Землеустройство

Оглавление

Наши события

28 сентября 2021, 13:08
Премьера спецвыпуска RusCable Review: Сарансккабель. Павел Цветков. Новое поколение кабельщиков. Шлангокабель

27 сентября 2021, 12:58
RusCable Insider #240 — Цифровой Москабельмет. Интервью с Павлом Цветковым, Сарансккабель. «АЧП-терроризм» побежден?

27 сентября 2021, 12:40
Какой он, кабельный завод будущего?

23 сентября 2021, 11:47
“АЧП-терроризм” побежден? Счет 3:0 в пользу кабельщиков. СЗМТУ Росстандарта может дорого заплатить за действия “псевдорегулятора”

21 сентября 2021, 10:20
Цветлит: трансформация рынка неизбежна. Премьера спецвыпуска RusCable Review

20 сентября 2021, 10:53
RusCable Insider #239 — Интервью с КЗ «Цветлит». Итоги 78 Собрания АЭК. 10 лет заводу «Электропровод» в Подольске

ПАРТНЁРЫ

Федеральный закон № 78-ФЗ от 18.06.2001 г. О землеустройстве

Ожидается, что при оперативной деятельности депутатов Думы, закон сможет вступить в силу с 1 сентября текущего года. Основной смысл вводимых изменений – четкая регламентация прав и обязанностей владельцев земельных участков.

В частности, одно из существенных нововведений будет касаться прав собственника земли. Они будут ограничены, если того требуют общественные интересы. К примеру, согласно поправкам, береговая линия водоема, который относится к водным объектам общего пользования, не может быть ограничена для свободного доступа. Пользование полосой такой линии является свободным, и получить к ней доступ сможет любой желающий, независимо от того, чьи владения находятся неподалеку. Перекрывать доступ, к примеру, установкой заборов, будет считаться незаконным.

Вход на территорию частной собственности, если она не огорожена, и не размещены обозначения о том, что доступ закрыт, также будет считаться открытым для всех. Проект предполагает, что через участок, который находится в частной собственности, сможет проходить любое лицо, не нарушающее покой собственника и не причиняющее ему ущерб.

В определенных случаях, проход через участок может быть открыт и без согласия его владельца. Это происходит в тех случаях, когда другого пути нет. Вход будет разрешен и представителям ремонтных служб, осуществляющих обслуживание электрических, коммунальных или иных инженерных сетей. Причем доступ на территорию частной собственности может быть открыт и временно, и на постоянной основе. Инициатива в этом случае может исходить от местных властей, и принимая решение об открытии доступа на частную территорию, они должны руководствоваться общественными интересами. Другими словами, если гражданам потребуется обеспечить проход через частные земли, они смогут обратиться в органы местной администрации, и вполне возможно, что решение будет принято в их пользу.

Чтобы соблюсти при этом и права владельцев земли, новый законопроект предусматривает возможность выплаты им компенсации. Размер этих компенсаций будет определен как законодательно, так и прописан в ведомственных инструкциях.

Если же, в силу объективных причин, открытый доступ на участок начинает нарушать спокойствие и нормальный образ жизни его владельца, он имеет права потребовать его выкупа по хорошей цене. Или предоставления ему участка аналогичной ценности, с компенсированием причиненного морального вреда и убытков.

Другой аспект нового закона – урегулирование отношений между соседями. Благодаря этому, открывается возможность решать многие вопросы, опираясь на четкие нормы закона. К примеру, если через ваш участок пролегает единственный проход, которым может пользоваться сосед, закрывать его вы не имеете право. Равно как и загораживать ему свет, возводя постройки на своем участке. При использовании своего участка, каждый владелец должен принимать меры, предотвращающие возможный вред соседям. К примеру, нельзя проводить у себя работы, которые могут отрицательно сказаться на состоянии грунта соседнего участка, и др.

Еще один важный момент нового закона – определение причин, по которым может возникнуть необходимость в выкупе участка. К примеру, через него предполагается прокладка трассы или размещение сооружений государственного назначения. В этом случае, владелец участка получит не только сумму, равную его рыночной стоимости, но и компенсацию убытков и упущенной выгоды.

Планы

В соответствии с результатами проведенных обследований осуществляется разработка документации. В нее входят схемы, планы, картографические и прочие материалы. На все объекты землеустройства заводится дело. В планы включается информация об участках. В частности, указывается их площадь, расположение сооружений и прочих объектов, инженерных коммуникаций, памятников природы. В плане присутствуют также сведения об обременениях и ограничениях, установленных для конкретных территорий, в том числе, указания на те части, для которых введено право сервитута. Документация (земельное дело) обязательно при продаже или покупке участка, прочих сделок.

