Срок административного задержания. кодекс российской федерации об административных правонарушениях

Зарубежный опыт

11 марта 2020 года Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) объявила о пандемии коронавируса.

Для предотвращения распространения вирусной инфекции во многих государствах был введен режим чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации. Это решение принимается правительством или президентом, а в некоторых странах — парламентом.

Как правило, вместе с этим вводятся ограничения на проведение массовых мероприятий, приостанавливается работа музеев, школ, детских садов, вводятся дистанционное обучение и работа «на удаленке». Ограничения на передвижение граждан рассматривается в качестве одной из крайних карантинных мер.

Для соблюдения указанных ограничений вводятся жесткая система штрафов (до 50 тыс. долларов), реальные сроки лишения свободы и даже смертная казнь (Китай).

В числе стран с введенным режимом ЧС или Ч П Италия, Испания, Казахстан, США, Чехия, Эстония, Румыния, Болгария, Венгрия и др. (см. таблицу).

Страна

Дата введения ЧП

Кол-во заболевших на дату введения ЧП

Кол-во умерших на дату ведения ЧП

Срок действия ЧП

Италия

31 января

2

6 месяцев

Венгрия

11 марта

13

Словакия

11 марта

10

США

13 марта

1629

41

Эстония

13 марта

27

до 01 мая 2020

Чехия

12 марта

96

30 дней

Болгария

13 марта

23

1

30 дней

Сербия

15 марта

48

Испания

15 марта

6500

195

15 дней

Румыния

16 марта

158

30 дней

Республика Казахстан

16 марта

8

30 дней

Таким образом, вопрос о введении ограничительных мер в большинстве государств принимался на федеральном уровне, что является законным и обоснованным способом предотвращения пандемии.

Комментарий к Статье 127 УК РФ

1. Основной объект преступного посягательства — личная свобода и прежде всего свобода передвижения человека. Факультативный объект — здоровье потерпевшего.

2. Объективная сторона состоит в незаконном удержании лица против или помимо его воли в месте, где он находился или куда он пришел добровольно, и его последующая изоляция. Виновный может создать искусственные (запирать помещение, закрывать тяжелым предметом дверь в погреб, чулан и т.п.) или использовать естественные препятствия для лишения потерпевшего возможности передвигаться по своему усмотрению.

3. Формами лишения свободы являются как задержание лица в том месте, где он находился по своему усмотрению (комнате, даче, кабинете), так и помещение потерпевшего в иное место, где он не желает находиться и откуда выход для него несвободен (в погреб, сарай, на чердак и т.п.).

4. В отличие от похищения человека, которое всегда связано с захватом потерпевшего и последующим удержанием его в изоляции, при незаконном лишении свободы нет изъятия из среды, где потерпевший находился по своей воле, но ему закрывается свободный выход из этой среды (помещения), ограничивается свобода его передвижения.

5. Незаконное лишение свободы может выражаться как в действии, так и в бездействии, совершаться как с применением насилия (связывание, пристегивание наручниками к различным предметам и т.п.), угроз, обмана, так и ненасильственным путем (запирание помещения, где находится спящий, пьяный или одурманенный наркотическими, сильнодействующими или токсическими веществами человек).

6. Незаконность отсутствует, если лишение свободы совершено при обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне, крайней необходимости, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, исполнении приказа или распоряжения (ст. 37 — 39, 42).

7. Преступное лишение свободы имеет место вопреки воле потерпевшего. Согласие потерпевшего на ограничение его свободы исключает УО по данной статье.

8. Незаконное лишение свободы — преступление длящееся. Оно начинается с момента лишения потерпевшего возможности покинуть место, где он не хочет находиться, и заканчивается с наступлением обстоятельств, устраняющих незаконное лишение свободы (освобождение, побег и др.).

9. Субъективная сторона — прямой умысел. Мотивы (месть, ревность, озорство и т.п.) на квалификацию не влияют, но учитываются при назначении наказания.

10. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Должностные лица за подобные действия несут УО за превышение должностных полномочий (ст. 286), дознаватели, следователи, прокуроры и судьи — за незаконное задержание или заключение под стражу (ст. 301, 305), врачи психиатрических больниц — по ст. 128.

11. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 2 и 3 коммент. статьи, совпадают с таковыми, указанными в ч. 2 и 3 ст. 126.

12. Насильственное удержание лица в изоляции, сопровождаемое требованием передачи чужого имущества как условия освобождения потерпевшего, влечет УО по совокупности преступлений: за незаконное лишение свободы (ст. 127) и за вымогательство (ст. 163).

13. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — средней тяжести, ч. 3 — тяжких преступлений.

Порядок назначения санкции в виде ареста

Согласно статье 3.9 КоАП РФ  арест, как мера наказания, устанавливается только по отдельным составам административных правонарушений:

  • оставление водителем места ДТП в нарушение Правил дорожного движения (наказание не последует, если водитель действовал в рамках закона – например, доставлял пострадавшего в больницу);
  • отказ подчиниться законному требованию или распоряжению представителя власти (сотрудника МВД, УИК или ВС РФ);
  • мелкое хулиганство;
  • невыполнение обязанностей, предусмотренных законом для граждан, освобожденных от отбывания тюремного заключения;
  • нарушение правил организации и проведения митингов или иных публичных мероприятий;
  • нарушение режима ЧС, введенного государственными властями;
  • самовольное оставление места отбывания административного ареста, либо неуплата ранее назначенного штрафа (арест за неуплату штрафа применяется только в случае, если правонарушитель уклонялся от внесения денежных средств без уважительных причин)..

Каждый из перечисленных составов КоАП РФ содержит предельный срок ареста. Конкретную продолжительность наказания определит суд при рассмотрении дела. Для этого учитывается характер выявленного нарушения, личные характеристики нарушителя, общественная опасность проступка и иные факторы.

Порядок назначения санкции выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного правонарушения составляется протокол – полномочия по составлению протокола принадлежат должностным лицам, указанным в КоАП РФ;
  • если на период рассмотрения дела применяется задержание, этот факт также оформляется в виде протокола – срок задержания исчисляется с момента доставления в дежурную часть МВД или иное государственное учреждения;

Скачать образец протокола об административном задержании

  • на период задержания гражданин помещается в специзолятор МВД, где за ним устанавливает надзор до момента рассмотрения дела по существу;
  • административный материал направляется в суд, а рассмотрение дела происходит в течение суток с момента поступления протокола;
  • рассмотрение дел, по которым может назначаться арест, происходит только с участием правонарушителя – в 2012 году Верховный суд РФ установил запрет на заочное назначение административного ареста;
  • после вынесения судебного постановления правонарушитель незамедлительно направляется к месту отбывания наказания – срок ареста начинается немедленно после оглашения постановления, даже если оно не вступило в силу.

Обратите внимание! При рассмотрении дела обязательно присутствие лица, которого грозит наказание в виде ареста – это связано с немедленным исполнением данного вида санкций. Одновременное применение санкций в виде штрафа и ареста не допускается.. Если статья КоАП РФ, по которой составлен протокол, содержит санкцию в виде временного ограничения свободы, материалы направляются в суд немедленно, т.е

в тот же день. Суд обязан рассмотреть дело в день получения процессуальных документов, а если потенциальный нарушитель был задержан – не позднее 48 часов с момента начала задержания

Если статья КоАП РФ, по которой составлен протокол, содержит санкцию в виде временного ограничения свободы, материалы направляются в суд немедленно, т.е. в тот же день. Суд обязан рассмотреть дело в день получения процессуальных документов, а если потенциальный нарушитель был задержан – не позднее 48 часов с момента начала задержания.

При рассмотрении дела и назначении наказания суд вправе выбрать одну из предусмотренных санкций. В каждой статье КоАП РФ, допускающей назначение ареста, предусмотрена альтернативная санкция – денежный штраф. Если правонарушитель подпадает под категорию лиц, которым не может назначаться арест, суд выносит постановление о наложении штрафа. Не допускается временное ограничение свободы, если такой вид санкций отсутствует в статье КоАП РФ.

Обжалование судебных актов с назначенным арестом проходит по общим правилам КоАП РФ. Подать жалобу можно в пределах 7 суток после вручения нарушителю постановления суда. Если для рассмотрения жалобы необходимо личное участие арестованного гражданина, его доставку обеспечивают сотрудники МВД.

На весь период обжалования нарушитель содержится под арестом. Поэтому может сложиться ситуация, когда к моменту рассмотрения жалобы по существу срок ареста уже будет завершен. При отмене постановления и полном оправдании, гражданин сможет взыскать денежную компенсацию за неправомерное ограничение свободы.

Виды

Арест применяется как основное наказание.

Однако различают арест как мера наказания и как мера пресечения – это разные социально-правовые понятия.

Арест как мера пресечения (до суда и вынесения приговора) используется для создания оптимальных условий для участия подозреваемого в расследовании, для пресечения его возможности скрыться от дознания, а также органов суда.

При этом свобода человека ограничивается до вынесения решения судом о его виновности.

Арест как мера наказания – это содержание приговоренного в полной изоляции от общества.

При этом лицу, несущему наказание, запрещены посещения (кроме адвоката), передачи (посылки/бандероли, кроме сезонной одежды и предметов первой необходимости), передвижения без конвоя.

Кроме того, арест можно разделить на 2 формы отбывания – под домашним арестом и в так называемом арестном доме (учреждение тюремного типа).

Выбор места заключения зависит от нескольких причин:

  1. семейное положение;
  2. возраст;
  3. состояние здоровья (при необходимости арестный дом может быть заменен на стационар);
  4. степень тяжести совершенного преступления.

Домашний арест может быть как мерой пресечения, так и мерой наказания.

Как мера пресечения он обычно накладывается сроком до 2 месяцев, однако, в ряде случаев срок можно продлить до полутора лет.

При этом строго ограничиваются контакты с определенными людьми (как правило, это те люди, которые могут, так или иначе, повлиять на ход судебного расследования).

В большинстве случаев домашний арест не совместим с трудовой деятельностью (если речь не идет о работе на дому).

Во время ареста за гражданином ведется постоянный контроль с применением аудиоаппаратуры, электронных браслетов или иных технических средств.

Но к сожалению, на данный момент в России не налажено производство браслетов, что препятствует вынесению приговоров о домашнем аресте.

Ограничение свободы судом схоже с домашним арестом. Его могут назначить за преступления небольшой и средней степени тяжести, как основное наказание (от 2 мес до 4 лет).

В этой статье можно узнать больше о видах обстоятельств смягчающих уголовное наказание.

И в качестве дополнительного к принудительным работам.

Как оформляется задержание

При выявлении факта нарушения, должностными лицами составляется протокол с указанием конкретной статьи КоАП РФ, по которой будет рассматриваться дело. Если в момент пресечения проступка устанавливаются исключительные основания для задержания, об этот составляется самостоятельный протокол. В содержании этого документа указываются следующие сведения:

  • дата и место оформления протокола;
  • информация о должностном лице, принявшем такое решение;
  • сведения о задержанном гражданине;
  • время, место и мотивы ограничения свободы.

Таким образом, уже непосредственно при задержании гражданину разъясняются причины такого процессуального решения. С содержанием протокола задержанный гражданин знакомится под роспись, вправе подавать возражения и объяснения. Отказ от подписи удостоверяется с участием понятых, а копия документа выдается гражданину по его просьбе.

Сразу после составления протокола граждане могут реализовать право на защиту. Для этого вызывается адвокат, либо иное лицо, допущенное в качестве защитника.

Решение о задержании может быть обжаловано через суд по общим правилам КоАП РФ, а рассмотрение жалобы должно проходить немедленно после ее поступления.

Скачать образец жалобы на административное задержание

Задержание может применяться даже к несовершеннолетним гражданам, однако они помещаются отдельно от взрослых нарушителей. Можно выделить следующие правила содержания задержанных лиц:

  • ограничение свободы происходит в помещении органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в спецучреждениях, предусмотренных федеральными нормативными актами;
  • размещение задержанных лиц вместе с гражданами, отбывающими арест, запрещено;
  • каждому задержанному лицу гарантируется питание и медицинская помощь по нормативам, утвержденным Правительством РФ.

