Конституция российской федерации 1993 года

Оглавление

Дополнительная информация

Значение Конституции РФ в жизни страны

Подробности
Опубликовано 11.12.2018 11:01

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

Система конституционного права

Система права в Российской Федерации состоит из многих отраслей – гражданского, уголовного, трудового, административного и т. д. Среди них конституционное право занимает ведущее место.

Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

В системе конституционного права выделяют институты:

  • основы конституционного строя;
  • основы правового статуса человека и гражданина;
  • федеративное устройство государства;
  • система государственной власти и система местного самоуправления.

Такая роль конституционного права предопределяется следующими факторами:

  • общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права;
  • источником является Конституция РФ – основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права;
  • устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;
  • фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;
  • устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях – разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;
  • учреждает систему органов государственной власти, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности;
  • регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.

Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права.

Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. Конституционное право образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент конституционного права РФ – правовой институт, т. е. группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Защита семьи и пенсионное обеспечение в качестве социальных основ Конституции

Охрана института семьи, а также социально незащищенных лиц осуществляется с помощью системы их поддержки и соответствующих социальных служб. Категории материнство и детство, семья защищает государство в соответствии со ст. 38 Конституции РФ. Важные принципы охраны включают непременную заботу о детях со стороны родителей и государства, заботу о трудоспособных детях, которые достигли 18 лет, о нетрудоспособных родителях.

Государственная забота о детях — обязанность государства, более подробно раскрытая в № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Установление порядка и условий назначения и выплаты пособий от государства (включая пособие по беременности и родам; единовременное пособие для женщин, которые встали на учет на ранних сроках беременности; единовременное пособие в случае рождения ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком и ежемесячное пособие на детей; единовременное пособие в случае передачи детей на воспитание в семьи и др.) происходит уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по той части, которая не определена указанным ФЗ.

Замечание 7

Существует гарантия социального обеспечения для любого гражданина в соответствии с возрастом, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и в прочих случаях, которые установил закон.

Что касается пенсионного обеспечения, то оно заключается в выдаче и установлении государственных пенсий и социальных пособий посредством государства и закона. Самая распространенная пенсионная гарантия представлена трудовой пенсией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая осуществляется для компенсации зарплаты и прочих выплат и вознаграждений, которые лицо утрачивает по причине наступления нетрудоспособности (например, старость или инвалидность), а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц в виде зарплаты и прочих выплат и вознаграждений кормильца, которые были утрачены по причине смерти этих застрахованных лиц. В этом случае наступление нетрудоспособности и утрата зарплаты и прочих выплат (вознаграждений) предполагаются, не требуя доказательств. ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» установил основу возникновения и порядок реализации прав всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на трудовые пенсии.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Референдум и выборы

Народ выражает свою власть посредством референдума и свободных выборов. В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004-го г. «О референдуме РФ» установлен порядок подготовки и проведения референдума России – всенародного гражданского голосования с правом на участие в референдуме по вопросам государственного назначения. Мероприятие проводится на основании всеобщего равноправного прямого и свободного волеизъявления народа РФ путём тайного голосования. Граждане РФ вправе принимать участие в референдуме на равных условиях вне зависимости от половой принадлежности, расы, национальности, родного языка, происхождения, имущественного состояния и должности, места проживания, религии, убеждений, принадлежности к общественно-политическим объединениям и прочих факторов. У каждого участника референдума равное число голосов.

Гражданин России с 18-летнего возраста вправе избирать либо быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдумах, а с 21-го года – становиться избранным депутатом законодательного/представительного органа госвласти, должностным лицом в местном самоуправлении. Гражданин России, достигший в день голосования 18-летнего возраста, имеет право принимать участие в предусмотренных законодательством и организуемых законными способами иных избирательных действиях, в том числе подготовке и проведении референдумов.

Замечание 1

Законодательная база в данной сфере – это Федеральный закон от 26 ноября 1996-го г. «Об обеспечении конституционных прав российских граждан избирать и становиться избранными в органы местного самоуправления», а также Федеральный закон от 12 июня 2002-го г. «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме российских граждан». В этих 2-х законах определены способы осуществления народом власти.

Категория «народ» включает всех граждан, однако в число народа, у которых есть право принимать участие в выборах, не входят граждане, признанные судебным органом недееспособными либо находящиеся в месте лишения свободы.

