Оглавление
Срок оплаты штрафа
Штрафы ГИБДД в последнее время возросли, однако и срок их оплаты стал вдвое большим. Некоторые автомобилисты до сих пор уверены, что сумму нужно внести в течение 1 месяца с момента, когда было получено постановление, но это не так. Вот причины данного явления:
- отсчет временного интервала, который предоставлен водителю на внесение платы за штраф, начинается строго по истечении срока, положенного на обжалование постановления, т. е. спустя 10 дней с момента его получения;
- изменения Кодекса по административным правонарушениям гласят, что на 2021 г. временной период, за который водитель обязуется выплатить штраф ГИБДД, теперь равняется не 30, а 60 дней.
Итого имеем суммарный срок, положенный для оплаты штрафа ГИБДД в 1500 рублей, составляющий 70 дней с момента прихода Постановления. Если ваше финансовое положение в момент получения извещения оставляет желать лучшего, можно рассчитывать на месячную отсрочку или трехмесячную рассрочку.
Как и многие штрафы в других сферах гражданских правоотношений, штрафы ГИБДД имеют срок давности. Ст. 31.5 КоАП РФ гласит, что при неисполнении обязательства об оплате штрафа на протяжении двух лет по истечении этого срока исполнению оно не подлежит. Но изучая срок действия, стоит различать между собой понятия «постановление вступило в силу» и «постановление было вынесено». В первом случае к сроку прибавляется еще 10 суток, в то время как во втором они не учитываются.
Штраф за разговор по телефону во время движения
Не так давно камеры Москвы начали собирать “компромат” на водителей, которые не расстаются со своим телефоном даже во время движения. Нововведение получило поддержку от других автомобилистов, которым тоже изрядно поднадоели “телефонисты”. Однако много вопросов вызвала точность фиксации нарушений. Водители были обеспокоены тем, что камера могла принять за телефон другой прибор или предмет похожих габаритов. На эти опасения в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) ответили, что обучение нейросети достигло того результата, что камеры теперь способны определить наличие телефона в руке даже лучше, чем глаз человека. Остальное дело за оператором, который должен обработать полученную информацию.
Какой штраф за пользование телефоном во время движения?
За использование мобильного телефона без системы hands-free нарушителю положен штраф в размере 1500 рублей. Но пока обстоятельства, при которых будет выписан штраф, до конца не известны. Будет ли нарушением само наличие телефона в руке или же система зафиксирует только момент пользования устройством? Точного ответа нет. В любом случае, телефон во время движения не самый лучший компаньон, старайтесь пользоваться им по минимуму.
Сумма штрафа по ПДД за проезд по обочине
Правила дорожного движения, которых обязаны придерживаться все водители, установлены Постановлением Правительства №1090. В соответствии с пунктом 9.9 документа движение транспортных средств по тротуарам, разделительным полосам, пешеходным дорожкам и обочинам запрещено. Разрешается осуществлять съезд на обочину только для остановки или стоянки и только в тех ситуациях, когда отсутствуют запрещающие выполнение данного маневра знаки.
Несоблюдение данного правила является административным нарушением и наказывается в соответствии с главой 12 Административного Кодекса.
Следует учитывать, что нарушение ПДД в виде выезда на обочину может быть зафиксировано:
- сотрудниками патрульной службы
- камерами автоматического слежения
На МКАДе
Штраф за езду по обочине в Москве, в том числе на МКАДе составляет 1 500 рублей (статья 12.15 КоАП).
Кроме этого на МКАДе обочина отделена сплошной линией, и ее пересечение может стать причиной наложения дополнительных санкций. Движение по сплошной полосе или несоблюдение правил, установленных дорожной разметкой наказывается штрафом в 500 рублей (статья 12. 16 КоАП).
Если пересечение сплошной линии разметки не привело к образованию затора, дорожной аварии или иным негативным последствиям, то штрафные санкции могут быть заменены предупреждением.
На трассе
Наказание за езду по обочинам в пределах населенного пункта или на трассе, в том числе в Московской области, определяется статьей 12.15 Административного Кодекса. На нарушителя ПДД накладываются штрафные санкции, размер которых составляет 1 500 рублей.
При пробке
Выезжать на обочину запрещено, в том числе и для объезда образовавшегося на проезжей части затора. Размер наказания так же определяется статьей 12.15 КоАП.
