Законодательство рф об административных правонарушениях

Оглавление

Межотраслевые принципы

Те принципы, которые перекликаются в нескольких отраслях правоведения, получили название межотраслевых. Их смысл – общий для родственных дисциплин.

В административном праве к числу межотраслевых принципов относятся следующие:

  • разделение властей на судебный, исполнительный и законодательный элементы;
  • разграничение предметов ведениякриминальное право – административное право;
  • принцип федерализма;
  • признания местного самоуправления и разграничения его полномочий с органами государственной власти;
  • ответственность лица – нарушителя;
  • обязательность презумпции невиновности и т.п.

Понятие административного права. Предмет и метод административно правового регулирования

Административное право – одна из важнейших отраслей российского публичного права, регулирующая отношения в сфере организации и осуществления государственного управления общественными процессами. Основным объектом административно правового регулирования является государственное управление, связанное с функционированием исполнительной государственной власти.

Предмет административного права, т. е. сфера общественных отношений, регулируемых данной отраслью права, достаточно разнообразен. Прежде всего, он включает отношения, связанные с реализацией управленческих и контрольных функций исполнительной власти, а также отношения, связанные с организацией самой системы исполнительной власти в РФ. Административное право не регулирует процесс управления частным коммерческим предприятием, аспекты корпоративного управления и др.

Таким образом, административному праву свойственны такие функции, как правоисполнительная, правотворческая, организационная, координационная, правоохранительная и др.

Главной особенностью административно правовых норм является их императивный характер, отражающий требования уполномоченных органов государственной власти должного поведения от адресатов данных норм. Однако граждане и юридические лица также имеют право требовать со стороны органов исполнительной власти предусмотренных рядом административно правовых норм действий.

Субъектами административно правовых отношений выступают все элементы системы государственных органов, включая подразделения и отдельных служащих, а также граждане, организации, общественные объединения. При этом обязательным участником данных отношений всегда выступает государственный орган власти или его представитель в лице государственного служащего.

Императивный характер норм административного права означает неравенство сторон – участников правоотношений, в отличие от, например, гражданского права, для которого характерен диспозитивный метод регулирования. Неравенство сторон выражено в том, что объект управления всегда подчинен субъекту управления. Следовательно, одна из сторон участников административно правовых отношений всегда подчинена второй, которая чаще всего представлена государственными органами исполнительной власти. Именно эта сторона выражает свою волю в нормах предписаниях (в том числе и запретах), носящих односторонний характер.

Административно правовые нормы могут быть как обязывающими, так и запрещающими, уполномочивающими и поощрительными.

Источники административного права представлены многообразными правовыми актами, организованными в определенную систему, обладающую иерархией. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы (например, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации») и федеральные законы РФ занимают в ней центральное место.

Административное право частично кодифицировано: Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 191 ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 ФЗ и другие содержат нормы административного права.

Сложность работы с административно правовыми актами связана с тем, что уровень подзаконных актов представлен огромным количеством многообразных по сферам регулирования Указов Президента РФ, постановлений, распоряжений Правительства РФ, приказов, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования министерств и ведомств. Перечисленные акты относятся к федеральному уровню подзаконных административно правовых актов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своих полномочий принимают различные акты – источники административного права. Кроме того, к источникам административного права можно отнести многие нормативные акты органов муниципальной власти.

Начиная с 2004 г. в Российской Федерации проходила административная реформа, в процессе которой были преобразованы ряд министерств и ведомств. Однако нормативно правовые акты многих не существующих в настоящее время органов исполнительной власти продолжают действовать вплоть до их отмены уполномоченными органами или принятия новых нормативно правовых актов. Например, в современной России до сих пор действуют некоторые советские правовые акты административного права.

Правовые основы управления в области охраны окружающей среды

Экономическая сфера деятельности общества регулируется в первую очередь нормами гражданского права, однако государство играет существенную роль в макроэкономических процессах, особенно в условиях развития разнообразных моделей экономики смешанного типа в современном обществе. Развитие рыночной экономики не только не исключает участия государства в экономических процессах, но и не возможно без государственного правового регулирования различных секторов рыночной экономики.