Ни у кого нет права присваивать власть в России. Большая редкость для конституционных норм – наличие санкции, но в ней содержится указание на последствия нарушения общих норм к реализации власти: захват госвласти либо присвоение властных полномочий преследуются законом (в статье 278 УК РФ содержится наказание за насильственный захват госвласти либо насильственное удержание госвласти).

Конституционное (государственное) право России в советский(социалистический) период

Рассматриваемый период отличается тем, что в России появилась конституция в собственном, формально-юридическом смысле слова. Однако в содержательном плане советские конституции не согласовывались с общепризнанными постулатами традиционного («западного») конституционализма (равноправие граждан, народное представительство и парламентаризм, политический плюрализм и многопартийность, разделение власти, приоритет прав человека и др.); в основе советского государственного права лежали представления о классовых интересах, подчиненности личных интересов общественным (государственным), институциональном единстве государственной власти, идеологическом монизме и господстве одной политической силы и т. п.

Начало формированию тоталитарного государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, провозглашающую Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (в противовес парламентской республике), закрепляющую единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности (вместо разделения власти), диктатуру пролетариата и беспощадное подавление эксплуататоров (политические и некоторые социально-экономические права предоставлялись только трудящимся), федеративное устройство государства на основе национально-территориального принципа, введение всеобщей трудовой повинности, провозглашающую в качестве основной цели победу социализма во всех странах.

В 1922 г. Россия фактически утратила государственный суверенитет, став частью Союза Советских Социалистических Республик (хотя де-юре у нее сохранялось право выхода из Союза). С этого времени конституционное развитие России представляло собой развитие ее как республики в составе СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных конституций. Принятая в 1925 г. вторая Конституция РСФСР (вслед за Конституцией СССР 1924 г.) юридически закрепила новый статус России. В содержательном плане эта Конституция мало отличалась от предыдущей, хотя она отразила некоторое смягчение политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны.

Третья Конституция РСФСР (принята в 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г.) провозгласила полную победу социализма, впервые юридически (на уровне основного закона государства) закрепила руководящую роль коммунистической партии, несколько смягчила формулировки относительно обеспечения равноправия граждан.

В 1978 г., после принятия Конституции СССР 1977 г., принимается четвертая Конституция РСФСР (последняя российская Конституция советского периода). Конституция закрепляет построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть, расширяет формулировки о правах и свободах человека и гражданина.

Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее – авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый переход к новой конституционной модели российской государственности.

История создания Конституции РФ 1993 года

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В июне 1990 года перед I Съездом народных депутатов РСФСР остро встал конституционный вопрос. Члены Съезда понимали, что для перехода страны от социализма к демократии Конституция РСФСР 1978 года не подходила, из-за чего было решено заняться подготовкой новой Конституции.

Для этого была создана Конституционная комиссия при Верховном Совете, которую возглавил  председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин.

Спустя некоторое время стало ясно, что усилия Конституционной комиссии ни к чему не приводят. Слишком разное видение наилучшего устройства страны было как между народными депутатами и их председателем Ельциным, так и между ними самими, из-за чего проект Конституции, не был принят ни на первом, ни на втором съезде.

К началу 1993 г. число вариантов уже достигло десятка, однако особенно среди них выделялись только два: один из проектов Конституционной комиссии при Верховном Совете под руководством депутата О. Румянцева и проект Конституционного совещания президента Ельцина. Эти два проекта были похожи по многим пунктам, но по одному из важнейших вопросов — вопросу власти — сильно отличались.

Проект Конституционной комиссии предлагал создание парламентско-президентской республики, в рамках которой президент и парламент имели бы примерно равные полномочия и в конфликтных ситуациях могли бы уравновешивать друг друга.

Проект же Бориса Ельцина предлагал введение «суперпрезидентской» республики, в которой парламент станет фактически законосовещательным органом при президенте, а не законодательным, и в спорных ситуациях будет обязан подчиняться главе государства.

Несмотря на многочисленные попытки, выработать общий проект президенту и парламенту так не удалось, из-за чего политический кризис получил трагический исход. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий, Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов.

Так как этот указ был прямым нарушением Конституции, депутаты объявили действия Ельцина незаконным и продолжили заседание в здании Дома Советов. Стороны не признавали правомерность действий друг друга, из-за чего 4 октября последовал штурм Дома Советов и арест нескольких депутатов.

