Федеральный конституционный закон «о чрезвычайном положении» от 30.05.2001 n 3-фкз (ред. от 03.07.2016)

Обязанности граждан во время режима ЧС

  • Соблюдать законы, нормативные акты, которые касаются защиты населения и территории во время ЧС
  • Соблюдать меры безопасности в быту, в трудовой деятельности
  • Изучать основные способы защиты населения и территории во время ЧС, приемы оказания первой помощи, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области
  • Выполнять установленные в соответствии с режимом правила поведения
  • При необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ

Что запрещается делать при режиме ЧП

  • Сначала приостанавливаются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Приостановить полномочия могут частично или в полном объеме;
  • На территории где введен режим ЧП устанавливается ограничение на свободу перемещения, а также вводится особый режим въезда и выезда на указанную территорию;
  • Усиливается охрана общественного порядка;
  • Усилено охраняются объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  • Вводятся ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • В особом порядке реализуются продовольственные товары и товары первой необходимости;При режиме ЧП запрещено проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Ограничить могут также проведение массовых мероприятий. Запрет также распространяется на забастовки и любые иные действия, которые могут приостановить или прекратить деятельность организаций;
  • При ЧП могут ограничить движение транспорта, а также осуществлять его досмотр;
  • В случае, если имеется угроза конституционному строю страны, то при режиме ЧП эвакуируют материальные и культурные ценности в безопасные районы.

За нарушения ограничений и запретов, действующих при введенном режиме ЧП лица подвергаются гражданской, уголовной или административной ответственности.

Кто вправе вводить режим ЧП

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Введение чрезвычайного положения — это самый жесткий и пока наименее вероятный из сценариев.

В некоторых странах Европы основания для введения чрезвычайного положения нашлись, установлен комендантский час и введены войска для его контроля.

Статьи по этой же теме:

Вы можете задавать нам вопросы в чате (кнопка чата внизу страницы, справа) или на специальной странице заполнить форму. В период эпидемии мы работаем удаленно и отвечаем на вопросы бесплатно, т.к. считаем, что это наша социальная функция. Поэтому старайтесь не выходить из дома, соблюдайте режим самоизоляции и все будет хорошо!

Группы

Чрезвычайное положение вводится в целях устранения обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Указанные обстоятельства разделены законом на две группы.

В первую группу включены обстоятельства, которые носят социально-политический характер: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вторую группу обстоятельств составляют чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Введение чрезвычайного положения — временная мера. Срок действия режима чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не превышает 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях — 60 суток. В указе Президента Российской Федерации о введении режима чрезвычайного положения указываются основания введения данного режима, обосновывается его необходимость, определяются:

  • границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения;
  • перечень чрезвычайных мер и пределы их действия;
  • исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер в условиях режима чрезвычайного положения;
  • время вступления в силу и срок действия чрезвычайного положения.

Группы

Чрезвычайное положение вводится в целях устранения обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Указанные обстоятельства разделены законом на две группы.

В первую группу включены обстоятельства, которые носят социально-политический характер: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вторую группу обстоятельств составляют чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Введение чрезвычайного положения — временная мера. Срок действия режима чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не превышает 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях — 60 суток. В указе Президента Российской Федерации о введении режима чрезвычайного положения указываются основания введения данного режима, обосновывается его необходимость, определяются:

  • границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения;
  • перечень чрезвычайных мер и пределы их действия;
  • исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер в условиях режима чрезвычайного положения;
  • время вступления в силу и срок действия чрезвычайного положения.

Это интересно: Баротравма

При каких условиях и кем вводится режим ЧС и ЧП

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС), чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Конечно, оба эти термина могут показаться схожими. Однако объявление чрезвычайной ситуации не означает изменения правового режима деятельности органов власти, и не должно вести к сужения прав граждан или к возложению на них дополнительных обязанностей

Официальное определение чрезвычайного положения, напротив, заостряет внимание на изменениях в деятельности органов власти (с возможностью предоставления множества дополнительных полномочий так называемым «силовым органам»), а также прямо говорит о сужении прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей

В то время как чрезвычайная ситуация объявляется в тех или иных регионах РФ достаточно часто (классический пример — введение режима ЧС в некоторых районах Дальнего Востока из-за паводков), чрезвычайное положение за всю историю России с 1991 года вводилась лишь дважды. Причем оба раза достаточно давно и по достаточно весомым поводам: в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта (на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики) и в 1993 году в связи с насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации (на территории Москвы). На всей территории РФ ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение не вводились ни разу.

