Правила наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих в 2020 году

Порядок применения дисциплинарных взысканий

Как и в других типах взысканий, предусмотренных законодательством, все правомерные поступки должны укладываться в предписанные сроки.

Это время не содержит:

  • Период отпуска.
  • Дни, когда служащий был на больничном.
  • Период, затраченный на согласование происшествия с профсоюзом.

Также дисциплинарное взимание не может быть применимо:

  • По происшествию 6 месяцев с момента нарушения дисциплинарной нормы.
  • Впоследствии двух лет с момента совершения проступка, выявленного по следствиям проверки.

Рассмотрим порядок применения дисциплинарных взысканий, о которых гласит статья 193 ТК РФ:

  1. Происходит обнаружение дисциплинарного проступка свершенного служащим. По заведенному порядку приходит докладная или объяснительная записка на имя генерального начальника организации. Отсчет сроков начинается именно с момента получение руководителем данной объяснительной, а не со дня написания её служащим.
  2. Работодатель запрашивает объяснительную записку с работника. В случае не поступления докладной или отказа от её написания сотрудником совершившим нарушение, пишется соответствующий акт. Следует помнить, что не предоставление объяснительной служащим не является причиной для отмены вынесения дисциплинарного взимания.
  3. При условии, что работник пишет объяснительную записку, и она поступает на рассмотрение к руководителю, руководитель на своё усмотрение оценивает «уважительность» указанных причин.
  4. Если, на усмотрение руководителя, причины, указанные в докладной, являются неуважительными, составляется приказ, на основании которого выносятся дисциплинарное взимание по отношению к нарушителю.

Приказ о принятии к исполнению дисциплинарного взыскания обретает силу только после полного доказательства вины служащего, на чьё имя он выписан. Если дисциплинарное взимание относится к первым двум подвидам общего типа, то его составление происходит в произвольной форме.

Если не хочет знакомиться с приказом, пишется соответствующий акт. Отказ от ознакомления не является причиной для отмены дисциплинарного взимания. Все проступки, последствием которых было вынесение приказа о дисциплинарном взимании, фиксируются начальником.

К дисциплинарным взысканиям прибегают в ситуациях, когда работник при исполнении своих должностных обязанностей делает это плохо, тем самым совершая нарушение.

К последним относятся:

  • отсутствие работника на работе без уважительной причины;
  • несоблюдение и невыполнение должностных обязанностей, предписанных должностной инструкцией или трудовым соглашением;
  • отказ от исполнения норм, предусмотренных законодательным проектом, трудовым соглашением, должностной инструкции, внутренними документами предприятия. С ними служащий был ознакомлен (к примеру, отказ от соблюдения рабочего графика, ношения предусмотренной спецодежды и т.д.).

За свершение дисциплинарного проступка работодатель может назначить только одно наказание. Пример: сотрудник приступает к исполнению своих служебных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения. Если начальник за данный проступок объявляет выговор сотруднику, то уволить на основании статья 81 ТК РФ п.6 «б» он уже не может.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

Руководители Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники) Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
Специалисты Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалисты Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

Руководители Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники) Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
Специалисты Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалисты Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Нормативное регулирование

Особенности прохождения Федеральной и муниципальной службы регулируется несколькими нормативными актами.

  1. Трудовой кодекс. Он устанавливает общий порядок оформления трудовых отношений (принятие и увольнение на службу).
  2. ФЗ № 58 от 27.05.2003 года о системе государственной службы в РФ. Этот нормативный акт является специальным законом, который дает понятие такой деятельности, определяет правовое положение лиц, проходящих такую службу и виды дисциплинарных наказаний, которые могут быть наложены на служащих. На основании этого правового акта, в РФ существуют следующие виды службы – гражданская государственная, военная и правоохранительная.
  3. ФЗ № 79 от 27.07.2004 года о гражданской государственной службе в РФ. Это также специальный нормативный акт, который конкретно регулирует все правоотношения, возникающие при осуществлении трудовой деятельности в органах РФ, а также муниципалитета.

Отдельное внимание необходимо обратить на существующую судебную практику. Из различных пленумов Верховного Суда РФ, решений других инстанций, можно получить информацию о правовом порядке наложения наказаний на отдельные категории служащих

Нужно запомнить, что человеку, выполняющему функции государственных органов категорически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и иметь другие доходы, кроме заработной платы. Законом допускается только возможность получать такими работниками гонорары за преподавательскую деятельность.

