Оглавление
Второй комментарий к Ст. 266 УК РФ
1. Предмет преступления, предусмотренного комментируемой статьей, тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК.
2. Объективная сторона предусматривает два деяния:
1) недоброкачественный ремонт;
2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасности транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью. Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.
Преступление считается оконченным с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111 УК).
Специфика причинной связи заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.
3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. 4. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт; за выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства — специальный субъект: работник транспорта, на которого возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств
4. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт; за выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства — специальный субъект: работник транспорта, на которого возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.
5. При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух лиц и более — по ч. 3 ст. 266 УК.
Ст. 267 УК РФ
К нарушениям относятся повреждения, поломки, приведение в негодное состояние транспортных средств или их элементов, а также дорог, путей сообщения и иных транспортных коммуникаций (например, внесение изменений в двигатели воздушного транспорта, разбор железнодорожного полотна, кража основных элементов автомобиля, порча судоходных средств и иное). Состав преступления усматривается только в случае причинения вреда здоровью человека или имущественного вреда. В случае если порча судоходного транспортного средства привела к потере груза, а также смерти граждан, выделяется несколько составов преступлений и проводится проверка, по которой выносится решение о возбуждении уголовного дела по указанной статье.
Статья Уголовного кодекса разбита на три части, каждая из которых предусматривает наказания. Наименьшим из них является часть первая, вменяющая до 2 лет лишения свободы. Самое большое наказание предусматривает лишение свободы до десяти лет, в случае если преступление повлекло смерть нескольких людей. Таким образом, преступление относится к категории тяжких.
Приговор судом может быть вынесен условно, если причинен незначительный вред.
Комментарий к ст. 268 УК РФ
1. Статья 268 УК охраняет правоотношения, возникающие при работе транспорта (кроме трубопроводного). Основным объектом таких преступлений является безопасность при эксплуатации транспорта, дополнительным — жизнь и здоровье человека.
2. Объективная сторона заключается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации ТС, которые представляют собой деяния, препятствующие движению ТС (создание помех движению).
3. С объективной стороной таких преступлений тесно связан круг лиц, которые могут быть субъектом данного преступления.
Помехи работе транспорта могут создавать пассажир, пешеход или другой участник движения (кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ) — велосипедист, погонщик скота и т.д.
Статья 263 УК в качестве субъекта предусматривает как лиц, управляющих ТС, так и иных лиц, являющихся работниками транспортных систем (железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена), если в силу выполняемой работы или занимаемой должности они обязаны соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации. В связи с этим указанные лица не являются субъектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ.
Ответственность наступает с 16-летнего возраста.
4. Диспозиция ст. 268 УК является бланкетной, в связи с чем под действие уголовно-правовой нормы подпадают деяния, которые представляют собой нарушения правил, регулирующих деятельность конкретных видов транспорта, либо Правил дорожного движения Российской Федерации. Такие правила предусматривают ВзК, КВВТ, Устав железнодорожного транспорта РФ, утв. Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, Федеральные авиационные правила , Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (27.04.1979), Конвенция ООН по морскому праву (10.12.1982, с изм. от 23.07.1994).
———————————
См.: Пост. Правительства РФ от 27.03.1998 N 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах».
Нарушение может выражаться в передвижении с нарушением правил по дороге, через железнодорожные пути, напр. вблизи проходящего поезда, на регулируемом перекрестке на запрещающий сигнал светофора, в неустановленных местах (на автомагистрали, аэродроме), в проникновении в зоны с ограниченным допуском для персонала транспортных организаций (диспетчерские, рабочие места лиц, управляющих ТС) и т.д.
На практике по ст. 268 УК квалифицируются нарушения ПДД при управлении велосипедом, мопедом, гужевой повозкой, повлекшие ДТП, наезды велосипедистов на пешеходов.
5. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — материальный. Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если нарушение соответствующих правил повлекло предусмотренные законом последствия, т.е. при наличии причинной связи между нарушением правил и последствиями.
