Статья 211 тк рф. государственные нормативные требования охраны труда

Нормативные требования к условиям труда подростков

Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения. Важно! Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7

Важно! Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7. В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции

Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг

В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.

Важно! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163

Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в разработке и внедрении специальных нормативных актов, к примеру Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков (утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81)

Вопросы гигиены условий труда подростков выделены в отдельный нормативный комплект (СанПиН 2.4.6.664-97, 2.4.6.2553-09).

Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, см. в статьях на нашем сайте:

  • «Расходы на спецодежду для сотрудников, работающих по срочным трудовым договорам, уменьшают доходы для налога на прибыль»;
  • «Если медосмотр не обязателен, плату за него нельзя учесть в расходах.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

Другой комментарий к статье 212 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Большая часть из них корреспондирует иным нормам ТК РФ и регулируется положениями соответствующих статей (см. ст.ст.213, 219-231, 353 ТК РФ и комментарии к ним и др.). Неисполнение указанных обязанностей является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ.

Среди нормативных актов, принятых в развитие норм комментируемой статьи, следует выделить следующие:
— Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в соответствии с которым обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. При этом согласно ст.8 данного закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным законом. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н утверждены: Методика проведения специальной оценки условий труда; Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
— Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Данный Порядок предназначен для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Согласно требованиям комментируемой статьи работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Порядком;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». Например, для работников, выполняющих наружные, сварочные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра, предусмотрена выдача средств для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) в объеме 100 мл;
— Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», в соответствии с которым расследованию подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя. При этом под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
— Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Вопросы использования ст. 211 ТК

О каком порядке создания и модернизации профильных актов говорит разбираемая статья?

Этот порядок установлен Постановлением Правительства № 1160 от 27.12.10. В данном документе содержатся ключевые моменты по процессам составления, модернизации и практического применения правовых актов, касающихся требований со стороны государства по поддержанию надлежащих условий для трудовой деятельности.

Какие отличительные черты у требований, перечисленных в данной статье?

Требования государства в сфере безопасности трудовой деятельности обладают рядом особенностей:

  • распространяются на все группы нанимателей;
  • обязательны для всех разновидностей деятельности (т.е. и для самих сотрудников);
  • правила, регулирующие общие параметры функционирования этих требований, устанавливаются Правительством с учётом соображений заинтересованных сторон, организованных в формате специальной комиссии.

Как действуют на уровне отдельных субъектов требования по охране труда?

Как правило, они оформляются в виде соответствующих инструкций. Эти документы создаются на базе:

  • стандартных образцов отраслевых инструкций;
  • актуальных требований безопасности;
  • соответствующей технологической документации;
  • иных профильных источников.

При их создании учитывается отраслевая, региональная и другая специфика конкретного предприятия. В действие они вводятся специальным приказом, с учётом соображений профобъединений сотрудников. Все действующие профильные сотрудники должны быть под роспись ознакомлены с положениями этих инструкций.

Какая ответственность полагается за игнорирование обязательных требований по охране труда?

Необходимость соблюдения данных требований подчёркнута на уровне ТК, среди прав и обязанностей сторон, вступающих в трудовые взаимоотношения (статьи 21 и 22).

Их игнорирование может привести к досрочному прекращению трудового договора (ст. 81), правомерному отказу от работы (ст. 4), отказу от допуска к работе (ст. 212) и иным последствиям.

На уровне КоАП нарушение данных требований наказывается на основе ст. 5.27.1. В общем виде оно влечёт предупреждение или штраф, максимальной величиной до 80 тыс. руб. Также в этой статье упоминается и наказание за допуск непроинструктированного сотрудника к работе, отсутствие у него индивидуальных средств для защиты и т.д.

Возможно и уголовное наказание. Оно выносится на основе положений ст. 143 УК. Возможные степени наказания по нарушениям общего характера: штраф до 400 тыс. руб., принудительные работы, заключение, запрет на занятие определённых должностей. В случае более тяжких форм нарушений, например, повлёкших смерть человека, соответственно увеличивается и тяжесть наказания. Крайняя степень наказания по этой статье – 5 лет заключения.

Государственные нормативные требования по охране труда женщин

Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.

Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.

Важно! Постановлением от 25.02.2000 № 162 Правительство РФ утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин. К примеру, нельзя использовать труд женщин в горячих цехах, на подземных, сварочных и иных видах работ

Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин

К примеру, нельзя использовать труд женщин в горячих цехах, на подземных, сварочных и иных видах работ. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.

Важно! Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105. Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья

К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще 2 раз (в чередовании с другими трудовыми функциями)

Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще 2 раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).

В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.0.555-96, 2.2.2/2.4.1340-03).

Понятие декларации, как вида отчетности руководителя

Наряду со специальной оценкой условий труда, с 2014 года у работодателей появилась обязанность отчитываться перед государством посредством представления декларации соответствия условий труда установленным требованиям.

Приказ Минтруда от 07.02.14 N 80н устанавливает порядок оформления и представления декларации. Декларацию разрешено подавать лишь тем руководителям, которые в установленном порядке провели спецоценку.

