Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон

Оглавление

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

4

Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности

5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Качество экспедиторских услуг

Действующие Правила ТЭД указывают на необходимость оказания экспедиторских услуг в определенном порядке и в соответствии с оговоренным качеством. Однако сам порядок определения качества не разъясняется.

П. 19 Правил ТЭД содержит указание на то, что требования по качеству оказываемых услуг должны быть определены национальными стандартами РФ. Однако на сегодняшний день единственным документом, определяющим требования, классификацию и порядок контроля, является ГОСТ Р 52298-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст). Данный акт имеет весьма общий характер, подробно регулирует лишь классификацию услуг экспедитора. Вследствие этого в судебной практике ГОСТ Р 52298-2004 применяется не как мерило качества услуг, а для обоснования позиции налогоплательщика об отнесении конкретной услуги к экспедиторской. 

Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности

Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на регулирование и оптимизацию расходов в осуществлении перевозок грузов.

Указанный вид коммерческой деятельности регулируется следующими актами:

  1. Гл. 41 ГК РФ.
  2. Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила ТЭД). 

Закон № 87-ФЗ содержит в себе следующие основополагающие для этого вида деятельности понятия:

  1. Экспедитор — сторона соглашения, помогающая в осуществлении перевозки продукции.
  2. Грузоотправитель — лицо, уполномоченное на сдачу груза экспедитору.
  3. Грузополучатель — определенное лицо, которое уполномочено на получение товара от экспедитора.
  4. Перевозчик — сторона договора, которая уполномочена на перевозку товаров.
  5. Доставка груза — процесс передвижения груза из одного места в другое. 

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности № 87-ФЗ состоит из 4 глав:

  • 1-я — о предмете регулирования;,
  • 2-я — о правах и обязанностях сторон экспедиторского контракта;
  • 3-я — об их ответственности друг перед другом;
  • 4-я — о порядке и сроках подачи претензий и исков. 

Правила ТЭД: основные вопросы

Правилао транспортно-экспедиционной деятельности направлены на координацию следующих вопросов:

  • порядок оказания экспедиторских услуг (пп. 6–18 Правил ТЭД);
  • требования, которые предъявляются к качеству услуг, регулируемых указанными правилами (пп. 15, 19);
  • список документов, используемых при осуществлении экспедиторской деятельности (п. 5). 

ВАЖНО! Правила ТЭД не подлежат применению в сфере почтовой связи (п. 3 Правил ТЭД). 

Документы, используемые в процессе оказания экспедиторской деятельности, имеют унифицированные бланки, введенные в гражданский оборот приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 11.02.2008 № 23. Он определяет, что, оформляя такие документы, необходимо учитывать все особенности перемещения товаров разнообразными видами транспорта. Требования по заполнению экспедиторских документов обязательны для обеих сторон договора.

Материальная ответственность водителя-экспедитора

Принимая во внимание, что во время движения груза по маршруту может возникнуть много различных нестандартных ситуаций, особенно если путь продолжительный, с водителем-экспедитором всегда заключают договор о материальной ответственности. С какого момента становится материально ответственным лицом водитель-экспедитор? Обязанности и ответственность за товар наступают с момента его погрузки на борт

Он должен принимать активное участие в приемке партий товара по качеству, считать по количеству, проверять целостность упаковки, замков и крепежей. Обязательно следить за правильностью размещения товаров с учетом типа автомобиля, наличия прицепа и характеристик груза

С какого момента становится материально ответственным лицом водитель-экспедитор? Обязанности и ответственность за товар наступают с момента его погрузки на борт. Он должен принимать активное участие в приемке партий товара по качеству, считать по количеству, проверять целостность упаковки, замков и крепежей. Обязательно следить за правильностью размещения товаров с учетом типа автомобиля, наличия прицепа и характеристик груза.

Профессия водитель-экспедитор, обязанности которого довольно просты, тем не менее входит в топ самых востребованных на рынке труда.


Но, несмотря на ясно очерченный круг задач, работа по перевозке грузов требует ответственности, внимательности, пунктуальности.

Глава 41 Гражданского кодекса РФ: транспортная экспедиция

Глава 41 ГК РФ включает в себя положения о содержании и порядке заключения контракта о транспортной экспедиции. В ней указано, что договор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, согласно которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой стороны (грузоотправителя, грузополучателя) выполнить услуги, помогающие произвести доставку, перевозку груза из одного места в другое (ст. 801 ГК РФ). Указанное соглашение заключается в письменной форме. На практике такая форма признается соблюденной при наличии существенных условий договора в заявках, заказах и накладных.