6
Субъективная сторона характеризуется неосторожностью. Лицо либо рассчитывает, что в результате нарушения правил возможные последствия не наступят, либо не предвидит самой возможности наступления последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть их наступление
Т. был признан виновным в том, что, нарушив требования п. п. 1.3, 1.5, 4.3, 4.5 ПДД, вышел на проезжую часть из-за припаркованных справа у обочины ТС, ограничивающих обзорность, пересекая проезжую часть не по пешеходному переходу при его наличии в зоне видимости, и, не убедившись в отсутствии приближающихся ТС, создал помеху и опасность для движения следовавшему со скоростью не более 60 км/ч мотоциклу «Хонда XR400» под управлением П., который, не имея технической возможности предотвратить наезд, совершил наезд на Т. с последующим опрокидыванием мотоцикла, падением П. и его пассажира М., в результате чего последний получил многочисленные телесные повреждения, повлекшие его смерть. Поскольку судом в действиях пешехода было установлено нарушение ПДД, которое привело к ДТП, действия водителя не были связаны с созданием аварийной ситуации, в момент возникновения опасности для движения, как установлено судом, водитель не располагал технической возможностью избежать наезда на пешехода и при этом каких-либо действий, помимо предусмотренных ПДД, не совершал, суд пришел к выводу о наличии причинной связи между нарушением ПДД пешеходом и ДТП, в котором погиб пассажир мотоцикла.
Комментарий к статье 267 УК РФ
1. Объектом преступления являются безопасные условия эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и наземного транспорта. Указанные в статье действия способны повлечь гибель людей, причинить большой материальный ущерб, дезорганизовать работу транспорта.
2. По предмету посягательства преступление совпадает в основном с составом ст. 266. В качестве дополнительного предмета названы транспортные коммуникации, под которыми следует понимать постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.
3. Объективная сторона преступления включает: разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в статье предметов, блокирование транспортных коммуникаций, тяжкий вред здоровью, крупный ущерб (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).
Крупным ущербом признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. (примеч. к комментируемой статье).
4. Под разрушением понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).
Повреждение — частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.
Способы разрушения или повреждения: механическое воздействие, поджог, подрыв и т.д.
5. Иной способ приведения технического устройства в негодность — это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации. Это может быть, например, заправка системы охлаждения двигателя масляной жидкостью, в связи с чем он перестает работать и возникает необходимость замены блока цилиндров.
6. Блокирование транспортных коммуникаций — устройство препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.
7. По содержанию последствий комментируемая статья совпадает со ст. 263 УК.
8. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между указанными в статье деяниями и вредными последствиями.
9. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.
10. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Если вам нужна помощь Адвоката
Хулиганство с насилием
Статьей 213 УК РФ в новой редакции установлено, что хулиганство с насилием к гражданам либо угрозой его применения наказывается:
- штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет;
- обязательными работами на срок до 480 часов;
- исправительными работами на срок от одного года до двух лет;
- принудительными работами на срок до пяти лет;
- лишением свободы на срок до пяти лет.
За хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо группой лиц, преступника ожидает наказание в виде:
- штрафа в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет;
- принудительных работ на срок до пяти лет;
- лишения свободы на срок до семи лет.
Блокировка дорог
В статье 267 УК РФ признаны уголовным преступлением:
- Умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры.
- Воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети.
При условии, что такие деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц. Эти противоправные действия наказываются:
- штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
- обязательными работами на срок до 240 часов;
- принудительными работами на срок до одного года;
- лишением свободы на срок до одного года.
Предусмотрены квалифицированные составы указанного преступления, учитывающие различную уголовную ответственность в зависимости от степени причиненного вреда здоровью человека и величины нанесенного ущерба.
Тяжесть вины
Ст. 267 УК РФ с комментариями повествует в том числе о тяжести. Преступления, связанные с транспортом, могут наказываться как штрафами так и лишением свободы на долгий срок.
В практике часты случаи, когда хулиганы портят транспортные средства, или выделяют иные составы из транспортных преступлений (например, кражи).
Преступления, связанные с хулиганством, наказываются штрафами внушительных размеров. Преступления, связанные с халатностью или иными характеристиками субъективной стороны, повлекшие причинение смерти, наказываются лишением свободы до десяти лет. Очень часты случаи, когда преступление совершается без прямого умысла лица, так как ТС признано средством повышенной опасности и многие факторы могут спровоцировать правонарушения. Ст. 267, ч. 1 УК РФ с комментариями раскрывает понятие действий, угрожающих наступлению противоправного деяния. Такая квалификация имеет место, поскольку последствия могут быть очень тяжелыми.
Ст. 267 УК РФ: состав преступления
Состав преступления выделяется в том случае, когда доказано наличие субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны преступлений.
Приведение в негодность ТС и путей сообщений включает субъект (лицо, совершившее преступление), объект, общественные отношения, связанные с транспортом, субъективную сторону, то есть доказанную вину правонарушителя, и объективную сторону — причинение вреда физического или материального.
Субъектом преступления по вышеописанной статье является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, вменяемое.