Борис Ельцин и его окружение одержали победу и остались одни на политической арене. Они спешно доработали «президентский проект» Конституции  и представили его на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

За принятие Конституции проголосовало 58,4 процентов избирателей, принявших участие в голосовании и новая Конституция Российской Федерации вступила в действие со дня опубликования 25 декабря 1993 года.

Классификация конституций по группам

Фактическая и юридическая конституция.

Определение 1

Фактическая конституция – существующие нормы общественного и государственного строя, правового статуса гражданина, система социально-экономических и политико-правовых взаимоотношений, которое непосредственное влияние на юридическую конституцию.

Содержание юридической конституции определены этими взаимоотношениями, а также процессами, происходящими в сфере экономической, политической и социальной деятельности.

Определение 2

Юридическая конституция – нормативно-правовой акт, имеющий определенную структуру, утвержден по установленным правилам. Является реализацией реального закона, поскольку содержит определенный набор статей.

Независимость

Судьи и судебные заседатели должны иметь такие условия, при которых возможно принимать ответственные решения, не испытывая давления извне. Закон запрещает вмешиваться в деятельность правосудия со стороны любых органов и должностных лиц. Судьи обладают неприкосновенностью, имеют материальное обеспечение из федерального бюджета.

Независимость судей обладает внешними и внутренними признаками. К внешним признакам можно отнести то, что судьи не представляют интересы государственных сил или социальных структур. Судья не может находиться на гос. должности, иметь принадлежность к политическим партиям и движениям. Судья должен отстаивать свою личную позицию, сформировавшуюся на основании тщательного независимого рассмотрения всех обстоятельств дела. Судья не может руководствоваться указаниями, запрашивать их, а при получении должен их отвергнуть. Условия, которые созданы для судей, исключают возможность воздействия со стороны. Все судьи имеют равные права, они могут выражать свое мнение, высказываться в ходе совещания судей, существует порядок голосования и тайна совещания судей.

К внутренним признакам можно отнести субъективную независимую позицию судьи, которая должна быть исключительно правовой и основываться на законе.

Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства – это особые признаки, которыми обладает Конституция. Этим она отличается от других правовых документов, принятых на территории страны. Каждый из указанных признаков заслуживает отдельного рассмотрения.

Верховенство

Это значит, что по отношению к любым другим подобным актам Конституция обладает наивысшей юридической силой. Благодаря своему содержанию Конституция способна влиять на содержание всей деятельности, связанной с правоприменением и правотворчеством. У верховенства этого документа есть свои гарантии, обеспечивающие сохранение этого свойства:

  • Конституционный контроль.
  • Президент РФ как гарант прав и свобод человека.
  • Право отмены норм Конституции, если они противоречат основным положениям и правам людей.
  • Деятельность государственного Совета.

Роль юридической базы для текущего законодательства

Значит, для законодательной деятельности положения и информация из Конституции становятся основополагающими. Текущее законодательство способно уточнять различные права и гарантии, работать по другим направлениям.

Стабильность

Выступает одним из основополагающих условий для успешного бесконфликтного развития общества, обеспечения единого конституционного пространства внутри страны. Обеспечивается за счёт особого порядка по принятию документа и внесения в него правок.

При разработке нового проекта Конституции всегда создают специальную комиссию. Главное – чтобы участники этого объединения обладали высокой квалификацией в различных областях знаний. Дополнительная возможность – вынесение проекта Конституций на всенародное голосование.

Стабильность так же означает, что Конституция остаётся неизменной на протяжении долгого времени. Но это не значит, что документ вообще нельзя трогать. Радикальные реформы и другие изменения в общества становятся предпосылками для внесения правок.

Внимание! Невозможно буквально «замораживать» текст Конституции. Главное – чтобы сами изменения оставались не очень частыми.

Несменяемость

Это гарантия независимости судей от законодательной и исполнительной власти.

Замечание 2

После наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком.

Законодательство обеспечивает несменяемость в разных временных границах. Для судей общих и арбитражных судов определено пожизненное назначение, федеральные судьи назначаются сроком на 3 года, если судья назначается впервые. Сроком на 5 лет назначаются мировые судьи.

