Оглавление
Нормативные акты министерств и ведомств
Нормативно-правовые акты министерств и ведомств должны быть изданы исключительно как постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Акты, которые издаются в другом виде (к примеру, письмо или телеграмма) не должны быть нормативно-правового характера. Обязательное условие для того, чтобы нормативно-правовые ведомственные акты вступили в силу – они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и официально опубликованы. Такие требования действительны для всех актов относительно вопросов прав, свобод и обязанностей граждан и правового статуса организаций. Данные акты должны вступить в силу как правило когда прошло 10 дней с момента, когда их официально опубликовали в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Акты, содержащие сведения, которые являются государственной тайной или другие конфиденциальные сведения должны вступать в силу со дня, когда их зарегистрировали в Министерстве юстиции РФ (в случае, если в самих актах не установлен более поздний срок).
Замечание 2
Некоторые ведомственные акты (ГОСТ или СНиП) не обязательно должны быть зарегистрированы. Данные акты, включая другие нормативно-правовые акты, признанные в Министерстве юстиции РФ, не подлежат государственной регистрации а должны быть опубликованы в порядке, которые определяется в соответствующих ведомствах, которые их утвердили.
Для нормативных актов по налоговым и таможенным вопросам предусматривается специальный порядок того, как они вступают в силу. Данные акты в большинстве случаев вступают в силу после того, как истекает один месяц с официальной публикации и не раньше первого числа очередного налогового периода по соответствующим налогам. То, как вступают в силу акты таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана имеет определенные особенности. Федеральные законы, которые вносят изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, где устанавливаются новые налоги и сборы, должны вступать в силу не раньше, чем 1 января года,который следует за годом, когда они были приняты, но не раньше чем 1 месяц со дня, когда они были официально опубликованы.
В таблицах, размещенных на ресурсе Google Docs по адресу: goo.gl/N6mH9, можно ознакомиться с источниками опубликования и порядком того, как вступают в силу законы и различные нормативно-правовые акты, специальным порядком вступления в силу актов по налоговым и таможенным вопросам, а также актов, которые не подлежат государственной регистрации. Более подробную информацию можно найти в справках, представленных в СПС.
Нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации должны вступать в силу на основании порядка, который установлен законодательством соответствующих субъектов. В соответствии с общим правилом нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации должны вступать в силу не раньше, чем через 10 дней после того, как их официально опубликовали в источниках, которые указаны в законодательстве субъекта.
Определение 2
Официальное опубликование нормативно-правовых актов органов гос.власти Республики Дагестан – это первая публикация текста в «Дагестанской правде» или в «Собрании законодательства Республики Дагестан».
Официальное опубликование нормативно-правовых актов исполнительных органов власти Республики Дагестан – это первая публикация текста в «Дагестанской правде» или в «Вестнике Министерства юстиции Республики Дагестан». Публикация нормативно-правовых актов также возможна как отдельное издание.
Статьи 59-60 Закона Республики Дагестан от 1 6.04.1 997 № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан».
Вывод 1
Для получения информации о порядке вступления в силу НПА органов местного самоуправления, необходимо ознакомиться с уставом соответствующих муниципальных образований.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Что такое нормативные правовые документы
Нормативные правовые документы являются одной из трех частей всей правовой информации. Вообще к правовой информации относятся законы, указы, постановления, нормативно-технические регламенты, разъясняющие письма и другие научные материалы, которые охватывают все сферы правовой деятельности.
К официальной правовой информации относятся все исходящие документы государственных органов, которые имеют юридическую силу и регулируют общественные отношения. Или, как по-другому называют официальную правовую информацию, это нормативные правовые акты. К ним относятся федеральные законы, законы, указы Президента и постановления.
Информацию индивидуально-правового характера составляют различные организации, которые не имеют государственных полномочий. Такие документы направлены на создание или прекращение конкретных правоотношений. К ним относятся договоры, допсоглашения, иски и другие документы, которые регулируют определенные правоотношения
Другие разъясняющие документы – это различная статистическая и другая информация, которая отображает эффективную реализацию правовых норм. К ним относятся образцы разных видов заявлений и деловых бумаг, комментарии законодательства, научные статьи, материалы по подготовке и обсуждении законопроектов и другие.
