Статья 188. порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 31 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Штраф устанавливается в размере от 2500 руб. до 1 млн. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет (ч. 2 ст. 46 УК РФ).

2. На осужденного к штрафу возлагается обязанность оплатить всю сумму штрафа в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Однако, если у осужденного возникают проблемы с единовременной уплатой штрафа, он может обратиться с ходатайством в суд о предоставлении ему рассрочки.

Основания и целесообразность рассрочки исследуются судебным приставом-исполнителем и сообщаются суду.

3. В случае предоставления рассрочки осужденный обязан первую часть штрафа выплатить в течение 30 суток, а остальную сумму уплачивать равными частями ежемесячно, но не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

4. Осужденный, не уплативший штраф в установленные сроки и скрывающий свои доходы, имущество от принудительного взыскания, может быть признан злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа осужденным, которому данное наказание назначено в качестве основного, судебный пристав-исполнитель в сроки, указанные в ч. 2 ст. 32 УИК РФ, имеет право направить в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.

5. Суд может заменить штраф другим видом наказания в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Уголовный кодекс РФ и УИК РФ не устанавливают мер соотношения невыплаченных сумм штрафа с конкретными сроками ареста, обязательных и исправительных работ. Суд решает этот вопрос по своему усмотрению

Важно лишь, чтобы указанные сроки не выходили за максимальные и минимальные пределы, установленные УК РФ для данных видов наказаний

6. В случае неуплаты штрафа взыскание производится принудительно. Оно может быть обращено на личное имущество осужденного, в том числе на его долю в общей собственности и в совместной собственности супругов.

Взыскание на имущество не обращается, если гражданин работает или получает пенсию (стипендию), а размер взыскания не превышает той доли месячной оплаты или иного заработка (пенсии, стипендии), на которую по закону может быть обращено взыскание. В этих случаях исполнительный лист направляется в соответствующую организацию.

7. О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20.

Комментарий 2

1. Комментируемая статья регламентирует порядок реализации ответственности условно осужденного, не выполняющего предписания суда о правомерном поведении в течение испытательного срока и выполнении определенных обязанностей (например, не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании; осуществлять материальную поддержку семьи).

Невыполнение условно осужденным вышеназванных предписаний может повлечь следующие правовые последствия: 1) возложение судом на условно осужденного дополнительных обязанностей; 2) продление испытательного срока; 3) отмену условного осуждения и исполнение назначенного приговором суда наказания. Каждая из этих мер может быть применена судом лишь при наличии соответствующего представления органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного. Поэтому комментируемая статья определяет основания направления в суд таких представлений.

2. Из текста комментируемой статьи (ч. ч. 1, 2) следует, что представление о возложении дополнительных обязанностей или продлении испытательного срока условно осужденному может быть направлено УИИ или командованием воинской части в суд лишь при неоднократных нарушениях условно осужденным общественного порядка либо неоднократном неисполнении возложенных на него обязанностей и законных требований УИИ или командования воинской части. Такой вывод следует из указаний закона о том, что при нарушении условно осужденным возложенных на него обязанностей направлению представления в суд должно предшествовать письменное предупреждение условно осужденного о возможности отмены условного осуждения. Факты совершения административных правонарушений должны быть подтверждены соответствующими протоколами.

Сравнительный анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного права показывает, что в случае совершения условно осужденным неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене условного осуждения, продлении испытательного срока или возложении на условно осужденного дополнительных обязанностей рассматривается судом по собственной инициативе и внесение соответствующего представления УИИ (командования воинской части) необязательно. При совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления представления УИИ (командования воинской части) не требуется, поскольку условное осуждение отменяется в обязательном порядке

3. Представление об отмене условного осуждения вносится УИИ или командованием воинской части, как указано в ч. 4 комментируемой статьи, в случаях: 1) систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей; 2) если условно осужденный скрылся от контроля. При этом понятие систематического неисполнения обязанностей раскрывается в ч. 5, а понятие скрывающегося от контроля условно осужденного — в ч. 6 комментируемой статьи. Понятие злостного неисполнения обязанностей в законе не раскрывается. Можно предположить, что злостность здесь рассматривается как синоним систематичности.