Определение 3

Независимость судей – постоянное сохранение судьей занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи. Приостановление или прекращение полномочий судьи может произойти только в установленных законом случаях.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Светская страна

Светский характер страны проявляется в возможности официальных лиц к отношению к любой религии. Официальные лица имеют права исповедовать любую религию, однако, отношение к какой-либо конфессии не должно иметь влияние на принятие государственных решений. Религиозные взгляды и конфессия государственных лиц не должны быть связаны с принятыми решениями или иметь какие-либо привилегии. Значение светской страны заключается в том, что религиозные объединения и государство существуют отдельно друг от друга, не вмешиваясь в дела каждого.

Замечание! В жизнедеятельности Российского общества РПЦ и религия играют важную роль. Однако, в Конституции отмечено, что в стране нет обязательной государственной религии. Законом все религиозные объединения отделяются от государства, и подчеркивает их равенство между собой. Перед законом все религиозные организации равны.

В государственных и муниципальных учреждениях образования светских характер находит свое нормативное закрепление. Религиозные учреждения России имеют право обучать детей религии по согласию родителей вне рамок учебной программы. Обучение детей религии должно осуществляться строго по соглашению специального специального органа местного самоуправления.

Осуществление правосудия только судом

Только суд, выступая от имени государства, может осуществлять правосудие. Число служб, которые могут заниматься судебным делом, ограничено. Например, товарищеские, религиозные суды, суд офицерской чести не имеют права выносить приговоры, это прерогатива организаций, относящихся к судебной власти. Решения перечисленных судов носят порицательный, морализирующий характер. Недопустимо создание каких-либо чрезвычайных судов.

Замечание 1

Суд обладает исключительным правом отправлять правосудие, деятельность суда подчиняется особому правовому порядку, создающему преимущества для объективного и справедливого рассмотрения дел, которым не обеспечена никакая другая форма государственной деятельности.

Никто не может присваивать себе полномочия суда, применяя при этом государственное принуждение от имени Российской Федерации. Принцип действует во всех судебных инстанциях, например, отменить или изменить судебное решение может только вышестоящий суд и никакой другой орган. Это подчеркивает не только исключительность, но и полноту судебной власти. Решения суда, которые вступили в законную силу, обязательны для всех.

Найдено научных статей по теме — 15

Элементы и форма канадской конституции

Ившина Ирина Николаевна

В статье дается классификация источников конституционного права Канады, которые в совокупности составляют неписаную Конституцию Канады.

О новых формах реализации конституционного права на информацию

Спиридонов Андрей Алексеевич, Евсиков Кирилл Сергеевич

Рассмотрена трансформация права на свободу информации в конституционно -правовой институт, а также существующие подходы к исследованию данного правового явления.

Пределы пересмотра конституции: формальный и содержательный аспекты

Троицкая А.А.

На основе анализа конституций различных государств и практики органов конституционного контроля в статье раскрывается значение пределов пересмотра конституции как гарантий сохранения основных конституционных ценностей в ходе разви

Решение Конституционного Суда как форма реализации идеи законопроекта

Фомичева Ольга Анатольевна

Решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматриваются как целеполагание к законотворческому процессу.

Судебный нормоконтроль как форма конституционализации законодательства

Кузьмин Андрей Георгиевич

В статье рассматривается судебный нормоконтроль как средство разрешения противоречий в нормативно-правовой системе государства с позиции его влияния на конституционализацию отечественного законодательства.

Форма собственности в современной конституционной экономической модели

Мазаев Владимир Дмитриевич

С момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года прошло более 20 лет, но вопрос о месте и роли категории конституционной формы собственности остается дискуссионным.

Конституционная концептуализация формальной и фактической справедливости

Пресняков М. В.

Цель. Изучение процессов формирования в конституционно-правовом пространстве моделей формальной и фактической справедливости. Методы.

Форма правления и разделение властей: конституционно-правовые взаимосвязи

Червонюк В. И., Варнавский А. Г.

Форма правления характеризует организацию верховной власти страны, а сформулированный и существующий в виде неписанной нормы конституционного права или получивший формально юридическое (текстуальное) закрепление в основном законе

Конституционная аксиология как форма системного анализа конституционализма

Ковалев Игорь Павлович

В статье сделан анализ конституционной аксиологии в контексте феномена конституционализма и его содержания. Исследованы элементы системы ценностей современного конституционализма, доказано их универсальность и иерархичность.