Предметом административно-правового регулирования является организация и управление любыми разновидностями экономической деятельности. Государство через институты административно правового регулирования экономической деятельности в обществе выполняет важнейшие функции, направленные на создание условий развития свободного рынка и социальной ориентации рыночной экономики. К числу наиважнейших направлений административно правового регулирования в сфере экономических отношений можно отнести:

  • управление государственным имущественным комплексом, например, имуществом унитарных предприятий, т. е. коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на имущество, закрепленное за ними государством, или акциями, принадлежащими Российской Федерации в уставных капиталах коммерческих предприятий;
  • регулирование банковской деятельности, которое осуществляет Центробанк РФ в целях осуществления единой финансовой и кредитно банковской политики на территории РФ;
  • налоговое регулирование, которое осуществляется государственным органом власти в целях проведения гибкой экономической, финансовой и социальной политики;
  • антимонопольное регулирование, которое осуществляется уполномоченными органами с целью создания условий для формирования справедливой и свободной конкуренции, необходимой для функционирования рыночных отношений;
  • регистрационная деятельность в отношении юридических лиц, необходимая для развития предпринимательства;
  • лицензирование отдельных видов деятельности юридических лиц, необходимое для гарантии надлежащего качества осуществления наиболее существенных видов деятельности;
  • регулирование в области природопользования исходя из принципов рационального и социально ориентированного подхода общества к использованию природных благ, что особенно актуально для Российской Федерации, учитывая ресурсную ориентацию отечественной экономики;
  • регулирование в области труда, через которое государство влияет и на экономическое, и на социальное развитие общества, например устанавливая минимальный размер оплаты труда, участвуя в социальном партнерстве и т. д.;
  • регулирование в сфере таможенной деятельности, которое значительно связано с экономической политикой государства, с поддержкой отечественного производителя, с процессом ценообразования;
  • участие в международном экономическом сотрудничестве, без которого невозможна интеграция России в глобальную экономику.

Как и любая другая сфера управления, государственное управление экономической деятельностью в обществе основывается на планировании, анализе и контроле, которые осуществляются субъектами государственного управления – органами исполнительной власти. Все формы деятельности государственных органов регулируются правовыми актами административного права, определяющими структуру и компетенцию органов, формы и методы выполнения основных функций. К числу наиважнейших органов исполнительной власти в сфере экономики относятся: Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (Казначейство России), Федеральная таможенная служба и проч.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которые вступили в силу 14 августа 2018 г. 

Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности — совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальных юридических средств, посредством которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

Гарантии законности делятся на общие условия обеспечения законности и специальные средства обеспечения законности.

Общие условия обеспечения законности — совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. Их виды: экономические (состояние базисных, экономических отношений, организация и функционирование субъектов экономических отношений), политические (состояние государственной власти, развитие институтов демократии, степень участия населения в политических процессах в обществе), духовно-нравственные (уровень культуры общества, его членов, уровень сознания, в том числе правосознания).

Специальные средства обеспечения законности — совокупность юридических и организационных средств, при помощи которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

К юридическим средствам относят: нормативно-правовое регулирование наиболее значимых отношений в сфере государственного управления, совершенствование действующего законодательства с учетом динамики управленческих отношений, средства предупреждения правонарушений в сфере управления, средства пресечения (прекращения) правонарушений в сфере управления, меры правовосстановления (защиты) нарушенных прав в сфере управления, нарушенных в результате правонарушения, меры процессуального обеспечения (юридические процедуры), юридическую ответственность.

К организационным средствам относят: контроль за деятельностью субъектов государственного управления, надзор за деятельностью субъектов государственного управления, обучение, подготовка субъектов государственного управления и др.