Комментарий к статье 190 УИК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует порядок реализации ответственности условно осужденного, не выполняющего предписания суда о правомерном поведении в течение испытательного срока и выполнении определенных обязанностей (например, не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления УИИ; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании; осуществлять материальную поддержку семьи).
Невыполнение условно осужденным вышеназванных предписаний может повлечь следующие правовые последствия: 1) возложение судом на условно осужденного дополнительных обязанностей; 2) продление испытательного срока; 3) отмену условного осуждения и исполнения назначенного приговором суда наказания. Каждая из этих мер может быть применена судом лишь при наличии соответствующего представления органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного. Поэтому комментируемая статья определяет основания направления в суд таких представлений.
2. Из текста комментируемой статьи (ч. 1, 2) следует, что представление о возложении дополнительных обязанностей или продлении испытательного срока условно осужденному может быть направлено УИИ в суд лишь при неоднократных нарушениях условно осужденным общественного порядка либо неоднократном неисполнении возложенных на него обязанностей и законных требований УИИ. Такой вывод следует из указаний закона о том, что при нарушении условно осужденным возложенных на него обязанностей направлению представления в суд должно предшествовать письменное предупреждение условно осужденного о возможности отмены условного осуждения

Факты совершения административных правонарушений должны быть подтверждены соответствующими протоколами.
Сравнительный анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного права показывает, что в случае совершения условно осужденным неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене условного осуждения, продлении испытательного срока или возложении на условно осужденного дополнительных обязанностей рассматривается судом по собственной инициативе и внесение соответствующего представления УИИ необязательно. При совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления представления УИИ не требуется, поскольку условное осуждение отменяется в обязательном порядке.
3

Представление об отмене условного осуждения вносится УИИ, как указано в ч. 4 комментируемой статьи, в случаях: 1) систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей; 2) если условно осужденный скрылся от контроля. При этом понятие систематического неисполнения обязанностей раскрывается в ч. 5, а понятие скрывающегося от контроля условно осужденного — в ч. 6 комментируемой статьи. Понятие злостного неисполнения обязанностей в законе не раскрывается

Можно предположить, что злостность здесь рассматривается как синоним систематичности.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ч. 3 ст

74 УК РФ в качестве основания отмены условного осуждения названо лишь систематическое или злостное неисполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей и не упоминается о случаях, когда осужденный скрылся от контроля. Кроме того, ни в упомянутой уголовно-правовой норме, ни в ч. 4 комментируемой статьи не выделено в качестве основания отмены условного осуждения систематическое совершение условно осужденным административных правонарушений в течение испытательного срока. Представляется, что в этих случаях имеет место некоторое несовершенство закона, прежде всего уголовного.

Если вам нужна помощь Адвоката

Другой комментарий к статье 106 УИК РФ

1 — 2. Комментируемая статья определяет виды работ, к которым осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда, ограничивая их хозяйственными работами по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Осужденные к лишению свободы не могут привлекаться к указанным работам в административных зданиях, в которых размещается личный состав, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства, а также на территориях исправительных учреждений, где размещаются инженерные средства охраны (в запретной зоне).

Закрепленный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, в том числе по соблюдению правил санитарии и гигиены в местах их проживания и работы. Выполнение осужденными работ, связанных с благоустройством мест отбывания ими наказания, не может расцениваться как принудительный труд, поскольку эти работы являются их обычными гражданскими обязанностями. Привлечение осужденных в установленном законом порядке к такого рода работам не может расцениваться как произвольное возложение на них дополнительных обязанностей <1>.

———————————
<1> См.: Определения Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 190-О, от 23.06.2005 N 296-О // Справочная правовая система «КП».

