.

В третьей главе определены права туристов и их обязанности.

Четвертая глава затрагивает специфику формирования и продвижения туристских продуктов, особенности их реализации.

Пятая глава регламентирует деятельность объединений туристических операторов, турагентов и туристов.

В шестой главе содержится общая норма, касающаяся туристских ресурсов.

Седьмая глава затрагивает вопросы обеспечения безопасности туризма. Глава 7.1 касается финансового обеспечения: здесь устанавливаются требования к финансовому обеспечению, его размер, сроки действия и некоторые другие вопросы.

Глава 8 – это нормы о международном сотрудничестве. В главе 8.1 же содержатся положения о государственном надзоре в сфере туристской деятельности: таким способом обеспечивается защита прав туристов.

Наконец, девятая глава содержит правило об ответственности за нарушения законодательства о туристской деятельности, а также определяет порядок вступления Закона в силу.

Полномочия туристов

Туристы будут защищены по новому закону о туризме от 2020 года лучше, чем раньше. Но это в большей степени касается именно выездного туризма. Так, до начала путешествия отдыхающему должны быть выданы на руки билеты в обе стороны, а также документы, подтверждающие факт брони места в гостинице. При этом для него разъясняется право на осуществление страхования других возможных рисков. Это осуществляется дополнительно, но уведомить туриста следует. Возникает гражданская ответственность у туроператора.

Каждое лицо, заключившее договор с компаниями, имеет право потребовать копию сертификата, согласно которого они внесены в Единый реестр.

Безопасность туриста

Понятие безопасности туризма подразумевает сохранность не только самих путешественников, их здоровья и жизни, но и сохранность объектов посещения, окружающей среды, интересов общества и государства. А понятие безопасность туристов ограничивается учётом личных интересов самих путешественников.

Чтобы обеспечить безопасность туристов государство предпринимает следующие меры:

  • информирует заинтересованных лиц об опасностях, имеющихся в стране посещения, включая сведения о природных катаклизмах, об эпидемиях, о деятельности террористических структур и военных операциях в соответствующем регионе;
  • определяет требования к созданию туристических маршрутов, осуществляет их согласование с уполномоченными учреждениями страны туризма на межведомственном уровне, осуществляет меры по гарантированию безопасности данных маршрутов, включительно и в стране туризма.

Вместе с тем на лиц, предоставляющих услуги по путешествиям, государство возлагает обязательство по своевременному уведомлению туристов о следующих обстоятельствах:

  • о правовом порядке страны туризма;
  • о необходимой документации для посещения в качестве туриста;
  • о самостоятельной оплате страхования жизни, если это необходимо;
  • об условиях страхования жизни;
  • о правилах таможни, санитарно-эпидемиологического контроля;
  • о контактных данных руководителя туристической группы, когда туристическая поездка подразумевается групповой;
  • о способах направления жалоб и иных обращений в объединения туроператоров.

Кроме того, туроператоры вправе предоставить туристу иную информацию, которую они сочтут необходимой и полезной, чтобы обеспечить безопасность туристов.

Во всех случаях возникновения опасности для жизни путешественников, экстренных и опасных ситуаций руководители туристических групп, ответственные за пребывание российских путешественников в том или ином государстве лица должны незамедлительно направить соответствующие данные в уполномоченное государственное учреждение РФ.

Ещё одним важным моментом гарантии безопасности путешествий является страхование. По общему правилу страхование осуществляется туроператором. Но в зависимости от специфики законодательства страны пребывания может возникнуть необходимость добровольного страхования при личном присутствии непосредственно там. В таких случаях туроператор обязан предупредить туриста о необходимости страхования.

Инновации в туризме с 2020 года

Государственный реестр туристических агентств начал появляться еще в 2019 году по инициативе президента страны. Это было предпринято для того, чтобы с рынка начали уходить полностью фирмы-однодневки, обманывающих простых граждан и создающих плохое мнение вообще о таких фирмах. Если какой-либо фирмы нет в реестре, с которой турист решил заключить договор, то лучше всего от нее вообще отказаться, так как есть большая вероятность мошенничества. Сотрудничать нужно именно с теми, кто проверен и позволяет делать карьеру на положительных отзывах.

Объединение «Турпомощь» полноценно начало функционировать в марте 2020 года. В настоящий момент каждая туристическая компания обязательно должна быть в списке реестра. Если этого не будет, то продать путевки для туристов будет невозможно. Фирмы должны подтвердить факт заключенных договоров с операторами, входить в перечень компаний реестра.

Фирма может быть вообще исключена из реестра. Здесь причиной может стать уведомление от самого оператора о том, что произошел разрыв любых договорных отношений с фирмой, являвшейся агентом.

По новому законодательству в сфере туризма от 2020 года к агентству относится лишь тот, кто осуществляет реализацию путевок, а также работающие за размер комиссии от туристического оператора. При этом они выступают от его имени или же по поручению. В настоящий момент это позволит значительно сократить количество агентств по всей стране, которых ранее насчитывалось более сорока тысяч. Законодательно они никак не контролировались.

Стоит отметить, что такие кардинальные меры направлены в большей степени на осуществление отдыха граждан за пределами страны. Но все же в настоящее время повышается количество желающих провести свой отпуск на российских курортах. По этой причине закон будет несколько корректироваться и изменяться, чтобы права туристов были защищены на всех уровнях и в полном объеме.

Среди новшеств стоит выделить и следующие очень важные пункты:

  • Реализованные путевки вносятся в реестр, где указываются полные сведения о гражданах, отдыхающих за границей, с местом, временем пребывания и других моментах. Это позволяет владеть информацией даже на случай каких-либо чрезвычайных происшествий.
  • Создается фонд персональной ответственности. Он необходим для того, чтобы страховать возможные риски для отдыхающих. От каждой путевки в него будет уходить 1% от полной стоимости.
  • Размер компании будет влиять на величину вносимых взносов в системе «Турпомощи» с 1 января 2020 года.
  • Появление электронной путевки, что начнет функционировать лишь с 2018 года.
  • К числу руководителей не смогут относиться те лица, у которых имеется не снятая и не погашенная судимость.

Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом

Настоящая статья применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. К таким отношениям применяются положения статьи 10 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с существенными условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также содержать следующие существенные условия:

полное и сокращенное наименования, адрес, место нахождения турагента;

информация о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги, входящие в туристский продукт, по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, в том числе информация о способах связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», адрес электронной почты);

информация о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента;

обязательство турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором;

обязательство турагента по уведомлению туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта;

обязательство турагента по согласованию с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условий путешествия (в том числе потребительских свойств туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к турагенту в случае нарушения турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 04.06.2018 N 149-ФЗ.

Турагент несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта.

Что представляет собой закон?

Туристическая деятельность стремительно развивается с каждым годом. Граждане зачастую подразумевают под этим понятием выезд заграницу, посещение новых стран, достопримечательностей, проведение экскурсий, а также полноценный отдых и развлечения. В области хозяйственных взаимоотношений туристическая деятельность определяется как производственно-обслуживающий процесс по предоставлению гражданам различных видов услуг. Туризм включает в себя организацию путешествий на территории РФ и за ее пределами. Помимо этого, туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг, которые предоставляются операторами.

Последние изменения в ФЗ оч астной детективной деятельности в РФ подробнее тут:

Широкое понятие туристической деятельности является проявлением социальной политики мировых организаций, государства РФ и отдельных предприятий. Основная цель — выполнение обязанностей по обеспечению отдыха и перевозке человека заграницу.

Организация заграничного отдыха граждан РФ, а также оплата туристических услуг регламентируется ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Настоящий закон был принят госдумой 4 октября 1996 и одобрен советом федерации. Законодательный акт описывает принципы государственной политики в отношении установленных правовых основ единого туристического рынка РФ. Федеральный Закон №132 контролирует возникающие отношения в процессе реализации туризма, а также регламентирует права граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства.

Новый ФЗ 164. Подробности тут:

Согласно ФЗ, каждый человек имеет право на отдых и путешествие заграницу. Данный законопроект также устанавливает правила использования туристических ресурсов на территории РФ и за ее пределами.

Федеральный закон «Об основах туристической деятельности» состоит из 9 глав, а именно:

  • гл. 1 — разъясняет понятие туристической деятельности;
  • гл. 2 — описывает принципы создания благоприятных условий для развития туризма, а также регулирования деятельности на территории РФ;
  • гл.3 — регламентирует права и обязанности граждан;
  • гл. 4 — диктует нормы по формированию, продвижению и реализации туристических услуг на рынке;
  • гл. 5 — регламентирует правила объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
  • гл. 6 — описывает туристические ресурсы на территории РФ;
  • гл. 7 — разъясняет правовые основы обеспечения безопасности туристов и финансовой ответственности туроператоров;
  • гл. 8 — регламентирует международное сотрудничество туроператоров;
  • гл. 9 — регулирует вступление в силу приведенных нормативно-правовых актов.

Последняя редакция закона проведена 28.12.16.

Ответственность туроператоров по 132 ФЗ

Согласно ФЗ №132, туроператор несет ответственность за предоставленные услуги, а именно:

  • прибытие граждан РФ в страну или местность, согласно договору оказания возмездных услуг;
  • размещение туристов и предоставление необходимых условий для проживания;
  • качество питания;
  • перевозку туристов в стране временного пребывания (обеспечение трансфером, билетом на авиа перелет);
  • предоставление экскурсий, гида, переводчика;
  • составление маршрута путешествия согласно требованиям;
  • иные услуги по договору.

Согласно статье №17 ФЗ-132, туроператор обеспечивает оказание всех услуг, входящих в турпродукт, и несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В случае причинения морального или физического ущерба, гражданам возвращается полная стоимость услуги, а также компенсируется размер нанесенного вреда.

По закону, положения договора о реализации турпродукта, заключаемого с туристом, или договора между турагентом и туроператором, не способны ограничить право туриста на предъявление требований к турфирмам. Таким образом, организаторы путешествия в полном объеме несут ответственность по всем требованиям туристов согласно договору о реализации туристского продукта. Страховая компания и банк не гарантируют исполнение обязательств со стороны оператора.

Финансовая обеспеченность туристических фирм с 2020 года

Оператор туризма может осуществлять страхование своей деятельности сразу у нескольких страховщиков. Достаточно заключить договор страхования ответственности туроператора. Кроме этого он имеет право на несколько гарантий перед банком. Банковские гарантии и договора на страхование ответственности должны действовать в течение одного срока и прекращать действие в один день.

Финансовая обеспеченность ответственности оператора, который осуществляет свою деятельность на местном рынке или в области въездного туризма, должна быть равна как минимум 500 тысяч рублей. Если же речь касается выездного туризма, то тут цифры несколько отличаются:

  1. 10 млн рублей как минимум, при количестве туристов не более десяти тысяч и размере туристского продукта – не более сорока млн рублей.
  2. Не меньше 50 млн для операторов, которые в предыдущем году не работали по выездному туризму, а также для юрлиц, которые ранее не осуществляли деятельности в данном направлении.
  3. 3 процента стоимости продукта туризма для операторов при количестве отдыхающих больше 10 тысяч и размере стоимости продукта как минимум в 40 млн рублей. При этом размер финансовой обеспеченности не должен быть меньше 50 млн рублей.

Понятия закона об основах туристской деятельности

В законодательстве об основах туристской деятельности используется ряд терминов, основными из которых являются:

  • туризм;
  • туристская деятельность;
  • турист;
  • туристские ресурсы;
  • туристский продукт.

Под туризмом понимаются путешествия (т.е. временные выезды) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. Эти путешествия осуществляются с различными целями: лечебно-оздоровительными, рекреационными, физкультурно-спортивными, познавательными, религиозными, профессионально-деловыми.

Важно, чтобы характер таких путешествий не связывался с выполнением деятельности, которая приносит доход в стране (месте) пребывания. Закон выделяет несколько разновидностей туризма:

Закон выделяет несколько разновидностей туризма:

1) внутренний, т.е. путешествия постоянно проживающих в РФ лиц в рамках страны;

2) международный, который включает в себя выездной туризм (путешествия в другие страны) и въездной (путешествия из других стран);

3) отдельно рассматривается туризм, финансируемый бюджетными средствами, работодателями;

4) наконец, есть и самодеятельный туризм. Он организуется самостоятельно туристами.

Под туристской деятельностью рассматриваемый акт понимает деятельность турагентов, туроператоров и иную деятельность, направленную на организацию путешествий.

Путешествия осуществляются туристами, т.е. лицами, которые посещают конкретную страну либо место на определенный период (от одних суток до полугода) либо осуществляют минимум одну ночевку.

Все исторические, природные, социально-культурные объекты Закон определяет как туристские ресурсы.

К таковым относятся объекты туристского показа и любые другие объекты, которые способны обеспечить удовлетворение потребностей туристов (духовных и проч.), содействуют восстановлению физических сил туристов, их развитию и общему поддержанию жизнедеятельности.

При осуществлении туристской деятельности субъекты оказывают определенные услуги, связанные с перевозкой и размещением туристов. Комплекс данных услуг, которые оказываются за общую цену в рамках соответствующего заключенного договора, именуется туристским продуктом.

Важные положения закона о туристской деятельности

Безусловно, важнейшей главой рассматриваемого нормативного акта является глава 3-я, которая определяет права и обязанности туристов.

Так, турист в ходе подготовки к путешествию, непосредственно во время него (в том числе и при транзите) наделен такими правами:

право на получение всей необходимой и (важно!) достоверной информации о том, какие существуют в стране (месте) назначения правила въезда и пребывания. Это право также включает в себя возможность получения сведений о местных обычаях, различного рода религиозных обрядах, о природных, исторических, культурных памятниках, святынях, других объектах, которые находятся под особой охраной

Важная составляющая этого права – сведения о состоянии окружающей среды.
право на свободное передвижение, доступ ко всем туристским ресурсам (учитывая наличие возможных мер ограничительного характера);
право на гарантированное обеспечение личной безопасности, а также безопасности потребительских прав, на обеспечение сохранности личного имущества, на свободное получение необходимой медицинской помощи и ряд иных прав.

Права туристов тесно связаны с их обязанностями по соблюдению законодательства страны пребывания, уважению местных традиций, обычаев, религиозных верований; по сохранению окружающей среды; по соблюдению правил въезда и выезда при совершении путешествий; по соблюдению правил личной безопасности.

закон о правах потребителя

Таким образом, законодатель достаточно урегулировал туристскую деятельность. Целый ряд положений рассмотренного Закона определяет правовой статус туристов. Отдельные нормы закладывают правовые основы туристской деятельности, осуществляемой турагентами и туроператорами.

Права и обязанности туриста

Выделять путешественников в отдельную категорию по закону не представляется правильным. Однако имеются некоторые права и обязанности туристов, которые непосредственно связаны с их поездками.

Согласно указанному нормативному акту, закреплены следующие права туриста:

  • требовать от ответственных лиц предоставления полной и достоверной информации о законодательстве страны, куда турист направляется, о религиозных и национальных особенностях населения, об истории и иных самобытных качествах страны туризма;
  • передвигаться свободно по территории страны туризма с соблюдением местного законодательства;
  • на личную безопасность, на совершение действий, которыми обеспечивается защита правомочий туристов и правомочий на своё имущество;
  • на скорую помощь за счёт денег, амортизируемых на резервных счетах специального назначения;
  • на возмещение своих убытков и причинённого вреда в ситуациях, установленных законом;
  • на содействие властей как страны пребывания, так и РФ в государстве пребывания;
  • на беспрепятственную связь с любым человеком и в любом виде;
  • на внесение определённой информации о туристическом операторе в соответствующий реестр и получить об этом свидетельство;
  • получить информацию о порядке обязательного и добровольного страхования возможных последствий, связанных с поездкой, и о способе получения страховых выплат.

Кроме того, государственные учреждения и частные организации, а также физические лица не имеют права препятствовать или каким-либо образом создавать трудности на пути реализации прав туристов.

Вместе с тем за туристами закреплены следующие обязательства:

  • соблюдать требования законов той страны, в которую они поехали в качестве туристов;
  • бережно относиться к туристическим достопримечательностям, а также к окружающей среде по месту туризма;
  • соблюдать требования нормативно-правовых актов страны туризма по поводу въезда, проживания, выезда из соответствующей страны;
  • придерживаться правил, обеспечивающих личную безопасность во время путешествий;
  • соблюдать правила поведения путешественников на объектах достопримечательности.

Турист несёт такую же ответственность за свои действия в стране туризма, какую и местные жители, за исключением случаев, когда международными нормами права установлены иные правила.

