Уголовно-исполнительное законодательство

Источники уголовно-исполнительного права

Согласно ст. 71-72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации.

А это означает, что постановления и другие решения субъектов Федерации по пенитенциарным вопросам не являются источниками уголовноисполнительного права, а могут рассматриваться лишь как акты о применении норм права.

Исходной базой законодательства об исполнении наказаний выступают общепризнанные принципы и нормы международного права (всего их более 201).

Другими важными источниками уголовно-исполнительного законодательства являются Конституция РФ, Уголовный (УК) и Уголовноисполнительный кодексы РФ (УИК РФ).

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из указанного кодекса и других федеральных законов.

В общей сложности в настоящее время имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного, а также комплексного, междисциплинарного характера.

В соответствии со ст. 4 УИК РФ к источникам уголовноисполнительного права относят также основанные на законе нормативные правовые акты высших федеральных органов исполнительной власти (подзаконные акты).

К их числу принадлежат указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в области борьбы с преступностью в целом и в уголовно-исполнительной сфере.

Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих (например, в дисциплинарных частях) осуществляется с помощью актов военно-административного характера, в том числе общевоинских уставов.

Все локальные нормативные акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнительной системы, не принадлежат к числу источников уголовно-исполнительного права, а представляют собой акты о применении норм права.

Самостоятельность уголовно-исполнительного права как отрасли отечественного права определяется специфическим предметом регулирования, методами правового регулирования и самостоятельной, частично кодифицированной, иерархически выстроенной системой нормативных актов.

Классификация источников уголовно исполнительного права Применительно к уголовно-исполнительному праву РФ выделяют такие виды источников:

1. Международные правовые акты.

В ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные правовые акты и договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями.

Среди них наиболее важными являются следующие: принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Европейские тюремные правила (1987); Основные принципы обращения с заключенными (1990) и др.

2. Конституция Российской Федерации — основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы.

ФКЗ «0 судебной системе Российской Федерации» раскрывает обязательность судебных постановлений, на основании которых в соответствии со ст. 7 УИК РФ исполняется наказание.

4. Федеральные законы.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ — основной правовой акт, регулирующий исполнение всех видов уголовных наказаний.

Остальные нормативные акты только дополняют и развивают его отдельные положения.

5. Указы Президента РФ.

Например, «О реформировании уголовно-исполнительной системы» от 13.10.2004 г.

6. Постановления Правительства РФ.

7. Нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

8. Постановления высших судов.

Данные акты не являются нормативными и направлены на толкование и разъяснение смысла уголовно-исполнительного законодательства, но не на создание новых норм.

9. Судебная практика тоже не является источником уголовноисполнительного права.

Но она имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения уголовно-исполнительного законодательства судебными органами.

Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени

Действие в пространстве.

Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовноисполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны.

Не предусматривается исключений ни для одного субъекта Российской Федерации, а нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами Российской Федерации и противоречащие УИК РФ, не имеют юридической силы и подлежат отмене.

Наказание исполняется по месту вынесения приговора.

Если преступление совершено иностранцем в чужой стране, возможна передача для исполнения наказания в его родное государство (институт передачи осужденных), но при определенных условиях.

Государство вынесения приговора должно представить государству исполнения ряд документов, среди которых: копия приговора и документ по вступлению его в силу; текст статьи закона, на основании которого лицо осуждено; документ об отбытой части наказания; документ о согласии на передачу и др.

Затем человек либо начинает отбывать срок, который определен в приговоре (за исключением уже отбытой части наказания), либо сначала производится преобразование наказания.

Действие во времени.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14 июня 1994 г., № 5-ФЗ, датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Согласно ст. 6 этого ФЗ конституционные и федеральные законы, акты палат Федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Если порядок и условия отбывания наказания ужесточаются во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение.

показать содержание

Уголовно-исполнительная политика

Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовноисполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности

Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться

Выделяют уголовную, уголовноисполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности. Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться.

Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений.

Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

Субъектами формирования политики в области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации.

Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства.

Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.).

Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

Факторы, влияющие на формирование уголовноисполнительной политики.

На формирование уголовноисполнительной политики влияют следующие факторы: социально политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества, от уровня его правового сознания.

Если обостряются социальные отношения и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовноисполнительной политики.

Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества.

В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности.

Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной.

Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве.