Уголовные дела

Уголовная ответственность – это крайние меры. Госслужащие могут проходить по уголовному делу как наравне с другими гражданами РФ, так и с учетом особенностей своей должности. То есть, если человек занимает определенную должность, его ждет гораздо более серьезное наказание за определенные поступки, нежели рядового гражданина.

Обычно уголовная ответственность грозит за такие проступки:

  • Превышение полномочий и злоупотребление ими;
  • Непредставление сведений высшим инстанциям;
  • Присвоение полномочий;
  • Незаконное ведение бизнеса;
  • Взяточничество;
  • Подлог;
  • Халатное отношение.

Как вы могли убедиться, для государственных служащих предусмотрено немало рычагов воздействия. Главное – знать их, чтобы избежать наказания или наоборот, чтобы использовать данную информацию в своих целях.

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.

Важно! За иные дисциплинарные проступки, если они совершены однократно, уволить с государственной службы нельзя

Временное отстранение от замещаемой должности

Не является дисциплинарным взысканием временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, которое согласно ч. 7 ст. 59 Закона N 79-ФЗ производится представителем нанимателя на время проведения служебной проверки. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обеспечительной мерой и применяется в предупредительных целях. Представитель нанимателя использует ее, когда существует опасность продолжения противоправной деятельности гражданским служащим с использованием должностного положения или когда он может воспрепятствовать установлению по дисциплинарному делу объективной истины (например, уничтожит или изменит содержание тех или иных документов, окажет психическое воздействие на подчиненных по службе с целью дачи последними благоприятных для него объяснений и т.д.). Проведение служебной проверки и временное отстранение на этот период гражданского служащего от должности не влекут за собой правовых последствий, если будет установлена правомерность действий (бездействия) гражданского служащего.

Учет поощрений и дисциплинарных взысканий

102. Непосредственные командиры (начальники) должны докладывать по команде о применении ими поощрений и дисциплинарных взысканий: на солдат, матросов, сержантов и старшин — командирам рот и им равным ежедневно; на прапорщиков, мичманов и офицеров (кроме высших офицеров) — командирам воинских частей еженедельно; на командиров воинских частей, а также высших офицеров — в вышестоящий штаб (орган военного управления) ежемесячно. 103. Учет поощрений и дисциплинарных взысканий ведется во всех подразделениях и воинских частях. Все поощрения и дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, в том числе поощрения, объявленные командиром (начальником) всему личному составу воинской части (подразделения), заносятся в служебную карточку (приложение N 3) не позднее чем в семидневный срок. При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке, в соответствующей графе раздела «Дисциплинарные взыскания», делается отметка о том, когда и кем взыскание снято. Если примененное к военнослужащему дисциплинарное взыскание (за исключением предусмотренных статьей 36 настоящего Устава) по истечении года не будет снято и за этот период он не совершит другого дисциплинарного проступка, в соответствующей графе раздела «Дисциплинарные взыскания» делается отметка о том, что по истечении срока взыскание снято. Служебные карточки ведутся: а) в роте — на солдат и сержантов; б) в штабе воинской части — на офицеров и прапорщиков; в) на кораблях 1 и 2 ранга: на матросов и старшин — в боевых частях, службах и отдельных командах; на офицеров и мичманов — помощником командира корабля; г) на кораблях 3 ранга — помощником командира корабля на весь личный состав корабля; д) на боевых катерах и кораблях 4 ранга — в штабе дивизиона на весь личный состав дивизиона. Служебные карточки на командиров воинских частей и соединений, а также на высших офицеров ведутся в вышестоящем штабе (органе военного управления). 104. Каждая запись в служебную карточку на солдат, матросов, сержантов и старшин должна быть заверена командиром роты (соответствующего подразделения), на офицеров и прапорщиков — начальником штаба воинской части, на командиров воинских частей, соединений и высших офицеров — начальником вышестоящего штаба (органа военного управления). 105. Командиры батальонов, полков, кораблей и им равные обязаны периодически просматривать служебные карточки для проверки правильности применения поощрений и взысканий. Каждый военнослужащий один раз в шесть месяцев, а также перед перемещением или переводом к новому месту службы должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную подпись. При перемещении или переводе военнослужащего служебная карточка пересылается по новому месту службы, при этом в ней делается запись об общем количестве поощрений и дисциплинарных взысканий, которая заверяется гербовой печатью воинской части. При присвоении военнослужащему воинского звания прапорщика, мичмана, первого офицерского звания, а также первого звания старшего офицера или высшего офицера на него заводится новая служебная карточка, в которую ранее примененные к военнослужащему дисциплинарные взыскания не заносятся, а заносятся только поощрения, кроме поощрений в виде снятия ранее примененного взыскания. Прежняя служебная карточка уничтожается.