Какие бывают нормативные правовые акты?
Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.
Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).
Тест: Знаете ли вы Конституцию РФ? Подробнее
Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.
Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.
Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.
Вступление в силу актов Правительства
Что касается порядка вступления правительственных актов в силу, то он предусматривает 4 варианта, первые три из которых относятся к постановлениям Правительства РФ. Все правительственные акты, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и устанавливают правовой статус одного из федерального органа исполнительной власти, а также предприятия, должны вступать в силу в одно время на всей территории страны по истечении недели (7 дней) после момента их первой официальной публикации.
Замечание 3
Постановления, которые нельзя отнести к правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, вступают в силу в зависимости от общего правила со дня их подписания.
Другие акты Правительства РФ, включая те, которые включают сведения государственной тайны, или информацию конфиденциального характера, начинают действовать с момента, когда были подписаны.
Замечание 4
Любое из распоряжений Правительства вступает в силу с момента его подписания.
В число актов Правительства РФ также можно включить заявления, обращения и прочие документы, которые не обладают правовым характером.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 г. № 1622 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
30 сентября 2021
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые , которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 октября 2021 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ ПравительстваРоссийской Федерацииот 27 сентября 2021 г. N 1622
Изменения,которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 1291 «О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 35, ст. 5588; N 48, ст. 7757; 2021, N 23, ст. 4062):
а) в наименовании и пункте 1 слова «государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» заменить словами «государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр»;
б) в Правилах представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, утвержденных указанным постановлением:
в наименовании и пункте 1 слова «государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» заменить словами «государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр»;
в нумерационных заголовках приложений N 1 — 3 к указанным Правилам слова «государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» заменить словами «государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр».
2. В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2017 «Об определении критерия неосуществления организатором азартных игр в букмекерской конторе деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 50, ст. 8222; 2021, N 23, ст. 4061) слова «государственный надзор в области организации и проведения азартных игр» заменить словами «государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр».
3. В пункте 10 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1907 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7757), слова «государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» заменить словами «государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр».
4. В уставе публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 652 «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3160; N 32, ст. 6019):
а) в пункте 1 слова «контроля и надзора в области организации и проведения» заменить словами «государственного контроля (надзора) за организацией и проведением»;
б) в пункте 13:
в подпункте 4 слова «контроля и надзора за деятельностью по организации и проведению» заменить словами «государственного контроля (надзора) за организацией и проведением»;
в подпункте 7 слова «государственный надзор в области организации и проведения» заменить словами «федеральный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением»;
в) в подпункте 13 пункта 22 слова «государственный надзор в области организации и проведения» заменить словами «федеральный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением».
Указы и распоряжения Президента, в чем разница?
Акт Президента – это документ, который принимает юридическую форму Конституции Российской Федерации, выражает решения власти и соблюдает конституционные полномочия. Президент, как глава органа власти может издавать, как указы, так и распоряжения. После издания закона любой гражданин, предприятие должно выполнять и придерживаться нормативным актам закона по всей территории РФ.
Но не секрет то, что не один Президент трудится над изданием закона, правового акта. Над этим работает вся администрация Президента. Принимается закон с помощью коллег депутатов, методом голосования. А если дело касается указа Президента, то голосование не играет никакой роли, ведь приказ обязывает всех выполнять его условия.
Всегда свежие новости
Будьте вкурсе новостей, получайте свежие новости на электронную почту
Что такое распоряжение?
Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.
Статья по теме
Почему депутаты предлагают несбыточные законы? В отличие от указа и постановления распоряжение издается по оперативным текущим вопросам и, как правило, не носит нормативного характера. Например, распоряжение президента РФ от 07.10.2019 г. № 340-рп посвящено проведению семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в 2019 году.
Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.
