Статья 186. контроль и запись переговоров

Статья 183. Основания и порядок производства выемки

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 03.12.2007 N 322-ФЗ)

3.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.

5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.
(часть шестая введена Федеральным законом от 03.12.2007 N 322-ФЗ)

Другой комментарий к Ст. 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Поскольку прослушивание переговоров является существенным ограничением права граждан на тайну переговоров, Конституция РФ устанавливает, что это возможно на основании судебного решения (статья 23 Конституции Российской Федерации).

2. УПК РФ конкретизирует это предписание, устанавливая два разных порядка принятия решения о контроле переговоров в зависимости от того, чьи переговоры контролируются.

Первый из них касается переговоров, которые ведутся подозреваемым, обвиняемым и другими лицами в процессе расследования дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Основанием для прослушивания являются достаточные данные полагать, что ведущие переговоры лица могут сообщать друг другу сведения о преступлении, иные сведения, имеющие значение для дела, которые могут послужить средством изобличения виновных лиц.

Второй порядок касается переговоров, ведущихся с потерпевшими, свидетелями, их близкими родственниками, близкими людьми по их телефонам или другим средствам связи. Основаниями для прослушивания являются полученные следователем данные о том, что подозреваемый, обвиняемый или близкие им лица в ходе переговоров высказывают в адрес потерпевших, свидетелей, близких им лиц угрозы совершения насилия, вымогательства или других преступных действий с тем, чтобы побудить их отказаться от изобличающих показаний либо передать вымогателям какие-либо ценности, совершить в их интересах какие-либо действия и т.п.

При получении письменного заявления потерпевшего, свидетеля, близких им лиц с сообщением об угрозах следователь с согласия этих лиц выносит постановление о контроле и записи их переговоров и направляет его для исполнения в соответствующее учреждение.

3. В остальных случаях (в том числе при отсутствии заявления потерпевшего, свидетеля, их близких, но при наличии оснований для прослушивания) следователь с согласия прокурора возбуждает ходатайство перед судом о разрешении контроля и записи переговоров. Ходатайство следователя облекается в форму мотивированного постановления.

5. Постановление судьи, разрешающее контроль и запись переговоров, направляется следователем в учреждение, которому поручается его исполнение (соответствующее подразделение органов ФСБ и МВД).

6. Результаты прослушивания, т.е. фонограмма, представляется следователю учреждением, производившим контроль и запись переговоров. Следователь вправе в любое время, в том числе и до истечения шестимесячного срока, истребовать фонограмму. Она представляется следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом. В письме указывается время начала и окончания записи переговоров, необходимые технические характеристики использованных средств (тип звукозаписывающей аппаратуры, ленты, скорость записи и т.п.). Эти данные необходимы для оценки доказательственного значения звукозаписи.

7. Если звукозапись телефонных переговоров производилась в качестве оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного ст. 6 Закона об ОРД, по поручению следователя или по инициативе оперативно-розыскного органа, фонограмма представляется следователю в порядке ст. 11 Закона об ОРД.

8. Непосредственное восприятие сведений, зафиксированных в фонограмме, осуществляется путем ее осмотра и прослушивания следователем. При этом участвуют понятые, при необходимости может быть привлечен специалист, а также лица, чьи переговоры записаны. Об осмотре и прослушивании составляется протокол, в котором излагается внешнее состояние фонограммы, факт прослушивания, присутствовавшие при этом лица, дословно воспроизводится часть фонограммы, имеющая отношение к делу.

9. Фонограмма на основании постановления следователя приобщается к протоколу ее осмотра и прослушивания и хранится в опечатанном виде при уголовном деле как вещественное доказательство. После вступления приговора в законную силу и в случае прекращения дела ее часть, не имеющая отношения к делу, уничтожается. Об уничтожении части фонограммы должна быть сделана отметка на протоколе ее осмотра и прослушивания.

Статья 186. Контроль и запись переговоров

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Тактика контроля и записи переговоров

Следует иметь в виду, что фонозапись переговоров прослушивается по аналогии с процедурой следственного осмотра. В том случае, если следователь является участником процедуры, он становится свидетелем со всеми вытекающими из этого процессуальными последствиями.

