Федеральный закон «об обязательном медицинском страховании в российской федерации» от 29.11.2010 n 326-фз (ред. от 24.02.2021)

Медико-экономический контроль

Проведение медико-экономического контроля отнесено к компетенции ТФОМС, об этом упоминается в части 2.1 статьи 39 ФЗ № 326. При этом данную функции более не будут осуществлять страховые медицинские организации, соответствующие изменения были внесены в часть 2 статьи 38 ФЗ № 326.

Примечание: согласно п. 10 части 2 статьи 38 ФЗ № 326 в новой редакции, в обязанности страховой медицинской организации входит осуществление контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.

Помимо этого, изменено само понятие медико-экономического контроля, закрепленное в части 3 статьи 40 ФЗ № 326:

Старая редакция Новая редакция
Медико-экономический контроль — установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи Медико-экономический контроль — установление соответствия сведений об объемах и стоимости оказанной застрахованным лицам медицинской помощи на основании представленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию или договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, программам обязательного медицинского страхования, объемам предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи

Важно! Результаты МЭК нельзя будет обжаловать в претензионном порядке так, как это было установлено ранее в статье 42 ФЗ №326 (обжалование в течение 15 рабочих дней со дня получения актов СМО путем направления претензии в ТФОМС).

В претензионном порядке по-прежнему можно обжаловать результаты медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.

Однако законодатель оставил возможность обжалования, в части 5 статьи 42 ФЗ № 326 теперь определено, что при несогласии медицинской организации с заключением ФФОМС или с решением или заключением ТФОМС, она вправе обжаловать это заключение или решение в судебном порядке.

Описание закона

Государственной Думой закон принят 19 ноября 2010 года и уже через шесть дней, единогласным голосованием, его одобрил Совет Федерации России. На протяжении действия, закон совершенствовался путем изменения части отдельных положений. Последняя корректировка принята 28 декабря 2016 года.

Закон регламентирует взаимоотношения между всеми участниками ОМС, закрепляет права и обязанности сторон, претензионный порядок решения спорных вопросов и определяет источники финансирования программы. Основные положения закона представлены следующим:

  • общие положения, разъясняют, что такое ОМС, какие термины используется текстом, даётся их толкование;
  • вторая глава распределяет границы полномочий государственных и местных структур, а также порядок их уничижения;
  • далее раскрываются требования к страховым компаниям, медучреждениям, другим участникам программы;
  • четвертая глава уточняет обязанности субъектов ОМС, а также права, которыми они могут воспользоваться;
  • основы обеспечения денежными средствами реализации программы закреплены главой пятой закона, в том числе взносы, порядок, сроки их внесения; тарификация медпомощи;
  • разграничение полномочий, взаимодействие федерального и территориальных ФОМС, рассматривает шестая глава;
  • закрепляются положения базовой помощи главой седьмой, где одновременно определены программы территориальных фондов;
  • глава седьмая предусматривает обязательность заключения договоров между субъектами ОМС;
  • закрепляет контролирующие функции и порядок их применения головой девятой;
  • десятая глава определяет единый порядок учёта персональных сведений и медицинских данных застрахованных лиц, а также раскрывает принципы оформления, выдачи документов подтверждающий факт принадлежности к ОМС;
  • заключительные положения закона раскрывают суть, и содержание мер, направленных на развитие здравоохранения, представляет перечень уже не действующих норм (приказов), определяет порядок вступления в силу настоящего закона.

Права и обязанности субъектов

В любом договоре зафиксированы права и обязанности всех участников данных правоотношений. В данном договоре страхования также содержатся основные права и обязательства, которые определены настоящим законодательством в главе 4. Согласно статье 16 все застрахованы люди имеют следующие права:

  • получение бесплатной медицинской помощи на всей территории страны;
  • выбрать страховую медицинскую организацию, с которой непосредственно будет заключаться страховой договор;
  • выбирать медицинские организации из общего реестра, в которых будет оказывать медицинская помощь;
  • заменять страховую организацию на любую другую из реестра страховых компаний;
  • выбирать врача самостоятельно или через представителя;
  • имеет право на защиту его персональных данных;
  • защищать свои законные интересы и права;
  • требовать от медицинской организации ущерба за неисполнение ей обязательств.

