Законодательство антимонопольное

Оглавление

Антимонопольная деятельность и антимонопольное законодательство в России сегодня

На данный момент основными методами регулирования антимонопольной деятельности в России являются:

  • регулирование цен, то есть ценовое определение тарифов и цен или назначение их предельно допустимого уровня;
  • определение числа потребителей для обязательного обслуживания или установление минимального уровня для их обеспечения.

Органы регулирования обязаны контролировать разные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая даже крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества и сделки по приобретению прав собственности.

Зарубежные опыт и многолетняя практика регулирования показывает, что главным в этой деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные, но очень эффективные решения.

Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод, что в целом в Российской Федерации были предприняты некоторые важные и необходимые меры в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий, равно как и созданы были антимонопольные законы, но еще предстоит многое сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования. Можно сказать, что в Российской Федерации антимонопольное законодательство находится в процессе постоянного развития и совершенствования.

Мы коротко рассмотрели антимонопольное законодательство и его основные цели и направления, а также антимонопольную политику и антимонопольное законодательство Российской Федерации в настоящее время.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Ответственность за нарушение

Гражданская ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Субъекты, занимающиеся экономической деятельность с нарушением положений, предусмотренных антимонопольным законодательством, могут быть привлечены к гражданской ответственности.

Субъекты, экономические интересы которых нарушаются, вправе в соответствии со ст. 1095 ГК РФ обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу лица, а также с иском о возмещении упущенной выгоды, об опровержении публично недостоверных сведений, о возмещении морального вреда.

Административная ответственность за нарушение антимонопольного закона

Помимо возможности привлечения к гражданской ответственности, субъект может быть привлечен к административной ответственности, в связи с:

  1. Злоупотреблением, доминирующим положением на рынке;
  2. Заключением соглашений, ограничивающим фактически конкуренцию;
  3. Осуществлением недобросовестной конкуренции.

Штрафные санкции установлены положениями КоАП РФ.

Недобросовестная конкуренция путем дискредитации

Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.

Дискредитация осуществляется в отношении:

  1. Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
  2. Количества реализуемого товара, методов его получения;
  3. Условий его приобретения.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации

На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.

Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.

ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на это, закон затрагивает практически все сферы, в которых принимают участие субъекты хозяйственной деятельности.

По своей структуре нормативно-правовой документ делится на 2 части:

  • освещаются ключевые понятия, правила и ограничения;
  • регламентируется деятельность антимонопольного органа.

Закон № -ФЗ содержит нормы материального и процессуального права.

Текст документа

  • товар;
  • финансовый рынок;
  • конкуренция;
  • монопольная цена и т. п.

В то же время, важные определения, такие как «разумность», «добропорядочность» хоть и встречаются в тексте, однако раскрытия термина в основных положениях нет, что создает трудности в правоприменении некоторых норм закона.

Кому в силу обстоятельств требуется раскрытие встречающихся определений в законе, но в нем не раскрытых, рекомендуется обращаться к судебной практике.

Нормативный документ содержит десятки норм императивного характера, устанавливающих запрет или ограничения на совершение определенных деяний субъектами хозяйственной деятельности.

К примеру, статья 11 запрещает устанавливать договорные отношения, которые могут привести к ограничению конкуренции. Указанная норма также регламентирует суть деяний, подпадающих под запрет.

Дополнительно в законе устанавливается порядок получения государственных преференций, а также:

  • регламент проведения торгов;
  • правила запроса котировок и предложений.

Вторая часть закона посвящена деятельности антимонопольного органа, в том числе его:

  • функции;
  • полномочия;
  • подконтрольные сферы хозяйственной деятельности.

Кроме того, закон регламентирует порядок рассмотрения дел в сфере нарушений ФАС антимонопольного законодательства.

Законодательная база

Антимонопольное законодательство состоит из следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ;
  • ГК РФ;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции (КоАП РФ, 44-ФЗ, 223-ФЗ и др.);
  • Постановления Правительства РФ;
  • Нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа;
  • Международный договор РФ;
  • Решения межгосударственных органов.

Антимонопольное законодательство, обеспечивающее формирование единого рынка, находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Статьи КоАП РФ, регулирующие административную ответственность за антимонопольные правонарушения:

  • Нарушение законодательства РФ о рекламе (ст. 14.3);
  • Ограничение конкуренции органами государственной власти (ст. 14.9);
  • Злоупотребление доминирующим положением (ст. 14.31–14.31.2);
  • Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32);
  • Недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33);
  • Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40);
  • Невыполнение предписаний антимонопольного органа (ст. 19.5);
  • Непредставление информации, ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган (ст. 19.8).

Статьей 178 УК РФ преступлением признается заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающую конкуренцию соглашения (картеля). В данной статье отрегулированы уголовно-правовые отношения, которые возникают при совершении преступления, поэтому данная норма не является нормой конкурентного права.

В чем заключаются основные цели и задачи

Основной целью антимонопольных нормативных актов является то, чтобы уменьшать количество монопольных цен, сокращать дефицит товара и перераспределение рынка. Если более понятным языком, антимонопольные нормы направлены на создание здоровой конкуренции в экономической сфере и рыночных отношениях.

К основным задачам можно отнести следующие:

  • Создание свободной экономической зоны в России. Для этого устанавливаются ограничения на ввоз или вывоз товара, сокращается избыточное лицензирование, оказание помощи Российским производителям;
  • Организация максимально открытого и доступного провеса реорганизации организаций, использованием акций, применение нематериальных активов и определенного типа прав;
  • Создание доступных условий для входа на рынок. При этом необходимо выявлять недобросовестных предпринимателей, которые стараются избавляться от более мелких конкурентов, тем самым устанавливая собственные условия и удерживая цены на удобном для них уровне;
  • Формирование таких механизмов, при которых в экономическую деятельность не могли бы вмешиваться представители органов власти, используя при этом муниципальные или государственные структуры;
  • Выявление недобросовестной конкуренции;
  • Создание максимально выгодных условий для представителей малого бизнеса. При этом для них стараются создавать наиболее щадящие условия по налогообложению;
  • Формирование специального надзорного антимонопольного органа;  
  • Регулярное отслеживание положения на рынке сбыта, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Арбитражная практика – антимонопольное и гражданское законодательство:

На каких уровнях принимается антимонопольное законодательство

Фактически, на текущий момент указанные уровни делятся на три основных вида:

  1. Федеральный или государственный;
  2. Принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации. В данном случае законодательство берет на себя обязанность по регулированию цен в определенной экономической отрасли, в том числе и естественных монополиях;
  3. Принимаемые местным самоуправлением. На данном уровне может регулироваться деятельность локальных монополий. Так, например, деятельность организаций занимающихся теплом или водоснабжением.

Основная нормативная база

В первую очередь, к основным нормативно-правовым актам следует отнести Конституцию России и Гражданский Кодекс. В качестве фундаментального закона в данном случае выступает Федеральный Закон «О защите конкуренции». В нем прописываются основные правила и требования, предъявляемые к здоровой конкуренции. Также имеются важные моменты, касающиеся подавления монопольной деятельности.

Также, дополнительно, в состав Антимонопольного законодательства входят следующие нормы:

  • ФЗ «О недрах»;
  • ФЗ «О поставке продукции для федеральных нужд»;
  • ФЗ «О связи» и многие другие.

Помимо федеральной нормативной базы, в антимонопольное законодательство входят и региональные документы. К ним относятся:

  • Акты муниципального местного самоуправления, в чью задачу входит регулирование ценообразования на локальном уровне;
  • Постановления Правительства России и иные документы, носящие антимонопольный характер;
  • Региональные определения, осуществляющие контроль за ценами, экономикой и монополией.

Основные нормативно-правовые акты РФ.

Определение Федеральной антимонопольной службы

ФАС, по сути, это единственная государственная структура, в чью задачу входит регулирование вопроса антимонополии. В ее задачи входит:

  • Самостоятельное установление основного предмета регулирования;
  • Издание нормативно-правовых актов, определяющих основные момент монопольной деятельности;
  • Осуществление контроля за исполнением установленных предписаний.

Положения ФАС дают право государственной структуре не только осуществлять контроль, но и привлекать к административной ответственности тех, кто нарушил установленные предписания. К сожалению, такая практика не всегда оказывается целесообразной, поскольку может породить большое количество ошибок и недочетов.

Суть в том, что Федеральная служба практически не ограничена в своей деятельности. Представители ФАС могут требовать любую документацию, осуществлять контроль любых объектов экономической сферы, привлекать к административной ответственности, накладывать штрафные санкции, запрещать сделки.

Также среди возможностей ФАС присутствует осуществление контроля за антимонопольной деятельностью. Государственная структура вправе задавать ее развитие, издавая новые нормативные акты. 

Уровни антимонопольного законодательства

Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида:

  1. Принимаемые на федеральном уровне.
  2. Принимаемые на уровне субъектов РФ, так как на этом уровне возможно регулировать, формировать и применять цены в определенной отрасли экономики, в том числе в естественных монополиях.
  3. Принимаемые на уровне муниципальных образований, так как на этом уровне допускается оказание воздействия на деятельность локальной монополии, например предприятия тепло- и водоснабжения. 

Об иерархии нормативных актов читайте в нашей статье Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА.