Звукозапись переговоров ведется в автоматическом режиме, независимо от того, осуществляется ли параллельно их прослушивание или нет. При непосредственном восприятии значимая для дела информация может немедленно передаваться органу расследования. Запись же прослушивается периодически органом расследования с участием специалиста в присутствии понятых. При этом значимая информация переносится на единый носитель, а не имеющая отношение к делу стирается.

В протоколе указываются:

    • какие части записи перенесены на единый носитель и что он собой представляет;
    • при необходимости излагается значимая информация либо начальная и конечная фразы записанного разговора.

В тех случаях, когда запись производилась по поручению следователя, протокол прослушивания вместе со звукозаписью (кассетой), рапортом или препроводительным письмом представляется ему от органа дознания в опечатанном виде. Следователь осматривает их с участием понятых (и при необходимости специалиста) и прослушивает записи. Все материалы прослушивания, записи и протокол их осмотра приобщаются к делу в качестве источника доказательств. В протоколе указываются:

    • внешний вид и технические параметры кассеты;
    • признаки, свидетельствующие о возможных изменениях;
    • содержание фонограммы.

В целях установления подлинности и цельности фонозаписи, а также идентификации личности участников переговоров может быть проведена фоноскопическая экспертиза.

Статья 185. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка

1. При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.

2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

3. В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:
1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться;
2) основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;
3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;
4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.

4. В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

5. Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

6. Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

7. При наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка.(часть 7 введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

Классификация

Разбить отслеживание и фиксацию разговоров по телефону можно на основании таких критериев.

  1. По процессуальному положению субъекта прослушивания: отслеживание и запись разговоров происходит в отношении подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей.
  2. По объему отслеживание и фиксация разговоров по телефону каких-либо субъектов может быть основным или дополнительным (когда сначала не следили за мобильным телефоном, купленным человеком после начала следственных мероприятий).
  3. По очередности проведения можно выделить первичный и повторный контроль телефонных звонков и дальнейшая их фиксация. Повторный контроль нужен тогда, когда качество первого оставляет желать лучшего, или же следствие рассчитывает, что после однократной проверки телефонных разговоров предполагаемый преступник расслабится и станет более раскованным – возможно, посредством звонка он свяжется с соучастниками или случайно расскажет о содеянном.
  4. По количеству отслеживаемых и прослушиваемых субъектов разделяют единичный и групповой, при котором отслеживают и фиксируют не только проводные связные линии, но и радиотелефонные, мобильные, радиорелейные и прочие каналы нескольких людей: подозреваемых, обвиняемых или лиц, имеющих с ними контакты.

Есть несколько критериев, характеризующих отслеживание и фиксацию разговоров

Процессуальная причина начала манипуляций по отслеживанию и фиксации разговоров по телефону заключается в вердикте суда. В противном случае попытка отследить переговоры гражданина нарушит его права, прописанные в Конституции.

В целом, начать принимать подобные меры сотрудники следственных органов могут по причине получения данных о том, что человек владеет информацией, способной каким-либо образом повлиять на ход расследования. Выяснить необходимые сведения допустимо вследствие организации следственных мероприятий или действий оперативного и розыскного плана. В дальнейшем следователь и прокурор решат, хватает ли полученной с телефонных разговоров информации – в этом им помогает профессиональная компетенция и жизненный опыт.

Такие меры могут быть предприняты, если человек может владеть информацией, необходимой для следствия

Для начала, необходимо учитывать вероятность насильственных действий в сторону перечисленных людей, угрозу смерти. Следить за разговорами и записывать их можно только в тех случаях, когда они проходят по их собственным телефонам

Важно сказать, что при этом названные граждане должны написать заявление о согласии на прослушивание разговоров, иначе придется получить вердикт суда

Длительность подобных следственных мероприятий может составлять максимум полгода. Когда прослушивание разговоров по телефону перестает быть актуальным, его останавливают по решению следователя, однако не позже окончания сроков расследования по конкретному делу. Рассматриваемое нами мероприятие проводится оперативно-розыскными подразделениями МВД РФ, ФСБ РФ, Минюста РФ, при этом проходит присоединение к стационарному аппаратному обеспечению предприятий, заведений и организаций без указания на разновидность собственности.