Кто может вводить режим чрезвычайной ситуации? Правительство РФ — в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; органы государственной власти субъектов РФ — в случае чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера; органы местного самоуправления — в случае чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Что касается чрезвычайного положения (ЧП), то оно вводится только Указом Президента РФ, причем вне зависимости от того, распространяется оно на всю территорию РФ или только на отдельные местности. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по истечении указанного срока (72 часа), утрачивает свою силу.

Таким образом, на основании проанализированных норм, мы можем сформировать сравнительную таблицу между режимами ЧС и ЧП.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает классификацию и номенклатуру поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС), номенклатуру контролируемых и используемых для прогнозирования поражающих факторов источников техногенных ЧС и номенклатуру параметров этих поражающих факторов. Стандарт применяется органами государственной власти и управления Российской Федерации, организациями, учреждениями и предприятиями независимо от формы собственности, осуществляющими планирование, организацию и проведение мероприятий Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Стандарт не распространяется на источники техногенных ЧС, поражающие факторы которых характеризуются биологическим действием или проявлением. Термины и определения, необходимые для понимания текста стандарта, приведены в приложении А.

ЧС и их источники

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью населения и окружающей природной среде, нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация ЧС по происхождению:

природные;

техногенные;

биолого-социальные;

военные.

Классификация ЧС по масштабам:

локальные;

местные;

территориальные;

региональные;

федеральные;

трансграничные.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо ущерб составил не более 1 тыс. МРОТ, и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта.

К местной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ, и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. МРОТ, и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ, и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

По происхождению чрезвычайные ситуации классифицируются на природные, техногенные, военные и биолого-социальные.

Источник ЧС это событие происшедшее в результате наступления которого может произойти ЧС:

опасное природное явление;

опасное техногенное происшествие;

инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных растений и животных;

применение современных средств поражения.

Опасность в ЧС — событие, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов воздействия источника ЧС на объекты защиты (население, объекты народного хозяйства, окружающая природная среда) в зоне ЧС.

Безопасность в ЧС — состояние защищенности объектов защиты от опасности в ЧС.

Безопасность в ЧС различают:

— по видам: промышленная, радиационная, химическая, экологическая, пожарная, биологическая, сейсмическая;

по объектам защиты;

по основным источникам.

Обеспечение безопасности в ЧС — совокупность комплексных действий:

— соблюдение правовых норм (юридические акты);

выполнение экологозащитных норм и правил (нормативно-технические документы);

проведение комплекса организационных, экономических, экологических специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты объектов от опасности в ЧС;

предотвращение ЧС — комплекс правовых, организационных, экологических и инженерно-технических мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и окружающей среды, прогнозирование и профилактику возникновения ЧС, подготовку к ЧС.

Это интересно: Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)

Заключение

В заключение я хотел бы отметить, что в данной статье рассматривались лишь возможные (!) варианты влияния ЧС и ЧП на права и обязанности граждан. Так, например, лично я уверен, что никакого отселения граждан, реквизиций или «трудовой мобилизации» не будет — даже при худшем сценарии развития событий.

Вместе с тем, мне хотелось бы, чтобы эта статья послужила своеобразным предупреждением тем, кто не разобравшись в юридических тонкостях, требует вводить режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Оба этих режима не дадут обычным гражданам (включая предпринимателей) никаких дополнительных льгот или преимуществ по сравнению с текущей ситуаций. Но они могут привести к значительному сужению гражданских прав и возникновению новых, тяжелых и раздражающих обязанностей.

Особенно сказанное выше относится к режиму чрезвычайного положения. Законодатель, принимая соответствующий закон, рассматривал чрезвычайное положение как «средство последней надежды», которое следует вводить только в критических обстоятельствах, когда угроза нависла над самим государством. Как и любое сильнодействующее лекарственное средство, чрезвычайное положение имеет серьезные «побочные эффекты». Не следует применять его без надобности.

Конечно, бывают ситуации, когда введение ЧС или даже ЧП оправдано и без этого никак не обойтись. Но желать этого, призывать к этому — просто недальновидно. Михаил Булгаков сказал: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Подозреваю, что результаты введения режима чрезвычайного положения крайне разочаровали бы его сторонников и уже на второй день они требовали бы его отмены. Чрезвычайное положение по своим правовым особенностям во многом подобно положению военному (хотя, конечно, там есть свои значительные юридические отличия). И я рискну предположить, что мало кто предпочел бы «законы военного времени» обычной жизни, пусть и с ограничениями (режим повышенной готовности).

Что же, завершая статью хочу пожелать всем читателям здоровья и того, чтобы все обсуждения ЧС и ЧП оставались только в спорах юристов-теоретиков, чтобы никто не столкнулся с этими весьма неприятными правовыми режимами в своей реальной жизни!