Особенности издания актов
Нормативные акты Правительства РФ издаются в виде постановлений, а акты, которые не обладают нормативным характером, – в форме распоряжений.
Нормативный характер отражает порождение актами и содержание в них правовых норм, принятие актов по самым важным, общим проблемам, а также обязательное исполнение для всего государства. Перечень распоряжений принимается по текущим оперативным вопросам.
Аспекты принятия собственных форм актов устанавливает Правительство, основываясь на положения Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента. Порядок принятия формирует Регламент Правительства, который утвержден с помощью постановления Правительства РФ «О Регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ».
Если рассматривать акты Правительства РФ, то они считаются обязательными к исполнению всеми правовыми субъектами в рамках страны и только при коллизии постановления или распоряжения Правительства РФ с нормативными актами, которые имеют более высокую юридическою силу (например, с Конституцией, федеральными конституционными законами, законами и президентскими указами), использоваться должны эти акты, а не акты Правительства.
Любой акт Правительства должен подписываться его Председателем.
Замечание 2
В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» в число официальных источников для издания и опубликования правительственных актов входит «Собрание законодательства РФ» и «Российская газета».
Акты Правительства РФ могут опубликовывать в других печатных изданиях. Их доводят до общего сведения также с помощью телевидения и радиовещания, они могут быть разосланы органам государства, местного самоуправления, организациям и учреждениям, должностным лицам. Акты передаются посредством использования различных каналов связи. Контроль правильности и своевременности публикации осуществляется Аппаратом Правительства РФ.
В соответствии с общим правилом любое постановление Правительства подлежит публикации в течение пятнадцати дней со времени его подписания.
Исключение представляют собой акты, которые содержат сведения, представляющие тайну государственного масштаба, или сведения конфиденциального характера, которые не подлежат открытой публикации.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Как применять документы
Из определений вытекает, что распоряжение, в отличие от приказа, носит в первую очередь рекомендательный характер. Оно указывает на наиболее оптимальный способ решения какой-либо задачи руководства и требует согласия. Приказ требует безусловного подчинения, точности исполнения. В то же время во многих ситуациях распоряжение по своему содержанию близко к приказу.
Обратим внимание на некоторые характерные черты двух документов:
- Приказ действует до отмены, распоряжение – до фактического исполнения.
- Распоряжения, как правило, переиздаются при необходимости, в приказ можно внести изменения таким же распорядительным документом – приказом. В текст изменяющего приказа включают текст соответствующих изменений.
- При издании приказа в документе всегда указывается заголовок «Приказ», в распоряжении часто заголовок опускается. При составлении распоряжения текст начинается словами «Обязать, обязываю, распоряжаюсь», а в приказе – «Приказываю».
Пример приказа — приказ о приеме на работу, а распоряжением может оформляться краткосрочное возложение обязанностей на члена трудового коллектива, во время отпуска основного сотрудника. На практике эти два документа воспринимаются часто идентично и в организациях имеют равную силу действия.
Многие компании, особенно небольшие, применяют какой-то один вид распорядительного документа. Обычно первенство отдается приказу, но могут издаваться исключительно распоряжения. В других случаях, например, при наличии структурных подразделений, распоряжения издают руководители этих структурных подразделений, а приказы – руководитель и лица, исполняющие его обязанности.
С точки зрения права, приказ и распоряжение различий не имеют, организация обязана отрегулировать эти вопросы самостоятельно. Разграничение действия документов производится с помощью регламентов, иных ЛНА, где прописываются ситуации, при которых необходимо подготовить проект приказа или распоряжения.
Есть отдельные, определенные законом, случаи. В Уставе акционерного общества обычно указывается, что руководитель издает приказы (согласно ст. 69-2 ФЗ № 208 от 26/12/95 г.), значит заместители могут быть наделены полномочиями издавать распоряжения.
Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов
Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:
- Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763);
- Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?
Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:
- нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
- издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета «Щит и меч» <1>);
- правовой акт опубликован полностью, без сокращений.
<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации».
Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете». Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.
Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.
В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.