Принципы

Выделяют следующие основы землеустройства:

  1. Обеспечение интересов субъектов, обладающих правами на участки, и граждан проживающих на подведомственных контрольным и регистрационным органам территориях.
  2. Приоритет экологических норм над экономической целесообразностью эксплуатации земли. Это положение предполагает требование обоснования степени интенсивности использования территории. Этот принцип вызывает необходимость обеспечения защиты ценных участков от изъятия для осуществления несельскохозяйственной деятельности, рекультивации земель, консервации территорий, загрязненных химическими, промышленными, радиоактивными отходами.
  3. Формирование равных условий для разных форм хозяйственной деятельности и развития экономических отраслей. Это требует обеспечения пропорциональности, сбалансированности между объемом выделяемой земли и фондовооруженностью, технической оснащенностью, трудообеспеченностью и прочими параметрами предприятий.
  4. Учет комплексного развития и перспектив территорий муниципальных образований и прочих административных единиц.
  5. Рациональное использование и сохранение природных ландшафтов и природных ресурсов.
  6. Учет пригодности и экологической устойчивости территорий сельскохозяйственного и иного назначения для предусмотренного их использования при обоснованном уровне эксплуатации.
  7. Компактное размещение участков при их формировании и предоставлении, обеспечение оптимальности их конфигурации и площади, удобного доступа.
  8. Недопущение излишнего дробления территорий, если их использование по целевому назначению станет невозможным или будет значительно затруднено.
  9. Обеспечение оптимального соотношения, состава, размещения угодий, а также допустимого уровня интенсивности их эксплуатации.
  10. Сохранение агроэкологически правильно размещенных и устойчивых элементов планирования территорий (мелиоративной сети, лесополос, дорог и пр.).
  11. Деградированные, зараженные и загрязненные участки должны изыматься из сельскохозяйственного использования. Их надлежит законсервировать и исключить из перераспределения.
  12. Определение экологических требований осуществляется в соответствии с действующими факторами. Они должны реализовываться на основании соответствующих нормативов и стандартов.

Суть закона

Совершенствование законодательства связано с земельной реформой и введением участков в гражданский оборот. Правовое регулирование в этой сфере осуществляется также Конституцией РФ, Земельным кодексом и распоряжениями местных органов власти.

ФЗ №78 устанавливает, кто может инициировать процесс землеустройства и когда оно проводится. Собственник надела, арендодатель и любой участник земельных отношений может проявить инициативу и подать заявление с просьбой о его проведении в суд или государственные органы. Работы выполняются на основании решения суда, органов госвласти и местного самоуправления, договора об их проведении.

Классификация

Существуют следующие виды землеустройства:

  1. Внутрихозяйственное.
  2. Территориальное.

Последнее направлено на исследование состояния территорий, планирование их рациональной эксплуатации. В рамках мероприятий определяются административно-территориальные границы и пределы участков. При их изменении, а также в случае выявления нарушенных территорий, консервации и рекультивации, выделении долей, изъятии или предоставлении земель для осуществления сельскохозяйственной деятельности проводится межевание. К территориальным мероприятиям также относят перенос или установление границ сельских и городских поселений, зонирование, создание парков и прочих особо охраняемых участков, зон с особыми условиями пользования, размещение учреждений и предприятий.

Внутрихозяйственное землеустройство и кадастры обеспечивают планирование рациональной эксплуатации уже выделенных участков для осуществления сельскохозяйственных работ, а также территорий, населенных общинами малочисленных коренных народов Дальнего Востока, Севера и Сибири. На практике мероприятия состоят в разработке, рассмотрении или утверждении проектов по размещению угодий, жилых и производственных сооружений, пастбищ, инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные виды землеустройства различаются по обязательности проведения мероприятий. Так, внутрихозяйственные работы осуществляются по желанию субъектов, за которыми закреплены участки.

Какие возможности дает закон

ФЗ № 78 описывает весь комплекс работ, а тонкости их проведения конкретизируются в других правовых актах. Служба картографии анализирует порядок выполнения исследований на каждом этапе.

Геодезические и картографические изыскания

Они являются базой для последующих действий. Специализированная компания занимается исследованиями состава рельефа, грунта, почвы, создаются карты местности. Исследуются процессы, которые протекают под воздействием техногенных и природных факторов.

Изучение состояния участка

Специалисты изучают, в каком состоянии находится почва, соблюдается ли целевое назначение, проводится инвентаризация. Если собственник нарушает правила пользования, его могут оштрафовать (ст. 8.8 КоАП).

