Оглавление
Какая предусмотрена ответственность
Нарушение действующего законодательства влечет применение санкций. Конкретное наказание зависит от типа и тяжести нарушения:
- Торговля без наличия статуса ИП или не от лица фирмы наказывается на основании . Штраф – от 500 рублей до 2000 рублей.
- Отсутствие лицензии или разрешения – пункт 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Штраф – до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции. Должностные лица и фирмы получат более весомый штраф.
- Если деяние принесло крупный ущерб гражданам и юридическим лицам, либо привело к получению крупного дохода, применяется . Штраф – от половины миллиона рублей, обязательные работы либо арест до полугода.
Санкции за торговлю в неположенных местах определяет законодательство региона, на территории которого реализуется правонарушение. Обычно это штраф, размер которого составляет от нескольких сот до нескольких тысяч рублей.
Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем
До обращения в администрацию надо легализоваться.
Зарегистрировать бизнес
Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:
-
Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
-
Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
-
Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.
Важно Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов
За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.
Уведомить Роспотребнадзор, если нужно
Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.
Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.
Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Разобраться с онлайн-кассой
В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:
— торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
— торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
— ремонтируете обувь или делаете ключи;
— зарегистрированы как самозанятый.
При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Комментарий к Статье 14.2 КоАП РФ
1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
С точки зрения оборотоспособности все объекты делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности. В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы.
В ст. 129 Гражданского кодекса установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе. В настоящее время применяется Указ Президента от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», который содержит ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан. Так, в данный Перечень входят: драгоценные камни и изделия из них, стратегические материалы, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества и др. Кроме того, отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена, устанавливаются федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Объекты с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать определенным участникам оборота (см., например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии») либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению (см., например, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Такие объекты, характер и объем их ограничений определяются соответствующими нормативными актами.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях — незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).
Примером применения комментируемой статьи является достаточно распространенная ситуация — продажа пива несовершеннолетнему лицу, которая не допускается в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
Что попадает под несанкционированную торговлю
В первую очередь, нужно понимать отличие простой продажи какого-то объекта от торговли, производимой на регулярной основе. Любой гражданин вправе продать принадлежащие ему вещи. При этом необязательно делать это через комиссионный и иной магазин – сделка на совершенно законных основаниях может быть произведена напрямую. Договор может быть как устным, так и письменным.
Продать можно все, что не исключено из оборота. Однако такая деятельность не должна быть направлена на систематическое извлечение прибыли. Иначе она является предпринимательской, что требует наличия особого статуса.
При этом любая продажа товаров не должна нарушать иных правовых норм. Это касается и места торговли. Нельзя поставить торговую палатку там, где она не предусмотрена, не оформив соответствующее разрешение. Это касается как разовой продажи товаров физическим лицом, так и предпринимательской деятельности.
В целом, под несанкционированной торговлей понимается реализация товаров с целью извлечения прибыли с нарушением ряда установленных правил, касающихся места торговли и условий. А также статуса лица, который занимается соответствующей деятельностью.
Кроме того, под незаконной торговлей можно понимать любое нарушение отношений между продавцом и покупателем. К данному понятию можно добавить и продажу запрещенных товаров, и отсутствие дополнительной разрешительной документации (лицензии).
Виды административных мер
Взыскание в этом случае может налагаться в виде штрафа, исправительных работ, предупреждения, лишения специальных прав, возмездного изъятия или полной конфискации предмета (в том случае, если он был объектом или орудием правонарушения), административного выдворения за пределы страны (если виновник имеет иностранное гражданство).
КоАП РФ за нарушение правил торговли предусматривает определенные меры ответственности.
По сравнению с преступлениями, административные проступки имеют менее вредное воздействие на правовое поле, поэтому и взыскания не столь суровые. Часто проступки этого типа не несут материального вреда, а значит, в качестве наказания не будут избраны средства гражданско-правового принуждения. Срок наложения административной меры — не позже 2 месяцев с момента совершения правонарушения. Если оно носит длительный характер — то не позже 2 мес. с момента обнаружения. Кстати, согласно КоАП по 14.34 статье, нарушение правил торговли в сфере розничной торговли предполагает наложение денежного штрафа.
