Внебюджетные фонды как элемент бюджетной системы россии: понятие, виды, значение, правовые основы деятельности

Оглавление

Специфика деятельности фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

Фонд социального страхования

Фонд социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, предназначенный для выплаты пособий, финансирования санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов трудящихся и распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезе.

В соответствии с Положением о фонде социального страхования основными его задачами являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости фонда, в том числе создание резерва;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в две группы:

  • I группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период — на цели санитарно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей, а также санитарно-курортное лечение и оздоровление граждан и их детей;
  • II группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

Основными источниками средств фонда являются:

  • единый социальный налог;
  • страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;
  • средства федерального бюджета;
  • остаток средств на начало конкретного финансового года;
  • прочие поступления.

Средства фонда расходуются на следующие цели:

  • выплата пособий по временной нетрудоспособности;
  • санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;
  • финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;
  • страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;
  • дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • организация и ведение единой информационной системы социального страхования;
  • возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • оздоровление граждан;
  • выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
  • оздоровление детей;
  • расходы на содержание самих учреждений фонда;
  • остаток средств на конец конкретного финансового года;
  • капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений фонда;

Схематично процесс формирования и использовании средств фонда можно представить следующим образом (рис. 9.1)

Размер страховых взносов предприятий и организаций в фонд социального страхования исчисляется как произведение установленного процента (тарифа) на фонд заработной платы рабочих и служащих.

Тарифы страховых взносов устанавливаются правительством на определенный срок по каждому профессиональному союзу, при этом учитываются условия труда и состав работников.

Специальные тарифы устанавливаются для страхователей, использующих труд привлеченных лиц, а также для религиозных организаций, если трудовой договор с работниками заключен при участии профсоюзов.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» были образованы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Правительством Российской Федерации и действует в соответствии с уставом. Территориальные фонды образуются представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для формирования финансовых ресурсов на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Источниками финансирования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:

  • налоговые доходы, в число которых входит единый социальный налог по ставке, установленной главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, а также доходы, распределяемые органами Федерального казначейства, поступающие от уплаты специальных налоговых режимов по установленному нормативу отчислений;
  • неналоговые доходы, в том числе недоимки, пени и штра-фы по взносам, доходы от размещения временно свободных средств Фонда;
  • безвозмездные поступления, к которым отнесены передава-емые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и иные поступления.

К безвозмездным поступлениям в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования отнесены межбюджетные трансферты из Феде-рального фонда и межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Средства фондов обязательного медицинского страхования используются:

  1. на финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ в области охраны здоровья населения;
  2. обеспечение профессиональной подготовки, переподготов-ки и повышения квалификации кадров;
  3. финансирование научных исследований;
  4. развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
  5. субсидирование конкретных территорий в целях выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обя-зательному медицинскому страхованию;
  6. оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
  7. финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
  8. оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в бюджете фонда поддерживается баланс общих объемов доходов и расходов.

Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов.

Роль государства в работе фондов

Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

Экономические внебюджетные фонды

В эту группу входят фонды, созданные для финансирования программ экономического развития государства. Учитывая интересы регионов, местные органы власти создают территориальные внебюджетные отраслевые фонды.

  1. Федеральный и региональные дорожные фонды финансируют проекты по развитию дорожно-транспортной системы субъектов Федерации.
  2. Инвестиционные фонды через субсидии и льготные кредиты финансируют государственные и частные компании, чья деятельность направлена на усиление экономической мощи страны.
  3. Для финансирования изысканий в крупных научных и промышленных центрах создаются научно-исследовательские фонды.
  4. Банковская система может организовывать специализированные кредитные фонды, которые выделяют свои средства на условиях возврата и уплаты процентов тем организациям, которые работают над выполнением государственных заказов.

Основные фонды РФ

В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

Бюджетные и внебюджетные фонды

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Финансирование внебюджетных фондов

Затраты таких организаций покрываются из общего национального дохода, внешних источников (пожертвований), а также за счет размещения государственных заказов на строительство и эксплуатацию инфраструктурных объектов. Например, при возведении социального жилья часть квартир реализуется на рынке, окупая расходы строительной компании.

