Статья 4. действие уголовно-процессуального закона во времени

Оглавление

Порядок возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела частного обвинения и частно-публичного обвинения

Как отмечалось выше, уголовные дела о преступлениях частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:

При этом уголовные дела в отношении конкретного лица возбуждаются путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в мировой суд.

Однако если данные о лице, совершившем преступление потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

На практике граждане, в отношении которых совершены преступления «по горячим следам» обращаются с заявлением не в суд, а в органы полиции.

Далее события развиваются следующим образом. Сотрудник, осуществляющий предварительную проверку заявления, установив, что в действиях лица, в отношении которого оно подано, содержаться признаки состава преступления, передает материал проверки мировому судье судебного участка, на территории которого произошло преступление. Соответственно о принятом решении он должен уведомить заявителя.

Заявитель, узнав, что дело передано в суд, удовлетворенный принятым решением, ждет вызова в суд. Но его никто никуда не вызывает. Что произошло?

Не соблюден порядок подачи заявления, предусмотренный ст.318 УПК РФ.

Заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения, адресованное мировому судье, должно содержать:

  • наименование суда, в который оно подается;
  • описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;
  • просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;
  • данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;
  • данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
  • список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;
  • подпись лица, его подавшего.

Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Одновременно мировой судья разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление.

С момента принятия судом заявления к своему производству, о чем выносится постановление, лицо, его подавшее, является частным обвинителем.

Если поданное заявление не отвечает вышеуказанным требованиям, мировой судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему. В постановлении судья предлагает ему привести заявление в соответствие с указанными требованиями и устанавливает для этого срок. В случае неисполнения данного указания мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее.

Если в заявлении отсутствуют сведения о лице, привлекаемом к уголовной ответственности (если данные о нем заявителю не известны), мировой судья должен отказать в принятии заявления к своему производству и направить указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

О чем статья 447 УПК РФ?

Ст. 447 УПК содержит в себе следующую информацию:

  • перечень лиц, в отношении которых применим особый порядок ведения уголовных дел;
  • порядок ведения дел в отношении лиц из указанного перечня, с применением положений 52 главы настоящего кодекса.

Специальные субъекты, перечисленные в 447 статье, обязаны наравне со всеми отвечать за совершенные ими противоправные деяния. При ведении в отношении них уголовного дела выполняются все установленные настоящим кодексом процессуальные действия, но при этом процесс их проведения значительно усложнен по разным причинам.

Основные положения

Ст. 447 УПК должна рассматриваться в контексте всей 52 главы. Первое, что в ней перечислено – это спецсубъекты по УПК РФ.

К их числу отнесены:

  • члены СФ РФ;
  • депутаты ГД РФ;
  • депутаты законодательного собрания субъекта РФ;
  • депутаты органов самоуправления;
  • судьи;
  • присяжные и арбитражные заседатели в период совершения ими своих процессуальных обязанностей;
  • председатель СП РФ;
  • заместитель председателя СП РФ;
  • аудиторы СП РФ;
  • омбудсмен РФ;
  • Президент РФ, сложивший с себя полномочия;
  • кандидаты в президенты РФ;
  • прокуроры;
  • председатель СК;
  • руководители следствия;
  • следователи;
  • адвокаты;
  • члены избиркома;
  • кандидаты в депутаты Госдумы и законодательного собрания субъекта.

Когда применимы положения статьи 447 УПК?

Очевидно, что положения статьи 447 УПК, а также всей 52 главы настоящего Кодекса применимы, когда спец. субъекты совершают противоправные уголовно наказуемые деяния. Необходимость выделения ряда должностных лиц в отдельную правовую касту, обусловлена современными реалиями. Спец. субъекты должны быть надежно защищены от провокаций со стороны недоброжелателей, ведь от них во многом зависит жизнь других людей.

Рассмотрение уголовного дела в суде по особому порядку

К сожалению, благие намерения законодателя, защитившего от разного рода посягательств высокопоставленных лиц, и людей, призванных временно вершить судьбы, не всегда идут на пользу населению страны и государству в целом. Некоторые спец. субъекты используют иммунитет как прикрытие для совершения противозаконных действий.