Как правило, такие мероприятия длятся не более полугода

Комментарий к статье 186 УПК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает порядок контроля и записи телефонных, а также иных переговоров, ведущихся с помощью средств связи (например, переговоры с использованием радиостанций). Цель данного следственного действия – собрать сведения, имеющие значение для уголовного дела, а также обеспечить безопасность потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников либо близких лиц.

2. По общему правилу, установленному в ч. 1 комментируемой статьи, следственное действие производится в случаях, когда в переговорах подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержаться сведения, имеющие значение для уголовного дела. Дополнительным условием является то, что контроль может быть осуществлен по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких деяниях (ч. 3–5 ст. 15 УК РФ).

3. Контроль и запись телефонных переговоров производится на основании судебного решения (ст. 165 УПК РФ). Исключение составляет положение ч. 2 комментируемой статьи, поскольку данное следственное действие может производиться и на основании заявления лица, в отношении которого поступают угрозы. Однако это может иметь место, когда угрозы поступают именно по телефону. Также следует иметь в виду, что контролируются входящие звонки на телефон заявителя.

4. В ч. 3 комментируемой статьи установлены требования, предъявляемые к постановлению следователя. В числе прочих сведений в нем должны указываться конкретные основания производства данного следственного действия, срок, а также номера телефонов, с которых будет сниматься информация.

Данный документ после его согласования с руководителем следственного органа направляется в районный суд, где судья выносит постановление о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров или об отказе в этом. В постановлении излагается суть ходатайства следователя, а также основания принимаемого судебного решения.

Если потребовалось произвести данное следственное действие в ходе дознания, то постановление дознавателя о возбуждении перед судом ходатайства должно быть согласовано с прокурором.

5. Постановление судьи направляется для исполнения в соответствующий орган (ч. 4 комментируемой статьи). Техническое обеспечение контроля и записи переговоров производят соответствующие подразделения органов федеральной службы безопасности. При отсутствии у органов федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел РФ.

6. Максимально возможный срок контроля и записи телефонных и иных переговоров согласно ч. 5 комментируемой статьи составляет 6 месяцев. Однако данное следственное действие может быть прекращено и до истечения этого срока (например, если в отношении лица применена мера пресечения в виде заключения под стражу или если истек срок предварительного расследования). В любом случае о принятом решении органы, осуществляющие контроль и запись переговоров, должны быть немедленно извещены.

7. В постановлении следователя о прекращении контроля и записи телефонных и иных переговоров в числе прочих сведений указывается, когда, на основании решения какого судьи были начаты контроль и запись переговоров, а также приводятся причины его прекращения.

8. В ч. 6–8 комментируемой статьи закреплен порядок исследования и последующего хранения фонограммы.

Получив фонограмму, следователь прослушивает ее. В протоколе осмотра и прослушивания фонограммы должны быть указаны условия прослушивания, приводятся сведения об аппаратуре, на которой прослушивалась фонограмма, и т.п. Также в обязательном порядке фиксируются результаты осмотра и прослушивания фонограммы: наличие и целостность упаковки и печатей; указываются индивидуальные признаки осматриваемой фонограммы; дословно излагается фонограмма полностью или та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. В прослушивании телефонограммы в любом случае участвуют лица, чьи переговоры были записаны, а также при необходимости – специалист.

Фонограмма приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства, хранится при уголовном деле и передается вместе с ним (ст. 81–83 УПК РФ).