В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах — постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

Система уголовно-исполнительных законов

В современную систему уголовно-исполнительных законов помимо УИК РФ включены:

Сегодня, кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:

  1. Законодательные акты федерального уровня, принятие которых непосредственно предусмотрено УИК ФР, в том числе: о помиловании; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание и о контроле за их поведением.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, предусмотренный им новый вид уголовного наказания – принудительные работы.
  3. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и УИК Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» с 10 января 2010 г.
  4. ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением» регламентирует правовые основы для действий по обеспечению охраны психиатрических стационаров и больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением, безопасности лиц, находящихся на их территориях, охраны и сопровождения лиц, которым предписано прохождение принудительного лечения в указанных стационарах и больницах.
  5. ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» регламентирует правовые основы участия в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания общественных объединений. В этом ФЗ также прописаны действия по содействию лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, в том числе по созданию условий для их дальнейшей адаптации к общественной жизни.
  6. ФЗ «О введении в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» регламентирует исполнение на практике уголовного наказания в форме обязательных работ с 1 января 2005 г.
  7. ФЗ «Об исполнительном производстве» – устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в форме штрафа в дополнение к УИК РФ.
  8. ФЗ «О введении в действие УИК ФР» – включает в себя отлагательную норму по поводу исполнения наказаний в виде ареста.
  9. Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, устанавливает правовые основы, цели и принципы работы УИС и ее организационную структуру, а также правовые и организационные основы деятельности специальных учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет обязанности и права сотрудников УИС, их социальную и правовую защиту.

С учетом внесенных дополнений и изменений, все перечисленные законодательные акты входят в уголовно-исполнительное законодательство.

Виды источников УИП

Источник права – это нормативные акты, выражающие волю государства. Источниками права могут служить официальные нормативно правовые акты, выпущенные компетентными органами. Акты должны содержать юридические нормы. Они будут являться базой для развития соответствующей отрасли права. Главным источником для всех отраслей права в РФ, в том числе уголовно исполнительного, является Конституция. Она является юридической основой настоящего законодательства и обладает высшей силой. Все прочие законодательные акты создаются на ее основе.

Основными источниками уголовно исполнительного права являются ФЗ. В их число входит УИК РФ, действующий с 1997 года. В данном законе прописаны цели и задачи УИП, его принципы, структура, а также содержание. Система органов и учреждений, ответственных за исполнение наказаний закреплена в одноименном законе от 1993 года.

Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права РФ

В определении перспектив развития УИС огромное значение имеет ряд указов и распоряжений президента РФ, а именно:

  • указ No 1100 от 1997 года «О реформировании УИС;
  • указ No 904 от 1998 года «О передаче УИС МВД РФ в ведение Министерства юстиции».

Нельзя забывать и о распоряжениях, а также постановлениях правительства РФ. Особо следует отметить постановление правительства РФ от 1997 года, в котором сказано об установлении норм материально бытового обеспечения отбывающих наказание лиц.

Источником также служат ведомственные нормативные акты. Среди них особо следует выделить акт «О правилах внутреннего распорядка в местах лишения свободы» выпушенный в 2005 году Министерством юстиции РФ.

Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права

Уголовно-исполнительное право взаимодействует практически со всеми отраслями так называемого уголовно-правового комплекса российского права.

Уголовное право формирует понятийно-категориальный аппарат для всего криминального цикла.

При его освоении изучают институт уголовной ответственности (одной из форм реализации которой выступает исполнение наказания).

Уголовный кодекс РФ содержит систему уголовных наказаний в целом и дает характеристику каждого вида наказаний.

Именно в нем изложены правила, в соответствии с которыми осужденные распределяются по видам исправительных учреждений.

Уголовно-процессуальное право также тесно связано с уголовно-исполнительным правом.

В ст. 7 УИК РФ сказано, что «основаниями исполнения наказания и применения иных мер уголовноправового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившее в законную силу», то есть тот или иной вариант судебного решения.

Также замена вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания предполагают судебный порядок принятия решения.

Конституционное право. В ст. 55 Конституции РФ устанавливаются пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина, поэтому уголовно-исполнительное право не может не взаимодействовать с конституционным правом.

Гражданское право. При отбывании уголовного наказания человек не исключается из гражданско-правовых отношений, и осужденный может распоряжаться своим имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью.

Возникающие при этом отношения регулируются гражданским правом.

Трудовое право. К требованиям трудового законодательства РФ очень приближены основания и порядок привлечения осужденных к труду, оплата и охрана труда.

Административное право регулирует деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их взаимоотношения между собой и порядок прохождения службы начальствующим составом.

Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с международным правом Ст. 3 УИК РФ в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации устанавливаются правила, отличные от предусмотренных законом, то применяются правила международного договора, закрепляющие приоритет действия международных норм перед национальными.