Комментарий к статье 401.4 УПК РФ

1. О понятии существенных нарушений норм права, являющихся основанием для отмены или изменения судебных решений в кассационном порядке, см. ком. к ст. 401.6 настоящего Кодекса.

2. Согласно ст. 401.2 вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции не только прокурором, осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, но и иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Поэтому в кассационной жалобе лица, ранее не принимавшие участия в деле, должны указать, какие именно их права или законные интересы были нарушены вступившим в законную силу судебным решением. При этом под лицами, не принимавшими участия в деле, на наш взгляд, имеются в виду не только лица, не имевшие прямого касательства к производству по делу, но и лица, которые так или иначе участвовали в производстве по данному делу, но не являлись в нем сторонами (обвинения или защиты) и в этом смысле не были «участниками дела». Если же они участвовали в производстве по делу в ином качестве (например, как свидетели, понятые, эксперты, специалисты), а решение суда тем не менее затрагивает их права и законные интересы (например, в части возмещения судебных издержек), то они также должны обосновать это обстоятельство в своей жалобе.

2. О понятии законных интересов (ч. 2 ком. статьи) см. ком. к ст. 401.2 настоящего Кодекса.

3. Защитник-адвокат действует в уголовном процессе только на основании ордера адвокатского образования. Однако согласно ч. 2 ст. 49 УПК по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников осужденного или оправданного или иное лицо, о допуске которого он ходатайствует. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката. В таких случаях защитник должен представить в кассационную инстанцию соответствующую доверенность или заверенную копию судебного решения о его допуске в процесс и документы, удостоверяющие его личность. Представляется, что в случае участия осужденного (оправданного) в судебном заседании кассационной инстанции он вправе заявить о допуске такого лица и устное или письменное ходатайство. Если оно будет судом удовлетворено, документами, удостоверяющими полномочия защитника, должны признаваться всякие заслуживающие доверия удостоверения личности (паспорт и т.д.).

4. Прокурором, полномочным подписывать кассационное представление, согласно ч. 2 ст. 401.2 признаются лишь прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители, которые могли и не участвовать в судебном разбирательстве по данному делу в качестве государственного обвинителя.

5. Согласно ч. 5 ком. статьи в необходимых случаях к жалобе или представлению прилагаются копии иных, помимо судебных решений, документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в кассационных жалобе или представлении. Это могут быть копии протоколов следственных и судебных действий, иных документов-доказательств, которые имеются у заявителя, а также, на наш взгляд, и т.н. дополнительно представленные материалы. Смотрите о них ком. к ст. 377 настоящего Кодекса. Об их отличии от дополнительных материалов в стадии апелляционного пересмотра судебных решений см. ком. к ст. 389.13.

Ст. 21 УПК РФ с комментариями

Анализируемая норма обладает императивным характером. В ст. 21 УПК закреплен исчерпывающий перечень органов и лиц, уполномоченных осуществлять преследование. Никто, кроме следователя, прокурора, дознавателя не может вести эту процессуальную деятельность.

Необходимо отметить, что ст. 21 УПК не включает в список уполномоченных субъектов судебную инстанцию или судей. Это обусловлено необходимостью соблюдать принцип состязательности участников разбирательства. Суд, в свою очередь, должен оставаться беспристрастным по отношению к сторонам. Включение в его полномочия преследования повлекло бы вероятность принятия чьей-либо позиции до изучения обстоятельств дела.

«Возбуждение уголовного дела» и «возбуждение уголовного преследования»

Если, как указывалось выше, уголовное преследование – это «процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления», то возбуждение уголовного дела — это решение (постановление) о начале предварительного расследования (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

Эти понятия совпадают в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, но не совпадают, когда дело возбуждается лишь по факту преступления.

Что такое «в отношении лица» и «по факту»?

Например, гражданин обращается в полицию с заявлением о преступлении, в котором указывается, что неизвестные лица совершили кражу принадлежащего ему имущества. В этом случае уголовное дело возбуждается по факту преступления, поскольку подозревать пока некого, подозреваемых только предстоит установить путем оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Другой пример. Гражданин обращается в полицию с заявлением о преступлении, в котором указывает, что конкретное лицо, которому на основании доверенности было вверено имущество, совершило растрату данного имущества, в чем усматривается признаки преступления, предусмотренного ст. 160 УК РФ. После проведения проверки заявления потерпевшего, уголовное дело может быть возбуждено в отношении лица.