К обязательствам застрахованного лица относятся следующее:

  1. Подать заявление о выборе страховой компании и заключить с ней страховой договор, в случае переезда в другой регион произвести повторный выбор организации в новом субъекте.
  2. Уведомить страховую организацию об изменении персональных данных.
  3. Предъявлять полис, подтверждающий страхование, для получения бесплатных медицинских услуг.

Новорожденные дети получают в течение первых 30 дней медицинскую помощь по полису матери, а после этого времени их законные представители должны получить для них их личный полис медицинского страхования. С момента подачи заявления в течение 3 дней страховая организация обязана выдать полис.

Статьей 17 определены право страхователя на получение информации о порядке уплаты им страховых взносов и его регистрации в реестре. К обязанностям относится следующее:

  • в обязательном порядке вставать на учет и сниматься с него согласно законодательству;
  • своевременно оплачивать в полном размере установленные страховые взносы;
  • предоставлять обязательную отчетность об уплаченных взносах.

Постановка на налоговый учет осуществляется в течение 30 дней с момента подачи заявления о регистрации, а снятие с учета в течение 10 дней. Для этого необходимо подать соответствующее заявление.

Также за нарушение других законодательных норм страхователями предусмотрены штрафы в других размерах. Данные суммы зачисляются в бюджет Федерального Фонда.

Страховые медицинские организации имеют права и обязанности, которые прописаны договорами между ними и застрахованными лицами, а также между ними и территориальными фондами.

В статье 20 указаны права медицинских учреждений, оказывающих фактически помощь гражданам. К ним отнесены 2 основных права:

  • получать средства за оказанную помощь;
  • обжаловать заключения страховой медицинской компании о фактически затраченных объемах работ.

К обязанностям данной статьей отнесено следующее:

  1. Оказывать бесплатную медицинскую помощь всем застрахованным лицам.
  2. Вести учет оказанной помощи.
  3. Предоставлять сведения о застрахованных лицах и об оказанной им помощи в определенные законодательством органы.
  4. Предоставлять отчетность о своей финансовой деятельности, а также публиковать в сети Интернет информацию о порядке оказания медицинской помощи и графике работы.

Также законодательством могут быть установлены иные обязательства и права участников данных правоотношений.

Договор на оказание и оплату медпомощи

Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС теперь будет трехсторонним.

Сторонами договора будут являться медицинские организации, страховые медицинские организации и ТФОМС. Соответствующая правка внесена в часть 1 статьи 39 ФЗ № 326.

Также установлены нормы, в соответствии с которыми, ТФОМС должны будут оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным, за пределами субъекта, в котором выдан полис ОМС. Подробнее смотрите в таблице ниже.

Часть 2 статьи 39 ФЗ № 326 в старой редакции Часть 2 статьи 39 ФЗ № 326 в новой редакции Новая норма об обязанности оплаты медицинской помощи (часть 2.1 статьи 39 ФЗ № 326)
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется: По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется:  
оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. 1) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой ОМС и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи*, распределенных медицинской организации решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования ОМС, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта РФ, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования медицинская помощь оплачивается страховой медицинской организацией
2) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования медицинская помощь оплачивается ТФОМС

*Примечание: обращаем внимание, что новая формулировка рассматриваемой нормы не обязывает медицинские организации в рамках договора на оказание и оплату МП оказывать медицинскую помощь сверх тех объемов, которые распределены ей территориальной комиссией.

Электронный полис ОМС – что это, как выглядит, срок действия

Вполне вероятно, что у вас уже есть полис медицинского страхования. Это может быть документ старого образца, который вам сделали родители сразу после вашего рождения. Сейчас действительны старые и новые полисы, введенные в обращение в 2011 году, но рано или поздно документы старого образца придется заменить.

Закон не обязывает делать это в срочном порядке, но к примеру, работники поликлиник дают такую рекомендацию всем, кто приходит со старыми документами. Полис самого нового образца выглядит как пластиковая карточка, выполненная в тонах российского флага, с гербом РФ на красном фоне.

Если у вас нет никакого полиса, получить его нужно обязательно. Прямо после прочтения этой статьи бросайте все дела и оформляйте

Потому что это важно. Без полиса никто не будет лечить вас бесплатно, а с полисом вам доступно множество жизненно важных и неотложных услуг

К счастью, процедура получения максимально проста. Для этого даже не нужна прописка и регистрация – достаточно паспорта и СНИЛС. Оформлением занимаются десятки страховых компаний, имеющих официальное разрешение на подобный вид деятельности.