Декларация подается относительно рабочих мест, проверка которых не выявила опасных или вредных факторов. Адрес/Метроатом декларации является госинспекция по труду населенного пункта, где расположена организация. Действует декларация в течение 5 лет. Однако декларацию не нужно подавать заново, если в течение указанного времени на поименованных в декларации рабочих объектах не произошло несчастных случаев, или отсутствуют случаи профзаболеваний работников по причине вредных, или опасных составляющих производимого труда.

Сертификация средств индивидуальной защиты

Если вдруг Вы не помните, к средствам индивидуальной защиты относятся все приспособления, способные защитить работника от вредных производственных факторов и производственных рисков. Это всевозможные каски, куртки, обувь с железным подноском, очки, перчатки и многое другое.

Как Вы понимаете, такие средства индивидуальной защиты (или короче – СИЗ) не должны подвести в самый ответственный момент. Особенно, если это работы повышенной опасности, например, огневые или на высоте. Именно поэтому такие СИЗ подлежат сертификации в специализированной организации (например, как сертификация продукции в этой организации). Наличие сертификата соответствия поможет работодателю быть уверенным в том, что даже в нештатной ситуации его работники будут в безопасности.

Учет микроповреждений

Документировать и расследовать производственные травмы и профзаболевания, отражающиеся на состоянии здоровья и работоспособности пострадавшего сотрудника, работодателям приходилось и раньше. Но теперь в ТК РФ появится новая статья 226 «Микроповреждения (микротравмы)». Микротравмы – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности. Требуется вести учет микроповреждений (микротравм) работников в специальном журнале. Учет микротравм позволит работодателю выявлять потенциальные риски травмирования, свести к нулю профессиональные риски и обеспечивать улучшение условий труда. Работодатели будут утверждать локальным нормативным актом порядок учета микротравм работников.

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Минтруд уже разработал проект приказа с рекомендациями по учету микротравм работников и опубликовал на портале regulation.gov.ru. В приложениях к приказу приведены рекомендуемые образцы: справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника; журнала учета микроповреждений (микротравм) работников.

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М) Минтруд России
2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) федеральные органы исполнительной власти
3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Госгортехнадзор России Госатомнадзор России
4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) Госстандарт России Госстрой России
5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Госстрой России
6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН) Минздрав России

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

1. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация) оформляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — работодатель) в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2016, N 18, ст. 2512).

2. Декларация подписывается руководителем юридического лица и заверяется печатью (при наличии), либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем и подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к Приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

3. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2021, N 1, ст. 42), на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

5. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковым в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

6. При поступлении декларации в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости на бумажном носителе должностным лицом территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, ответственным за прием и регистрацию деклараций, заполняется соответствующий раздел декларации «Сведения о регистрации декларации». При подаче декларации в электронном виде данная информация заполняется автоматически с учетом места нахождения рабочих мест, в отношении которых подается декларация.

Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, предусмотренной приложением N 1 к Приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

7. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

8. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

Приложение N 3 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 406н

Нормативные требования к производству, хранению и реализации рыбной продукции

13.09.2021 г.

Правильное питание – залог крепкого здоровья на долгие годы. Рыба – источник легкоусвояемого белка, микроэлементов, витаминов и полиненасыщенных жирных кислот (Омега 3 и Омега 6), которые полностью усваиваются организмом и являются строительным материалом для клеточных мембран, снижают уровень вредного холестерина в крови, минимизируют риск развития атеросклероза, что благотворно сказывается на работе кровеносной и сердечно-сосудистой систем.

Однако не стоит забывать о том, что пищевая рыбная продукция, в первую очередь, должна быть безопасной для жизни и здоровья человека, в связи с чем предъявляются строгие требования к процессам её производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции.

Под действие Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции»(ТР ЕАЭС 040/2016) попадают: рыба, водные млекопитающие и беспозвоночные в разном состоянии (живые, охлажденные, замороженные и прошедшие первичную обработку); вяленая, сушеная, соленая, копченая рыбная продукция; рыбные полуфабрикаты; консервы и пресервы; рыбный фарш; икра; продукция из водорослей; детское питание на основе рыбной продукции.

При хранении пищевой рыбной продукции должны соблюдаться установленные изготовителем условия хранения с учетом следующих требований:

а) охлажденная пищевая рыбная продукция должна храниться при температуре не выше 5 °C;

б) мороженая пищевая рыбная продукция должна храниться при температуре не выше минус 18 °C;

в) подмороженная пищевая рыбная продукция должна храниться при температуре от минус 3 °C до минус 5 °C;

г) живая рыба и живые водные беспозвоночные должны содержаться в условиях, обеспечивающих их жизнедеятельность, без ограничения срока годности.

В процессе хранения, перевозки и реализации пищевой рыбной продукции не допускается размораживание замороженной пищевой рыбной продукции.

Упаковывание пищевой рыбной продукции должно осуществляться в условиях, не допускающих загрязнения продукции.

Напоминаем, что в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с 13 сентября начинает свою  работу «горячая линия», посвященная качеству и безопасности мясной и рыбной продукции и срокам годности. Консультирование осуществляется по нормативным требованиям к таким видам товаров, рекомендациям по выбору пищевых продуктов, принципам здорового питания. Гражданемогут узнать, как обратиться в органы санитарно-эпидемиологического надзора в случае обнаружения некачественной или фальсифицированной продукции, как пользоваться Государственным информационным ресурсом в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП).