References (transliteration)

  1. Aleksandrov A.S. Dispozitivnost’ v ugolovnom protsesse: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. N. Novgorod: Nizhegorodskaya VSh MVD Rossii, 1995.
  2. Alekseev S.S. Pravo: azbuka — teoriya — filosofiya: Opyt kompleksnogo issledovaniya. M.: Statut, 1999. 709 s.
  3. Baytin M.I. Sushchnost’ prava (Sovremennoe normativnoe pravoponimanie na grani dvukh vekov). Saratov, 2001. 416 s.
  4. Volzhenkin B.V. Rossiyskoe ugolovnoe pravo: traditsii, sovremennost’, budushchee // Rossiyskoe ugolovnoe pravo: traditsii, sovremennost’, budushchee: Materialy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy pamyati professora M.D. Shargorodskogo / Pod red. prof. N.M. Kropacheva, prof. B.V. Volzhenkina. SPb.: Izdatel’skiy Dom S.-Peterb. gos. un-ta, Izd-vo yuridicheskogo fakul’teta S.-Peterb. gos. un-ta, 2005. S. 27 — 29.
  5. Zazhitskiy V.I. Pravovye printsipy v zakonodatel’stve Rossiyskoy Federatsii // Gosudarstvo i pravo. 1996. N 11. S. 92 — 98.
  6. Kelina S.G., Kudryavtsev V.N. Printsipy sovetskogo ugolovnogo prava. M.: Nauka, 1988. 176 s.
  7. Kiyaykin D.V. Ugolovno-pravovoy printsip zakonnosti: Dis. … kand. yurid. nauk. Saratov, 2001. 181 s.
  8. Mal’tsev V. Printsip zakonnosti v UK RF // Ugolovnoe pravo. 2003. N 1.
  9. Petrukhin I.L. Publichnost’ i dispozitivnost’ v ugolovnom protsesse // Ros. yustitsiya. 1999. N 3. S. 24 — 25.
  10. Petrukhin I.L. Chelovek i vlast’ (v sfere bor’by s prestupnost’yu). M.: Yurist, 1999. 392 s.
  11. Ronzhin V.N. O ponyatii i sisteme printsipov sotsialisticheskogo prava // Vestnik MGU. Seriya 11: Pravo. 1977. S. 32 — 36.
  12. Sevryugin V.E. Problemy administrativnogo prava. Tyumen’: Tyumenskaya VSh MVD RF; Tyumen. gos. un-t, 1994. 208 s.
  13. Frolov S.V. Printsipy prava (voprosy teorii i metodologii): Dis. … kand. yurid. nauk. Kostroma, 2001. 168 s.
  14. Yuridicheskiy entsiklopedicheskiy slovar’. 2-e dop. izd. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1987. 512 s.

Классификация принципов административного права

На основе теоретически обоснованных научно-правовых положений выводятся базовые принципы современного административного права демократического государства. К их числу можно отнести систему принципов административного права представленную на рисунке ниже.

В теории административного права выделяются различные группы принципов, всю совокупность которых ученые классифицируют по ряду оснований. В качестве примеров можно привести следующее:

  • В.А. Юсупов считал, что принципы административного права подразделяются на общие принципы отрасли и принципы институтов
  • Ю.Н. Старилов выделял конституционные и организационно-функциональные принципы административного права .
  • Б.Н. Бахрах выделял эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимную ответственность государства и личности, как основные принципы административного права.

В современном административном праве наиболее перспективной является классификация предложенная Б.Н. Бахрах. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Принцип эффективности административно-правового регулирования и административного управления означает, что действие административного права основывается на необходимости достижения определенных и существенных для государства целей.

Принцип законности административного права состоит в том,.что субъекты управленческих отношений должны сообразовывать свою деятельность с требованиями законно установленных административно-правовых норм исходя из их административно-правового положения.

Принцип гуманизма административного права состоит в полном и безоговорочном признании приоритета общественных ценностей.

Принцип взаимной ответственности государства и личности состоит в том, что законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц.