На получение ОМС имеют право граждане РФ, а также иностранцы, временно проживающие на территории страны, беженцы и апатриды (лица без гражданства). Если вы меняете паспортные данные, придется менять и полис.

Система единого и всеобщего медицинского страхования создана государством для поддержки здоровья населения и лечения граждан в случае заболеваний. Страховка позволяет любому жителю страны независимо от его социального статуса, возраста, наличия/отсутствия работы и дохода, получать квалифицированную медицинскую помощь в регламентированном законом объеме.

При этом владелец документа имеет право лечиться в любой государственной поликлинике на территории страны. Единственный нюанс состоит в том, что в разных регионах медицинские учреждения могут работать с разными страховыми компаниями.

Если вы смените место жительства, полис, возможно, тоже придется менять. Но в течение месяца (по новым правилам, в течении 45 дней) вы сможете лечиться по временному полису, который вам тоже выдадут в страховой. Если же ваша страховая компания работает с поликлиникой, к которой вы желаете прикрепиться, то менять документ не придется.

Это стоит запомнить:

  1. Прикрепляться к какой-либо поликлинике обязательно. Деньги на лечение выдаются только тому медучреждению, к которому вы прикреплены.
  2. Не обязательно выбирать поликлинику в своем районе.
  3. Если вам отказывают в регламентированном виде помощи в поликлинике, к которой вы прикреплены, вы можете пригрозить жалобой в страховую компанию. Как правило, такая угроза всегда срабатывает.

Деятельность врачей и медперсонала, предоставленная в рамках ОМС, оплачивается за счет федеральных и муниципальных отчислений. В ряде регионов и клиник список услуг, предусмотренных программой, более обширный за счет дополнительного финансирования.

Вопросы и ответы

В чём будут ущемлены права пациентов по новому закону ОМС

На сегодняшний день против поправок, которые были внесены в работы системы обязательного медицинского страхования выступают преимущественно страховые организации, которые лишились части своих привилегий.

По их мнению, пациентов может ожидать:

  • ограничение их прав в вопросе выбора лечебного учреждения
  • сбой в работе системы выдачи направлений, выдаваемых по месту проживания пациента и возврат к системе квот
  • ограничение контроля со стороны страховых компаний и, как следствие, ухудшение качества оказываемых гражданам медицинских услуг
  • потеря возможности лечиться в платных клиниках по полису ОМС

Какая система действует сейчас

До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.

При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.

Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.

ИНТЕРЕСНО!
За ведение дел пациентов страховики получали от 1 до 2% от суммы, которая перечислялась лечебному учреждению из ФФОМС.

Есть ли выгода для больниц

Исключение посредников, в роли которых выступали страховые организации, позволило увеличить финансирование медицинских учреждений федерального уровня. Выгоден для лечебных учреждений и более прозрачный контроль за оказанием медицинских услуг, который будет осуществляться специалистами ФФОМС.

ВАЖНО!
Таким образом, с вступлением нового закона об ОМС в силу с января 2021 года ответственность за оказание медицинской помощи населению берет на себя государство в лице ФФОМС, а из схемы финансирования лечебных учреждений убирается посредническое звено в виде страховых компаний. Все это должно привести к повышению качества медицинских услуг, оказываемых населению, и доступности помощи для граждан.

 Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте

Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация. 

Про федеральные медицинские организации

С 2021 года к ведению Российской Федерации отнесено финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее – федеральные МО), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (статья 5 ФЗ № 326 дополнена пунктом 11).

Отмечается, что федеральная МО включается в единый реестр медицинских организаций на основании заявки на распределение ей объемов медпомощи, речь о которой идет выше. Заявку на следующий год необходимо подать до 25 декабря 2020 года, а в последующие годы – не позднее 1 сентября текущего года на следующий год.

Тарифы на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в федеральных МО будут устанавливаться не тарифным соглашением, о котором сказано в части 2 статьи 30 ФЗ № 326, а непосредственно Правительством РФ в составе базовой программы ОМС (часть 3.1 статьи 30 ФЗ № 326).

Частью 3.1 статьи 35 ФЗ № 326 определено, что в базовой программе ОМС отдельно устанавливаются нормативы объемов предоставления медицинской помощи, оказываемой федеральными МО (специализированной, в том числе высокотехнологичной, в стационарных условиях и условиях дневного стационара), в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления указанной медицинской помощи, а также перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), при которых указанными медицинскими организациями оказывается медпомощь.