Режим ограничения свободы будет действовать до момента рассмотрения дела, либо до истечения предельного срока задержания.

В зависимости от статуса задержанного лица, а также его волеизъявления, сразу после составления протокола уведомляются:

  • родственники гражданина и/или его защитник (адвокат или иной представитель) – если от задержанного поступила такая просьба;
  • военная полиция или командование части – если задержан военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы;
  • иные органы или ведомства, в которых гражданин проходит службу.

Указанное уведомление направляется в устной или письменной форме с соответствующей отметкой в материалах административного дела.

Полномочия уголовно-исполнительной инспекции

Надзор УИИ за осужденными к ограничению свободы заключён в том, чтобы наблюдать за тем, как они себя ведут, соблюдают ли ограничения и принимать меры при нарушениях.

С целью сбора информации о том, как ведёт себя осужденный, могут применяться технические средства, например, небезызвестный электронный браслет. Список этих устройств установлен Правительством РФ, а порядок использования – Министерством юстиции.

УИИ ведут воспитательную работу, к которой могут привлекаться представители общественности.

Для осуществления надлежащего надзора сотрудники инспекций:

  1. Вызывают осужденного на беседы не менее раза в месяц.
  2. Раз в месяц осуществляют проверки по домашнему адресу, на рабочем месте, в образовательной организации.
  3. Посещают место, где постоянно живёт осужденный, в любое время, за исключением ночного. Допускаются дополнительные проверки по стационарному телефону.
  4. Собирают информацию о том, как себя ведёт осужденный дома, на работе или в посещаемом им учебном заведении.
  5. Если осужденный ограничен в посещении конкретных мест, проводят в них проверки не меньше, чем раз в месяц.
  6. Используют меры воздействия при нарушениях.
  7. Решают вопрос о возможности и необходимости применения тех. средств контроля.

Права

Права осужденных позволяют иметь при себе деньги и приобретать на свои средства вещи. В список неразрешенных предметов внесены взрывчатые вещества, огнестрельное и холодное оружие и все то, что не соответствует Правилам внутреннего порядка центра. Осужденные могут иметь при себе вещи, предметы, изделия, которые не запрещены.

В течение времени срока администрация имеет право проводить обыски, досмотр вещей. Все, что не соответствует списку разрешенных предметов, изымается. Вещь подлежит уничтожению. Ее могут реализовать или же отправить на хранение.

При себе осужденные могут иметь разрешенные вещи

Статья 3.9. Административный арест

Статья 3.9. Административный арест

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ в часть 1 статьи 3.9 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 19 июня 2020 г. — Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 174-ФЗ

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Позиция Конституционного Суда РФ

В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О содержится следующая правовая позиция:

Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.

Основания для административного задержания

Существующие основания для проведения административного задержания.Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Комментарий к Ст. 53 УК РФ

1. Ограничение свободы введено в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» с 10 января 2010 г. Если ранее УК предусматривал в качестве вида наказания в виде ограничения свободы содержание осужденного в специальном учреждении — исправительном центре (как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены) без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора, то с введением в действие данного вида наказания его содержание значительно изменилось.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6453.

Так, ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. Неуказание в приговоре установленных судом ограничений как по каждому преступлению, так и по их совокупности влечет исключение назначения данного вида наказания при рассмотрении дела судом апелляционной (кассационной или надзорной) инстанции.

2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных УК.

3. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

4. В случае злостного уклонения от отбывания наказания, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за два дня ограничения свободы. При этом злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным ч. 3 ст. 47.1 УИК. Время, в течение которого осужденный уклонялся от отбытия наказания, не засчитывается в срок отбывания наказания.