Таким образом, участие в выполнении работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда является обязательным для всех трудоспособных осужденных. Так же как и при привлечении осужденных к оплачиваемым работам, эта обязанность не распространяется на осужденных пенсионного возраста — мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы. От обязательного участия в указанных работах освобождены также осужденные беременные женщины. Эти категории осужденных привлекаются к работам без оплаты труда по их желанию.

3. К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от основной работы время. График участия осужденных в работах без оплаты труда утверждается администрацией исправительных учреждений. Администрация осуществляет контроль за выполнением работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий и ведет суммированный учет отработанного осужденными времени. Продолжительность указанных работ не должна превышать двух часов в неделю. Допускается увеличение продолжительности работ осужденных без оплаты труда при условии соблюдения принципа добровольности.

Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ ужесточены требования к соблюдению данного принципа — установлено, что продолжительность этих работ может быть увеличена только по письменному заявлению осужденного. Вместе с тем начальнику исправительного учреждения предоставлено право увеличивать своим постановлением продолжительность работ, осуществляемых осужденными без оплаты труда, при необходимости проведения срочных работ, направленных на сохранение жизнеобеспечения учреждения. При этом письменного согласия осужденных на дополнительное участие в выполнении указанных работ не требуется.

Комментарий к статье 188 УИК РФ

1. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных определяется комментируемой статьей УИК и разд. V Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. N 38. В комментируемой статье определены основные направления деятельности УИИ по контролю за условно осужденными: 1) персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; 2) контроль за соблюдением условно осужденным правопорядка; 3) контроль за исполнением возложенных судом на условно осужденного обязанностей; 4) исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 5) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за условно осужденным; 6) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении (о понятии и целях контроля за поведением осужденных см. комментарий к ст. 183 УИК).
К числу задач, решаемых при этом УИИ, относятся: 1) изучение личности условно осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения; 2) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии с него судимости, сокращения либо продления испытательного срока; 3) информирование компетентных органов о совершенных условно осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей; 4) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.
Контроль за условно осужденными осуществляется с соблюдением принципов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и не направлен на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
2. Закон наделяет УИИ определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля. Из текста ч. 4, 5 комментируемой статьи следует, что УИИ имеют право приглашать условно осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, выносить в установленном порядке постановления о принудительном приводе в случае неявки условно осужденного без уважительных причин, а также проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении его от отбывания наказания либо когда его местонахождение неизвестно. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» сотрудники УИИ имеют право посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдения ими установленных обязанностей или запретов. Кроме того, УИИ могут влиять на режим осуществления контроля, который во многом зависит от количества и характера возложенных судом на условно осужденного обязанностей (см. комментарий к ст. 190 УИК).
3. В случае призыва на военную службу условно осужденный снимается с учета УИИ, а командованию воинской части по месту его службы направляется приговор суда и сведения о поведении условно осужденного в период нахождения на учете в УИИ, о примененных к нему правоограничениях и т.п. Для обеспечения надлежащего контроля за условно осужденным законом предусмотрен десятидневный срок, в течение которого командование воинской части должно сообщить в УИИ о постановке условно осужденного на учет. При отсутствии такого сообщения УИИ должна направить в воинскую часть соответствующий запрос.
По окончании условно осужденным военной службы командование воинской части в тот же срок должно сообщить УИИ по месту жительства условно осужденного о его убытии из части. Если при этом испытательный срок не истек, УИИ ставит условно осужденного на учет и проводит иные мероприятия по осуществлению контроля.

Если вам нужна помощь Адвоката

Статья 173.1 УИК РФ. Установление административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы

  1. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
  2. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
  3. Администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
  4. Администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания.
  5. При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.
  6. В предписании, указанном в части четвертой настоящей статьи, производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.