При этом такие объемы предоставления МП распределяются и перераспределяются между федеральными МО с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Порядок распределения и перераспределения указанных объемов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Введена статья 39.1 ФЗ № 326 о договоре на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, регулирующая правоотношения между федеральными МО и ФФОМС. В рамках данного договора страховые медицинские организации (далее также СМО) исключены из схемы взаимодействия с федеральными МО. По указанному договору на ФФОМС возложены определенные обязанности, в т.ч. по оплате оказанной медицинской помощи и по проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Отметим также и то, что изменения коснулись статьи 16 ФЗ № 326 о правах застрахованных лиц. Так ФЗ № 326 в новой редакции предоставляет право застрахованному лицу на выбор медицинской организации (как и было ранее). Однако из новых норм следует, что застрахованный может обратиться в федеральную МО для оказания ему специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи по направлению, порядок которого определяется Минздравом. Проект порядка такого направления был опубликован еще 25 ноября 2020 года на портале проектов НПА.

Федеральная медицинская МО имеет право оказывать первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой. А оказание специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи в рамках территориальной программы будет возможно в случае распределения ей объемов предоставления МП комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования ОМС (часть 2.3 статьи 15 ФЗ № 326).

Контроль

Для полноценной реализации обязательного медицинского страхования должен проводиться регулярный контроль над:

  • объемами;
  • сроками;
  • качеством;
  • условиями оказания медицинских услуг.

Статья 40 настоящего закона устанавливает обязательность проведения данного контроля и необходимость предоставления медицинских услуг в соответствии с законодательством.

Контроль осуществляет по 3 направлениям следующими способами:

  • медико-экономической экспертизой;
  • экспертизой качества услуг;
  • медико-экономическим контролем.

Экспертизой проверяется соответствие фактических сроков и объемов оказанных услуг предоставленным документам. Экспертиза проводится специалистом, который является врачом, имеющим необходимый пятилетний стаж и необходимую экспертную подготовку.

В случае несоответствия оказанных услуг страховая компания может отказать в оплате данных услуг, а также могут быть применены определенные санкции к нарушителям.

Необходимые документы для оформления

Перечень документов, необходимых для оформления полиса ОМС, различается в зависимости от возраста, а также юридического статуса обращающегося в страховую компанию лица.

Детям старше 14 лет (гражданам РФ) для получения полиса необходимо предоставить в СК следующие документы:

  • удостоверение личности (свидетельство о рождении или иной документ);
  • СНИЛС (если имеется).

Если бумаги для оформления полиса соответствующего образца предоставляются родителем, опекуном, то требуется паспорт, либо иной документ, удостоверяющий личность.

Если оформление полиса осуществляется родственниками, то им в обязательном порядке требуется предъявить:

  • удостоверение личности;
  • документ, позволяющий осуществлять регистрацию в качестве застрахованного лица (доверенность).

Гражданам Российской Федерации, не достигшим 18 лет, но преодолевшим возрастной порог в 14 лет:

  • временное удостоверение личности или паспорт;
  • СНИЛС (если уже имеется);
  • удостоверение личности представителя страхуемого лица;
  • доверенность, позволяющая осуществлять регистрацию (если представитель – бабушка или дедушка);
  • удостоверение личности представителя.

Лицам, достигшим 18-тилетнего возраста:

  • документ, удостоверяющий личность либо паспорт;
  • СНИЛС.

Беженцам, могущих на законных основаниях стать участниками системы медицинского страхования (закон «О беженцах») требуется предоставить:

  • ходатайство;
  • удостоверение соответствующего образца;
  • апелляционная жалоба на решение суда о лишении статуса беженца в ФМС;
  • документ, подтверждающий получение убежища временного характера.

Для физических лиц, постоянного гражданства не имеющих, но обладающих недвижимостью, видом на жительство:

  • паспорт иностранного гражданина;
  • СНИЛС (если имеется);
  • вид на жительство.

Физическим лицам, гражданство у которых отсутствует (беженцы или иное) требуются следующие документы для участия в ОМС:

  • удостоверение личности и документ, являющийся подтверждением отсутствия гражданства;
  • СНИЛС (если имеется);
  • вид на жительство.

При отсутствии какого-либо документа получение страхового полиса становится попросту невозможным.