5. Не является препятствием к назначению наказания в виде ограничения свободы совершение преступления лицом в возрасте до 18 лет, если к моменту вынесения судом приговора осужденному исполнилось 18 лет. В ч. 6 ст. 53 УК указан круг лиц, к которым ограничение свободы не может быть применено: военнослужащие, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, не имеющие места постоянного проживания на территории РФ.

Условия и пределы применения

Разберем досконально эти абсолютно разные виды наказания. За  преступления какой тяжести и на какой срок их назначают, а также условия отбывания.

Лишение свободы

Это наказание назначается за преступления любой тяжести только как основное. Уголовный закон различает лишение на какой-либо срок и пожизненно.

При осуждении за впервые совершенное преступление, отнесенное к категории небольшой тяжести, сразу лишиться свободы возможно при условиях:

  1. Преступление совершено при отягчающих ответственность обстоятельствах.
  2. Наказание по статье – только лишение свободы.

Либо за следующие деяния, вне зависимости от этих условий:

  • приобретение, перевозка, изготовление, переработка, хранение наркотиков в значительном размере без цели их сбыта по ч. 1 ст. 228;
  • выращивание наркотикосодержащих растений в крупном размере по ч. 1 ст. 231;
  • подделка или выдача рецептов на наркотические средства, совершенные незаконно по ст. 233.

Если лишение свободы допустимо по статье, его назначение возможно любым лицам лишь как основное наказание за преступления любой тяжести.

Например, когда в санкции статьи указано «наказывается лишением свободы на срок до 3 лет», следует читать, что ее можно лишиться на период от 2 мес. до 3 лет.

По совокупности преступлений при постановлении обвинительного приговора по нескольким деяниям одного лица, максимальная продолжительность 25 лет.

По совокупности приговоров, когда до полного отбытия наказания по ранее постановленному приговору человек осуждается за новое противоправное деяние, максимальная длительность – 30 лет.

За ряд особо опасных для общества деяний в четко указанных законом ситуациях лишиться свободы можно максимально на 35 лет либо пожизненно.

Срок наказания считается месяцами и годами с заключения под стражу. Оно может исполняться условно.

Ограничение свободы

Это наказание может назначаться как основное и как дополнительное.

Как основное наказание ограничение свободы применяется за преступные деяния до средней тяжести и длится от 2 мес. до 4 лет.

Как дополнительное его применяют с лишением свободы или принудительными работами, если это предусматривает статья. Длительность может составлять от полугода до 2 лет.

Его нельзя применять:

  1. Военнослужащим.
  2. Иностранцам.
  3. Лицам, у которых не имеется гражданства.
  4. Тем, у кого нет постоянного места проживания в России.

На время отбывания суд обязывает осужденного:

  • не менять места, где он живет или пребывает;
  • не покидать муниципальное образование.
  • проходить регистрацию в инспекции 1-4 раза ежемесячно.

Могут быть также возложены обязательства:

  • Не покидать свое жилье в указанное время суток.
  • Не бывать в местах, приведенных судом в приговоре. Могут быть указаны их признаки, например, в заведениях, реализующих алкогольные напитки.
  • Не участвовать в массовых мероприятиях и не ходить на них. Запрет может касаться как всех таких мероприятий, так и тех, которые по мнению суда не способствуют его исправлению.
  • Не изменять места работы, учебы.

Такие действия, как перемена места проживания или работы, выезд за пределы населенного пункта, осужденный сможет совершить, если получит согласие надзорного органа – уголовно-исполнительной инспекции или УИИ. Список ситуаций, в которых это согласие может быть получено, определен законом.

Если осужденный вел себя примерно, УИИ вправе инициировать рассмотрение судом вопроса о частичной отмене ограничений. Если же его поведение примерностью не отличалось, ставится вопрос об их дополнении.

При злостном уклонении от отбывания возможна замена неотбытой части наказания. Например, такая ситуация может возникнуть если осужденный отказывается от применения технических средств надзора, к которым относится широко известный электронный браслет.

Тогда каждые два дня ограничения свободы станут одним днем ее лишения либо принудительных работ.

Отсчет срока в случае применения как дополнительного наказания начинают со дня освобождения из исправительного учреждения.