Эта норма в уголовно-исполнительном законодательстве РФ стала одним из условий принятия России в Совет Европы.

В результате межгосударственного сотрудничества, в том числе и в сфере соблюдения прав человека, вырабатываются международные нормы обращения с осужденными.

Они разнообразны и могут быть: общеуниверсальными (Всеобщая декларация прав человека, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др.); специальными (Основные принципы обращения с заключенными, Европейские тюремные правила и др.); обязательными и рекомендательными; межгосударственными договорами (пакты, конвенции) и нормами-принципами; общемировыми и региональными.

Россия взяла на себя обязанность следовать прежде всего Европейским тюремным правилам.

За ходом реформирования российского законодательства и за их реализацией на практике пристально и систематически наблюдают эксперты Совета Европы.

Так, на совещании руководителей пенитенциарных систем стран — участников Совета Европы (май 2000, Берлин) было отмечено, что Россия за последние годы добилась значительных успехов в деле приближения своего законодательства и практики его реализации к международным стандартам.

Совет Европы призвал все страны оказывать России в этом поддержку и помощь.

Это заявление было сделано, несмотря на то что инспекторы Совета Европы не первый год обращают внимание на критическое положение с размещением арестованных, сложившееся в следственных изоляторах России. показать содержание

показать содержание

Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнитель­ного права, как порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания, не следует понимать расширительно, т.е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.

В связи с этим заслуживает внимания утверждение В.Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоя­тельная отрасль права есть система установленных органами госу­дарственной власти юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний».

Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-ис­полнительного права входят общественные отношения, направ­ленные на реализацию соответствующих материальных норм уго­ловного права в соответствии с приговором (определением, поста­новлением) суда. В сущности, указанные общественные отноше­ния являются процедурными.

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права вхо­дят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящих в содержание наказания) предупре­дительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уго­ловных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, ис­правительного и ресоциального воздействия. Исправительное (исправление, пере­воспитание) и предупредительное воздействие — это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и преду­предительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспита­тельное и предупредительное воздействие. Вместе с тем, как вос­питательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нару­шением, преступлением.

В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответ­ствующих процессуальных норм уголовного процесса, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.

Метод уголовно-исполнительного права

Под методом правового регулирования в теории права традици­онно понимается система юридических средств и способов воздей­ствия на общественные отношения.

По мнению О.В. Филимонова, «правовое регулирование обще­ственных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивно­го (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы (См., напр.: Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов /А.С. Блан­ков, Ф.М. Фокин / под ред. В.П. Кашепова. — М.: Былина, 2003. — С. 13.).

В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполни­тельного права:

    1. императивный — по способу правового регулирования>;
    2. запрещающий — по способу воздействия на поведение лю­дей;
    3. карательный — по характеру воздействия;
    4. метод санкций — по способу реализации;
    5. метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.

Наиболее правильное мнение — правовое регулирование общественных отноше­ний в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

    • императивного (метода вла­стного приказа),
    • диспозитивного метода,
    • метода поощрения,
    • метода взы­скания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование при­казов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта сво­их действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации пре­доставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благо­приятных условий для сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-испол­нительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одоб­ряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании макси­мально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужден­ным порядка, условий отбывания наказания и (или) меры уголов­но-правового характера и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполни­тельного права предусматривают целый ряд конкретных форм взы­сканий.

Другой комментарий к статье 40 УИК РФ

1, 5. Комментируемая статья регламентирует условия отбывания наказания в виде исправительных работ. Прежде всего, в ней в общей форме регламентируется обязанность осужденных соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. Это означает, что осужденный должен своевременно приступить к работе, выполнять там правила внутреннего распорядка, не прогуливать, не опаздывать и т.п. Специально указывается на обязанность являться по вызову инспекции. Инспекция может вызвать осужденного для получения его объяснений по поводу каких-либо допущенных нарушений, неявки на работу, в связи с необходимостью направить его на другое место работы и т.д.

Наконец, одной из важных обязанностей осужденного является сообщение в течение 10 дней в уголовно-исполнительную инспекцию о перемене места работы и места жительства. Поскольку инспекция осуществляет контроль за осужденным, она должна знать, где он живет и работает.

2. Помимо этого, в комментируемой статье перечислены правоограничения, вытекающие из самого факта отбывания данного наказания.

Наиболее существенными являются удержания из установленной приговором суда части заработка осужденного (от 5 до 20%). Порядок производства удержания детализирован в ст. 44 УИК РФ и будет рассмотрен при комментировании этой статьи.