Психическое состояние определяет экспертиза, однако лицо может отказаться от освидетельствования в медицинском учреждении, поэтому при необходимости потребуется постановление суда.
Судебная практика к статье 267 ГПК РФ
Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2018 N 26-КГ18-9
Требование: Об установлении факта утраты документов.
Решение: Производство по делу прекращено, поскольку дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, а в силу статьи 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Разъяснения юристов
Комментарий к ст. 267 УК РФ традиционно содержит сведения о том, что понимается законодателем под используемыми терминами.
Однако сталкиваясь на практике с конкретным случаем из Уголовного кодекса, многие ищут консультации юриста о том, что именно имел в виду законодатель, говоря о следующих последствиях:
- «разрушении»;
- «повреждении»;
- «приведении в негодное состояние».
Первый термин предполагает, что вред, нанесённый имуществу, не допускает его дальнейшего использования, в силу того, что это сделать невозможно. Например, самолёт, упавший с огромной высоты, как правило, восстановлению уже не подлежит. Когда доказано, что в результате некоего деяния имущество было повреждено, то предполагается, что его ещё можно будет эксплуатировать, но после несения значительных затрат на его восстановление.
Если транспортное средство возможно восстановить, но это будет нецелесообразным, с точки зрения экономики, подобный случай относится законодательством РФ к разрушению. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения – это случаи, когда транспортное средство или дорожное полотно пострадало незначительно.
Восстановление целостности и возвращение в рабочее состояние вполне возможно. Преступлением же, соответствующим статье 267 УК, это деяние, а также как и перечисленные выше, становится в результате человеческих жертв или нанесения вреда здоровью людей.
Преступлением средней тяжести и тяжким преступлением все эти действия считаются из-за одного из трёх составляющих либо их совокупности:
- смерть человека;
- значительное ухудшение здоровья человека;
- ущерб крупного размера.
То есть, уголовно наказуемыми эти преступления становятся из-за их последствий.
Комментарий к ст. 267 УК РФ
Комментарий под редакцией Есакова Г.А.
1. Предмет преступления в основном совпадает с предметом преступления, предусмотренного ст. 266 УК. Дополнительно в качестве предмета преступления выделены транспортные коммуникации, т.е. совокупность путей сообщения, по которым осуществляется маршрутное движение различных видов транспорта.
2. Объективная сторона преступления выражается в форме действий: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации, связи либо другого транспортного оборудования; б) блокирование транспортных коммуникаций. К иным способам приведения в негодное для эксплуатации состояние относятся действия, не связанные с нарушением физической целостности и структуры предмета преступления, в результате совершения которых также невозможна эксплуатация соответствующего предмета преступления (заливка масла в систему охлаждения транспортного средства, обесточивание средств сигнализации и т.п.). Блокирование транспортных коммуникаций — это создание препятствий для движения транспортного средства по путям сообщения (устройство физических препятствий и т.п.)
Обязательным признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1) (согласно примечанию к данной статье это ущерб, сумма которого превышает 1 млн
рублей); смерти человека (ч. 2); смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между действиями и наступившими общественно опасными последствиями.
3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных общественно опасных последствий. При отсутствии указанных последствий при блокировании транспортных коммуникаций данные действия квалифицируются по ст. 20.18 КоАП РФ.
Обзор документа
В новой редакции изложена статья УК РФ о приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Введена санкция за умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан либо угрозу уничтожения или повреждения имущества.
Предусмотрены квалифицированные составы, наказание по которым дифференцируется в зависимости от тяжести последствий.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Другой комментарий к Ст. 267 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Предмет преступления совпадает с соответствующими признаками преступления, предусмотренного ст. 266 УК, с тем уточнением, что диспозиция нормы особо выделяет из путей сообщения такую разновидность предмета преступления, как транспортные коммуникации.
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, общественно опасных последствиях и причинной связи между ними.
3. Разрушение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, связи или иного транспортного оборудования — это физическое или химическое воздействие, приводящее соответствующий предмет в полную негодность. Повреждение отличается от разрушения тем, что предполагает возможность восстановления соответствующего предмета. Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние не предполагает нарушения физической целостности или структуры соответствующего предмета, но также препятствует его использованию по назначению (например, затопление водой, отключение от электросети). Частным случаем приведения путей сообщения в негодное для эксплуатации состояние является блокирование транспортных коммуникаций, т.е. создание физических помех движению транспортных средств по путям сообщения (создание завалов, заполнение людьми и проч.).