Принципы административного права получили свое закрепление и выражение в многочисленных нормах законодательства.

Литература

  1. Агапов А.Б. Административное право – М.: Юрайт, 2015
  2. Бахрах Д. Н.Административное право. – М.: Норма, 2015
  3. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права – М.: Норма, 2002. Т. 1
  4. Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985.

Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

  • гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
  • диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;
б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;
б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) муниципальные.

Признаки норм административного права:

  1. предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;
  2. строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;
  3. большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;
  4. действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;
  5. административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Реализация административно- правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Система административного права

Система административного права – это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Содержание системы административного права включает в себя Общую и Особенную части.

Общая часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).

Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти.

Виды институтов административного права:

  • принципы государственного управления;
  • административно-правовой статус граждан (физических лиц);
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • государственная и муниципальная служба;
  • административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);
  • административно-правовой статус предприятий, учреждений;
  • формы государственного управления;
  • методы государственного управления;
  • административная ответственность;
  • административный процесс;
  • обеспечение законности в государственном управлении;
  • административно-правовые основы управления в сфере экономики;
  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

Характерные черты и функции административной ответственности

Свое внешнее воспроизведение данная ответственность открывает в административной взаимосвязи, которая складывается между органом (должностным лицом), имеющим право осуществлять функционирование по привлечению к административной ответственности, и личностью, обязанной претерпеть, утвержденные административным законодательством определенные ограничения в связи с нарушением данного законодательства.

Свойственные черты

Для ответственности административного характера как одного из видов государственного принуждения свойственны следующие отличительные характерные черты:

  • основным фактором для привлечения к административной ответственности является реализованное административное правовое преступление;
  • административная ответственность утверждена как для физических, так и для юридических лиц;
  • основополагающие параметры для ответственности административного плана (составы административных правовых нарушений) утверждаются КоАП и законодательством субъектов РФ, касающегося вышеуказанной ответственности;
  • ответственность такого характера устанавливается для физического или юридического лица неизменно после реализации им административного правонарушения, при подтверждении вины данного лица в полной мере;
  • привлечь к административной ответственности имеют право судьи судов общей подсудности, арбитражных судов, организации (должностные лица) исполняющей власти, комиссии ПДН и обеспечению их прав, объединенные организации, формируемые соответственно законам субъектов РФ;
  • ответственность этого плана представляет собой форму менее строгую, нежели уголовная, так как она не повлечет за собой тяжелых законодательных последствий для правового преступника (к примеру, для физического лица наличия судимости или увольнения с работы, аннулировании юридического лица);
  • последовательность действий понуждения к ответственности административного характера строго подчиняется системе утвержденных процессуальных и административных законодательных методов, заключающихся в КоАП;
  • процедура принуждения к ответственности административного плана более сложная по характеру в сравнении с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, но отличается меньшей трудностью и большей результативностью в сравнении с уголовным процессом;
  • опротестование деятельности и постановлений органов (должностных лиц) по вопросам административной ответственности происходит в судебном или административном порядке;
  • назначение мер административной ответственности определяет для правонарушителя установление специального негативного правового последствия, в форме указания срока исполнения административного наказания, которое ему назначено.

На протяжении одного года со дня осуществления решения о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП) лицо можно считать привлеченным к административной ответственности.

Виды функций

Этот вид ответственности выполняет защитную (компенсационную) и профилактическую (превентивную) функции. Защитная (компенсационная) функция административной ответственности несет в себе вытеснение и ликвидацию социально-общественных отношений, которые не соответствуют административно-правовым понятиям.

Содержание защитной функции административной ответственности определяет собой утверждение для личности, которая совершила административное правовое нарушение, ограничения и ущемления, призванные возместить ущерб, причиненный охраняемому законом общественному отношению.

Профилактическая (превентивная) функция административной ответственности несет в себе предотвращение совершения административных правонарушений. Указанная функция административной ответственности подразделяется на частную превенцию и общую превенцию.

