Постановления пленумов верховного суда по уголовным делам

Пленумы Центрального Комитета Компартии Советского Союза, которые оставили значительный след в истории Советского Союза

  • Февраль-март 1937 — после письма Эйхе Р. И. в Политбюро Центрального Комитета Компартии Советского Союза сообщил о начале «Большого террора».

  • Июль 1953 — о разоблачении Берии Л. П..

  • Сентябрь 1953 — о развитии сельхоз сектора.

  • Июнь 1957 — вывел из состава Президиума Центрального Комитета и Центрального Комитета Компартии Советского Союза Молотова В. М., Кагановича Л. М. и Маленкова Г. М. (Антипартийная группа).

  • Октябрь 1957 — сместил Жукова Г. К. с постов, занимаемых им.

  • Октябрь 1964 — освободил Хрущёва Н. С. от обязанностей Генсека Центрального Комитета Компартии Советского Союза и председателя Совета Министров Советского Союза.

  • Апрель 1985 — членами Политбюро Центрального Комитета Компартии Советского Союза назначили сторонников Горбачёва М. С.; Горбачёв сообщает о намерениях провести широкие реформы, которые были направлены на всестороннее обновление общества, краеугольный камень которых «ускорение экономического и социального развития страны».

  • Январь 1987 — после него в СССР развернулись полномасштабные реформы во всех областях жизни общества.

  • Октябрь 1987 — резкое выступление Ельцина Б. Н. с критикой медленной «Перестройки», заявление о появлении «культа личности» Горбачёва М. С. .

  • Февраль 1988 — стартовал реформирование советской школы на основах демократии.

  • Апрель 1989 — немалые кадровые изменения в начальстве: отставка (ввиду возраста) перевод 24 человек в члены ЦК из кандидатов, 24 кандидатов в члены Центрального Комитета, 74 членов Центрального Комитета и 12 членов Центральной ревизионной комиссии.

Мы коротко рассмотрели пленум: пленарное заседание, полномочия, пленумы ЦК Компартии Советского Союза. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Позиция ЕСЧП по данному вопросу

Косвенное признание юридической силы ППВС как источника права дал и Европейский Суд по правам человека. Так, в деле «Бакланов против России» заявитель ссылался на то, что на момент рассмотрения дела в национальном законодательстве не имелось правовых оснований конфискации, а единственным нормативным актом, регулировавшим указанный вопрос, являлось постановление Пленума Верховного Суда СССР. Отметив, что «остается неясным, какое правовое положение послужило основанием конфискации, за исключением ППВС СССР, которое, тем не менее, полагаем, содержит ссылку на недействующее законодательство», установил, что «рассматриваемый закон, а именно ППВС СССР не был сформулирован с такой четкостью, которая позволила бы заявителю предвидеть последствия своих действий».

Таким образом, Европейский Суд по правам человека расценил ППВС СССР как «нормативный правовой акт» в значении Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а именно как акт органа государственной власти, содержащий нормы права. С точки зрения теории национального права, под такое определение подходит нормативный правовой акт, который в свою очередь выступает источником права.

Отличие постановления от решений выносимые ППВС РФ

Председатель Верховного Суда СССР В.  И. Теребилов отличал решения, выносимые Пленумом Верховного Суда по конкретному делу, от постановлений Пленума. Если решения по конкретным делам являются обязательными лишь в  отношении сторон по данному делу, то ППВС «обязательны не только для разрешения конкретного уголовного или гражданского дела, но и для других дел, где применяется соответствующая норма. В  связи с  тем, что пленарное заседание дает разъяснения правовых норм, которыми должны руководствоваться все суды при отправлении правосудия, данные разъяснения также являются юридически обязательными для органов следствия и всех тех, кто участвует в судебных разбирательствах».

Содержание и форма ППВС как носителей новых норм права.

Издаваемые Пленумом Верховного Суда постановления аналогичны по форме актам, которые бесспорно являются юридически обязательными, когда издаются Правительством и  другими органами исполнительной власти. Официально ППВС содержат толкование смысла законов «на основании и  во исполнение законов», так же как это делают обычные подзаконные нормативные акты.

Юристы признали, что Постановление Пленума Верховного суда РФ может содержать новые нормы права, заполняющие пробелы в законах или изменяющие закон.

Подводя итог, можно выделить определенные причины, не позволяющие признавать обязательный характер за постановлениями Пленума ВС РФ:

  1. отсутствие нормативного предписания, закрепляющего обязательный характер;
  2. неимение Пленумом ВС РФ права нормотворчества;
  3. отсутствие возможности противостоять незаконным постановлениям Пленума ВС РФ (т.е. их нельзя обжаловать или проверить на соответствие Конституции РФ).

Пленум верховного суда сформировавший постановление, являются обязательным. Здесь необходимо оговориться, что мы рассматриваем обязательность, которая по своему содержанию не совпадает с общеобязательностью. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права.

Иными словами, свойство общеобязательности применимо к нормам права, которые действуют в отношении неопределенного круга лиц, а судебная практика имеет ограниченный субъектный состав своего воздействия и прежде всего адресована нижестоящим судам, поэтому применительно к постановлениям Пленума ВС РФ мы будем использовать понятие «обязательность».

Пленарное заседание

У термина пленарное заседание есть несколько значений:

1. Пленарная сессия — это заседание организаций (товарищества, общества, парламента или ассамблеи), которое проходит с участием всех членов организации, вне зависимости от группировок. Самая представительная часть симпозиумов, конференций, конгрессов, на которую выносят главные доклады, проходит отчёт начальников секций, утвреждение общих резолюций (решений).

2. В симпозиумах, конгрессах, научных конференциях пленарное заседание начинает и закрывает деятельность секций. В пленарном заседании на первый план выступают самые значимые лица, в том числе приглашенных гостей, проходит отчёт начальников секций, утверждение общих резолюций (решений).

Пленум Верховного Суда (ПВС РФ) — орган Верховного суда, являющий собой сбор всех судей в Верховном суде. ПВС РФ не осуществляет правосудие, а обеспечивает единообразное и правильное использование законов судами и дает толкования и разъяснения норм права при помощи утверждения постановлений.

Пленум Верховного Суда работает в составе заместителей Председателя, участников Верховного Суда, Председателя Верховного Суда. В заседаниях Пленума принимают участие Министр юстиции и Генеральный прокурор. Обязательно участие Генерального прокурора в деятельности Пленума. По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи, члены Консультативного научного совета при Верховном Суде, представители государственных комитетов, министерств, научных учреждений, ведомств и прочих общественных и государственных организаций.