Как оформить полис ОМС нового образца – особенности процедуры

Согласно закону, все медполисы, выданные гражданам до 2019 года, считаются действительными вплоть до их замены на документы единого образца. Однако по разным причинам у людей возникает потребность заменить старый полис на пластиковую карту прямо сейчас.

Когда понадобится новый полис:

  1. У вас нет никакой страховки – старый полис либо потерялся, либо его никогда не было, а вы все это время пользовались платной медицинской помощью или не болели.
  2. Вы меняете регион жительства (именно регион, а не просто населенный пункт).
  3. У вас поменялась фамилия.
  4. У вас родился ребенок, и полис нужно оформить на него.
  5. Работа страховой компании, с которой вы сотрудничаете, вас категорически не устраивает.

Теперь рассмотрим нюансы получения документов для различных категорий лиц.

Новорожденному

Страховка гарантирует, что ваш ребенок получит медицинские услуги в рекомендуемом объеме и своевременно.

А именно:

  • наблюдение у педиатра;
  • визиты на дом патронажной сестры;
  • осмотры узкопрофильных специалистов и консультации;
  • диагностические процедуры;
  • профилактика заболеваний;
  • прививки;
  • терапия в стационаре (при необходимости).

Для получения полиса понадобится свидетельство о рождении малыша, паспорт законного представителя и его СНИЛС.

Иностранным гражданам

Граждане других государств, временно проживающие и/или работающие на территории РФ, имеют право на медобслуживание в рамках программы ОМС.

Для получения полиса им потребуется обратиться в страховую фирму с паспортом своей страны и подтверждением легального статуса пребывания в России (ВНЖ, разрешение на временное проживание).

Безработным

Официальный статус безработного не выступает препятствием для получения полиса. Такие лица получают его по той же схеме, что и остальные граждане.

Военнослужащим

Согласно законодательству, действие страховки ОМС при поступлении на военную службу временно прекращается. Военные сдают свои полисы или сообщают об их утрате.

Для них действует другая система страхования. Это правило не распространяется на лиц, поступивших в ряды Вооруженных сил РФ по призыву.

Без прописки/с временной пропиской

Наличие прописки и временной регистрации – не препятствие для выдачи страховки. Такие граждане имеют те же права на медпомощь, что и люди с пропиской.

Виды мед помощи

Базовая программа устанавливает нормы страхового обеспечения исходя из стандартов и порядка оказания медицинских услуг. В эту программу входит следующие виды медицинской помощи:

  • первичная;
  • скорая;
  • профилактическая;
  • специализированная;
  • высокотехнологичная.

Также по полису ОМС можно получить бесплатные стоматологические услуги и хирургические вмешательства.

На основании данной базовой программы устанавливаются территориальные программы. Статья 36 регулирует порядок составления территориальных программ, которые являются частью базовой программы, но устанавливаются с учетом особенностей заболеваний в конкретном субъекте.

Но стоимость территориальной программы не может превышать размер бюджетных финансовых вливаний из федерального и прочих бюджетов.

Финансовая система

Статья 21 определяет основные виды доходов, за счет чего формируется бюджет, из которого осуществляется оплата медицинской помощи. К ним относятся:

  • доходы от уплаты самих взносов;
  • взыскание штрафов и пени со страхователей;
  • недоимки по налоговым платежам и взносам;
  • финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов;
  • доходы от временного размещения денежных средств;
  • иные разрешенные источники.

За счет данных средств осуществляется оплата медицинского обеспечения застрахованным лицам. В случае превышения оказанных услуг установленной стоимости базовой программы данные услуги могут оказаться неоплаченными страховой компанией.

Кто получает преимущества

Закон о реформе ОМС, вступивший в силу с 1 января 2021 года позволил оптимизировать систему здравоохранения. В частности, это касается улучшению финансирования медицинских учреждений федерального уровня, к которым относятся клиники при университетах и др.

Ранее эти учреждения финансировались властями региона по остаточному принципу, что негативно влияло на уровень заработной платы сотрудников и обеспеченность клиник необходимым оборудованием и медикаментами.

ИНТЕРЕСНО!
Благодаря принятию этого законодательного акта ситуация может измениться, так как в действие вступает механизм целевого финансирования. В конченом итоге это отразится и на гражданах РФ – те пациенты, которые нуждались в получении высокотехнологичной помощи, смогут получить ее быстрее и качественнее.

Заключение

Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.

Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).

Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.

Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.

Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.

Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.

Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.

Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.

Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.

Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.

Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.