Другой комментарий к Ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
Объектом правонарушения являются права и интересы потребителя, урегулированные ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, установленными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.
2. С объективной стороны правонарушение характеризуется действием (бездействием) и выражается в несоблюдении правил продажи: продовольственных товаров; текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви; технически сложных товаров бытового назначения; парфюмерно-косметических товаров; автомобилей, мототехники, прицепов и номерных знаков; изделий из драгоценных камней; лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения; животных и растений; товаров бытовой химии; пестицидов и агрохимикатов; экземпляров фильмов, произведенных на видеоносителях; оружия и патронов к нему.
3. Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции квалифицируется по ч.3 ст.14.16 (см. комментарий).
4. Следует различать нарушения продажи отдельных видов товаров и незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена. Ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, наступает по ст.14.2 (см. комментарий).
5. Под продажей товаров, по смыслу данной статьи, следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому, согласно ст.492 ГК РФ, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот критерий позволяет выделить предмет этой деятельности: не любая продажа товаров, а только продажа в розницу.
6. Учитывая бланкетный характер комментируемой статьи, при привлечении виновного к административной ответственности следует устанавливать в каждом случае привлечения к административной ответственности, какое правило продажи отдельных видов товаров нарушено и в каком конкретном действии или бездействии оно проявилось.
7
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Например, лицо, зная, осознавая, что хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде, небрежно относится к соблюдению данного правила, продавая хлебобулочные изделия без упаковки
8. Субъектом правонарушения может быть общий субъект — физическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо, юридическое лицо.
Куда жаловаться на нарушителя?
От незаконного оборота продукции на сегодняшний день страдает не только государство, но и зарегистрированные индивидуальные предприниматели, а также покупатели, которые совершая покупку в непроверенном месте, получают некачественный товар, неся материальные и моральные потери. Для того чтобы прекратить распространение такого вида деятельности, лицу, выявившему нарушение, следует обратиться с жалобой на несанкционированную торговлю в письменной форме:
- в органы местного самоуправления;
- участковому полицейскому по своему местожительству;
- в департамент, занимающийся контролем вопросов, касающихся землепользования;
- в полицию.
К жалобе следует в обязательном порядке приложить ряд доказательств, которые могли бы подтвердить незаконную реализацию продукции. В качестве них могут выступать фото, видео, а также аудиозаписи.
Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф
Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.
У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.
Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.
Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:
— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;
— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.
Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:
Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки
Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.
Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.
Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.
Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.
Куда сообщать о несанкционированной торговле
В отдельных городах страны уличная торговля полностью запрещена. О том, разрешается ли проводить торговлю на улицах вашего города, можно получить информацию в районном управлении потребительского рынка. Пожаловаться на несанкционированную торговлю можно в районную администрацию города, МВД (Управление либо Отдел экономической безопасности), правоохранительные органы (полицию), налоговую службу. Жалоба на несанкционированную торговлю может быть также направлена прокурору.