4. Последствия этого преступления аналогичны рассмотренным выше транспортным преступлениям и, кроме того, могут выражаться в причинении крупного ущерба (имущественного, экологического, организационного), стоимостное выражение которого определено в примечании в 1 млн. рублей. Квалифицирующие признаки в комментируемой статье те же, что и в ст. ст. 263, 266 УК РФ.
5
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью преимущественно в виде легкомыслия. Умышленное отношение к причинению указанных в законе последствий, в зависимости от целей и иных обстоятельств, квалифицируется по ст
ст. 105, 111, 205, 281 УК РФ.
Комментарий к Ст. 267 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления в основном совпадает с предметом преступления, предусмотренного ст. 266 УК. Дополнительно в качестве предмета преступления выделены транспортные коммуникации, т.е. совокупность путей сообщения, по которым осуществляется маршрутное движение различных видов транспорта.
2. Объективная сторона преступления выражается в форме действий: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации, связи либо другого транспортного оборудования; б) блокирование транспортных коммуникаций. К иным способам приведения в негодное для эксплуатации состояние относятся действия, не связанные с нарушением физической целостности и структуры предмета преступления, в результате совершения которых также невозможна эксплуатация соответствующего предмета преступления (заливка масла в систему охлаждения транспортного средства, обесточивание средств сигнализации и т.п.). Блокирование транспортных коммуникаций — это создание препятствий для движения транспортного средства по путям сообщения (устройство физических препятствий и т.п.)
Обязательным признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1) (согласно примечанию к данной статье это ущерб, сумма которого превышает 1 млн
рублей); смерти человека (ч. 2); смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между действиями и наступившими общественно опасными последствиями.
3. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных общественно опасных последствий. При отсутствии указанных последствий при блокировании транспортных коммуникаций данные действия квалифицируются по ст. 20.18 КоАП РФ.
Состав преступления
Состав преступления, описанного в рассматриваемой статье, является материальным и ответственность по данной статье возлагается на лицо, если:
- По его вине произошло такое ухудшение эксплуатационных качеств транспортного средства или транспортных коммуникаций, при которых их дальнейшее использование невозможно, либо возможно, после дорогостоящего и трудоёмкого ремонта.
- В результате его действий были заблокированы пути сообщения, остановлено необходимое движение транспорта, что вызывает значительный финансовый ущерб.
В зависимости от того, какие последствия наступили, преступление по статье 267 может быть квалифицировано как:
- преступление средней тяжести;
- тяжкое преступление.
Согласно последней редакции УПК, все они подсудны районному суду, хотя ранее правонарушение, квалифицируемое по третье части 267 статьи, рассматривалось областным судом.
Комментарий к статье 267 УК РФ
1. Объектом преступления являются безопасные условия эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и наземного транспорта. Указанные в статье действия способны повлечь гибель людей, причинить большой материальный ущерб, дезорганизовать работу транспорта.
2. По предмету посягательства преступление совпадает в основном с составом ст. 266. В качестве дополнительного предмета названы транспортные коммуникации, под которыми следует понимать постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.
3. Объективная сторона преступления включает: разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в статье предметов, блокирование транспортных коммуникаций, тяжкий вред здоровью, крупный ущерб (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).
Крупным ущербом признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. (примеч. к комментируемой статье).
4. Под разрушением понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).
Повреждение – частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.
Способы разрушения или повреждения: механическое воздействие, поджог, подрыв и т.д.
5. Иной способ приведения технического устройства в негодность – это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации. Это может быть, например, заправка системы охлаждения двигателя масляной жидкостью, в связи с чем он перестает работать и возникает необходимость замены блока цилиндров.
6. Блокирование транспортных коммуникаций – устройство препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.
7. По содержанию последствий комментируемая статья совпадает со ст. 263 УК.
8. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между указанными в статье деяниями и вредными последствиями.
9. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.
10. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Определение понятий
Под приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения понимается их разрушение или повреждение, то есть полная или частичная порча указанных объектов, что не позволяет их использовать в дальнейшем. Результат таких действий — невозможность их восстановления в дальнейшем или необходимость чрезмерных затрат на ремонт.
Способы
Приведем основные способы приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения:
- перенос различных знаков в другое место из предназначенных для них;
- отключение световой сигнализации или светофора;
- строительство или сооружение препятствий на путях сообщения;
- противодействие лиц прохождению транспорта по ним;
- поджог ТС или их подрыв;
- затопление водой путей сообщения;
- отключение их от электросети;
- прочие механические воздействия на них.
Это не полный список, но он представляет собой наиболее частые варианты случаев, когда ТС выходят из строя.