Помимо сказанного, нормами указанной главы установлены:

  • ответственность экспедитора;
  • перечень бумаг, подлежащих к передаче экспедитору вместе с грузом;
  • передача услуг на исполнение другим лицам, а также односторонний отказ от них. 

Относительно соотношения норм ГК РФ и действующего закона № 87-ФЗ можно установить, что положения закона являются специальными по отношению к нормам кодекса. Соответственно, закон № ФЗ-87 имеет приоритет над нормами ГК, но если необходимого правила в нем нет, стоит применить ГК РФ.  

Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на регулирование взаимоотношений между сторонами в процессе доставки продукции. Она регулируется нормами действующего ГК РФ, а также специальным законом и подзаконными актами.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Пример:

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента

Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится. 

Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.

Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.

Срок погрузки и доставки

В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

Пример:

Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Глава 41 Гражданского кодекса РФ: транспортная экспедиция

Глава 41 ГК РФ включает в себя положения о содержании и порядке заключения контракта о транспортной экспедиции. В ней указано, что договор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, согласно которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой стороны (грузоотправителя, грузополучателя) выполнить услуги, помогающие произвести доставку, перевозку груза из одного места в другое (ст. 801 ГК РФ). Указанное соглашение заключается в письменной форме. На практике такая форма признается соблюденной при наличии существенных условий договора в заявках, заказах и накладных.

Помимо сказанного, нормами указанной главы установлены:

  • ответственность экспедитора;
  • перечень бумаг, подлежащих к передаче экспедитору вместе с грузом;
  • передача услуг на исполнение другим лицам, а также односторонний отказ от них.

Относительно соотношения норм ГК РФ и действующего закона № 87-ФЗ можно установить, что положения закона являются специальными по отношению к нормам кодекса. Соответственно, закон № ФЗ-87 имеет приоритет над нормами ГК, но если необходимого правила в нем нет, стоит применить ГК РФ.

Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на регулирование взаимоотношений между сторонами в процессе доставки продукции. Она регулируется нормами действующего ГК РФ, а также специальным законом и подзаконными актами.

Обмен претензиями и суд

Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.

Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.

К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.

Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.

У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.

Правила ТЭД: основные вопросы

Правилао транспортно-экспедиционной деятельности направлены на координацию следующих вопросов:

  • порядок оказания экспедиторских услуг (пп. 6–18 Правил ТЭД);
  • требования, которые предъявляются к качеству услуг, регулируемых указанными правилами (пп. 15, 19);
  • список документов, используемых при осуществлении экспедиторской деятельности (п. 5).

Отношения между заказчиком и экспедитором регулируются не только положениями действующего ГК РФ, законом № 87-ФЗ, указанными правилами, но и договором транспортной экспедиции (п. 2 Правил ТЭД). А правоотношения между перевозчиками и экспедитором подчиняются положениям действующих транспортных кодексов/уставов.

ВАЖНО! Правила ТЭД не подлежат применению в сфере почтовой связи (п. 3 Правил ТЭД)

Документы, используемые в процессе оказания экспедиторской деятельности, имеют унифицированные бланки, введенные в гражданский оборот приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 11.02.2008 № 23. Он определяет, что, оформляя такие документы, необходимо учитывать все особенности перемещения товаров разнообразными видами транспорта. Требования по заполнению экспедиторских документов обязательны для обеих сторон договора.

Статья 3. Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

4.1. Экспедитор в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ.

6. Клиент имеет право:

выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности

Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на регулирование и оптимизацию расходов в осуществлении перевозок грузов.

Указанный вид коммерческой деятельности регулируется следующими актами:

  1. Гл. 41 ГК РФ.
  2. Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила ТЭД).

Закон № 87-ФЗ содержит в себе следующие основополагающие для этого вида деятельности понятия:

  1. Экспедитор — сторона соглашения, помогающая в осуществлении перевозки продукции.
  2. Грузоотправитель — лицо, уполномоченное на сдачу груза экспедитору.
  3. Грузополучатель — определенное лицо, которое уполномочено на получение товара от экспедитора.
  4. Перевозчик — сторона договора, которая уполномочена на перевозку товаров.
  5. Доставка груза — процесс передвижения груза из одного места в другое.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности № 87-ФЗ состоит из 4 глав:

  • 1-я — о предмете регулирования;,
  • 2-я — о правах и обязанностях сторон экспедиторского контракта;
  • 3-я — об их ответственности друг перед другом;
  • 4-я — о порядке и сроках подачи претензий и исков.