***

Российское антимонопольное законодательство включает в себя немалый перечень нормативных актов, которые совершенствуются, дополняются и изменяются с учетом развития экономических отношений. Формируется оно из документов, принимаемых не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также путем издания актов самим антимонопольным органом.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Суть закона 135-ФЗ

Закон о конкуренции направлен на достижение следующих целей:

  • обеспечение единства экономического пространства;
  • создание условий свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности;
  • защита конкуренции и достижение эффективного функционирования товарных рынков.

Основная задача закона состоит в пресечении любых действий хозяйствующих субъектов, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству РФ и обычаям делового оборота.

Основной мотив закона — это соблюдение требований добропорядочности, разумности и справедливости в гражданско-правовых отношениях, а также предотвращение действий, причиняющих убытки или вред деловой репутации различным хозяйствующим субъектам.

Закон о конкуренции 135-ФЗ от 26.07.2006 регулирует следующие сферы:

  1. В области действия любых хозяйствующих субъектов на предмет наличия недобросовестной конкуренции.
  2. В монополистической деятельности на анализ применения доминирующего положения.
  3. В области действий органов власти при создании ими актов, соглашений, направленных на установление цен, тарифов и доступа к товарным рынкам.
  4. В области заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а также контрактов органов власти с финансовыми организациями в части наличия положений, не допускающих конкуренцию.
  5. В сфере осуществления госзакупок на предмет наличия преимущественных положений отдельных участников, нарушения порядка определения победителя торгов и др.

Рассмотрим подробнее как применяется закон о конкуренции в сфере закупок.

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Аффилированное лицо: определение по закону

Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.

В юридических организациях, аффилированными считаются:

  1. Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
  2. Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
  3. Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
  4. Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.

Физические лица, получают статус аффилированных когда:

  1. Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
  2. Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.

Что такое группа лиц в антимонопольном законодательстве

Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.

Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.

Антимонопольное законодательство за рубежом

В настоящее время во всех промышленно развитых странах осуществляется правовое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции. Это делается для того, чтобы хоть как-то смягчить социальные и экономические последствия монополизма.

Одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики является разработка и принятие антимонопольного законодательства. На сегодняшний день главная особенность этого законодательства заключается в том, что оно направлено на защиту прав потребителей и направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, а также на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Стоит отметить, что в истории антимонопольного законодательства сложилось два типа антимонопольных законов. Один из них ( антитрестовское законодательство Соединенных штатов Америки) просто предусматривает формальное запрещение монополии, а другой ( европейская система антимонопольного законодательства) предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим доминирующим положением на рынке. В странах, где работает европейская система антимонопольного законодательства предусмотрена обязательная регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. Если эти соглашения противоречат каким-то публичным интересам, они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

Американская система антимонопольного законодательства принята, например, в Аргентине и ряде других стран. Европейская система действует в странах Западной Европы , в ЮАР, в Австралии и в Новой Зеландии.

Между этими двумя системами есть и промежуточное положение. Например такое положение занимает законодательство Федеративной республики Германии, что вполне объясняется фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает просто огромное количество исключений из этого правила.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Закупки, осуществляемые государственными заказчиками, регулируются законами 44-ФЗ «О контрактной системе…» и 223-ФЗ «О закупках…».

Закон № 44-ФЗ применяется в случаях контрактной закупки государственными и муниципальными органами власти, унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.

Его восьмая статья гарантирует обеспечение добросовестной конкуренции и равных для всех участников тендеров условий, а в случае нарушения этого принципа виновным может грозить уголовное преследование по ст. 178 УК РФ. Однако субъекты предпринимательской деятельности, чьё участие в конкурсах было по каким-либо причинам отвергнуто, настаивают на том, что они столкнулись с нарушением Закона 135-ФЗ в части именно ограничения конкуренции.

В качестве причин уменьшения количества участников-претендентов организаторы торгов называют:

  • Жёсткие временные рамки исполнения заказа;
  • Требования к закупаемому товару в виде конкретной марки или крайне узкого спектра технических характеристик (указанных в тех. задании);
  • Необходимость допусков, лицензий и разрешений для проведения отдельных видов работ;
  • Другие варианты.

В тех случаях, когда вероятные подрядчики обращались в ФАС с жалобами на ограничение конкуренции, решения чаще всего выносились в их пользу. Проблема эта действительно очень сложна и характеризуется многими юридическими нюансами.

Наиболее распространёнными являются следующие конфликтные ситуации:

  • Потенциальный претендент получает незаконный отказ в приёме заявки на участие в конкурсе;
  • С победителем конкурса не заключается контракт на поставку;
  • Исполнитель отказывается от взятых на себя контрактных обязательств;
  • Нарушаются законные требования информационного обеспечения процедуры закупки: предложения об участии в тендере не публикуются в установленный срок в ЕИСТ (единой информационной системе торгов).

Последние поправки

Изменения коснулись сферы действия ФАС. Антимонопольный орган уполномочен на рассмотрение жалоб на акты и деяния органов власти, участвующих в предоставлении государственных/муниципальных услуг в отношении ЮЛ и ИП — субъектов градостроительных правоотношений, процедур, включенных в исключительный перечень действий в сферах строительства.

Также предусмотрено право на продление времени на изыскание дополнительных сведений, которые требуются для рассмотрения жалобы комиссии ФАС.

Ранее жалобы рассматривались в течение недели с момента их поступления. Корректировки в Законе позволяют однократно перенести срок, в случае необходимости поиска дополнительной информации.

Зачем соответствовать требованиям антимонопольного законодательства?

Удельный вес закупок в объеме ВВП России растет с каждым годом. Это свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции отраслей российской экономики и, следовательно, о наличии больших потенциальных возможностей для его стимулирования в целях социально-экономического развития и обеспечения экономического роста.

Если компания хочет получить доступ к деньгам и заказчикам (клиентам), осуществляющим регламентированные закупки, тогда ей жизненно необходим антимонопольный комплаенс.

Также одна из задач антимонопольного комплаенса — упростить данную юридическую схему и в облеченном виде (например, в виде алгоритмов действий, поведенческих моделей, регламентов и т.п.) донести до конкретных исполнителей, что можно делать, а чего делать не следует, потому что есть риски ответственности.

Антимонопольный комплаенс как система управления позволяет:

  • Избегать непонятных претензий госорганов;
  • Колоссальных убытков (в том числе оборотных штрафов);
  • Дает возможность тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение других проблем.

Как соответствовать требованиям антимонопольного законодательства?

Президент России 1 марта 2020 г. подписал Закон 33-ФЗ, закрепляющий положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (иначе — о системе антимонопольного комплаенса). Цель внедрения антимонопольного комплаенса — вовремя обнаружить и предотвратить нарушения антимонопольного законодательства и их пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом — смягчить ответственность.

Антимонопольный комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Комплаенс-служба — это «внутренний маленький антимонопольный орган» со своими правилами и регламентами, направленными на контроль деятельности организации.

Государственный контроль за капиталом

Государственный контроль над процессом аккумуляции капитала, а также штрафные финансовые санкции, если имеют место нарушения антимонопольного законодательства, играют очень важное значение. Государство для проведения антимонопольной политики создает антимонопольные законы и антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль над монополистическими тенденциями в стране

Государство для проведения антимонопольной политики создает антимонопольные законы и антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль над монополистическими тенденциями в стране.

Стоит учесть, что тотальная антимонопольная политика государства способна нанести даже непоправимый вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без тщательнейшей оценки той или иной проблемы, запрещает естественное увеличение фирм, которое было бы даже полезно и в то же время создало бы хорошие предпосылки для здоровой конкурентной борьбы с отечественными или зарубежными конкурентами.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности и часто не позволяет достаточно точно устанавливать реальные размеры и степень монополизации рынка. Но в целом оно, конечно же, способствует созданию условий для развития необходимой здоровой конкуренции. И между прочим, за нарушения антимонопольного законодательства предусматривается внушительная уголовная и гражданская ответственность.

Недобросовестная конкуренция: что это такое, ФЗ 135

Понятие недобросовестной конкуренции, установлено в ст. 4 ФЗ № 135. Она представляет собой действия, которые соответствуют следующим характеристикам:

  1. Целью действий является получение каких – либо преимуществ, в процессе ведения предпринимательской деятельности;
  2. Действия противоречат установленным нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, справедливости и разумности;
  3. Действия причиняют убытки другим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
  4. Действия способны нанести вред деловой репутации иных субъектов хозяйствующих на рынке.

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Нормативный документ устанавливает запреты на деяние, принятие актов, не допускающих, устраняющих или ограничивающих конкуренцию.

Законодатель обращает внимание на порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей

Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей.

В главе указываются допустимые и запрещенные типы преференций, а также требующих предварительного согласования с антимонопольными органами.

Закон регламентирует, ограничивает, исключает те или иные деяния, которые могут поспособствовать образованию недобросовестной конкуренции, в результате чего причиняется ущерб, либо ущемляются права субъектов хозяйствования.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые деяния, противоречащие нормам антимонопольного законодательства, целью которых является получение преимуществ в хозяйственной деятельности.

Зачастую такие методы идут вразрез не только с действующим законодательством, но и противоречат нормам морали, этики, корпоративного и делового этикета. Кроме этого, нарушаются принципы гуманности и добропорядочности.

Применяя подобные методы ведения хозяйственной деятельности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ущемляет права и интересы других участников рынка.

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.