Комментарий к ст. 27.5 КоАП РФ

1. См. п. 1 комментария к ст. 27.4.

Доставление нарушителя представляет собой начальное процессуальное действие, осуществляемое при административном задержании (см. комментарий к ст. 27.2).

2. Срок административного задержания не может превышать трех часов, административное задержание на срок до 48 часов возможно только применительно к административным правонарушениям, указанным в ч. 2 комментируемой статьи, а также при совершении административных правонарушений, влекущих административный арест (см. ч. 3 комментируемой статьи; об административных правонарушениях, влекущих административный арест, см. п. 1 комментария к ст. 32.8). Лица, осуществляющие административное задержание, указаны в ч. 1 ст. 27.3 КоАП (см. также п. 6 — 9 комментария к указанной статье).

По смыслу ч. 2, 3 комментируемой статьи административное задержание применяется к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП административное задержание применяется также к лицам, вина которых в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Характеристика злодеяния

Если говорить о нормативно-правовой характеристики незаконного удержания человека, то здесь просматривается формальный состав. Когда обвиняемый ограничивает жертве свободу перемещения, удерживая её, злодеяние считается свершившимся.

Объект

Здесь подразумевается посягательство на личную свободу и неприкосновенность, лишение возможности самостоятельного перемещения. В некоторых случаях, объектом становится здоровье потерпевшего.

Объективная сторона

Этой характеристикой определяют действия, направленные на ограничение передвижения жертвы в пространстве, невозможность жертвы общаться с другими людьми и самостоятельно выбирать место своего пребывания.

Субъект

Это злоумышленник, который незаконно удерживает жертву. Согласно законодательным нормам, преступником признаётся любой гражданин, старше 16-лет.

Субъективная сторона

Здесь подразумевается предумышленность — виновный понимает противоправность своих действий, но намеренно удерживает другого человека. Необходимо уточнить, мотивы преступления могут быть различными, но не являются квалифицирующими признаками, хотя учитываются при вынесении приговора.

Отягчающие обстоятельства

Статья УК РФ за насильственное удержание человека подразумевает такие квалифицирующие признаки, «утяжеляющие» вину обвиняемого:

предварительная договоренность нескольких лиц;
насилие, способное причинить вред здоровью или несущее угрозу жизни;
жертва не достигла совершеннолетия;
с использованием оружия или предметов, которые можно применить в этом качестве;
в отношении беременных;
жертвами являются 2 и более человек;
организованная группировка, причинение жертве тяжкого вреда или повлекшее гибель по неосторожности.

Важно! Если при удержании жертвы, преступник требует выкуп, наказание будет назначено по совокупности преступлений: неправомерное удержание и вымогательство

Другой комментарий к статье 27.5 КоАП РФ

1. Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать 3 часа. Он исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение для составления протокола об административном правонарушении.

При разбирательстве с доставленными, находящимися в состоянии опьянения, если в их действиях имеются признаки административного правонарушения, оперативный дежурный органа внутренних дел или иное уполномоченное лицо обязаны поместить нарушителя в помещение для административно задержанных и после его вытрезвления провести разбирательство в установленном порядке.

2. Срок административного задержания может быть менее 3 часов, если достигнуты цели административного задержания (составлен протокол об административном правонарушении, установлена личность задержанного, назначено административное наказание), либо выявлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

3. В исключительных случаях срок административного задержания может составлять более трех часов. При этом нормы КоАП РФ в полной мере соответствуют ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Административное задержание сроком не более 48 часов допускается только в двух случаях:

— при совершении нарушения таможенных правил, режима Государственной границы РФ и некоторых других правонарушений;

— при совершении правонарушения, влекущего в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Целями такого задержания может быть установление личности либо выяснение обстоятельств дела, а в случаях, если санкцией статьи за совершение правонарушения предусмотрено наказание в виде административного ареста — обеспечение неотвратимости назначения и исполнения наказания.

4. Решение о продлении срока административного задержания должностное лицо принимает в пределах своих полномочий самостоятельно, без письменного сообщения прокурору либо получения его санкции.