  1. Налоговые платежи и другие сборы, выплачиваемые физическими и юридическими лицами согласно законам. Например, отчисления крупнейших налогоплательщиков переводятся на счет пенсионного фонда РФ.
  2. Прямое субсидирование из государственного бюджета для покрытия целевых расходов. Например, финансовая поддержка населения, оставшегося без работы из-за природных катаклизмов, промышленных катастроф.
  3. Заемные средства Центрального банка РФ или коммерческих банков. Например, кредитование медицинских учреждений для покупки нового оборудования.
  4. Доходы, связанные с коммерческой деятельностью внебюджетных фондов. Например, фонды содействия инновационной деятельности получают доход от продажи интеллектуальной собственности (технологий, изобретений).
  • https://nauka.club/finansy-i-kredit/vnebyudzhetnye-fondy.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennye_vnebyudzhetnye_fondy_v_rf/
  • https://schetuchet.ru/ponyatie-i-sostav-vnebyudzhetnyx-gosudarstvennyx-fondov/
  • https://jurkom74.ru/ucheba/vnebiudzhetnie-fondi-kak-element-biudzhetnoy-sistemi-rossii-ponyatie-vidi-znachenie-pravovie-osnovi-deyatelnosti
  • https://abcdwork.ru/finansy/byudzhetnye-i-vnebyudzhetnye-fondy-ponyatie-vidy-i-ispolzovanie.html
  • https://helpacc.ru/nalogi/vb-fondy/vnebyudzhetnye-fondy.html
  • https://spravochnick.ru/finansy/vnebyudzhetnye_fondy_v_rf_funkcii_i_mehanizm_funkcionirovaniya/
  • https://answr.pro/articles/599-gosudarstvennyiy-vnebyudzhetnyiy-fond/

Страховые взносы «за себя»

Базовые понятия о взносах

Взносы состоят из двух частей:

  1. Фиксированные страховые взносы ИП — платят подавляющее большинство предпринимателей — на ОПС (пенсионное страхование) и на ОМС (медицинское).
  2. 1% «с превышения» — платят только с доходов свыше 300 000 р. в год, зачисляется на ОПС.

Максимальный страховой взнос на ОПС за год не может превышать 8-кратного размера фиксированного взноса на ОПС.

Взносы на ОПС формируют будущую пенсию ИП, добавляют ему стаж и баллы для выхода на пенсию.

Размер взносов в 2021, 2022 и 2023 гг.

В 2021 году размер страховых взносов не индексируется и оставлен как в 2020 году. А с 2022 года взносы снова повышаются. Точные размеры смотрите в табличке.

Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) Взносы на обязательное медицинское страхование (ФФОМС)  Всего взносов
2020 32 448 + 1% макс. 259 584 8 426 40 874 + 1%
2021 32 448 + 1% макс. 259 584 8 426 40 874 + 1%
2022 34 445 + 1% макс. 275 560 8 766 43 211 + 1%
2023 36 723 + 1% макс. 293 824 9 119 45 842 + 1%

Пример:
В 2021 году ИП заработал 2 млн. рублей. Рассчитаем страховые взносы:

  • Фиксированная часть: 40 874 р.
  • 1% с превышения: (2 000 000 р. — 300 000 р.) x 1% = 17 000 р.
  • Сумма страховых взносов всего: 57 874 р.

Доход для расчета 1% с превышения

Расчет дохода напрямую зависит от применяемой системы налогообложения:

  • УСН 6% — облагается полностью полученный доход (с учетом максимальной суммы взноса).
  • УСН 15% — облагается полученный доход за минусом расходов.
  • ЕНВД — облагается только вмененный доход.
  • Патент — облагается только потенциально возможный доход.
  • ОСНО — берутся доходы за минусом расходов как для НДФЛ.
  • ЕСХН — берете реальный доход без учета расходов.

Совмещаете несколько налоговых режимов — указанные доходы придется сложить.

Льготные периоды

ИП, который не ведет деятельность, может уменьшить или не платить взносы, если:

  • служил в армии по призыву;
  • был в декретном отпуске до 1,5 лет;
  • ухаживал за инвалидом (период ухода устанавливается решением ПФР);
  • уехал с супругом военнослужащим или с супругом, работающим в определенной организации (консульства, ООН, ЮНЕСКО и т.д.) и там нет возможности работать.

Чтобы подтвердить льготу, требуется собрать подтверждающие документы, такие как: справка о получении пособия по уходу за ребенком, военный билет, письменное подтверждение инвалида об уходе за ним, выписка из акта освидетельствования инвалида, справка из воинской части, справка из службы занятости и им подобные.

Льгота для уменьшения страховых взносов ИП действует только в случае, если за льготный период деятельность не ведется и сдается «нулевая» декларация.

Оплата страховых взносов

Взносы для ИП без работников платятся в налоговую инспекцию:

  1. Фиксированные — не позже 31 декабря соответствующего года (а если он выпадает на официальный нерабочий, то не позже первого рабочего).
  2. 1% — не позже 1 июля следующего года (аналогичное правило с нерабочим днём).

ИП вправе заплатить взносы в течение года частями, или разово всю сумму.

Пример
Взносы за 2021 год уплачиваются:

  1. фиксированные — до 31 декабря 2021 г. включительно.
  2. 1% — не позже 1 июля 2021 г.

Актуальные КБК можно посмотреть на сайте налоговой инспекции. Платежное поручение на уплату налогов можно заполнить через сайт ФНС.