Другой комментарий к статье 40 УИК РФ

1, 5. Комментируемая статья регламентирует условия отбывания наказания в виде исправительных работ. Прежде всего, в ней в общей форме регламентируется обязанность осужденных соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. Это означает, что осужденный должен своевременно приступить к работе, выполнять там правила внутреннего распорядка, не прогуливать, не опаздывать и т.п. Специально указывается на обязанность являться по вызову инспекции. Инспекция может вызвать осужденного для получения его объяснений по поводу каких-либо допущенных нарушений, неявки на работу, в связи с необходимостью направить его на другое место работы и т.д.

Наконец, одной из важных обязанностей осужденного является сообщение в течение 10 дней в уголовно-исполнительную инспекцию о перемене места работы и места жительства. Поскольку инспекция осуществляет контроль за осужденным, она должна знать, где он живет и работает.

2. Помимо этого, в комментируемой статье перечислены правоограничения, вытекающие из самого факта отбывания данного наказания.

Наиболее существенными являются удержания из установленной приговором суда части заработка осужденного (от 5 до 20%). Порядок производства удержания детализирован в ст. 44 УИК РФ и будет рассмотрен при комментировании этой статьи.

3 — 4. Несмотря на то что осужденный направляется на работу строго по указанию уголовно-исполнительной инспекции, закон в принципе не запрещает ему изменить место работы. Поскольку исправительные работы применяются к тем, кто не имеет основного места работы, основной задачей на первоначальном этапе должно считаться трудоустройство осужденного и приобщение его к трудовой деятельности. Тем более что осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Такая работа определяется наличием вакансий в момент поступления из суда приговора, вступившего в законную силу. Вместе с тем общеизвестно, что квалифицированная работа с большим заработком будет иметь большее воспитательное значение. Поэтому закон разрешает осужденному изменить место работы, но это делается уже под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

Увольнение по собственному желанию допускается по письменному разрешению уголовно-исполнительной инспекции, которая обязана проверить обоснованность причин увольнения. Таковыми могут быть: переход на работу по специальности, более высокий заработок, приближение к месту жительства и т.п. Если инспекция придет к выводу, что причина увольнения обоснованна, она дает разрешение.

Поскольку уголовно-исполнительная инспекция заинтересована в исправлении осужденного, она старается удовлетворить обоснованные просьбы осужденных. Если же из обстоятельств дела видно, что увольнение направлено на уклонение от работы и осужденный тем самым пытается уклониться от отбывания наказания — инспекция отказывает в разрешении на увольнение.

Такой отказ может быть обжалован в вышестоящий орган ФСИН России, в прокуратуру или в суд.

6. Еще одно правоограничение осужденного заключается в сокращении ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого администрацией организации, в которой работает осужденный. Как известно, ст. 115 ТК РФ определено, что работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает для осужденных к исправительным работам такой отпуск продолжительностью в 18 рабочих дней, причем время отпуска должно быть согласовано с уголовно-исполнительной инспекцией. При этом другие отпуска предоставляются на общих основаниях (ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, — ст. 116 ТК РФ). Сохранение дополнительных отпусков связано с их предоставлением для поддержания здоровья работника. Поэтому уголовно-исполнительное законодательство их сокращать не считает нужным.

Статья 96 УИК РФ. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения

  1. Положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы.
  2. Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, находящихся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных за совершение особо тяжких преступлений; осужденных, находящихся в строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, больных открытой формой туберкулеза; осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированных осужденных; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
  3. Право передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения предоставляется осужденному постановлением начальника исправительного учреждения.
  4. Осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя или сопровождения, должны размещаться в отдельных жилых помещениях. Им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами исправительного учреждения, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления.
  5. Поведение осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
  6. В случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника исправительного учреждения.

Статья 108 УИК РФ. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

  1. В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
  2. При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, и порядок проведения медицинских осмотров осужденных для установления наличия либо отсутствия у них медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, определяются совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
  3. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.
  4. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования.
  5. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.