Федеральный закон от 02.08.2019 n 281-фз

Лоббизм Чайки

«Честно говоря, логика такого широкого внимания к казачьей теме на Кавказе на таком высоком уровне не совсем понятна. С чего это так резко встал вопрос? Может, опасность какая, а люди не знают? Может, казаки распоясались, что уже требуется незамедлительно формализовать их рамками Росгвардии?» – рассуждает председатель отделения партии «Яблоко» в Дагестане Альберт Эседов.

Он уверен: полпред президента в СКФО Юрий Чайка, также являющийся еще и заместителем председателя Совета при президенте по делам казачества, поднимает этот вопрос, используя все имеющиеся в обойме рычаги и связи.

«Порой кажется, что он делает заявления, опережая события или не согласовав нюансы с вышестоящей инстанцией, – напомнил Эседов. – Совсем недавно Чайка заявил, что его предложение приравнять казаков к силовикам поддержано самим Путиным. Такое известие общество восприняло, мягко говоря, неоднозначно и местами породило шутки типа: давайте и другие фольклорные группы приравняем к казакам, чтоб не пропустить время перехода к силовикам».

После заявления Чайки в Кремле поспешили сообщить об отсутствии планов на формирование специальных казачьих структур в составе Федеральной службы войск национальной гвардии.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) российское казачество — граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ;

2) государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации — информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах;

3) казачье общество — форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского), войскового или всероссийского казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

4) хуторское, станичное, городское казачье общество — первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей — жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

4.1) районное (юртовое) казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ;

5) окружное (отдельское) казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ;

6) войсковое казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации;

7) всероссийское казачье общество — казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ, а также окружных (отдельских) казачьих обществ, не входящих в состав войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 529-ФЗ.

3. Порядок согласования уставов хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество, и порядок утверждения уставов казачьих обществ главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами определяются Президентом Российской Федерации.

О программе

Образовательная программа «Правовое обеспечение государственной службы казачества» направлена на подготовку квалифицированных юристов способных, осуществлять правовое обеспечение государственной службы казачества, а именно способствовать эффективному взаимодействию казачьих обществ с органами публичной власти в современных реалиях государственного развития.

Программа магистратуры не имеет аналогов и отличается не только актуально новым для высшего образования профилем, но и содержательно выстраивается в соответствии с потребностями в кадрах российского казачества в области права.

Образовательная программа соответствует задачам, поставленным в Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года и основным принципам, обозначенным в Федеральном законе от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Специфика образовательной программы будет способствовать карьерному росту в органах государственной власти и местного самоуправления, юридических подразделениях организаций, деятельность которых направлена на обеспечение правовых условий привлечения членов казачьих обществ к несению государственной службы, реализации профессиональных функций по выполнению задач, связанных с обеспечением безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Преподавательский состав представлен не только теоретиками права, но и практикующими юристами, в том числе сотрудниками и экспертами Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Министерств и ведомств, а также представителями муниципальных органов власти, судьями, нотариусами и адвокатами, представителями духовенства.

Росгвардия и закон

В начале июля полпред президента на Северном Кавказе Юрий Чайка заявил о поддержке президентом РФ Владимиром Путиным создания казачьих подразделений Росгвардии. Учитывая неоднозначную репутацию современного реестрового казачества, инициатива вызвала множество вопросов.

Источники и Кавказ.Реалии, и других СМИ сообщают о начале формирования таких подразделений. Правда, условно казачьих.

Речь идет о полурегулярных подразделениях, в которые будут входить работающие на обычной работе мужчины (в том числе там, где они есть, казаки-дружинники), которые примерно раз в месяц будут привлекаться вместе с официальными военнослужащими на короткие военные сборы и раз в год на недельные. Также они будут привлекаться при необходимости живой силы в ликвидации последствий ЧС или военных конфликтов. Получать за это они должны от четырех до шести тысяч в месяц как прибавку к основной зарплате.

Парад Кубанского казачьего войска в Краснодаре, 2018 г.

Неверным является желание увязать создание казачьих подразделений Росгвардии и разработку в Дагестане закона «О казачестве в Республике Дагестан». Чтобы создавать казачьи роты, необходимо внести изменения в действующие нормативно-правовые акты Росгвардии или издать соответствующий акт на уровне ведомства. Можно подкорректировать федеральный закон №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», дополнив его соответствующей строкой», считает главный редактор научного журнала «Архонт», советник верховного атамана Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков-воинов России и Зарубежья» Антон Бредихин.

«На мой взгляд, нужно смотреть дальше, а не топтаться на одном месте, утверждая, что все теперь делается под Росгвардию. Нормативно-правовая база в отношении российского казачества действительно обширна. Однако до сих пор не принят очень важный федеральный закон «О российском казачестве», – продолжает собеседник. – Депутаты одобрили его ещё в 1997 году, но Совет Федерации отклонил. С той поры идёт процесс обсуждений, доработок, формулирования. И если инициатива «сверху» терпит уже не первое десятилетие фиаско, то почему бы не подать ее «снизу»?».