Советы туристам

Но в любом случае подобные обстоятельства лишают туристов возможности получить компенсацию. По этой причине при заключении договора необходимо внимательно изучить все его пункты, проверить документацию самого туроператора. Не стоит приобретать туристические путёвки у туристических агентов. Лучше всего приобретать их напрямую в офисах туроператоров.

На что нужно обратить внимание:

  • на наличие в реестре туристических операторов данных;
  • наличие у контрагента соглашения страхования ответственности.

В ситуации возникновения спорных моментов стоит напомнить туроператору об ответственности, что возлагается на него законодательством. Так, ведение деятельности без регистрации в соответствующем реестре влечёт наложение штрафа на должностных лиц туристического оператора в размере от 50 до 100 тысяч рублей.

Нарушения в сфере финансового гарантирования, а также страховой компенсации ущерба и убытков контрагентов, влекут наложение штрафа в нижеследующих размерах:

  • от 30 до 50 тысяч рублей – на должностное лицо туроператора;
  • от 500 тысяч до 1 миллиона – на самого туроператора – юридическое лицо.

Осуществление деятельности без участия в объединении туроператоров:

  • от 50 до 100 тысяч – на должностное лицо;
  • от 1 до 3 миллионов рублей – на юридическое лицо.

Деятельность туроператоров контролируется со стороны специально уполномоченного государственного органа – Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благ человека. Иначе данный орган известен под названием Роспотребнадзор. Полномочия данного органа достаточно широки, но в случаях, когда туристы попадают на мошеннические схемы туроператоров, помочь данный орган ничем не сможет.

В любом случае при возникновении споров с туроператорами в сфере компенсации ущерба, расторжения соглашения туристы и иные лица, заключающие с ними соглашения, вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. По этой причине рекомендуется обращаться в судебные инстанции, ведь, как показывает практика, обращение в государственные органы не даёт желаемого результата в более чем 80% случаев.

https://youtube.com/watch?v=C9vYlr-ZNqM

Деятельность туроператоров

Законодательство о туристской деятельности не является строго регламентированным. При соблюдении нескольких основных требований в качестве туристического оператора может выступать практически любая коммерческая организация.

Основными условиями ведения деятельности туристического оператора являются:

  • наличие соглашения страхования ответственности туристического оператора;
  • состояние резервного счёта в целях гарантии финансовой ответственности;
  • участие в объединениях туристических операторов;
  • внесение данных в соответствующие реестры.

Кроме того, закон о туристской деятельности отдельно обозначает требования к должностному лицу туристического оператора, за подписью которого осуществляются все договоры с путешественниками и иными учреждениями.

Так, закон не допускает предоставление данной должности следующим лицам:

  • имеющим неснятую судимость;
  • уличённым в совершении правонарушений в сфере туризма более трёх раз за текущий год;
  • дисквалифицированных, лишённых правомочия занимать руководящие должности в судебном порядке;
  • предоставлявших право исполнять свои обязанности лицам, которые в обозначенном законом порядке не были на то уполномочены.

В любом случае лицо не должно иметь вышеуказанные признаки на день регистрации туроператора в соответствующем реестре. В целях подтверждения данных требований необходимо предъявить установленный законом перечень документации.

Финансовое гарантирование обязательств и ответственности туристического оператора производится за счёт денег резервного счёта объединения туристических операторов, куда каждый участник объединения перечисляет установленные средства со своей прибыли.

Но в следующих случаях финансовое обеспечение не является обязательным требованием:

  1. Если туроператор предоставляет услуги по организации туристических поездок, общий период которых не превышает 24 часов.
  2. Если функции туроператора исполняет государственный орган РФ, при условии, что туристическая поездка осуществляется в пределах РФ.
  3. Если туроператор владеет собственным фондом обеспечения ответственности.

Однако данные требования не распространяются на туристических агентов, которые обеспечивают лишь реализацию продуктов, организуемых туроператорами. Когда туристический оператор неспособен в полной мере исполнить свои обязанности по всем договорам, то ответственность туристические агенты не несут.

Отсутствие возможности выполнить свои обязанности не освобождает туристического оператора от ответственности перед клиентами. По заключённым соглашениям туроператор отвечает всем своим имуществом в полной мере, включительно и текущими активами, товарно-материальными ценностями, резервным счётом, страховыми правами.