Федеральный закон от 01.06.2005 n 53-фз

Оглавление

Тонкости законодательства

ФЗ №53, в отличие от прежнего, разделил понятие обязанности и исполнения долга (добровольного). Происходит это путем самостоятельного поступления на службу и хорошей подготовки. Данные положения четко прослеживаются в Конституции. И согласно ей защита родины – основная обязанность гражданина.

Понятия воинская обязанность и исполнение долга (добровольное) имеют различную смысловую нагрузку. Подготовка к службе, поступление на нее и прохождение на добровольных началах к воинской обязанности отношения не имеет, поскольку является правом человека.

В данном случае гражданин готовится к служебной деятельности и трудится добровольно. Молодой человек становится военнослужащим, в результате чего у него возникают определенные обязательства. Невыполнение таких условий может привести к ответственности.

В законодательстве XIX-XX века понятия определение на службу (добровольное) и воинская повинность различны. Позднее в ряде правовых документов поступление на службу (добровольное) и служба рассматриваются как одна из форм осуществления воинских обязательств.

В апреле 1998 г. вступил в силу ФЗ, который смог разделить понятия обязанности и добровольного долга.

Воинскую обязанность могут осуществлять жители России. Но некоторые из них призываться в армию не могут.

К таким лицам относятся:

  • молодые люди (до 16 лет);
  • женщины, не имеющие определенной военной специальности;
  • лица мужского пола, достигшие пенсионного возраста и переведенные в отставку;
  • лица, имеющие проблемы со здоровьем.

Все остальные исполняют долг согласно закону.

Учет – один из элементов воинской повинности.

Главные задачи:

  • исполнение обязанности;
  • учет призывников;
  • проведение переподготовки военных специалистов.

Учету подлежат мужчины, годные к службе, а также женщины, имеющие определенную специальность.

Воинский контроль (учет)
Общий Специальный
Лица, незакрепленные за предприятиями на случай войны. Лица, закрепленные за предприятиями на случай войны.

Постановка на учет будущих служащих происходит с первых чисел зимы (1.01-31.03). На данном этапе призывнику должно быть 17 лет. Все учреждения обязаны обеспечить доступ граждан в военкомат, чтобы они смогли встать на учет.

В каждом городе существует призывная комиссия, там происходит осмотр юношей. Врачи определяют их состояние здоровья и решают определенный круг вопросов. Председатель должен объявить заключение комиссии и возникающие в связи с этим обязанности.

Для постановки (снятия) с учета граждане лично обращаются в военкоматы.

В паспорте мужчины ставится пометка о его принадлежности к службе.

Исторические факты о воинской обязанности

Воинская обязанность, подразумевающая обязательную службу мужчин, в Европе стала формироваться лишь в Новейшее время. До этого периода постоянной военной силой было дворянство. Простые люди и наемники набирались лишь на время военных действий.

В допетровской России армия формировалась из поместных людей – землевладельцев, обязанных нести воинскую службу взамен полученной земли. При объявлении войны также набирались даточные люди. Их выставляли крестьяне в зависимости от числа домов и размеров имеющихся наделов.

XVIII-XIX век

Регулярная армия в России была учреждена Петром Первым. Основывалась она по-прежнему на дворянстве, однако было введено и обязательное рекрутирование – набор людей на фактически бессрочную службу. Длилась она пока позволяло здоровье.

В 1732 в правила рекрутирования были внесены первые изменения. Теперь набор велся по жребию среди мужского населения в возрасте 15-30 лет. Крестьяне могли быть произведены в офицеры и соответственно получить дворянство. Не призывался единственный сын в семье, а также один из братьев.

В 1762 срок службы в армии был определен в 25 лет. Одновременно с этим от воинской повинности были освобождены сначала дворяне, затем купцы и духовенство. В итоге в войска набирали в основном крестьян и мещан.

В начале XIX века при Александре I были учреждены военные поселения – своеобразная попытка создать новое военное сословие. Проживающие в них крестьяне пожизненно несли одновременно и крестьянскую службу по самообеспечению, и воинскую повинность. Проживание велось семьями, с обязательной женитьбой, часто по указу начальства.

В дальнейший период срок службы постепенно уменьшался – сперва до 20 лет, после до 19 и 12. Одновременно с этим появилось понятие запаса, состоящего из уволенных в бессрочный отпуск после 20 лет службы.

Конец XIX – начало XX века

С 1 января 1874 в результате реформы Милютина рекрутские наборы сменились всеобщей воинской повинностью. Все мужчины с 21 года обязаны были отслужить 6 лет в войсках и еще 9 лет числились в запасе. Для флота эти значения составляли 7 и 3 года соответственно. После запаса они переводились в категорию ополчения, в котором числились до 40 лет.

