Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Другой комментарий к статье 529 ГК РФ

1. В соответствии с государственным (муниципальным) контрактом поставщик должен передать товары непосредственно государственному (муниципальному) заказчику либо получателю, указанному в выдаваемой заказчиком на основании контракта отгрузочной разнарядке. В последней ситуации получатель выступает в качестве третьего лица, управомоченного на принятие исполнения (ст. 312 ГК), и не несет обязанностей (а равно ответственности) перед поставщиком (см. коммент. к ст. 531 ГК).

Однако государственным (муниципальным) контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров должна осуществляться поставщиком покупателю, указанному государственным (муниципальным) заказчиком, на основании заключаемого между поставщиком и покупателем договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (п. 1 коммент. ст.).

2. Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд заключается на основании и во исполнение государственного (муниципального) контракта, поэтому тесно связан с последним и зависим от него (см. абз. 1 ст. 532, абз. 1 п. 3 ст. 533, абз. 2 ст. 534 ГК).

3. Поскольку договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд опосредует отношения по возмездной передаче товаров в собственность другой стороны, указанный договор представляет собой вид купли-продажи и разновидность поставки. Соответственно, положения § 3, а также § 1 гл. 30 ГК применяются к нему в части, не противоречащей правилам § 4 гл. 30 ГК.

Сторонами договора поставки товаров для государственных нужд являются поставщик и покупатель. Поставщиком в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд выступает поставщик по государственному (муниципальному) контракту (см. ст. 525 ГК и коммент. к ней). Покупателем является лицо, указанное государственным (муниципальным) заказчиком в извещении о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 коммент. ст.). В качестве покупателя может выступать любое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.

С учетом того, что договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки, его существенными условиями должны признаваться условия о предмете и сроке. Кроме того, судебная практика, со ссылкой на ст. 532 ГК (см. коммент. к ней), признает в качестве существенного условие о цене (см. Постановление ФАС Московского округа от 2 апреля 2003 г. N КГ-А40/1683-03).

4. Коммент. ст. регламентирует порядок заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Государственный (муниципальный) заказчик в 30-дневный срок со дня подписания государственного (муниципального) контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении (п. 1 коммент. ст.).

Получив извещение о прикреплении, поставщик обязан в следующие 30 дней направить указанному в нем покупателю проект договора поставки (п. 2 коммент. ст.). Данное правило является диспозитивным и может быть изменено государственным (муниципальным) контрактом. Кроме того, возможно представление проекта договора покупателем.

Сторона, получившая проект договора, обязана в 30-дневный срок либо подписать его, либо при наличии разногласий составить протокол разногласий и передать его контрагенту (п. 3 коммент. ст.). Стороны должны принять меры по урегулированию возникших разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной в суд (п. 4 коммент. ст.).

5. Заключение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является обязательным для поставщика. Обязанность заключить договор возникает у поставщика, во-первых, перед государственным (муниципальным) заказчиком в силу государственного (муниципального) контракта. Данная обязанность выступает в качестве договорной и последствия ее неисполнения могут устанавливаться государственным (муниципальным) контрактом (иное мнение см.: Гражданское право: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 82 (автор главы — И.В. Елисеев)). Во-вторых, указанные в законе (абз. 2 п. 1, п. 5 коммент. ст.) обстоятельства порождают обязанность поставщика заключить договор перед покупателем. Как следствие, при уклонении от заключения договора покупатель праве в судебном порядке требовать понуждения поставщика к заключению договора на условиях разработанного покупателем проекта (п. 5 коммент. ст.).

Покупатель, напротив, не несет перед поставщиком обязанности заключить договор (см. ст. 530 ГК и коммент. к ней), поэтому в случае отказа от заключения в отношении его поставщик не может использовать никаких способов защиты.

Что такое государственные и муниципальные нужды

Первые — это потребности госзаказчиков в определенных услугах, товарах, работах, которые необходимы им, чтобы исполнять конкретные функции, обязательства и полномочия.

Вторые — это потребности местных образований в том, что необходимо для решения вопросов местного значения, а также для исполнения ими конкретных функций, обязательств, полномочий.

ВАЖНО!

Не все тендеры являются закупками, хотя и проводятся для обеспечения потребностей государства. Например, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд регулируется Земельным кодексом (ЗК РФ, статья 70.1), а не 44-ФЗ.

Что должно содержаться в договоре поставки

И Гражданский Кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» придерживаются схожих требований к составлению и содержанию договора поставки.

В тексте договора вне зависимости от того, каким образом происходит закупка (конкурентным или неконкурентным способом), должны содержаться данные:

  • о сторонах, которые участвуют в подписании такого договора (сведения указываются в преамбуле к договору или контракту в развёрнутом виде, а в части, посвящённой реквизитам сторон, в сокращённом виде, но понятном для идентификации подписывающих сторон);
  • о предмете контракта или договора. В случае если для поставляемого товара характерно большое количество параметров или подробное описание, то целесообразно в данном разделе предмет закупки описать кратко, а к самому договору сделать приложение в виде технического задания на поставку и ведомости поставки или спецификации, в которых будут содержаться все подробные характеристики закупаемого товара;
  • о стоимости договора или контракта, то есть стоимости закупки. В случае необходимости в данном разделе указывается режим налогообложения поставщика, а также порядок осуществления расчетов и технология перечисления средств (наличным или безналичным путем);
  • о порядке приемки результатов исполнения контракта. В случае если речь идет о поставке товара, технические характеристики которого регулируются различными специально принятыми стандартизирующими документами, потребуется дать ссылку на них в качестве обоснования права заказчика отказаться в приемке товара, если он не соответствует требованиям таких документов;
  • о правах и обязанностях сторон. Права и обязанности заказчика и исполнителя по контракту следует отражать отдельно, чтобы при трактовке положений договора не возникло никаких вопросов;
  • о действиях сторон в случае возникновения чрезвычайных или иных обстоятельств, которые могут быть расценены как обстоятельства непреодолимой силы, в том числе если такие обстоятельства мешают исполнению договора;
  • об ответственности участников договора, если они не исполняют свои обязанности по иным причинам, не имеющим отношения к обстоятельствам непреодолимой силы (меры ответственности должны быть зафиксированы в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации №1042);
  • о порядке, в котором будет происходить урегулирование возникающих споров между сторонами соглашения;
  • о механизме, используемом для расторжения договора, в том числе по итогам исполнения всеми сторонами своих обязательств, если срок действия договора ещё не завершён;
  • о сроке действия подписанного документа, в том числе если речь идёт о сроках полных взаиморасчетов;
  • о реквизитах сторон и их подписях;
  • о приложении к договору в виде его технической части, характеризующей особенности приобретаемого товара.

Образец договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд можно посмотреть

здесь

В некоторых случаях, характерных для закупок малого объема, возможно использование договора поставки простого типа, который оформляется в момент приобретения товара и не имеет таких развёрнутых пунктов, однако, основные из них (относительно предмета покупки, цены и прав и обязанностей сторон) вносятся в текст в обязательном порядке.

Как оформляется

Чтобы обеспечить нужды заказчика в зависимости от уровня, нужны государственные или муниципальные контракты:

  1. Государственный контракт — договор, который заключается от имени Российской Федерации либо субъекта для обеспечения госнужд.
  2. Муниципальный контракт — договор, который заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.

Такие определения закреплены в п. 8 ст. 3 44-ФЗ.

ВАЖНО!

Работа поставщика без контракта — прямые убытки. Без госконтракта исполненные обязательства не оплачиваются.

Существуют три основных вида государственных (муниципальных) контрактов:

  • на заказ товара;
  • на подрядные работы;
  • на возмездное оказание услуг.

ВАЖНО!

В работе все заказчики используют типовые контракты. Поэтому нет необходимости разрабатывать собственный образец для каждой закупки.

Преимущества для субъектов малого предпринимательства

В целях поддержки субъектов малого предпринимательства ст. 15 Закона о госзакупках для них предусмотрены преференции. Так, государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (кроме нужд обороны страны и безопасности государства) у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Причем обязанность заказчиков заключать договоры именно с субъектами малого предпринимательства предусмотрена в отношении товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642. Начальная цена контракта не должна превышать 15 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 N 237).

У субъектов малого предпринимательства заказы размещаются только путем проведения торгов (конкурса и аукциона) и запроса котировок. В извещении о размещении заказа специально указывается, что заказ размещается именно у субъектов малого предпринимательства. Заявки, поданные от лиц, не отвечающих критериям, предъявляемым к субъектам малого предпринимательства п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» <4>, должны быть отклонены.

<4> Подробнее о поддержке малых предприятий было рассказано в статье «Воспользуемся преимуществами малого товарооборота», 2007, N 10.

Заключение контракта

<5> Эти убытки могут представлять собой разницу между ценой, предложенной победителем торгов, и ценой, по которой заказчик был вынужден закупить товар при отказе победителя от заключения договора (Постановление ФАС ЗСО от 11.10.2007 N Ф04-7230/2007(39299-А45-17)).

Сведения об участниках размещения заказа, признанных уклонившимися от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков (п. 2 ст. 19 Закона о госзакупках) и содержатся в нем в течение двух лет. Поскольку заказчик вправе установить требование к участникам торгов об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков (пп. 2 п. 2 ст. 11 Закона о госзакупках), участник размещения заказа должен сознавать возможность неблагоприятных последствий в случае, если он будет признан победителем и уклонится от заключения контракта в дальнейшем.

Проект контракта разрабатывает заказчик. Когда заказ размещается путем проведения торгов, он прикладывается к конкурсной документации и к документации об аукционе (п. 5 ст. 22, п. 5 ст. 34 Закона о госзакупках). Участнику запроса котировок, предложившему лучшую цену, проект контракта направляется на подписание (п. 4 ст. 47 Закона о госзакупках). При этом в контракт в обязательном порядке включаются и не подлежат изменению (ни по согласованию сторон, ни в одностороннем порядке) условия, указанные в извещении о проведении торгов и документации о проведении торгов, в извещении о проведении запроса котировок, а также в заявках участников, признанных победителями (п. 5 ст. 9, п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 38, п. 8 ст. 47 Закона о госзакупках).

Вместе с тем согласно ст. 528 ГК РФ поставщик, получивший проект контракта, вправе подписать его с составлением протокола разногласий. Заказчик должен рассмотреть этот договор и принять по нему решение — согласовать разногласия или отклонить их. В силу специального регулирования Законом о госзакупках порядка заключения контракта общие нормы, приведенные в ст. 528 ГК РФ, применяются только в отношении условий, которые стороны вправе изменять, а также в случае заключения контракта с единственным поставщиком. Поставщик, которому предложено заключить контракт, не вправе включать в протокол разногласий обязательные условия. Если по этой причине контракт не подписан в срок, установленный в соответствии с Законом о госзакупках, поставщик будет признан уклонившимся от заключения контракта и включен в реестр недобросовестных поставщиков (Постановления ФАС СКО от 16.01.2009 N Ф08-8265/2008, ФАС ВВО от 13.10.2008 N А17-1585/2008).