Целью частной превенции является то, что административная ответственность должна быть направлена на недопущение осуществления в будущем таких правовых нарушений лицом, совершившим административное правонарушение.

Принципом общей превенции является установление оснований и условий, которые способствовали реализации административного правонарушения, и предотвращению осуществления административных правонарушений иными субъектами права.

References

Administrativnyj process Rossijskoj Federacii: Ucheb. / Pod red. L.L. Popova. M., 2017.

Alekseev S.S. Ob otraslyax prava // Sov. gosudarstvo i pravo. 1972. N 3.

Alekseev S.S. Sobr. soch.: V 10 t. M., 2010. T. 2.

Baxrax D.N. Administrativnoe pravo Rossii: Ucheb. M., 2006.

Belyavskij N.N. Policejskoe pravo (Administrativnoe pravo): Konspekt lekcij. Pg., 1915.

Deryuzhinskij V.F. Policejskoe pravo: Posobie dlya studentov. Pg., 1917.

Elistratov A.I. Osnovnye nachala administrativnogo prava. M., 1917.

Evtixiev I.I., Vlasov V.A. Administrativnoe pravo SSSR: Ucheb. M., 1946.

Ioffe O.S. Izbrannye trudy: V 4 t. SPb., 2010. T. 4.

Ivanovskij V.V. Uchebnik administrativnogo prava (Policejskoe pravo. Pravo vnutrennego upravleniya). Kazan’, 1911.

Kobalevskij V. Sovetskoe administrativnoe pravo. Xar’kov, 1929.

Kononov P.I. O nekotoryx diskussionnyx voprosax ponimaniya predmeta sovremennogo rossijskogo administrativnogo prava // Adm. pravo i process. 2013. N 2.

Kononov P.I. O predmete sovremennogo rossijskogo administrativnogo prava // Adm. pravo i process. 2011. N 3.

Kononov P.I. O sovremennyx podxodax k ponimaniyu administrativnogo prava: pravo publichnogo upravleniya ili pravo publichnogo blagopoluchiya // Adm. pravo i process. 2017. N 3.

Korshunov N.M. Konvergenciya chastnogo i publichnogo prava: problemy teorii i praktiki. M., 2015.

Kozlov Yu.M. Izbrannye trudy: Sb. nauch. tr. / Otv. red. Eh.P. Andryuxina. M., 2017.

Obshhaya teoriya gosudarstva i prava: Akad. kurs: V 3 t. / Pod red. M.N. Marchenko. M., 2002. T. 2.

Osincev D.V. Sistema administrativnogo prava (metodologiya, nauka, reglamentaciya): Monogr. M., 2014.

Panova I.V. Administrativno-processual’noe pravo. M., 2007.

Petrov G.I. Sovetskoe administrativnoe pravo. Chast’ obshhaya. L., 1960.

Popov L.L., Migachev Yu.I., Tixomirov S.V. Gosudarstvennoe upravlenie i ispolnitel’naya vlast’: soderzhanie i sootnoshenie / Pod red. L.L. Popova. M., 2011.

Rad’ko T.N. Problemy teorii gosudarstva i prava: Ucheb. M., 2017.

Rossinskij B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo: Ucheb. M., 2015.

Sovetskoe administrativnoe pravo. Gosudarstvennoe upravlenie i administrativnoe pravo / Red. kol.: Yu.M. Kozlov, B.M. Lazarev, A.E. Lunev, M.I. Piskotin M., 1978.

Staxov A.I., Kononov P.I. Administrativnoe pravo Rossii: Ucheb. M., 2017. Ch. 1.

Studenikin S.S. Socialisticheskaya sistema gosudarstvennogo upravleniya i vopros o predmete sovetskogo administrativnogo prava // Voprosy sovetskogo administrativnogo prava / Otv. red. V.F. Kotok. M.; L., 1949.

Tixomirov Yu.A. Administrativnoe pravo i process: Polnyj kurs. M., 2001.