В Москве на несанкционированную торговлю пожаловаться можно в те же органы. Оставить сообщение о несанкционированной торговле в Санкт-Петербурге можно на сайте Администрации http://rgis.spb.ru/map/PromoMapPage.aspx
Уголовная ответственность за правонарушения в сфере торговли
Уголовная ответственность — самый суровый тип ответственности, касающийся нарушений правил торговли. В УК РФ есть несколько статей, посвященных защите прав покупателей. В частности, они касаются следующих случаев:
Ложная реклама (статья 182 УК). За это налагаются следующие виды ответственности: штраф (200-500 МРОТ или в размере дохода осужденного за период от двух до 5 лет), обязательные работы (от 180 до 240 часов), арест (срок: 3-6 мес.) или лишение свободы на срок до двух лет
Приведшее к массовому отравлению или заболеванию людей по неосторожности, нарушение санэпид правил. Наказание за это будет следующим: штраф (100-200 МРОТ или в размере зарплаты осужденного в период от одного до двух мес.), лишение прав числиться на определенных должностях, вести деятельность (до 3 лет), либо ограничение свободы (до 3 лет), либо лишение свободы (до двух лет)
Если это нарушение привело к летальному исходу, то лишение свободы — до пяти лет. Сбыт товаров, их производство, хранение или производство с целью сбыта (а также предоставление услуг, работ), которые не соответствуют требованиям безопасности для жизни или здоровья покупателей. Сюда же относится применение или выдача документа, ложно удостоверяющего соответствие этих товаров требованиям безопасности. В качестве наказания за это правонарушение будет штраф (500-700 МРОТ, доход осужденного лица в период от 5 до 7 мес.) или лишение, ограничение свободы сроком до двух лет. Если же это деяние было совершено не впервые, организованной группой лиц или коснулись интересов и безопасности детей, возраст которых младше шести лет, или привели к летальному исходу, тяжкому вреду для здоровья — последует штраф (700-1000 МРОТ), лишение свободы (до шести лет с конфискацией имущества) или ограничение свободы (до трех лет). Если все указанное привело по неосторожности к летальному исходу двух и более людей — последует лишение свободы сроком от четырех до десяти лет. Преднамеренный обман потребителей: ложь о потребительских свойствах, обвешивание, обсчет. Если размер данного злодеяния значительный, это наказывается штрафом (100-200 МРОТ), обязательные работы (от 180 до 240 часов); исправительные работы (1-2 года). Если же имел место особо крупный размер преступления или сговор группы лиц, либо виновный ранее был судим за подобное правонарушение, то наказанием будет лишение свободы до двух лет (с лишением права числиться на каких-либо должностях сроком до трех лет).
«Инкотермс»
В сфере международных торговых отношений проводится объемная работа по гармонизации торговых обычаев и приведения их к единым для всех стандартам. Основная роль здесь отведена Международной торговой палате. Согласно ее определению, торговым обычаем называется общепризнанное правило, сформировавшееся в практике торговли между странами на основании унифицированных отношений между контрагентами
Если вы действуете в сфере международных отношений торговли, нужно обратить внимание на документ МТП («Международные правила по толкованию терминов 2010»). Иначе он называется «Инкотермс»
Его изучение позволит соблюдать правила, по которым совершаются процедуры договоров в международном экономическом пространстве.
Практические трудности
Нарушение правил торговли может приводить к различным последствиям:
- отсутствует должный контроль над качеством продукции, что может привести к отравлениям, иному ущербу для здоровья, приобретению гражданами товаров, не соответствующих нормам;
- продавец не несет полной ответственности перед покупателем, не попадает под нормы «О защите прав потребителей».
Кроме того, торговля в неположенных местах приводит к нарушению архитектуры, загрязнению окружающей территории. Государство терпит убытки, так как лица не платят налоги.
Чаще всего нарушения осуществляются потому, что граждане не понимают сути законодательства. Также дополнительную сложность вызывают бюрократические проблемы и необходимость нести существенные расходы.
Так, открыть ИП можно недорого и быстро. На упрощенной системе налогообложения налоги будут также несущественными. А вот взносы в ПФР, ФСС и ФМС составят 40 874 рублей на 2021 год и увеличатся примерно до 50 тысяч рублей в ближайший год. Имея небольшой доход, граждане будут продолжать нарушать нормы.
Варианта два – уменьшить бремя для начинающих предпринимателей или усилить наказания за нарушения. Какой путь выберет государство – окончательно не понятно.
На практике бывает трудно определить, о каком именно нарушении идет речь. Лицо, продающее товар, не всегда должно иметь статус предпринимателя, например, если торгует продукцией со своего огорода. В одних случаях возникает налоговое обязательство, в других нет.
Кроме того, не всегда соответствующие органы охотно занимаются устранением подобных проблем. Если торговля не приносит ущерба гражданам, организациям или государству, она чаще всего остается безнаказанной.