Комментарий к статье 186 УПК РФ

  1. Контроль телефонных и иных переговоров имеет законодательное определение. Согласно пункту 14.1 статьи 5 УПК это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации; осмотр и прослушивание фонограмм. Установка и использование прослушивающих устройств вне коммуникации (на дому, в офисе и т.д.) данным определением не охватываются.
  2. Следственное действие, предусмотренное комментируемой статьей, производится по двум основаниям: во-первых, по необходимости собирания доказательств по делам о преступлениях, за совершение которых может быть назначено уголовное наказание в виде лишения свободы сроком свыше пяти лет, а во-вторых, по необходимости обеспечения личной безопасности свидетеля, потерпевшего и их близких. Контроль и запись телефонных и иных переговоров — новое, сложное и трудоемкое следственное действие, предполагающее использование современных технических средств связи. В ведомственных нормативных актах под телефонными переговорами имеются в виду переговоры абонентов по городской, междугородной и международной телефонной связи, а также с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной (ВЧ) и космической связи, а под иными переговорами — переговоры, ведущиеся с других переговорных аппаратов (устройств), как то: селекторных, проводных, радио- и иных технических средств передачи речевой информации.
  3. По смыслу данной статьи допустимы контроль и запись переговоров между любыми лицами независимо от того, какое процессуальное положение они занимают в данном уголовном деле и занимают ли вообще.
  4. При наличии письменного заявления потерпевшего и свидетеля, которые подвергаются вымогательству, угрозам и другим преступным действиям в связи с их участием в данном уголовном деле, контроль и запись переговоров производятся по постановлению лица, производящего расследование, или прокурора, а во всех остальных случаях — только на основании постановления судьи, которое выносится по ходатайству лица, производящего расследование, или прокурора.
  5. В законе не указывается конкретно, в какой орган направляется постановление о контроле и записи переговоров. Это внутренний вопрос правоохранительной деятельности. Подобные вопросы решаются на основе подзаконных актов и ведомственных служебных нормативных документов.
  6. С момента вручения постановления о контроле и записи переговоров соответствующей технической службе уголовно-процессуальная деятельность, связанная с данным следственным действием, прерывается подобно тому, как она прерывается с вручением администрации учреждения связи постановления о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Сами контроль и запись переговоров — чисто техническая деятельность, УПК не регламентируемая.
  7. Уголовно-процессуальная (следственная) деятельность возобновляется с момента истребования фонограммы записи переговоров. Она выражается в ее осмотре, прослушивании и приобщении в качестве вещественного доказательства. Таким образом, по смыслу комментируемой статьи в результате контроля и записи переговоров в уголовном деле появляются два источника доказательств — фонограмма (вещественное доказательство) и протокол ее осмотра (документ).
  8. Следственное действие, предусмотренное статьей 186 УПК, тоже имеет аналог в виде проводимого на основании судебного решения оперативно-розыскного мероприятия под названием «прослушивание телефонных переговоров» (пункт 10 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), по поводу чего можно и нужно повторить сказанное в пункте 13 комментария к предыдущей статье.

Если вам нужна помощь Адвоката

Комментарий к Статье 185 Уголовно-процессуального кодекса

1. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (за исключением телефонных и пейджинговых переговоров, которые контролируются в порядке, установленном ст. 186 УПК РФ) является организационно-распорядительным действием, которое предшествует их осмотру и выемке. Осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений представляют собой процессуальные действия, производимые последовательно, одно за другим в учреждении связи, которому поручено задерживать данные отправления.

2. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка производятся на основании судебного решения, так как это комплексное процессуальное действие следователя сопряжено с существенным ограничением права граждан на тайну переписки, иных сообщений.

3. В законе не указано, почтово-телеграфные отправления каких лиц могут быть подвергнуты аресту. Это могут быть подозреваемые и обвиняемые, в сообщениях которых содержатся сведения, например, о мерах противодействия следствию, состоянии производства по уголовному делу, местах сокрытия значимых для дела объектов. Контроль указанных в законе отправлений осуществляется в отношении свидетелей, потерпевших и даже иных лиц, если имеются основания полагать, что в их сообщениях может содержаться информация, имеющая значение для раскрытия преступления. Однако недопустим контроль сообщений между подозреваемым, обвиняемым и его защитником, который означал бы недопустимое нарушение профессиональной тайны адвоката.

4. В случае принятия судом решения о наложении ареста на отправление, которое облекается в форму постановления, его копия направляется судьей непосредственно или через следователя в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

5. Осмотр и выемка задержанных почтово-телеграфных отправлений в необходимых случаях могут производиться с участием переводчика, если письменное сообщение выполнено на языке, которым следователь не владеет. Не исключается участие в данных процессуальных действиях и специалиста-криминалиста, например в целях обнаружения отпечатков пальцев на почтово-телеграфных отправлениях.