Правила наложения взыскания

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

Статья 58 ФЗ №79 — Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Объяснительная записка госслужащего (образец)

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

Комментарий специалиста

Колесникова Анна

Юрист

При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения, степень вины служащего и то, как он раньше выполнял свои обязанности.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.


Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Что это такое

Дисциплинарные взыскания– это мероприятия по наказанию провинившегося лица, с которым заключен служебный контракт или трудовой договор. Дисциплинарное взыскание выносится в том случае, если суть вины доказана и очевидна для представителя нанимателя.

Термин «дисциплинарное взыскание» описан в Трудовом Кодексе. Согласно статье 192 существует три вида должностных порицаний:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Увольнение.

Для обоснованности действий работодателя нужно доказать вину нарушителя дисциплины. Если эти факты задокументированы, то начинается процедура объявления взыскания.

Дисциплинарные взыскания государственных служащих явно не отличаются от общепринятых. Правда, к ТК РФ здесь учитывается Закон о государственной службе № 79-ФЗ. Данный регламент увеличивает меры ответственности служащего в несколько раз.

Как оспорить?

Оспорить наказание можно двумя способами:

  • написать рапорт начальнику;
  • подать заявление в суд.

В рапорте начальнику сотрудник МВД указывает на все правонарушения, которые были допущены в момент выдачи наказания. Доказательства должны быть четкими и аргументированными. Начальник рассматривает рапорт и принимает решение о правомерности выдачи выговора за проступок. Если он считает, что наказание было наложено справедливо, то сотрудник вправе оспорить его решение в суде.

Чтобы оспорить незаконное увольнение, граждане обращаются в суд.

Порядок действий через суд:

Шаг 1. Истец составляет исковое заявление (жалобу), в которой указывается причина несогласия с наказанием.

Шаг 2. К заявлению подкрепляются документы:

  • копия приказа о зачислении на службу;
  • письменное объяснение;
  • приказ о наложении взыскания за дисциплинарные нарушения.

Шаг 3. Заявление подается в суд.

Оспорить приказ и подать исковое заявление можно в течение 3-х месяцев, со дня получения приказа. Неявка на судебное заседание не отменяет слушания. Суд выслушивает свидетелей, изучает предоставленные доказательства неправомерных действий в наложении наказания и выносит решение. Оспорить решение суда невозможно.

В течение какого срока может быть оспорено дисциплинарное взыскание МВД?

Срок для оспаривания начинает отчисляться со дня, когда сотрудник МВД ознакомился с наложенным на него дисциплинарным взысканием. Чтобы оспорить решение начальника, ему дается 1 месяц. Срок этот относится к подаче рапорта вышестоящему начальнику. После получения отказа на поданный рапорт, решение можно оспорить в суде в течение 3-х месяцев.

Уполномоченный руководитель рассматривает рапорт в течении одного месяца и принимает решение о справедливости составления приказана подчиненного за проступок. После выданной им копии решения, сотрудник МВД вправе оспорить заключение в течение 10 дней, с момента получения документа.

Период обжалования решения не снимает ответственности в исполнении наложенного взыскания.

Виды дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих

Дисциплинарная ответственность включает в себя самый распространенный вид взыскания — замечание (и даже для него может оформляться соответствующий приказ). К нему можно отнести:

  • нарушение правил трудового распорядка,
  • неисполнение своих трудовых функций государственным служащим.

Основополагающий термин – «соответствие занимаемой должности», к его критериям можно отнести:

  • высокий уровень знаний своих служебных обязанностей и их надлежащее исполнение,
  • инициативность,
  • организованность и ряд других положительных качеств среди коллег,
  • способность к руководству,
  • высокая самокритичность и самоотдача,
  • состояние здоровья должно соответствовать занимаемой должности.

Особым видом взыскания дисциплинарного характера является увольнение с государственной гражданской службы (или отстранение от исполнения обязанностей на определенный срок: детали сроков действия такого взыскания здесь). К нему можно отнести:

  • неисполнение служащем своих должностных обязанностей без уважительных причин;
  • допущенное служащим грубое нарушение;
  • отсутствие на служебном месте более 4 часов без имеющихся уважительных причин;
  • несение должностных обязанностей в состоянии алкогольного опьянения;
  • разглашение информации относящейся к государственной тайне;
  • совершение хищения по месту работы.