Если против физических лиц и выносятся штрафы, то они редко приводят к прекращению подобной деятельности в дальнейшем. Санкции против них слишком незначительны. Гражданам проще заплатить штраф, чем регистрировать статус ИП и получать обязательства по уплате налогов и сборов.
Однако, если речь идет о торговле без лицензии, ситуация несколько серьезнее. Как правило, разрешительный документ требуется при реализации опасных или ограниченных в обороте товаров. Соответственно, и наказание за отсутствие документа будет более серьезным.
Например, незаконная продажа спиртосодержащей продукции физическими лицами приводит к штрафу в размере от 30 до 50 тысяч рублей (пункт 1 ). ИП, по пункту 2 этой же статьи, заплатит от 100 до 200 тысяч рублей.
Прочтите: Может ли ИП использовать свой личный счет для расчетов
Признаки предпринимательской деятельности
Каждый человек может что-то продавать или оказывать услуги. Подобные действия не подпадают под определение «Предпринимательская деятельность», если они носят несистемный характер. Например, человек, который продал соседке ненужный магнитофон, а через пять лет – родственнику тостер, не считается предпринимателем.
Если же он продает бытовую технику постоянно, закупает товары у оптовиков, размещает их в магазине, составляет графики заказов – это очевидно коммерческая деятельность. Это касается продажи товаров на улице, через социальные сети или другим способом.
Предпринимательством считается деятельность:
- направленная на получение прибыли;
- та, что совершается чаще, чем 2 раза в течение года.
Также обращают на себя внимание такие действия как:
Подобные действия указывают на то, что человек ведет деятельность ИП без свидетельства
Такой человек привлечет внимание налоговой инспекции, особенно если на него поступило заявление от других лиц (знакомых, клиентов, соседей) о нарушении законодательства. На такого гражданина может быть наложен штраф за торговлю без свидетельства ИП
Комментарий к Ст. 14.1.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Комментируемая статья вступает в силу с 1 января 2015 г.
2. Объектами правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован ЖК РФ.
3. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.
4. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ. Так, лицензионными требованиями являются:
— регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
— наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
— отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
— отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
— отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.
Кроме этого, Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что до 1 мая 2015 г. юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать лицензионному требованию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ).
5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
6. Субъектами административных правонарушений являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Какими бывают административные правонарушения в торговле?
- Пренебрежение правилами торговли. Они имеют место в торговых предприятиях различных форм собственности или ИП. За правонарушения такого типа виновник облагается штрафом в 3-25 МРОТ (минимальный размер оплаты труда).
- Нелегальная торговля товарами (или иными предметами), запрещенными или ограниченными в свободной реализации. Взысканием за это будет штраф в 3-100 МРОТ, с конфискацией или без.
- Нарушение санитарных правил торговли или торговля продукцией ненадлежащего качества. Штраф в 3-25 МРОТ.
- Торговля товарами без знаков соответствия или сертификатов. За это последует предупреждение или будет наложен штраф в 5-100 МРОТ (возможна также конфискация).
- Торговля товарами без документов. Налагается штраф в 50-100 МРОТ.
- Нарушение государственного контроля цен. Штраф в 50-100 МРОТ.
- Реализация подакцизных товаров без маркировки установленного образца. Штраф в 10-100 МРОТ с конфискацией этого товара.
- Реализация спиртных товаров с нарушением правил торговли. Штраф в 100-200 МРОТ.
- Обман покупателей в незначительных размерах. Например, заведомая ложь о потребительских свойствах продукции, обвешивание, обсчет и другие. Штраф в 1-30 МРОТ.
За нарушение правил торговли КоАП РФ предусматривает возможность нести ответственность за свои деяния.
Комментарий к Статье 14.32 КоАП РФ
1. Объект правонарушения — имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Комментируемая статья призвана обеспечить соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ или осуществлении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданского кодекса и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон), Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и иных федеральных законов. Указанная сфера отношений может регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Статья 11 Закона содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
3. К административной ответственности в рамках комментируемой статьи могут быть привлечены хозяйствующие субъекты — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, а также должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.