Звонки принимаются по телефонам:

  • Единого консультационного центра Роспотребнадзора (8-800-555-49-43 – круглосуточно);
  • Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (8 (8362) 68-19-13, 68-19-24, 68-19-48, 68-19-44, 8-800-707-61-77 в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45);
  • консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» (8 (8362) 45-19-33 – в рабочие дни с 10:00 до 16:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:30).

В районах республики консультации можно будет получить по телефонам:

  • территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Волжском районе по телефону (8-83631) 6-00-88 – в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45;
  • территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Горномарийском районе по телефону (8-83632) 7-41-15 – в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45;
  • территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Сернурском районе по телефону (8-83633) 9-87-81 – в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45;
  • территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Советском районе по телефону (8-83638) 9-48-14 – в рабочие дни с 10:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 12:45.

Комментарии к статье

Часть 2 статьи дает исчерпывающий перечень обязанностей в области охраны труда и обеспечения безопасных рабочих условий, которые возлагаются на работодателя. При этом Минтруд рекомендует руководствоваться Типовым положением о системе управления ОТ с учетом специфики деятельности конкретной организации.

Используемые при рабочем процессе средства защиты коллективного или индивидуального характера обязательно должны быть сертифицированными или задекларированными в зависимости от класса. Они подразделяются на два класса, отличающихся конструктивными особенностями и степенью защиты.

Работодатель обязан обеспечивать работников, трудящихся в условиях воздействия вредных или опасных факторов, а также в особой температурной среде и загрязнении, спецодеждой, спецобувью, индивидуальными средствами защиты. Дополнительно должны выдаваться смывающие и обезвреживающие средства под роспись в личной карточке учета. Необходимость их выдачи должна подтверждаться результатами СОУТ. Перечень таких рабочих мест с уточнением списка работников, которым требуется выдавать такие средства, составляются комиссией по охране труда с обязательным изданием соответствующего приказа по организации.

На работодателя также возлагается обязанность проведения мероприятий по обучению коллектива мерам оказания первой помощи в той форме, которая определяется локальными нормативными актами по организации. Для вновь принимаемых работников должна проводиться учеба в течение первого месяца от даты приема, для всех рабочих специальностей – не реже одного раза в календарный год, остальным – не реже одного раза в три года.

В целях охраны труда со всеми работниками должны проводиться инструктажи по безопасным приемам работы. При этом следует руководствоваться Порядком обучения, утвержденным Минтрудом и Минобразованием от 13.01.2003 № 1/29. При отсутствии у работодателя комиссии по проверке знаний в области ОТ работники могут быть обучены в учебном учреждении, имеющем соответствующую аккредитацию.

Каждый работодатель обязан проводить спец. оценку условий труда в соответствии с законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ не реже одного раза в пятилетний период. СОУТ представляет собой комплекс мероприятий с целью выявления вредных и опасных факторов на конкретном рабочем месте. Результатом проверки является присвоение соответствующего класса опасности.

Медицинские осмотры при приеме на работу, а также для работников, занятых на опасных, вредных и тяжелых работах, периодические обследования проводятся в соответствии с приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н. Предварительно должны составляться поименные списки лиц, которые подлежат периодическим осмотрам медицинскими работниками.

Следует отметить, что устанавливается необходимость периодических медицинских исследований по результатам присвоения класса опасности для рабочего места. Если класс соответствует допустимому или оптимальному, то работодатель освобожден от такой обязанности, но вправе организовывать медицинские осмотры по собственной инициативе.

Работодатель не вправе допускать к работе лицо, не прошедшее инструктаж в установленном порядке, а также не имеющее медицинского осмотра. Нарушение требования влечет за собой наказание в соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП в виде административного взыскания:

  • с должностного лица в размере 15-25 тыс.руб.;
  • с юридического лица в размере 110-130 тыс.руб.;
  • с ИП в размере 15-25 тыс.руб.

При приеме на работу гражданина необходимо ознакомить под роспись с результатом аттестации его рабочего места. Это следует из письма Минтруда от 16.06.2015 № 15-1/В-2425.

В организации должны быть приняты меры по сохранению жизни и здоровья каждого работника трудового коллектива, предотвращению аварийных ситуаций, а при их возникновении проводиться расследования и вестись учет. Обязанность и порядок по расследованию утверждены Постановлением от 15.12.2000 № 967.

Охрана труда должна быть организована в соответствии с утвержденными инструкциями и правилами с учетом мнения профсоюза. При их разработке следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда от 17.12.2002 № 80 для каждой должности или вида выполняемой работы.

В соответствии с требованием рекомендаций для разработки инструкций по ОТ следует руководствоваться:

  • типовыми отраслевыми и межотраслевыми инструкциями;
  • эксплуатационной документацией к техническим средствам;
  • иной документацией для конкретных производственных процессов.

В случае изменений, например,  в результате ввода нового оборудования, инструкции должны пересматриваться.