В обоих приведенных случаях по заявлению потерпевшего возбуждается уголовное дело, но в случае с кражей уголовное преследование еще не осуществляется, поскольку нет ни подозреваемого, ни обвиняемого.

Таким образом, возбуждение уголовного дела по факту преступления не означает начала уголовного преследования, прямо не затрагивает права и свободы конкретного лица (оно еще неизвестно), и поэтому копия данного процессуального решения не относится к кругу актов, подлежащих вручению подозреваемому. То есть факт уголовного преследования связан только с возбуждением уголовного дела в отношении лица.

Как указано выше, отправной точкой уголовного преследования является момент появления в уголовном деле подозреваемого или обвиняемого, а данные участники появляются в досудебном производстве только после принятия соответствующих процессуальных решений.

Подозреваемый появляется в уголовном деле в случаях, когда:

  • в отношении конкретного лица возбуждается уголовное дело (ст. ст. 46, 146 УПК РФ);
  • лицо задерживается по подозрению в совершении преступления (ст. ст. 46, , 92 УПК РФ);
  • к лицу применяются меры пресечения до предъявления обвинения (ст. ст. 46, 100 УПК РФ);
  • лицу вручается уведомление о подозрении его в совершении преступления (ст. ст. 46, 223.1 УПК РФ).

Лицо приобретает статус обвиняемого в случаях:

  • принятия решения в виде постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ст. ст. 47, 171 УПК РФ);
  • вынесения обвинительного акта (ст. ст. 47, 225 УПК РФ);
  • составления обвинительного постановления (ст. ст. 47, 226.7 УПК РФ).

Таким образом, законодателем обозначены определенные моменты, с которых начинается уголовное преследование.

По делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова КС РФ указал:

«…Факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него (в частности, разъяснением в соответствии со статьей 51 (часть 1) Конституции РФ права не давать показаний против себя самого)» (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П).

Комментарии к статье

Чтобы точно понять суть рассматриваемой части уголовно-процессуального закона, нужно изучать ст 447 УПК РФ с комментариями. Важнейший комментарий к рассматриваемой статье гласит о том, что положения всей 52 главы настоящего Кодекса, являются примером дифференциации уголовно-процессуального права в сторону усложнения.

В одном из определений КС РФ содержится правовая позиция, основной идеей которой является факт подтверждения того, что в отношении перечисленных в статье 447 лиц, гораздо сложнее возбуждать и вести уголовные дела

При этом важно понимать, что, предоставляя спец. субъектам дополнительные процессуальные гарантии, законодатель не исключает возможности привлечения их к ответственности

Чтобы определить статус лиц, перечисленных в комментируемой статье, нужно обратиться к соответствующим нормативным актам

При этом важно учитывать, что законы РФ не всегда содержат однозначную дефиницию отдельных категорий лиц. Во избежание процессуальной ошибки при производстве уголовного дела, также требуется изучить специальные законы, которыми регулируется профессиональная деятельность таких лиц

В них уделено особое внимание признакам статуса с точки зрения права, присущим конкретной должности из указанного перечня

Определения лиц, из перечня статьи 447 УПК таковы:

  • членом СФ является представитель субъекта РФ, который уполномочен соответствующим ФЗ осуществлять законодательные и прочие полномочия;
  • депутатом Госдумы предстает избранный в соответствии с ФЗ «О выборах в Госдуму» представитель народа, который уполномочен осуществлять законодательные и прочие полномочия;
  • депутат законодательно собрания субъекта РФ – это лицо, избранное жителями региона, путем реализации прямого избирательного права;
  • депутат – это лицо, которое выбрано избирателями конкретного округа в орган государственной власти или муниципального образования, путем реализации избирательного права;
  • член выборного органа самоуправления – это лицо, входящее в состав муниципалитета, который сформирован на муниципальных выборах;
  • выборное должностное лицо органа самоуправления – это гражданин РФ, выбранный путем тайного голосования для работы в указанном месте;
  • судья – это лицо, наделенное правом вершить правосудие;
  • присяжный заседатель – это гражданское лицо, привлеченное для участия в судебных разбирательствах в соответствии с положениями УПК;
  • арбитражный заседатель – это лицо, наделенное полномочиями, дающими право осуществлять правосудие;
  • председатель СП – это должностное лицо, назначенное на должность Госдумой по постановлению Президента РФ;
  • заместитель председателя СП – это должностное лицо, выполняющее обязанности, прописанные в Регламенте СП РФ, назначенное Госдумой по представительству Президента;
  • аудитор СП РФ – это должностное лицо, возглавляющее деятельность счетной палаты;

Обязанности и полномочия следователя в уголовном процессе по УПК РФ статья 38

  • омбудсмен – это гражданин РФ, назначенный Госдумой с целью контроля соблюдения прав человека в стране;
  • Президент РФ прекративший исполнение обязанностей – это бывший глава государства;
  • кандидат в президенты – это лицо, выдвинувшее свою кандидатуру на должность главы государства;
  • прокурор – должностное лицо, действующее в пределах своей компетенции согласно ФЗ «О прокуратуре РФ»;
  • председатель СК РФ — это глава СК, несущий ответственность за выполнение комитетом различных задач;
  • руководитель следствия – должностное лицо, возглавляющее подразделение следователей;
  • следователь – должностное лицо, имеющее право выполнять следствие по уголовным делам;
  • адвокат – это лицо, имеющее право заниматься адвокатской деятельностью на основании ФЗ №63.

В отношении лиц, не содержащихся в перечне ст. 447 УПК, применимы общие правила производства.

Особенности применения мер процессуального принуждения в отношении отдельных категорий лиц и производства следственных действий с их участием

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает ограниченный перечень мер процессуального принуждения, применяемых к лицам, обладающим процессуальным иммунитетом.

В соответствии со ст. 449 УПК РФ член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Исключением из перечня оснований, изложенных в ст. 91 УПК РФ, по которым указанные лица могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления и должны быть немедленно освобождены при установлении их личности, является задержание указанных лиц на месте совершения преступления согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ (когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения).

В случае задержания на месте преступления Уполномоченного по правам человека в РФ лицо, произведшее задержание, обязано немедленно уведомить Государственную Думу, которая должна принять решение о необходимости данной процессуальной меры или ее нецелесообразности.

Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении лиц, обладающих процессуальным иммунитетом, производятся в соответствии со ст. 448 УПК РФ в порядке, установленном гл. 13 и 25 УПК РФ.

Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного суда РФ или квалификационной коллегии судей.

Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Мотивированное решение Конституционного суда, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5-ти суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения.

Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации – с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту федерации (ст. 450 УПК РФ).

Следует учитывать также, что не допускается привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании на месте преступления (ч. 2 ст. 42 федерального закона «О прокуратуре»).

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые, в соответствии с УПК РФ, не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, если уголовное дело в отношении него не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК.

Статья 450 УПК РФ. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

  1. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными статьей 449 настоящего Кодекса и настоящей статьей.
  2. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей.
  3. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.
  4. Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации и соответствующего судебного решения.
    4.1. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
  5. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в части первой статьи 448 настоящего Кодекса.

Понятие, сущность и значение стадии производства в суде второй (апелляционной) инстанции. Характерные черты апелляционного производства

Судебная власть, устраняя неопределенность в деятельности государственных органов и учреждений, тем самым содействует устойчивости существующего в государстве правопорядка. Она является также гарантом справедливости, одинаково ценным как для общества, так и для отдельной личности, охраняя ее от произвольных решений по делу, уже рассмотренному и разрешенному судом.

Государство, прежде чем признать недействительным приговор, должно убедиться в том, что он действительно не соответствует требованиям справедливости или требованиям закона. Средством такого убеждения может служить лишь проверка приговора компетентными органами судебной власти. На этом основании и существует институт обжалования и проверки судебных решений, не вступивших в законную силу.