Модели разделения властей и форма правления (конституционно-правовой аспект)

Чепрасов Константин Викторович

Статья посвящена анализу моделей принципа разделения властей с точки зрения их конституционного закрепления в государствах с различной формой правления.

Конституционный формат территории в странах Содружества Независимых государств

Нифанов А. Н.

В данной статье представлен авторский анализ конституций стран СНГ на предмет выявления в них норм о территории с учетом комплексного подхода к определению последней.

Общественный контроль (надзор) как форма реализации конституционных прав человека

Либанова Светлана Эдуардовна

Обосновывается, что реализация закрепленного в Конституции РФ приоритета признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека не состоится без выполнения государством задач по развитию гражданского общества.

Формальная конституция и конституционная практика в России: варианты взаимодействия

Аничкин Евгений Сергеевич

В статье исследуются основные варианты взаимодействия формальной Конституции РФ с конституционной практикой: гармония, конфликт, коррекция.

Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики государства

Захарова Лариса Николаевна

В статье проводится исследование сущности и смысла конституционно-правовой политики как особой разновидности правовой политики. Выделяются основные признаки конституционноправовой политики, дается определение последней.

Учение о Конституции

Конституция – это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.

В докапиталистических формациях действовали фактические, т. е. неписанные конституции, отражавшие сложившиеся основы конституционного строя, разрозненные законы, а также обычаи и традиции государственного руководства обществом. Первой писаной конституцией стала Конституция США, принятая Филадельфийским конвентом в 1787 г.

В России попытки создать писаную конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали «Основные государственные законы», принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства. Однако первой писаной конституцией стала Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г. пятым Всероссийским съездом Советов и закрепившая победу Октябрьской революции, диктатуру пролетариата и основы социалистической экономики.

После образования Союза ССР была принята Конституция СССР 1924 г., а РСФСР и другие союзные республики привели в соответствие с ней свои основные законы.

В 1936 г. VIII чрезвычайный съезд Советов СССР принимает следующую Конституцию СССР, призванную закрепить построение основ социализма. В 1937 г. все союзные и автономные республики страны также принимают свои новые конституции. Наконец, в 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР, закрепившая провозглашенный Коммунистической партией этап построения развитого социализма и общесоюзного государства, а в 1978 г. вновь принимаются конституции союзных и автономных республик.

С конца 1980-х гг. в конституционное законодательство стали вноситься многочисленные изменения, отвечавшие реалиям периода перестройки, когда же распался Союз ССР и рухнула авторитарная командно-административная система, строившаяся на безраздельной власти КПСС, встал вопрос о подготовке новой Конституции РСФСР, равно как и других бывших республик Союза. С принятием Декларации о государственном суверенитете приступили к пересмотру своего конституционного законодательства также бывшие автономные республики.

Проект новой Конституции РСФСР подготовило образованное по Указу Президента РСФСР Конституционное совещание; 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование (референдум), посредством которого и была принята действующая Конституция Российской Федерации.

Устность, участие граждан в суде

В судебном заседании заслушиваются показания сторон, экспертов, свидетелей, оглашаются документы

Судья воспринимает сведения непосредственно, это очень важно. В вышестоящих судах при проверке судебных решений материалы могут оцениваться без оглашения, так как обстоятельства дела не устанавливаются

Граждане могут принимать участие в отправлении правосудия в качестве присяжных или арбитражных заседателей.

Замечание 6

Принцип участия граждан в судебном разбирательстве имеет своей целью привлечение народа к осуществлению власти, в том числе и судебной.

Институт судебных заседателей призван сделать судебную власть прозрачной, судебные акты более устойчивыми.

Вывод 1

Принципы правосудия являются основой для всех предписаний законодательства, регулирующих судебную систему. Это – результат практики развития и совершенствования правосудия в России, который нашел свое отражение в нормах Конституции РФ.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Заключение

Конституцию относят к важнейшим документам, за счёт которых определяют форму не только общественного устройства, но и гарантий, свобод для граждан, населяющих государство. Внесение изменений в этот документ относится к серьёзным процессам, требующим долгого времени.

Поэтому каждый должен разбираться хотя бы в минимальных понятиях, связанных с этим направлением. Это не так сложно, достаточно ознакомиться с основными источниками законодательства и положениями. Не требуется дополнительной подготовки и высшего образования для изучения главных положений Конституции, её структуры.