Если ИП работает неполный год

Если человек в середине года зарегистрировался как ИП или, наоборот, снялся с регистрации, либо присутствовали льготные периоды — взносы рассчитываются только за время деятельности как ИП. За каждый полный месяц — в размере 1/12 тарифа. В неполных месяцах — пропорционально отработанному количеству календарных дней.

ПримерДата регистрации ИП — 23 октября 2020 г. Доходы — 400 000 р.

Фиксированный платеж на пенсионное страхование:

  • 32 448 / 12 = 2 704 р.
  • (2 704 х 2 мес. + 2 704 х 9 дн. / 31 дн.) = 6 193,03 р.

Фиксированный платеж на медстрахование: 

(8 426 / 12 мес х 2 мес + 8 426 х 9 дн. / 366 дн.) = 1 611,53 р.

1% с превышения:

(400 000 — 300 000) x 1% = 1 000 р.

Итого за 2020 г.: 6 193,03 + 1 611,53 + 1 000 = 8 804,56 р.

Добровольное страхование

Предприниматель может застраховаться добровольно в фонде социального страхования. Тогда у него появится право на больничные выплаты и материнские пособия. Если кто-то в 2021 году планирует уйти в декрет, то для получения пособий следовало зарегистрироваться в фонде и уплатить до 31 декабря 2020 годовой взнос 4 221, 24 р.

Размеры больничных и декретных пособий будут считаться по минимальной ставке исходя из МРОТ на день наступления страхового случая.

С бухгалтером Профдело — все налоги и страховые взносы будут начислены и уплачены правильно, а все налоговые льготы – использованы на благо вашего ИП.

Узнать об услуге

Отчетность за себя

По обязательным личным взносам никакой отчетности не существует. Не отчитывается ИП и по добровольным взносам в ФСС. 

Бюджетные фонды РФ

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).

Обеспечение исполнения федерального бюджета

В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение федерального бюджета
обеспечивается Правительством Российской Федерации (далее – Правительство РФ).

Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет Российской Федерации разрабатывается и утверждается в форме федерального закона.

Закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете.

Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.

Федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утвержден Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Меры по обеспечению исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее — федеральный закон о федеральном бюджете) устанавливает постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (вместе с «Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).

Так же Правительством РФ принято постановление от 25.12.2018 №  1664 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Организация исполнения федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. Исполнение федерального бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

При составлении и ведении сводной бюджетной росписи федерального бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств.

Главные распорядители средств федерального бюджета, указанные в ведомственной структуре федерального закона о федеральном бюджете, распределяют в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке доведенные до них лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета для принятия и исполнения получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, а также бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 определено, что при обеспечении исполнения федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской федерации Казначейство России осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств, а также осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

В соответствии с положениями статьи 269.1 БК РФ Федеральное казначейство наделено полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля при санкционировании операций, к которым относятся:

контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями;

контроль за соответствием содержания проводимой операции коду вида расходов бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;

контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту сведениям о данном государственном контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

Финансово-правовой режим ПФР

Определение 2

Пенсионный фонд РФ был создан для контроля за пенсионным обеспечением населения. ПФР относится к финансово-кредитным учреждениям. Данный статус позволяет ПФР выполнять некоторую часть банковских операций, закрепленных в законодательных актах РФ о банках и банковской деятельности.

Основные задачи Пенсионного фонда по обеспечению социальной помощи населению:

  • выплата пенсий;
  • оказание материальной помощи для ухода за детьми в возрасте от 1,5 лет;
  • оказание материальной помощи гражданам с ограниченными возможностями и лицам преклонного возраста.

Для реализации данных целей ПФР осуществляет:

  • сбор страховых взносов;
  • финансирование расходов, находящихся в компетенции фонда;
  • осуществление процедур, преследующих цель взыскать с физических и юридических лиц, виновных в нанесении вреда здоровью, которые повлекли за собой инвалидность, профессиональное заболевание или потерю кормильца, сумм для выплат пенсий по данным статьям;
  • капитализацию приходящих финансовых средств;
  • привлечение безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц;
  • контроль за рациональным и законным расходованием располагаемых денежных средств;
  • финансированием программ, обеспечивающих социальную помощь безработным и пожилым гражданам.

Сумма денежных средств, находящихся под управлением ПФР, формируется из следующих источников:

  • налоговые выплаты, которые Федеральное казначейство распределяет между органами бюджетной системы, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 60%;
  • страховые взносы в пользу пенсионного страхования, уплачиваемые работодателями, индивидуальными предпринимателями и трудоустроенными физическими лицами;
  • пени и штрафы по обязательным вносам на пенсионное страхование;
  • доходы от банковской деятельности Пенсионного фонда;
  • денежные средства, изъятые у лиц, виновных в нанесении ущерба;
  • добровольные взносы;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предназначенные для Пенсионного фонда;
  • добровольные взносы от негосударственных пенсионных фондов;
  • прочие источники.