Кроме административного наказания выезд на обочину для объезда пробки может привести:
- к образованию еще большей загруженности проезжей части, так как автомобили – нарушители после совершения маневра пытаются вернуться на свою полосу движения, что создает дополнительные препятствия
- к ДТП, что повлечет получение имущественного ущерба и вреда жизни/здоровью. Если в результате выезда на обочину будет причинен вред здоровью иных водителей, пешеходов, пассажиров и так далее, то будет увеличена сумма штрафных санкций. В данном случае размер штрафа составляет 2000-2500 рублей
- к созданию помех для пешеходов, что так же приведет к увеличению наказания до 2 500 рублей
По встречной обочине
В отдельную ситуацию можно выделить нарушение в виде выезда на обочину, примыкающую к полосе встречного движения.
В соответствии со статьей 12.15 часть 4 Административного Кодекса выезд левую полосу и движение по обочине встречной полосы может привести:
- к наложению штрафных санкций в размере 5 000 рублей
- к лишению водительских прав на срок 4-6 месяцев
Вид наказания определяется в зависимости от способа фиксации нарушения и смягчающих/отягчающих обстоятельств.
Если правонарушение зафиксировано автоматической камерой слежения, то наказанием, не зависимо от иных обстоятельств будет штраф. Если нарушение фиксировал сотрудник ГИБДД, то при определении наказания будут учитываться дополнительные аспекты.
Следует учитывать, что лишить водителя прав инспектор патрульной службы не может. Вопрос о лишении рассматривается исключительно судебными органами. Для передачи дела в суд на месте совершения правонарушения составляется протокол, который подтверждает факт нарушения ПДД и является основанием для принятия решения судом.
В каких случаях допускается езда по обочине
Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.
Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).
В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.
Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине
Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.
В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.
Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину
Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).
Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.
Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.
Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить
За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.
В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.
Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.
Вам нужно:
- Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
- Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
- Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.
При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.
Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине
Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:
- Создание опасности для других участников дорожного движения.
- Выезд на обочину задним ходом.
- Отсутствие знаков аварийной остановки.
На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений
Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:
- Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
- ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
- Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
- Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
- Мопедам и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.
Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.
Сроки оплаты штрафа ГИБДД в 2021 году
Обязанность оплатить административный штраф за нарушение ПДД установлена в статье 32.2 КоАП РФ. В данной норме, а именно в пункте 1, определён период в 60 дней с момента вступления постановления в силу. Постановление о штрафе ГИБДД вступает в законную силу после 10 дней с момента получения, если не было обжаловано.
Пункт 1 в статье 32.2 КоАП РФ указывает, что законодатель предусмотрел и некоторые исключения по срокам неуплаты штрафов ГИБДД:
- Если наказание применяется к иностранцу одновременно с выдворением, то оплата производится не позднее следующих суток после вступления акта в силу. Это необходимо для того, чтобы лицо исполнило установленное наказание до того, как будет выдворено за пределы Российской Федерации, так как получить с него денежные средства после этого будет проблематично.
- Когда речь идёт о нарушениях по КоАП РФ (превышение установленной скорости движения), пунктам 6 и 7 КоАП РФ (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги), статье КоАП РФ (Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), максимальный срок составляет общие 60 дней, но должен быть оплачен до выезда транспорта за пределы РФ.
Срок оплаты штрафа ГИБДД может быть увеличен, если лицу была предоставлена отсрочка, которая выносится по его ходатайству. Установлено такое послабление может быть на основании судебного решения, то есть водителю необходимо будет обратиться с заявлением и указать на причины, по котором это необходимо. На практике, чаще всего, в качестве обоснования используется затруднительное финансовое положение или, например, длительное заболевание.
Определение термина — обочина
В п. 1.2 ПДД имеется расшифровка понятия «обочина». Согласно этому нормативному акту «Обочина – это участок дороги, смежный с проезжей частью. Он отделяется от зоны для передвижения автотранспорта иным составом полотна или разделительной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.»
П. 1.2 ПДД указывает на следующие функции обочины дороги:
-
Перемещение велосипедистов и пешеходов;
-
Стоянка или остановка автомобилей, если это не противоречит дорожным знакам;
-
Повышение устойчивости асфальтового покрытия.
Разрешено использовать обочину дороги для передвижения на автомобиле при форс-мажорных обстоятельствах. Например, для предотвращения столкновения с другим авто.
ПДД п. 12.1 не запрещает водителям автомобилей съезжать на обочину для остановки и выезжать с нее для продолжения движения. На дорогах с 2-мя и более полосами для движения остановка или стоянка разрешена только на обочинах попутного направления. На автодорогах, движение по которым разрешено только в одну сторону, а также имеющих 2 полосы без трамвайной линии между ними, разрешен съезд на любую сторону дороги. П. 9.9 ПДД не допускает передвижения по обочине.
Нередко водители в целях сокращения времени нахождения в автомобильном заторе совершают объезд «пробки» именно по обочине. Такой маневр еще больше усугубляет ситуацию, так как после завершения обгона автомобилист при перестройке на свою полосу создает помехи для движения, чем еще больше увеличивает «затор». Также такие маневры несут потенциальную опасность для пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов.
Противоречия законодательства
КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.
Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:
- Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
- Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
- Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
- Составляется протокол на немаленькую сумму.
- Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!.
Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.
Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.
Пример 1: Антон решил обогнать пробку по обочине. Но впереди, через 200 метров, стоял экипаж ГИБДД, который и остановил Антона. На него составили протокол и выписали штраф на 1500 рублей.
Забота о жизни и здоровье пешеходов стала во главу угла и многие нестыковки введенного законодательства с действующим вызывают проблемы, непонимание водителей и контролирующих органов.
Нормативная база
Нормативные акты, регулирующие штрафные санкции в 1500 рублей за всевозможные нарушения, представлены Правилами дорожного движения и Кодексом по административным правонарушениям РФ. В КоАП нарушениям, за которые полагается штраф ГИБДД в 1500 р., посвящены следующие статьи:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России
- ст. 12.9 ч. 3 регламентирует допустимые нормы скоростного режима и меры взысканий за их несоблюдение (в случае превышения на 40-60 км/ч);
- ст. 12.15 ч. 1 предусматривает начисление наказания за несоблюдение правил расположения автотранспортного средства на дорожном полотне;
- ст. 12.15 подразумевает назначение штрафной санкции тихоходу, который не пропустил другого участника дорожного движения (автомобиль, мотоцикл);
- ст. 12.16 ч. 2 регулирует вопросы, связанные с поворотом автомобильного транспорта налево и разворотами в неположенных местах;
- ст. 12.16, 12.19 регулируют нормы остановки или стоянки, несоблюдение которых в 2021 году чревато начислением со стороны правоохранительных органов штрафа в полторы тысячи рублей;
- ст. 12.17 ч. 1.1 предусматривает меры взыскания за движение автотранспортного средства по автобусной полосе и полосе, предназначенной для движения маршрутных такси в 2021 году;
- ст. 12.18 ч. 1 регламентирует порядки движения пешеходами, велосипедистами, извозчиками и наказывает нарушителей штрафом в 1500 р.;
- ст. 12.21 ч. 1 предусматривает наказание за факт езды автомобиля в перегруженном состоянии, несоблюдение норм перевозки негабаритного груза, багажа повышенной опасности;
- ст. 12.30 предусматривает штрафную санкцию для пешеходов, неосторожные действия которых повлекли за собой ситуацию, спровоцировавшую причинение вреда здоровью других участников дорожного движения (легкой или средней степени тяжести);
- ст. 12.36. 1 Кодекса наказывает водителей, которые в процессе движения общаются по телефону, держа его в руках.
Штраф за непропуск пешехода вне пешеходного перехода
За пределами специально нанесенной разметки в силу предписаний пункта 4.1. ПДД люди, пересекающие проезжую часть пешком, преимуществом в движении не обладают. Следовательно штраф за непропуск пешехода вне пешеходного перехода в 2021 году отсутствует. Водитель не обязан менять скорость и траекторию следования, чтобы пропустить гражданина, не знающего своих обязанностей.
Однако в случае наезда на пешехода вне пешеходного перехода и нанесении телесных ран, лицо, управляющее транспортным средством, будет нести ответственность:
- Гражданскую – по статье 1079 ГК РФ, которая предписывает возмещение морального и материального вреда потерпевшему. Наступает, если наезд был совершен, но физически человек не пострадал.
- Административную – по статье 12.24 КоАП РФ, которая устанавливает наказание в виде штрафа от 2500 до 20000 рублей или лишения права управлять автомобилем на срок от 1 до 2 лет в зависимости от тяжести нанесенных увечий. Здесь необходимо доказательство того, что водителем были нарушены ПДД и именно по этой причине пострадал пешеход.
- Уголовную – по статье 264 УК РФ, если вследствие столкновения человек, передвигающийся пешком, погиб или получил тяжкие телесные повреждения. Предусмотрено наказание от полугода до 3 лет лишения свободы, также возможно лишение права занимать определенные должности.
Поэтому водителю нужно по возможности предотвратить столкновение с пешеходом и пропустить его.