Предприятия, которые организуют изыскательные работы, обязаны привести его в надлежащий вид согласно условиям договора. После завершения работ по акту приемки вернуть участок владельцу.

Оценка качества почвы

Специалисты анализируют урожайность на однотипных почвах. По результатам исследования дается оценка качеству земли, она будет иметь значение для ее эксплуатации и перевода в другую категорию.

Инвентаризация

Местные органы власти утверждают цель проведения работ. Выясняются границы наделов без закрепления на местности, исследуется, какие участки используются в нарушении целевого назначения.

Организация рационального использования территории

Изучается состояние земли, качество почвы, чтобы определить, как лучше ее использовать. Работы проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Описание расположения и установка границ

Это основная и самая серьезная часть работ. Правительство устанавливает технические нюансы ее проведения. Для определения границ выполняются подготовительные работы, составляется план, формируется землеустроительное дело. Затем схему необходимо согласовать в территориальном органе Росреестра и местной администрации. После одобрения дело следует передать в кадастровые органы.

Внутрихозяйственное устройство

Специалисты исследуют проблемы территории: подтопление, эрозия, загрязнение. Создается научно-обоснованный проект для улучшения участка, для повышения его качества.

Закон № 78 содержит обширный перечень действий, которые могут выполнять участники земельных отношений. Главная роль отводится экологической безопасности природных ресурсов. Собственник может использовать землю по своему желанию, но при этом не допускается ухудшать ее природные свойства и ущемлять права других лиц. Споры о порядке использования участка, установления границ решаются в судебном порядке.

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

Государственный
фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на
основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной
информации о проведении землеустройства.

Федеральным
законом от 23 июля 2008 г. N
160-ФЗ в часть 2 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 января 2009 г.

Порядок
создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате
проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.

Землеустроительная
документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате
проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит
приватизации.

Лица,
осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр
подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд
данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Глава V.
Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Важные нюансы

Важные детали этого закона заключаются в особенностях проведения тех мероприятий, которые он регулирует. Так, в таблице ниже приведены главные моменты, которые нужно учесть.

Каковы основания Когда обязательно
Решения уполномоченных судов При изменении границ землеустроительных объектов
Правильно оформленные и заверенные договоры об их проведении При обнаружении земель с нарушениями (засоление, эрозия, загрязнение и т. д.)
Решения соответствующих органов власти При проведении мероприятий по восстановлению, обновлению или консервации территорий

Может возникнуть вопрос, как же найти этот документ в актуальном виде. Это сделать довольно просто. Закон о землеустройстве последняя редакция находится на любых сайтах, которые посвящены законодательству, и убедиться в том, что это последний вариант документа также несложно. Еще до шапки будет указано, когда и как вносилось изменение в последний раз либо сам заголовок будет содержать уточнение, относительно «свежести» представленного документа.

И наконец, необходимо прояснить, что не относится никаким образом к этому закону:

  1. Оформление ипотеки. Несмотря на то что ипотечный кредит можно взять и для покупки земельного участка или коттеджа, землеустройство не имеет к ипотеке никакого отношения. Уже после покупки строения или земельного надела могут понадобиться какие-то мероприятия, но это будет уже совершенно другим делом.
  2. Подача иска на исполнительного директора предприятия в связи с ухудшением экологической ситуации в результате действий его завода. Да, при проведении землеустроительных мероприятий в районе могут быть выявлены скрытые нарушения, их покажет, например, состояние почвы, но иск будут подавать не по этому закону.
  3. Снятие с довольствия какого-либо агрокомплекса, который содержит область или государство, но использует относящиеся к нему земли не по назначению или нерационально. Если в процессе инвентаризации земель это выяснится, к агрокомплексу будет много вопросов и, возможно, у него будет много проблем, но принятие каких-либо мер уже лежит за рамками № 78-ФЗ.

Тонкости землеустройства

Исследование проводится открыто, кроме случаев, когда изучаемые сведения относятся к государственной тайне или личные данные участников не могут разглашаться третьим лицам без соответствующих аргументов. Объектом исследования является участок субъектов РФ или муниципальных образований с условно очерченными границами по принципу зонирования.

Три случая, когда землеустройство является обязательным:

  • установление или изменение границ участка;
  • выявление участков, загубленных человеком или воздействием природных явлений;
  • восстановление качества земельных наделов.

Действия выполняются с учетом норм закона, участникам высылаются извещения. Результаты исследований можно обжаловать, подав иск в суд.