Главными статьями расходов ПФР являются:

  • выплата государственных пенсий (в том числе гражданам, временно выезжающим в другое государство) предусмотренных российским законодательством, а также международными договорами;
  • выплата пособий по уходу за ребенком старше 1,5 лет;
  • предоставление материальной помощи пожилым и безработным гражданам;
  • расходы на деятельность самого Пенсионного фонда.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Социально-экономическая сущность

ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.

Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.

Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:

  • ВБФ имеют целевую направленность;
  • средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
  • большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
  • имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;

Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:

  1. Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
  2. Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
  3. ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
  4. Правовой режим денежных средств.
  5. Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.

Другой комментарий к статье 149 Бюджетного Кодекса РФ

По окончании бюджетного года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Одновременно статья устанавливает норму, в соответствии с которой ежегодно не позднее 15 июня текущего года отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год представляются Правительством РФ в Счетную палату для их внешней проверки, которая готовит на них заключения и не позднее 15 сентября текущего года представляет заключения в Государственную Думу, Совет Федерации и в Правительство РФ.

Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Федерации в форме закона субъекта Федерации.

Финансово-правовой режим ФФОМС

Определение 10

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) организован для финансового обеспечения медицинского обслуживания российских граждан по программе обязательного медицинского страхования.

Замечание 3

ФФОМС является государственной некоммерческой организацией, имеющий статус финансово-кредитного учреждения. ФФОМС отчитывается перед Правительством РФ.

ФФОМС создавался для решения следующих задач:

  • внесение предложений и реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования;
  • проектирование и реализация мероприятий, призванных обеспечить финансовую стабильность системы обязательного медицинского страхования;
  • помощь в реализации равномерного распределения и повышения качества оказываемых гражданам РФ медицинских услуг.

Денежный фонд ФФОМС образуется из следующих источников:

  1. Часть из налоговых поступлений, распределяемых Федеральным казначейством между органами бюджетной системы РФ, в которую входят следующие виды налогов:
    • налог с организаций и предпринимателей, выбравших применение упрощенной системы налогообложения – 0,5%;
    • налог, величина которого складывается из стоимости патента в связи с использованием упрощенной системы уплаты налогов – 0,5%;
    • минимальный налог с организаций и предпринимателей, использующих упрощенную систему уплаты налогов – 2%;
    • единый налог на вмененный доход (ЕНВД), касающихся некоторых видов деятельности – 0,5%;
    • единый налог для занимающихся сельским хозяйством – 0,2%.
  2. Прочие источники:
    • пени и штрафы по уплатам в пользу Федерального фонда медицинского страхования;
    • доходы от финансовых операций со свободными денежными средствами, находящимися под управлением ФСС;
    • штрафы и санкции, взимаемые в качестве возмещения ущерба;
    • безвозмездные взносы.
  3. Передача финансов из федерального бюджета.
  4. Прочие источники.

Чтобы защитить денежные средства фонда от инфляции, временно свободные финансовые средства размещаются в банковских депозитах, а также инвестируются в высоконадежные государственные ценные бумаги. Прибыль от данных операций может быть использован только для целей ФФОМС, касающихся финансового обеспечения обязательного медицинского страхования российских граждан.

Деятельность ФФОМС в области управления денежными средствами контролируется ревизионной комиссией, а также подвергается ежегодному аудиту. Результаты аудиторской проверки передаются Правительству РФ на рассмотрение.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств. Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства. Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Просрочил – плати штраф

За нарушения правил порядка отчисления и уплаты во внебюджетные фонды предусмотрены различные меры ответственности. Если страховые взносы уплачиваются при более поздних сроках, начисляются пени. За каждый день они составляют одну трехсотую ставки рефинансирования Центрального банка на означенный период. Причем пени могут взыскать принудительно, сняв их с банковских счетов неплательщика или за счет его имущества.

К злостным физическим или юридическим лицам, уклоняющимся от уплаты во внебюджетные фонды, может быть применена и более суровая мера – штраф. Его накладывают в случае неполной уплаты сумм страховых взносов, либо намеренного искажения отчетности. Это 20 процентов от суммы недоимки, в более серьезных случаях штраф может достигнуть 40 процентов от не заплаченной суммы. Сумма штрафа зависит от числа календарных дней, за которые совершена просрочка.

Объем средств, выделяемых на социальную поддержку граждан, напрямую зависит от уровня экономического развития страны. Фонды финансирования социальных программ формируются из национального дохода, который в свою очередь создается трудоспособным населением, а затем перераспределяется через бюджетную систему и внебюджетные фонды.