3 — 4. Несмотря на то что осужденный направляется на работу строго по указанию уголовно-исполнительной инспекции, закон в принципе не запрещает ему изменить место работы. Поскольку исправительные работы применяются к тем, кто не имеет основного места работы, основной задачей на первоначальном этапе должно считаться трудоустройство осужденного и приобщение его к трудовой деятельности. Тем более что осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Такая работа определяется наличием вакансий в момент поступления из суда приговора, вступившего в законную силу. Вместе с тем общеизвестно, что квалифицированная работа с большим заработком будет иметь большее воспитательное значение. Поэтому закон разрешает осужденному изменить место работы, но это делается уже под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

Увольнение по собственному желанию допускается по письменному разрешению уголовно-исполнительной инспекции, которая обязана проверить обоснованность причин увольнения. Таковыми могут быть: переход на работу по специальности, более высокий заработок, приближение к месту жительства и т.п. Если инспекция придет к выводу, что причина увольнения обоснованна, она дает разрешение.

Поскольку уголовно-исполнительная инспекция заинтересована в исправлении осужденного, она старается удовлетворить обоснованные просьбы осужденных. Если же из обстоятельств дела видно, что увольнение направлено на уклонение от работы и осужденный тем самым пытается уклониться от отбывания наказания — инспекция отказывает в разрешении на увольнение.

Такой отказ может быть обжалован в вышестоящий орган ФСИН России, в прокуратуру или в суд.

6. Еще одно правоограничение осужденного заключается в сокращении ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого администрацией организации, в которой работает осужденный. Как известно, ст. 115 ТК РФ определено, что работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает для осужденных к исправительным работам такой отпуск продолжительностью в 18 рабочих дней, причем время отпуска должно быть согласовано с уголовно-исполнительной инспекцией. При этом другие отпуска предоставляются на общих основаниях (ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, — ст. 116 ТК РФ). Сохранение дополнительных отпусков связано с их предоставлением для поддержания здоровья работника. Поэтому уголовно-исполнительное законодательство их сокращать не считает нужным.

Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства

Изучаемая отрасль законодательства на протяжении многих лет имела различные названия. До середины 1920-х гг. она развивалась преимущественно в рамках уголовного и уголовно-процессуального закона, а также отдельных нормативных актов по организации исполнения лишения свободы и именовалась тюремным, или пенитенциарным, законодательством. С момента принятия ИТК РСФСР в 1924г. данная отрасль законодательства получила статус самостоятельной и название «исправительно-трудовое законодательство». Свое наименование оно получило от признанного приоритетным в советский период средства исправления осужденных – общественно полезного труда.

Особенностью данной отрасли законодательства являлось то, что ее нормы регулировали порядок и условия исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Нормами закона (ИТК РСФСР 1924 г., 1933 г., 1970 г.) традиционно регламентировалось только исполнение лишения свободы, ссылки, высылки, исправительных работ, исполнение остальных видов уголовных наказаний до 1983 г. регулировалось ведомственными нормативными актами МВД СССР. Указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР 15 марта 1983 г. и 16 июля 1984 г. были приняты соответственно общесоюзное и республиканское положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. В Положении о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, регламентировалось исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; взыскания штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения от должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.

Следовательно, в начале 1980-х гг. фактически сформировались две обособленные отрасли законодательства, регулирующие исполнение уголовных наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Это обстоятельство, а также вступление России в середине 1980-х гг. в эпоху кардинальных социально-политических и экономических преобразований потребовали проведения реформы законодательства об исполнении уголовных наказаний.

С 1980-х гг. силами ученых и практических работников МВД СССР, МВД РФ была проведена большая работа по созданию нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний (табл. 1). Основополагающими принципами здесь выступали: необходимость создания единого уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего исполнение всех видов уголовных наказаний, в том числе и смертной казни, а также иных мер уголовно-правового воздействия; наиболее полное его соответствие международным стандартам обращения с осужденными; последовательное осуществление гуманизации и демократизации порядка и условий отбывания наказаний.

Таблица 1

Основные этапы развития уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Принятие УИК РФ ознаменовало создание в России новой самостоятельной отрасли законодательства – уголовно-исполнительного. В нем нашли отражение международные стандарты обращения с осужденными, были закреплены новые тенденции развития системы исполнения уголовных наказаний, обусловленные изменениями в политической, экономической и общественной жизни России. В УИК РФ были учтены и новые правовые реалии, связанные с развитием преступности в стране, с криминогенной обстановкой в целом.