В российском уголовном судопроизводстве существует самостоятельная стадия уголовного процесса, в которой осуществляется проверка не вступивших в законную силу судебных решений – производство в суде второй (апелляционной) инстанции.

Производство в суде второй (апелляционной) инстанции − это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, которая заключается в пересмотре по жалобам заинтересованных лиц или представлению прокурора не вступивших в законную силу судебных решений посредством нового судебного разбирательства и вынесения приговора или иного судебного решения.

Сущность апелляционного производства заключается в том, что суд апелляционной инстанции вправе пересмотреть по существу в пределах заявленного представления прокурора или жалобы участников судопроизводства не вступивший в законную силу приговор суда первой инстанции в целом или в части, а также соблюдение процессуальной формы судом и сторонами при осуществлении ими процессуальных действий.

В апелляционном производстве наиболее полно выражены процессуальные принципы состязательности и диспозитивности, обеспечивающие свободу личности в распоряжении принадлежащими ей правами и определяющими инициативу сторон, а также принципы непосредственности и устности в исследовании доказательств, принцип гласности.

Задачами данной стадии выступают:

  1. обнаружение фактических и юридических ошибок, допущенных нижестоящими судами при рассмотрении и разрешении уголовных дел;
  2. принятие судами апелляционной инстанции в пределах своей компетенции процессуальных мер по устранению выявленных ошибок путем отмены или изменения судебного решения нижестоящего суда, не вступившего в законную силу.

Участниками данной стадии являются:

  1. субъекты, имеющие право обжалования судебных решений;
  2. суды апелляционной инстанции, осуществляющие пересмотр решений судов первой инстанции.

Данная стадия начинается с момента поступления жалобы или представления в суд апелляционной инстанции, оканчивается – вынесением итогового решения апелляционного суда по жалобам или представлению участников процесса.

Здесь действуют процессуальные сроки:

  1. предусмотренные для обжалования судебных решений;
  2. начала рассмотрения уголовных дел в судах апелляционной инстанции

При производстве в суде второй инстанции используются такие процессуальные средства, как:

  1. действия, направление на разрешение основных вопросов по уголовному делу (производство судебных действий);
  2. применение процессуальных мер, обеспечивающих надлежащий порядок судебного разбирательства;
  3. проверка законности, обоснованности и справедливости судебных решений и принятие по ним собственного решения.

Виды итоговых решений:

  1. новый приговор, заменяющий приговор суда 1 инстанции (п.п. 2,3,5,6 ч. 1 ст. 389.20 УПК);
  2. постановление или определение (п.п. 1, 4, 6, 7 – 10 ч. 1 ст. 389.20 УПК)

Значение апелляционного производства заключается в том, что они:

  • являются формами осуществления вышестоящими судами надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов;
  • являются процессуальными средствами исправления следственных и судебных ошибок;
  • служат существенной гарантией прав и законных интересов сторон.

Производство в суде второй (апелляционной) инстанции складывается из двух этапов:

  1. обжалование участниками уголовного процесса или прокурором решений судов первой инстанции;
  2. рассмотрение уголовных дел в судах второй (апелляционной) инстанции и их разрешение.

Понятие уголовного преследования

Уголовным преследованием называется процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

Понятие «уголовное преследование» по содержанию тесно связано с процессуальной функцией обвинения.

Стороной обвинения (т.е. стороной, осуществляющей уголовное преследование) являются: прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК РФ).

Исходя из положений п. п. 47 и 55 ст. 5 УПК РФ, пока нет подозреваемого и обвиняемого, нет и уголовного преследования. Соответственно, пока нет уголовного преследования, функцию обвинения никто не осуществляет. Как только в уголовном процессе появляется подозреваемый или обвиняемый, в отношении указанных лиц осуществляется уголовное преследование.

Поддержание прокурором государственного обвинения в суде является одной из форм реализации функции уголовного преследования. В ч. 1 ст. 37 УПК РФ установлено, что прокурор осуществляет от имени государства в пределах его компетенции уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Таким образом, реально осуществление прокурором уголовного преследования происходит в судебном производстве, где он является единственным участником процесса со стороны обвинения. В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет в основном опосредованно — путем процессуального руководства уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем.