Статья 329. способы обеспечения исполнения обязательств

Другой комментарий к Ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Заключая договор, стороны должны быть уверены, что партнер выполнит обязанности надлежащим образом. Следовательно, должны существовать меры, которые побудили бы каждую из сторон исполнить обязательство надлежащим образом, т.е. обеспечили бы его исполнение.

Исполнение обязательств обеспечивается мерами организационного, экономического и правового характера. Так, общие положения обязательственного права содержат нормы, предусматривающие необходимость надлежащего исполнения обязательств, недопустимость одностороннего отказа от их исполнения, а также принуждение к исполнению обязательства в натуре.

В договорных отношениях могут применяться меры оперативного воздействия (перевод на предоплату неисправного должника и проч.). Любая из таких мер будет считаться законной, если она не противоречит законодательству, условиям договора, а иногда и обычаям делового оборота.

На случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства закон предусматривает также общие меры государственного принуждения, применяемые во всех случаях нарушения обязательств и независимо от того, было ли это заранее обусловлено сторонами. Речь, в частности, идет о праве кредитора требовать возмещения убытков, возникших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (см. комментарий к ст. 393). Однако предъявленные в установленном порядке требования о возмещении причиненных убытков могут оказаться неэффективными, так как у должника, который обязан исполнить свое обязательство, удовлетворив требования кредитора, может просто не оказаться достаточного имущества.

Кроме того, кредитор должен доказать наличие как самих убытков, так и причинную связь между убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, а также с достаточной степенью точности определить их размер. В силу различных причин сделать это бывает достаточно сложно.

В связи с этим для обеспечения исполнения обязательства законом, а также соглашением сторон предусматриваются дополнительные, обеспечительные обязательства, которые могут быть реализованы кредитором при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником главного (основного) обязательства, независимо от наличия или отсутствия убытков. Такие дополнительные обязательства называются способами обеспечения исполнения обязательств. Они являются средствами (мерами) побуждения должника к исполнению основной обязанности или удовлетворения кредитора в случае ее неисполнения и таким образом предоставляют кредитору определенную гарантию удовлетворения его требований или возмещения убытков, которые могут возникнуть в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

К числу таких способов относятся неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Этот перечень не является исчерпывающим, и в договоре и/или в законе могут быть предусмотрены иные способы.

Все указанные способы обладают имущественным характером, так как обеспечивают удовлетворение имущественных интересов кредитора, которые вытекают из гражданско-правового договора между сторонами. Любой способ обеспечения исполнения обязательства выполняет несколько функций: предупредительную, защитную, карательную, компенсационную.

Конкретный способ обеспечения исполнения обязательств может быть установлен правовым актом или договором, но в большинстве случаев он определяется соглашением сторон. Отдельные способы обеспечения исполнения обязательств являются только стимулом для должника, принуждая его не уклоняться от выполнения своих обязательств по договору.

Все способы обеспечения являются обязательственно-правовыми и имеют своей целью содействие исполнению обязательства, оказавшегося основанием их возникновения.

2. По общему правилу конструкция способа обеспечения обязательства отличается акцессорным (дополнительным) характером по отношению к главному обязательству, которое соответствующим образом обеспечивается. Из этого следует, что недействительность обеспечительного соглашения не влечет недействительности основного и, наоборот, если иное не установлено законом, недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего.

Альтернативный комментарий к ст.329 ГПК

Суд апелляционной инстанции после рассмотрения дела выносит судебный акт в форме определения, что закреплено в статье 329 ГПК РФ. Апелляционное определение включает в себя четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Во вводной части указываются дата и место вынесения определения; наименование суда, вынесшего определение; состав суда; лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление.

В описательной части дается краткое содержание обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционных жалобы, представления, представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

Мотивировочная часть включает обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылки на законы, которыми суд руководствовался. Законодатель особо выделяет, что при оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд апелляционной инстанции в мотивировочной части определения обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются.

Резолютивная часть определения суда апелляционной инстанции включает в себя выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления.

Напомним, что поскольку в соответствии с положениями ст. 320 ГПК РФ обжалуются не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, то правила ст. 443 ГПК РФПоворот исполнения решения суда») не применяются. В то же время можно предположить, что решение суда первой инстанции может быть обжаловано с пропуском срока на апелляционное обжалование (как, например, лицом, участвующим в деле, так и лицом, которое не участвовало в деле, но полагает, что обжалуемое решение принято о его правах и обязанностях) и такой срок будет восстановлен (причины его пропуска будут признаны судом уважительными). В таком случае, если отмененное решение суда первой инстанции уже исполнено, представляется, что в определении суда апелляционной инстанции также должно быть указано на поворот исполнения.

В определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе понесенных в связи с подачей апелляционных жалобы, представления.

Следует указать, что порядок и сроки уплаты государственной пошлины устанавливаются ст. 333.18 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями установлены ст. 333.19 НК РФ. Так, в подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ указывается, что при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50% государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Таким образом, с учетом положений подп. 3 и 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче апелляционной жалобы размер государственной пошлины составляет: для физических лиц — 150 рублей; для организаций — 3000 рублей. Кроме того, при распределении между сторонами судебных расходов необходимо также учитывать положения ст. 333.36 НК РФ («Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям»).

актуальный размер оплаты госпошлины на сегодняшний день: госпошлина в суд

Часть 5 комментируемой статьи 329 ГПК РФ определяет момент вступления в законную силу определения суда апелляционной инстанции с момента его принятия.

Другой комментарий к статье 329 Уголовного Кодекса РФ

1. Диспозиция данной нормы простая, не раскрывающая признаков данного преступления, воспроизводящая название ст. 329 УК.

Непосредственным объектом состава преступления является установленный нормативными актами порядок обеспечения авторитета государственной символики.

Предметом данного состава преступления является: а) Государственный герб РФ или б) Государственный флаг РФ.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» <1> (в ред. от 28.12.2010), Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

———————————
<1> Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. I). Ст. 5021; 2002. N 28. Ст. 2780; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2696.

Понятие Государственного флага РФ определяется в ст. 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» <1> (в ред. от 28.12.2010), согласно которой Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

———————————
<1> Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. I). Ст. 5020; 2002. N 28. Ст. 2781; 2002. N 28. Ст. 2782; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2697.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется совершением действий, представляющих собой надругательство над указанными предметами, т.е. совершение оскорбительных, издевательских действий, осквернение указанных государственных символов (например, срывание герба или флага, топтание их ногами; их повреждение или уничтожение любыми способами; забрасывание государственных символов грязью, помоями, плевки на герб или флаг; нанесение циничных надписей или рисунков и т.п.). Так, например, как надругательство над Государственным флагом РФ следует рассматривать действия лица, который во время торжественного шествия 7 ноября сорвал с крыши здания Государственной Думы РФ Государственный флаг России и установил на его место флаг бывшего СССР.

3. Обстановка надругательства (публично или тайно) не имеет значения для квалификации. Достаточно того, чтобы результат стал очевиден окружающим в настоящем или будущем. Состав преступления по конструкции объективной стороны — формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого действия по осквернению государственных символов, вне зависимости от наступления последствий. С учетом конкретных обстоятельств содеянного действия виновного могут быть квалифицированы по совокупности с преступлениями против собственности.

4. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

Основные вопросы по ст. 329 ТК

Какие документы устанавливают особенности труда лиц, работа которых напрямую связана с движением транспорта?

В данное время для различных категорий водителей и других сотрудников транспортной отрасли действуют около десяти приказов, выпущенных Минтрансом. К наиболее важным относятся:

  • Приказ № 424 от 16.10.20 – он посвящён нюансам графика труда и отдыха водителей автотранспорта.
  • Приказ № 404 от 02.10.20 – в нём оговорены особенности труда и отдыха водителей трамваев и троллейбусов.
  • Приказ № 44 от 09.03.16 – он отведён под описание специфических моментов трудовой деятельности сотрудников железной дороги, работа которых напрямую относится к движению поездов.
  • Приказ № 18 от 07.07.11 – он описывает нюансы трудового распорядка специалистов, задействованных в техобслуживании гражданских самолётов.
  • Приказ № 10 от 30.01.04 – в нём закреплены принципы графика труда и отдыха специалистов, занятых управлением гражданскими самолётами.

Имеются и другие подобные документы, затрагивающие распорядок труда и отдыха лоцманов, моряков водного транспорта и т.п.

Какие особенности работы сотрудников транспортной сферы имеет в виду комментируемая статья?

Их источником выступают упомянутые выше распоряжения Минтранса. К наиболее важным относятся:

  • ограничения на общую длительность рабочего времени;
  • параметры перерывов и разделения рабочего времени;
  • возможность ненормированной работы;
  • максимально допустимая трудовая нагрузка на сотрудников;
  • принципы подсчёта времени, непосредственно не связанного с работой;
  • минимально допустимая длительность перерывов и т.д.

Стоит отметить, что имеются также и многочисленные особенности, связанные с конкретной разновидностью транспорта. Так, Приказ Минтранса № 133 от 16.05.03 разбирает принципы трудовой нагрузки моряков водного транспорта, задействованных на работах аварийно-аврального характера. Также в этом документе имеется специальный раздел, посвящённый учёту трудовой нагрузки моряков в период навигации.

Комментарий к Ст. 329 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются предусмотренные Конституцией РФ государственные символы Российской Федерации — ее Государственный флаг и Государственный герб. Действия в отношении символов других государств, символов и гербов иных субъектов ст. 329 УК не охватываются. Статус и признаки флага и герба как государственных символов РФ определены соответствующими федеральными конституционными законами.

2. Надругательство над Государственным флагом и Государственным гербом образуют действия, являющиеся грубо издевательскими, оскорбительными для гражданских и патриотических чувств, т.е. уничтожение, повреждение, нанесение циничных надписей, иное неподобающее использование предметов преступления.

3. Оскорбление гражданских и патриотических чувств может быть реализовано в случае совершения деяния в публичном месте или таким образом, когда результат действий очевиден для окружающих.

Другой комментарий к статье 329 ТК РФ

§ 1. Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Такие ограничения вызваны заботой государства о безопасности движения транспорта.

§ 2. Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

§ 3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.

§ 4. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, для локомотивных и кондукторских бригад, сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части, работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны и т.п.

Так, продолжительность рабочего времени для таких работников при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) для них не допускается.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается лишь в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и с письменного согласия работника.

§ 5. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, см. Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера-инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее — диспетчер УВД), заключивших трудовой договор с работодателем.

Так, при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 часов, в ночное время — 12 часов.

Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.