Вячеслав оробинскийчему все еще не учат на юрфаке. стратегии мышления

Информационные навыки юриста

2.1. Торговец информацией

Типичный случай из жизни юриста. К вам приходит заказчик. Спрашивает: «А можно заключить договор поручительства за деньги?» Готов заплатить за ответ. Вы беретесь.

Вы изучаете Гражданский кодекс (далее – ГК). Дошли до ст. 361 ГК: «…по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части».

О деньгах – ни слова.

Что дальше? Вы – умный (умная). Вы знаете: в общей норме кодекса для всех договоров задано общее правило: «Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное» (ст. 423 ГК, п. 3).

«Ага! – думаете вы. – То есть по умолчанию у нас любой договор возмездный. Для поручительства запрета нет. Ни в ГК, ни в иных законах, нигде прямо не сказано, что за поручительство нельзя взять деньги. А значит, можно…»

Тем более что есть еще норма, на которую можно опереться: «Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами» (ст. 421 ГК, п. 2).

Кто-то бы тут и успокоился. Но не вы. Вы – грамотный, думающий, въедливый юрист. Вы понимаете: ответ на вопрос только с точки зрения закона – это пока всего лишь теория. Гипотеза. Предположение.

По-настоящему вы ответите на вопрос заказчика, только когда вы подтвердите эту теорию практикой. ЕСЛИ подтвердите. И вы роете практику. Судебную. Допустим, поручительство за деньги возможно, но были ли такие случаи? А если были, чем кончилось? Вы почти сразу нашли косвенный ответ, подчеркнули фразу:

Вы ищете дальше. Спустя час находите более близкий пример: «Кроме того, ОАО «СУАЛ» в 2010 году были заключены возмездные договоры поручительства, по соглашению сторон стоимость вознаграждения составляла 0,01 % от стоимости обязательства, во исполнение которого выдано поручительство». (Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу № А40-65585/ 11-129-280)

Уже лучше, но… все равно осталось ощущение недосказанности. В найденном примере, увы, суд не оценил с точки зрения права – так можно выдавать поручительство за деньги или нет? Вроде и можно, но именно правового анализа нет. Ищем дальше. И спустя еще час вы таки докапываетесь до исчерпывающего ответа:

Вот теперь – все. Теперь ваша теория подтверждена практикой. Теперь это достойный ответ, за который с чистой совестью можно брать гонорар. Сдаем ответ заказчику, получаем деньги и – до новых встреч.

А теперь посмотрим на ваши отношения с заказчиком с высоты птичьего полета. Что произошло? Заказчику не хватало информации. Заказчик пришел к вам. Заказчик купил у вас – что? Правильно: информацию.

Чтобы продать заказчику эту информацию, вам пришлось переработать много другой информации – ГК, решения судов, комментарии и т. д.

Отсюда еще одна фундаментальная истина, которой до сих пор не учат на юрфаке: юрист – торговец информацией. Юрист зарабатывает на жизнь не заучиванием наизусть права и законов, не отстаиванием мифической справедливости, а именно переработкой и торговлей информацией.

Информация – наш с вами хлеб. Иногда с маслом, реже – с икрой. Зависит от того, насколько хорошо и умело вы работаете с информацией, чем обрабатываете и как храните. Отсюда следует:

Прелюдия

1.1. Пролог

Я написал первую книгу «Чему не учат на юрфаке», потому что был уверен: она нужна. До сих пор и начинающие, и профессионалы пробивают стенки лбами, годами ходят по одним и тем же тропкам, сидят на мизерных зарплатах, работают «на дядю» чуть ли не за шапку сухарей… Зачем? Есть другие, более эффективные способы. Книг по развитию именно юриста мало, ничтожно мало… На моей памяти в родном отечестве было целых три попытки исследовать эту сферу.

Как в воду глядел. Сразу после выхода книги пришел великолепный отклик, цитирую полностью: «Я ненавижу вас и вашу книгу! Купил ее в магазине «Молодая гвардия», зашел в метро и сразу начал читать. В итоге:

1. Проехал свою станцию.

2. Чуть не упал на эскалаторе.

3. Меня ударили дверью при выходе из метро.

4. Дома меня ждал вкусный ужин, приготовленный женой, но он благополучно остыл, так как я два с половиной часа читал вашу книгу!

Про ненависть я пошутил, конечно. Прочитав книгу, думал только об одном: почему вы ее не написали 12 лет назад, когда я только поступил на юрфак?! Действительно, именно такой подход, как у вас, может замотивировать современного студента-юриста.

В то время, чувствуя приличный школьный багаж знаний, я тоже надеялся на свой гуманитарный склад ума и считал, что учеба – плевое дело. В итоге, не проработав во время учебы по специальности ни дня, сейчас сожалею, что не начал набираться опыта еще в то время.

В настоящее время на вольных хлебах, так как пришлось уволиться из крупной строительной компании, и после нескольких месяцев поисков нового места решил в 2014 году открыть свою юридическую фирму. И ваша книга мое решение очень сильно подкрепила и придала уверенности в себе. Хоть за плечами неплохой объем выигранных дел, эпичные процессы – чувствовался страх, боялся «самостоятельного существования». Но сейчас уже полон решимости и планов.

И в определенной степени спасибо за это вам и вашему подходу, тому, как вы смогли сформулировать вещи, которые, на первый взгляд, очень сложны. Одним словом, жду второй части. Уверен, что первая книга нашла своего читателя (экземпляры, попавшие в МГ, были проданы все в тот же день)». (Самир Тагиров, Москва; делюсь с разрешения Самира).

Где был, где был… 12 лет назад я был там же, где и читатель, – учился на юрфаке. Тогда книги не было. И не могло быть: у меня не было ни опыта, ни знаний, ни практики, ни убеждения, что такая книга нужна. Опыт/знания/практика были у других, но они молчали. И молчат до сих пор. В итоге книгу написал я.

Тот отзыв на книгу – лишь первая ласточка. Потом «прилетели» остальные. Издателя и меня завалили письмами. Писали все. От «зеленых» новичков и подмастерий до матерых волков: адвокатов и юристов-профессионалов, отдавших профессии десять и более лет. Писали отовсюду: от Москвы и Питера – до Барнаула и Набережных Челнов.

А значит – быть продолжению. Тем более что я изначально задумывался о нем. В первой книге, помимо всего прочего, мне удалось свести в стройную систему навыки юриста. Итог я назвал «Навыки юриста. Великая Девятка» (см. стр. 199).

Свел в систему, хорошо. Что дальше? А дальше книга прошла нелегкий путь борьбы с редакцией. Был выбор: или бегло пройтись по всем навыкам, или расписать некоторую часть, но – подробно, вдумчиво и обстоятельно. А потом написать продолжение. По этому пути и пошли.

В первую часть из Великой Девятки уместилась всего одна группа навыков – навыки общения. Между тем, цель остается прежней – «разобрать по винтикам» ВСЕ навыки юриста, всю Девятку. Причем – с четкими объективными критериями, с «линейкой», которая позволяет измерить и понять:

1) насколько этот навык развит у вас уже сейчас;

2) как развивать навык;

3) как понять – развился ли навык или вы бодро топчетесь на месте.

Чем мы с вами сейчас и займемся… насколько позволит объем книги.

1.2. Читателям второй книги

Дорогой читатель! Если вы не читали первую книгу, а сразу купили вторую, вы можете спросить: «А пойму ли я вторую книгу без первой?» Да, поймете. Книги ДЕЛИМЫ. Читайте в любом порядке. Читайте на здоровье.

Итак, чему все еще не учат на юрфаке.