Работодатель руководствуясь ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право привлечь нарушителя к ответственности за совершенную оплошность, при невыполнении работником своих служебных обязанностей без наличия на то уважительных причин.

Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать свои должностные обязанности и не нарушать распорядок труда. Все это прописано в трудовом договоре сотрудника, поэтому обязанности не указанные в документе, но требуемые начальником могут быть оспорены.

К нарушениям можно отнести: отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, нарушение внутреннего распоряжения руководителя. Соответствующие виды дисциплинарных взысканий приведены здесь.

При привлечении к наказанию работодатель обязан соблюдать сроки, прописанные в Трудовом Кодексе. Отмена примененных мер происходит при нарушении сроков привлечения к ответственности.

Нарушения, выявленные в результате ревизии, проверки имеют свой срок давности привлечения виновного лица к наказанию. В таком случае срок составляет 2 года.

В эти сроки нельзя включать:

  • отпуск,
  • больничный,
  • срок о принятии решения по материалам проверки.

Несогласие работника с предъявляемым обвинением оставляет за ним право обратится в суд или трудовую инспекцию. Но нельзя забывать о сроках давности привлечения служащего к наказанию. Следует помнить, что за один проступок наказать несколько раз и вынести несколько приказов нельзы — это тарушение Трудового Кодекса РФ.

Первое, что должен сделать руководитель согласно ст. 193 Трудового кодекса – потребовать нарушителя представить письменное объяснение содеянному. В основном виновный от такой практики отказывается, но это не освобождает его от совершенного деяния.

К ответу возможно привлечь по материалам проведенной служебной проверки в срок одного месяца со дня установления факта дисциплинарного правонарушения и не позже полугода с момента его совершения.

После проверки и установления нарушения, работодатель подписывает указ, согласно которому нарушителю объявляется замечание, выговор или же сразу увольнение, когда речь идет о совершении проступка особо серьезного.

Ели нарушитель отказывается ставить подпись под приказом, от наказания это его не освобождает, так как в момент ознакомления присутствуют свидетели, готовые подтвердить правильность процедуры в суде, если ответчик решить подать жалобу на начальника за незаконное увольнение.

Государственный гражданский служащий как и гражданин отвечает перед законом за деяние административного характера. Наказания за проступки данного характера прописаны в КоАП РФ. Так же в КоАП есть статья 2.4 предусмотренная для государственных служащих совершивших административное нарушение. Законом строго разграничивается ответственность административная и дисциплинарная.

Рассмотрим их отличия:

  • Государственный служащий привлекается к дисциплинарному наказанию в порядке служебной подчиненности, исполнение осуществляется исполнительной властью, назначенной Президентом Российской Федерации или судами;
  • Административная ответственность имеет несколько иные меры воздействия на нарушителя нежели дисциплинарная: предупреждение, пресечение, взыскание.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Сроки применения и снятия взыскания

Взыскание должно быть назначено в течение месяца с момента обнаружения проступка без учета периодов:

  • служебной проверки;
  • нахождения на больничном;
  • нахождения в отпуске;
  • отсутствия обвиняемого на службе по иным уважительным причинам.

Применение взыскания должно осуществиться в течение полугода с момента обнаружения проступка, в противном случае, взыскание не применяется с сохранением записи в личном деле. Если проступок выявлен в ходе аудиторской проверки, то применение взыскания должно осуществиться в течение двух лет за вычетом времени производства по уголовной составляющей дела (при наличии).

Дисциплинарное взыскание применяется к госслужащим не только при типичных проступках для наемных сотрудников, но и также при утрате доверия или принятии необдуманных решений. При проведении служебной проверки действует принцип невиновности, то есть обвиняемый не обязан доказывать невиновность, а отсутствие улик толкуется в его пользу.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Государственная гражданская служба отличается от иной трудовой деятельности социальным статусом нанимателей – совокупностью их прав и обязанностей. Государство наделяет лиц, состоящих на службе, широкими полномочиями, обеспечивает им высокую социальную защищенность.

Вместе с этим законодательством установлены особенности привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности.

  • 1 Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
    • 1.1 Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих
    • 1.2 Порядок привлечения служащих к дисциплинарной ответственности
    • 1.3 Срок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих
  • 2 Дисциплинарная ответственность государственных служащих — судебная практика
    • 2.1 Закон о дисциплинарной ответственности государственных служащих
    • 2.2 Похожее