Что представляет собой процедура землеустройства

Земли в нашей стране много. Основной собственник — это государство. В частной собственности находится лишь незначительный объем земельных участков. Государство несет ответственность за свое имущество и всеми возможными силами поддерживает его в надлежащем состоянии. Как это касается земли? Для сохранения и оптимизации земельных ресурсов была введена программа землеустройства, которая строго регулируется на законодательном уровне (78-ФЗ от 18.06.2001).

Землеустройство — это целый комплекс управленческих мер и превентивных направлений, поддерживающих и сохраняющих земельные наделы в России. Вот что входит в программу мероприятий:

  • учреждение землеустроителей — специализированных компаний и предприятий, основанных с целью изучения, рационализации и охраны земельного фонда;
  • перераспределение земли по принципу экономической эффективности и экологической стабильности;
  • проектирование и разграничение земель;
  • инженерные и картографические работы;
  • проведение исследовательской деятельности по изучению состояния земель;
  • формирование базовых методологических основ ведения работ с землей государственного и частного назначения;
  • разработка землеустроительных документов;
  • ведение реестров и информационных справочников;
  • проведение межхозяйственного и внутрихозяйственного регулирования.

По сути, землеустройство — это исследование, измерение, проектирование, расчет и анализ земельных ресурсов. Цель работы землеустроителей — сохранение земельного фонда и определение возможностей для его рационального использования. Отдельная работа ведется по предотвращению нарушений земельных правоотношений.

Землеустройство бывает межхозяйственным (территориальным) и внутрихозяйственным. Дифференциация ведется по типу границ наделов. Межхозяйственное землеустройство определяет границы участков с несколькими пользователями.

Землеустроители не только определяют границы внутрихозяйственных участков, но и занимаются схематизаций и планированием земель, проработкой программ рационализации, поддержки и сохранности земельных наделов, а также систематизацией земель в реестрах и кадастрах.

Еще одна важная функция — отраслевое перераспределение земель: перевод земельных участков под промышленное, экономическое и инфраструктурное строительство. Помимо прочего, землеустройство направлено на сохранение особых ресурсов — земель коренных народов и ценных наделов.

Задачи

Ключевые направления землеустройства были установлены 30 января 1991 г. Однако, как показал опыт проведения мероприятий, поставленные задачи не в полной мере соответствуют требованиям современности. В настоящее время разработаны новые направления работы. К ним относят:

  1. Реализацию земельной государственной политики посредством экологически и экономически обоснованного перераспределения территорий по субъектам права и формам собственности.
  2. Формирование специальных земельных фондов, рациональной системы пользования, обеспечения обоснованности и справедливости преобразований, гарантий и защиты конституционных прав на землю.
  3. Планирование и закрепление на местности муниципальных и прочих административных образований, зон с особым юридическим режимом использования, установление черты городов и прочих поселений.
  4. Подготовку документации, которая необходима для принятия решений органами местной, региональной и федеральной власти по вопросам управления, оборота и регистрации прав на земельные ресурсы.
  5. Получение данных о качественном и количественном состоянии, использовании территорий, необходимых для составления планов, мониторинга, осуществления госконтроля и прочих функций управления.
  6. Разработку мероприятий по сохранению и улучшению ландшафтов, повышению и восстановлению плодородия почвы, рекультивации, защиты от эрозии, подтопления, опустынивания и прочих негативных явлений.
  7. Проведение внутрихозяйственного планирования территории с созданием условий, обеспечивающих эффективное и рациональное функционирование объектов землепользования.

Земельные ресурсы и землеустройство

Важнейшее значение в решении вопросов, касающихся рационального использования природных ресурсов, принадлежит законодательству. В различных нормативных актах используется понятие землеустройства. Оно предполагает мероприятия по исследованию состояния природных богатств, планированию их рационального использования и охраны. Землеустройство — это последовательность конкретных взаимосвязанных инженерно-технических, картографических, инвентаризационных работ. Она направлена на упорядочение существующих и формирование новых участков, установлению их границ. Цель землеустройства заключается в обеспечении рационального использования территории гражданами и юрлицами. В рамках комплекса мероприятий осуществляется также планирование местности, на которой проживают малочисленные коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Социальные условия

Система землеустройства функционирует по определенным принципам. При проведении тех или иных мероприятий, в частности, учитываются социальные условия. К ним относят:

  1. Структуру и плотность населения.
  2. Уровень благоустройства, количество, размещение, размеры, назначение населенных пунктов.