6. Следователь по получении уведомления прибывает в учреждение связи, которому поручено исполнение постановления суда об аресте почтово-телеграфных отправлений, и производит осмотр задержанных отправлений. В случае выявления в ходе осмотра сведений, имеющих значение для уголовного дела, следователь производит выемку отправления либо из тактических соображений ограничивается снятием с него копии и затем отправляет оригинал отправления адресату в неповрежденном виде. Такие же меры, исключающие повреждение почтово-телеграфного отправления, следователь принимает в тех случаях, если выявленные при осмотре сведения не имеют отношения к уголовному делу.

7. Для производства выемки почтово-телеграфного отправления, так же как и осмотра его, не требуется вынесение отдельного постановления, она производится на основании судебного решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотре и выемке. Об осмотре и выемке составляется единый протокол, в котором фиксируются сведения, полученные при осмотре, и факт изъятия оригинала почтово-телеграфного отправления или его копии.

8. Изъятое почтово-телеграфное отправление приобщается к уголовному делу в качестве вещественного доказательства соответствующим постановлением следователя, если оно является предметом, который служил орудием преступления или сохранил на себе следы преступления (п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 81 УПК РФ). Если изъятое отправление не является таковым, данное постановление не выносится. Доказательство приобщается к уголовному делу на основании протокола осмотра и выемки почтово-телеграфного отправления.

9. Арест, осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений производятся с соблюдением следственной тайны, что неравнозначно контролю почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, предусмотренному п. п. 9 и 11 ст. 6 Федерального закона об ОРД от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ, также носящему негласный характер. Их различие заключается прежде всего в том, что осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений производятся следователем, а не органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. Первые являются процессуальными действиями, предусмотренными УПК, второе — оперативно-разыскное мероприятие, проводимое оперативным сотрудником в соответствии с Законом об ОРД.

Комментарий к Статье 186.1 Уголовно-процессуального кодекса

1. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами — процессуальное действие, дополнительно включенное в УПК РФ (ст. 186.1) Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 143-ФЗ, которое предназначено для обеспечения эффективности и результативности борьбы с организованными преступлениями коррупционной, террористической, экстремистской направленности и другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности, безопасности государства, общественной безопасности.

2. Осуществление данного процессуального действия позволяет субъекту расследования получить сведения, имеющие доказательственное и вспомогательное криминалистическое значение, о наличии соединений между определенными лицами и (или) абонентскими устройствами в определенное время; о факте знакомства между лицами, представляющими интерес для следствия; о продолжительности и частоте телефонных, мобильных контактов между ними; о количестве соучастников преступления; об отдельных обстоятельствах расследуемого деяния; о номерах абонента, сим-карты; номерах и месте нахождения базовой станции, где произошло соединение; о месте нахождения объекта в зоне обслуживания базовой станции сотового оператора и др.

3. Под абонентом понимается пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг и которому в этих целях выделен абонентский номер. Вместе с тем человек может пользоваться услугами связи при помощи телефона, зарегистрированного на другое имя.

4. Абонентское устройство — это технические средства (телефонный аппарат, мобильный телефон, пейджер, видеотелефон и др.) для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей.

5. Данное процессуальное действие имеет определенное сходство с оперативно-разыскным мероприятием, заключающееся в том, что для его проведения требуется судебное решение и во время его проведения собирается информация, передаваемая через радиосвязь, радиорелейную, селекторную связь, телексные, факсимильные, пейджинговые каналы обмена информацией между абонентами.

6. Вместе с тем между получением информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и снятием информации с технических каналов связи оперативным путем имеются существенные различия: процессуальное действие направлено на получение сведений о контактах между абонентами и (или) абонентскими устройствами, а оперативно-разыскное мероприятие имеет целью получение любой информации, передаваемой по техническим каналам связи; субъектом процессуального действия является следователь, субъектами оперативно-разыскного мероприятия — сотрудники оперативно-технических подразделений МВД, ФСБ России, органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков; результаты процессуального действия фиксируются в протоколе осмотра документа, а сами документы приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство, результаты же оперативно-разыскного мероприятия оформляются справкой с приложением к ней носителя снятой информации с технических каналов связи.

7. В качестве специалистов при проведении осмотра представленных документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, могут привлекаться сведущие лица в области эксплуатации конкретного вида абонентского устройства, компьютерной техники (при изучении и исследовании документа, выполненного на электронном носителе) и других областях.