Эксперт подчеркивает: принятие подобных законов в ряде российских регионов вполне логично повлечёт за собой активизацию процесса на общенациональном уровне. Поэтому другие южнороссийские регионы также могут выступить с подобной законодательной инициативой.

На сегодняшний день региональные законы о казачестве приняты в трех из семи регионов Северного Кавказа – Северной Осетии, Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае. На юге они также действуют в Волгоградской и Астраханской областях и Краснодарском крае. В последнем сразу четыре «казачьих» закона: о реабилитации казачества (принят в 1995 году), о соцзащите членов казачьих обществ (2000 год), госслужбе казачества (2002) и казачьих наградах (2008 год).

Закон «О казачестве Калмыкии» был принят в 1997 году президентом Кирсаном Илюмжиновым и им же отменен спустя девять лет.

Цель документа — объединить разные общественные организации казаков и уточнить их задачи

Президент Владимир Путин утвердил стратегию госполитики России в отношении казачества на 2021-2030 годы, сообщает ТАСС. Среди её целей — консолидация казаков, сохранение их культуры, привлечение к несению государственной службы, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. На реализацию стратегии будет направлен законопроект, который планируется внести в Госдуму в октябре.

Почему казачество разделилось?

Сейчас в России более 2,5 тысячи казачьих обществ и общественных организаций. Общества входят в государственный реестр, и приняли на себя обязанность несения государственной службы. Казаки, состоящие в общественных организациях, такой возможности лишены. Важнейшая цель стратегии — объединить реестровых казаков и тех, кто пока состоит только в общественных организациях.  

До 1996 года они были едины, и являлись мощной патриотической силой, но не всем это было выгодно, сказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» с 2000 по 2013 год, казачий генерал Виктор Водолацкий. «В то время в Администрации Президента и других структурах были лица, которым не нужна была сильная Россия, поэтому казаков раздробили на мелкие организации, — пояснил депутат. — Сегодня Президент поставил задачу восстановить всё то, что было разрушено».


фото: Юрий Инякин / ПГ

Парламентарий уверен, что казаки найдут в себе силы сесть за стол переговоров и выработать решения, которые послужат основой для дальнейшего развития и укрепления казачества.

Чем займутся казаки?

Согласно стратегии, они будут участвовать в мероприятиях, направленных на укрепление обороны и безопасности России, гражданского единства, гармонизацию межконфессиональных отношений. Казаки  займутся профилактикой экстремизма и развитием связей с соотечественниками за рубежом.

«После Гражданской войны казаков разбросало по всему миру, и сегодня их потомки хотят более тесно работать с казачьими организациями в России, — отметил Виктор Водолацкий. — Многие из них стремятся получить гражданство Российской Федерации».

Очень важно, что в законопроекте будет прописан вопрос объединения казаков

Правительству РФ поручено за три месяца утвердить перечень целевых показателей и план мероприятий для реализации стратегии. А в октябре в Госдуму внесут законопроект «О развитии российского казачества», сообщил  Водолацкий. Его подготовкой занимается рабочая группа, созданная в Федеральном агентстве по делам национальностей. В документе запишут цели и задачи казачества и определят, кто такой «казак». Пока предложено указать, что это «лицо, являющееся прямым потомком казаков или причисляющее себя к таковым».

«Очень важно, что в законопроекте будет прописан вопрос объединения казаков. Деление казаков на общественных и реестровых приносит вред государству, — сказал Виктор Водолацкий

— Предлагается создать условия, чтобы они объединились на определённых платформах, чтобы их цели и задачи были едиными».

Новый закон позволит всем казачьим обществам и объединениям развиваться равномерно. Казаки получат не только новые возможности, но и дополнительные обязанности. «Перед ними откроются перспективы для самореализации, — считает Виктор Водолацкий. — Принятие закона станет исторической вехой для казаков России».

Атаманам предлагают сдавать декларации о доходах

10 июня в Госдуму уже внесён законопроект, который предлагает закрепить такой вид организаций, как Всероссийское казачье общество, обеспечить их внесение в реестр и наделить казачество правом создания таких организаций. Также в проекте есть норма, обязывающая атамана Всероссийского казачьего общества представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах своих супруги и детей.

Эти изменения хотят внести в закон «О государственной службе российского казачества». Он является основным документом, который регулирует эту сферу наряду с региональными законам и  нормативно-правовыми актами Правительства.

Кстати, ещё в 1997 году Госдума приняла в третьем чтении закон «О российском казачестве». Однако размежевание на «реестровых» и «общественных» послужило главным препятствием на пути его принятия. Совет Федерации учёл ходатайство Общественного совета атаманов войсковых казачьих обществ, и на заседании 4 июля 1997 года сенаторы проголосовали за отклонение документа.