Организация землеустройства в селах и деревнях имеет ряд особенностей. При проведении их обследования учитывается развитие инфраструктуры, наличие производственных центров (ферм и прочих предприятий хозяйственного назначения), уровень механизации и так далее

В ходе мероприятий принимается во внимание состояние транспортных путей и развязок, присутствие водных ресурсов, уровень электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, телефонизация и пр

Статья 16. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства

Образование
новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в
случаях:

изменения
границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в
их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья,
изломанности и неудобств в использовании);

восстановления
границ объектов землеустройства;

предоставления
земельных участков гражданам и юридическим лицам;

изъятия,
в том числе путем выкупа, земельных участков;

совершения
сделок с земельными участками;

в иных
случаях перераспределения земель.

Образование
новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на
основе сведений государственного земельного кадастра, государственного
градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной
связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

При
образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства
определяются:

местоположение
границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в
использовании частей объектов землеустройства;

варианты
использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения,
разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур;

площади
объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов
землеустройства;

иные характеристики земель.

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N
66-ФЗ статья 17 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции.
Изменение вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона
N
66-ФЗ

Федеральным
законом от 18 июля 2005 г. N
87-ФЗ в статью 17 настоящего Федерального закона внесены изменения

Нюансы законодательства

Очень важный нюанс данного законодательства, именно вопрос изъятия земель в муниципальные и государственные нужды. Кроме указанных вариантов, изъятие также может быть произведено при строительстве дорог, объектов обеспечивающих космическую деятельность, линейных объектов. Также изъятие может быть произведено для расширения, реконструкции или же строительства объектов газоснабжения, теплотрасс, центральных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. То есть, закон четко определяет все категории деятельности, которые могут потребовать изъятия земельных участков.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация
земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или
используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным
использованием земельных участков, других характеристик земель.

Инвентаризация земель может проводиться на территории
Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на
территориях муниципальных образований и других административно-территориальных
образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых
существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие
на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных
земельных участках.

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N
66-ФЗ абзацы 4-6 статьи 14 настоящего Федерального закона признаны
утратившими силу. Изменение вступает в силу со дня официального опубликования
Федерального закона N
66-ФЗ

Взаимосвязь с другими нормами

Как и любой другой закон, 78-ФЗ связан с другими нормами. Например, с Конституцией Российской Федерации. Там в статье 72 в пункте «В» как раз речь идет о регулировании земельных работ совместно федеральными и региональными органами. Он связан с теми документами, которые имели отношение к его изменениям. А именно, с несколькими федеральными законами под номерами (перечислены в хронологическом порядке):

  • № 87-ФЗ;
  • № 201-ФЗ;
  • № 66-ФЗ;
  • № 160-ФЗ;
  • № 242-ФЗ;
  • № 315-ФЗ;
  • № 233-ФЗ;
  • № 252-ФЗ;
  • № 507-ФЗ.

Действующий вариант закона с комментариями и пояснениями можно посмотреть в интернете, но если это необходимо не для формирования общего представления о нем, а для решения каких-то важных вопросов, лучше всего проконсультироваться у юриста, который на таких вещах специализируется. Это не бесплатно, но намного надежнее, потому что живой и осведомленный человек сможет все понятно объяснить и дать ряд рекомендаций

Только юрист сможет внятно ответить, насколько важно в данном случае помнить о взаимосвязи между собой двух законов. Возможно, что правки и уточнения не играют роли в решаемом вопросе

Глава III. Проведение землеустройства

Статья 9. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

  • абзац утратил силу с 1 января 2007 года;
  • почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
  • оценка качества земель;
  • инвентаризация земель.
Статья 10. Геодезические и картографические работы

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, территориального и внутрихозяйственного землеустройства.

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209–ФЗО геодезии и картографии (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201–ФЗ).

Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Статья 12. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно–территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

  • разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
  • природно–сельскохозяйственное районирование земель;
  • определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;
  • определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;
  • определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Территориальное землеустройство

При проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ:

  • образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
  • межевание объектов землеустройства.

Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Функции

Землеустройство — это основной государственный механизм управления природопользованием. На федеральном уровне оно обеспечивает реализацию реформ, определяет перспективы работы на территориях, перераспределения участков по субъектам права и формам собственности. Ведомственные функции землеустройства зависят от специфики отрасли, особенностей производства. На этом уровне мероприятия направлены на изыскание территорий для несельскохозяйственной деятельности, изъятие ценных участков. Межхозяйственное землеустройство — это создание условий для работы предприятий всех отраслей. На территориальном уровне формируется структура устойчивого пользования различными участками на местности. При этом устанавливаются правила для эксплуатации земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного значения.