Вместе с обязательной службой были утверждены и условия освобождения от нее. Не призывались:

  • единственный сын;
  • единственный кормилец в семье;
  • лица, чей старший брат уже призван или отслужил в армии;
  • представители духовенства.

Также на срок службы влияло и образование. Для окончивших начальную школу период пребывания в армии сокращался до 4 лет, для выпускников городских школ – до 3 лет. Обладатели высшего образования служили всего полтора года. При добровольном поступлении в армию после получения образования сроки сокращались вдвое.

В 1888 общий период воинской повинности составлял 18 лет – 5 в армии и 13 в запасе. Предельный возраст пребывания в ополчении повысился до 43 лет. Также в 2-4 раза увеличились сроки для получивших образование.

В 1906 новые сроки для мирного времени составили:

  • 3 года действительной службы для пехоты и пешей артиллерии, 4 года для других сухопутных войск и 5 лет на флоте;
  • 7 лет в запасе первого разряда для сухопутных войск, 3 года для флота;
  • 8 лет в запасе второго разряда для пехоты и пешей артиллерии, для остальных сухопутных и военно-морских войск – 6 и 2 года соответственно.

Вместе с данными изменениями вновь появились льготы для получивших образование. Срок их действительной службы был сокращен до 1-2 лет, пребывание в запасе – 12-16 лет. Введена и система разрядов для лиц, освобождающихся от воинской повинности. Полностью освобождались также представители духовенства, жители коренных народов Кавказа и Средней Азии.

Советское время

Первоначально служба в РККА была добровольной, однако ввиду начала Гражданской войны уже с 1918 начались мобилизации. В 1925 был принят первый закон об обязательной воинской службе, определявший ее период в два года для солдат и 3 года для флота и младшего командного состава.

В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 в армию призывались все мужчины в год исполнения 19 лет. Получившие среднее образование – в год исполнения 18. Сроки службы составляли от 2 до 5 лет.

В 1949 начались новые наборы, проводимые в осеннее время. Сроки службы составили 3 года для сухопутных и авиационных соединения и 4 для флота. В 1967 новый Закон «О всеобщей воинской обязанности» сократил эти сроки до 2 и 3 лет, а для имеющих высшее образование – до одного года.

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии;

представитель местной администрации;

специалист по профессиональному психологическому отбору;

секретарь комиссии;

врачи-специалисты.

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Сущность службы

Существующие виды:
Призыв Контракт

Военной службе принадлежат следующие принципы:

  • законность;
  • обязательность;
  • подконтрольность и подчиненность;
  • ответственность;
  • социальная защищенность.

Прохождение службы – назначение на должность, очередное звание, аттестация, увольнение и другие моменты, определяющие положение военнослужащих.

Внутренний запас формируется из числа лиц, прошедших специальную подготовку.

Их могут призывать на военные сборы. Время проведения контролируется Министерством обороны. При наличии веских причин гражданин может быть освобожден от этих сборов.

Цели проведения у них разные. Они делятся на учебные и проверочные сборы. Точкой отсчета станет день зачисления мужчины в часть. Военкомат организует призыв и отправку призывников на сборы.

Задачи учебных сборов:

  • подготовка подразделений к боевым действиям;
  • совершенствование полученных знаний.

Проверочные нужны для определения готовности войск. Молодые люди, призванные на военные сборы, носят статус военнослужащих.

Медицинское освидетельствование и обследование

Сферу медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв регламентирует статья 5.1 Закона о воинской обязанности. Согласно нормам данной статьи, пройти освидетельствование у врачей-специалистов (терапевта, хирурга, невропатолога, психиатра, окулиста, оториноларинголога, стоматолога), а в случае необходимости – и у других специалистов, должны граждане: 

  • при постановке на воинский учет, призыве либо поступлении на службу по контракту;
  • при поступлении в мобилизационный людской резерв;
  • при поступлении в военные профессиональные образовательные организации, включая организации высшего образования;
  • при заключении Минобороны РФ договора об обучении в учебном военном центре по программе военной подготовки для прохождения службы по контракту;
  • при призыве на военные сборы;
  • при прохождении альтернативной гражданской службы;
  • ранее признанные ограниченно годными к службе по состоянию здоровья. 

Важно! Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на службу по контракту или в военные образовательные организации включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме гражданина психотропных веществ или наркотических средств, включая их метаболитов. 
Врачи, осуществляющие медицинское освидетельствование граждан, по результатам работы дают заключение о годности гражданина к военной службе, согласно следующим категориям:

  • А — годен к военной службе;
  • Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • В — ограниченно годен к военной службе;
  • Г — временно не годен к военной службе;
  • Д — не годен к военной службе. 

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.