Комментарий к Ст. 267 УК РФ
1. Объектом преступления являются безопасные условия эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и наземного транспорта. Указанные в статье действия способны повлечь гибель людей, причинить большой материальный ущерб, дезорганизовать работу транспорта.
2. По предмету посягательства преступление совпадает в основном с составом ст. 266. В качестве дополнительного предмета названы транспортные коммуникации, под которыми следует понимать постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.
3. Объективная сторона преступления включает: разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в статье предметов, блокирование транспортных коммуникаций, тяжкий вред здоровью, крупный ущерб (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).
Крупным ущербом признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. (примеч. к комментируемой статье).
4. Под разрушением понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).
Повреждение — частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.
Способы разрушения или повреждения: механическое воздействие, поджог, подрыв и т.д.
5. Иной способ приведения технического устройства в негодность — это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации. Это может быть, например, заправка системы охлаждения двигателя масляной жидкостью, в связи с чем он перестает работать и возникает необходимость замены блока цилиндров.
6. Блокирование транспортных коммуникаций — устройство препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.
7. По содержанию последствий комментируемая статья совпадает со ст. 263 УК.
8. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между указанными в статье деяниями и вредными последствиями.
9. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.
10. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Комментарий к статье 267 Уголовного кодекса РФ
Комментарий под редакцией Рарога А.И.
1. Преступление посягает на безопасность функционирования транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье. К предмету анализируемого преступления относятся транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и иное транспортное оборудование, понятие которых дано в комментарии к предыдущей статье, а равно транспортные коммуникации. Под последними понимаются постоянные маршруты движения транспортных средств, а также сооружения, специально оборудованные в целях обеспечения безопасности движения транспорта.
2. Преступление заключается:
а) в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных предметов;
б) блокировании транспортных коммуникаций.
Разрушение представляет собой приведение в негодность предмета преступления, в результате чего становится невозможным его функционирование. Повреждение — это действия, результатом которых является ухудшение функциональных свойств транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи и иного транспортного оборудования. Приведение иным способом технического устройства в негодное для эксплуатации состояние может выражаться, например, в отключении контактной сети электропоездов от источника тока.
Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий для свободного передвижения транспортных средств.
3. В объективную сторону комментируемого преступления помимо деяния входят также общественно опасные последствия и причинно-следственная связь. Последствиями настоящего преступления являются причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Под крупным ущербом (сумма которого должна превышать 1 млн. руб.) можно понимать как материальный ущерб, так и дезорганизацию работы транспорта.
4. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения с субъективной стороны предполагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности.
5. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 14 лет.
6. В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при наступлении последствий в виде смерти двух и более лиц — по ч. 3 ст. 267 УК.
7. От преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 167, 214 УК, комментируемое преступление отличается предметом посягательства. Разрушение или повреждение путей и средств сообщений, совершенные в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ, образуют признаки состава диверсии (ст. 281 УК). Те же деяния, совершенные путем взрыва, поджога либо иным способом, создающим опасность гибели людей или наступления иных общественно опасных последствий в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти, квалифицируются по ст. 205 УК.
Объект преступления
Статья, предусматривающая наказание за приведение в негодность транспорта или путей сообщения, предполагает, что объектом преступного деяния в данном случае становятся условия, когда безопасно могут эксплуатироваться:
- водный, наземный и подземный, воздушный транспорт;
- коммуникационные приспособления;
- участки дорожных сетей;
- сигнализационные устройства.
В качестве дополнительного объекта в некоторых ситуациях почти всегда выступает здоровье и жизнь людей.
Для вынесения обвинительного приговора именно по ст. 267 необходимо наличие хотя бы одного из следующих условий, ставших результатом порчи имущества:
- причинён крупный ущерб;
- пострадало чьё-то физическое или психическое состояние;
- наступила смерть одного или нескольких лиц.
В зависимости от того, какое из условий присутствует, назначается и наказание:
- Штраф от ста до двухсот тысяч рублей либо в размере доходов виновного за период в 2 года предусмотрен при наличии первого или второго условия.
- А также при присутствии первых двух условий санкции могут быть в виде принудительных работ в течение 4 лет или лишения свободы на 4 года.
- Если погиб один человек, наказание выглядит как заключение на 8 лет.
- Когда же действия привели к гибели нескольких человек, то обвиняемому грозит осуждение на срок до десяти лет лишения свободы.
Подобным наказанием законодатель подчеркнул, что причинение вреда по неосторожности не может быть оправдано только тем, что обвиняемый субъект не хотел причинить вред кому-либо