Единственное исключение – пропуск незрячих людей, которые сигнализируют о своем перемещении белой тростью. Пункт 14.5. ПДД всегда предоставляет данной категории граждан приоритет на дороге, даже при их нахождении по центру проезжей части.
Обочина – это что?
Прежде чем выяснять размеры штрафов, следует разобраться. А что вообще подразумевается в законе под понятием обочина. Этот термин обязателен к изучению у студентов автошколы. Тем, кто уже знаком с ним изложенная информация поможет освежить полученные знания.
Основное предназначение обочины – место для передвижения велосипедистов и пешеходов. Водителям разрешается пребывать на обочине только в случае остановки. Просто ехать по обочине нельзя. Естественно, выезд с обочины на основную дорогу правилами не запрещен, за такой маневр на трассе наказания не предусмотрено.
Там где дорожное полотно есть – автомобилям передвигаться можно, где оно заканчивается – нет. Обочины не асфальтированных дорог (гравийно-насыпных, проселочных) имеют размытые понятия «обочина» и «проезжая часть», поэтому правила ПДД не затрагивают такие автомобильные дороги.
Штраф за превышение средней скорости
Штраф за превышение средней скорости на определенном участке дороги удивил немало автомобилистов в 2020 году.
Что такое средняя скорость?
Средняя скорость — это скорость, с который автомобиль проехал определенный участок дороги между двумя синхронизированными камерами, стоящими в начале и в конце участка контроля.
Как фиксируется это нарушение?
Стандартная ситуация: водитель, завидев знак ограничения скорости и дорожную камеру, притормаживает до допустимой скорости, а проехав камеру — снова разгоняется. И так до следующей камеры фиксации. Однако если проехать отрезок пути между камерами слишком быстро, водителю придет штраф за превышение средней скорости.
Какой штраф за превышение средней скорости?
Размер наказания соразмерен с превышением мгновенной скорости — например, 500 рублей — за +20-40 км/час и т.д.
Сколько камер фиксирует среднюю скорость?
Дорожных камер, способных зафиксировать среднюю скорость, становится все больше. На данный момент наибольшая их концентрация в Татарстане, где таким способом контролируют более 950 км дорожного полотна. В Московской области летом 2020 года работало 68 участков контроля средней скорости общей протяженностью 254 км.
Важно отметить, что понятия “превышения средней скорости” в КоАП не прописано. На этом основании водители, получившие штраф “за среднюю скорость”, могли оспорить это в суде
Но скоро этот спорный момент может быть исправлен Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» намерена внести предложение обозначить в КоАП это определение.
Повторный штраф за управление машиной без ОСАГО в 2021 году
КоАП не предусматривает прогрессивной шкалы наложения наказаний за правонарушения в области “автогражданки”.
То есть повторная езда без ОСАГО до истечения срока, в течение которого лицо имеет статус подвергнутого повторному наказанию (ст. 4.6. КоАП), не влечет за собой увеличение штрафных взысканий. Каждый раз при выявлении соответствующего нарушения будет накладываться штраф 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37.) или 500 рублей (ч. 1 ст. 12.37.).
В среде автомобилистов бытует неверное мнение – штраф могут наложить лишь один раз в сутки. В качестве обоснования приводят ч. 5 ст. 4.1. КоАП – о том, что никто не может нести наказание 2 раза за один и тот же проступок. На самом же деле, оштрафовать могут неограниченное количество раз за 1 день.
Например, в 2021 году автомобилиста остановил инспектор и назначил штраф за отсутствие ОСАГО. Через 5 – 10 километров его остановило еще одно должностное лицо ГИБДД, и снова выписало штраф на абсолютно законных основаниях – ведь водитель вновь нарушил закон, в другом месте, в другое время, так и не исполнив обязанность о запрете на управление машиной без автостраховки (совершив таким образом новое правонарушение).
Какой штраф грозит за движение по обочине в 2018 -2019 году
Штраф за проезд по обочине – это мера наказания, установленная рамками Правил движения. Она применяется в адрес водителей, которые пренебрегли дорожной разметкой и двигались на транспортном средстве вне установленной дорожной части.
Автовладельцы аргументируют это нарушение, кто во что горазд: водители сетуют на не продвигающиеся пробки на дорогах, которые они объезжали, ссылаются на незнание этого пункта правил. Однако незнание закона не освобождает от его исполнения, поэтому нарушившего водителя обязательно оштрафуют за неправильную езду. Подробнее о штрафных санкциях читайте в этом материале.
Подведем итоги
Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:
- Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
- Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
- За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
- Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
- Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
- Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
- На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
- Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
- Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
- Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
- Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
- Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
- Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
- С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.