Основные функции и полномочия налоговых органов

Правовой статус налоговых органов

В указанную систему входят

  • его территориальные органы.

Главные задачи ФНС России ― осуществление функций по контролю и надзору:

  1. за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  2. за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей;
  3. за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  4. за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти,

  • осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве ин­дивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также
  • обеспечивающим представление в делах о бан­кротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обя­зательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ.

  • нормативные правовые акты территориального уровня долж­ны соответствовать Конституции РФ и федеральному законода­тельству;
  • они должны содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.

Таким образом, региональные и муниципальные норматив­ные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС Рос­сии исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на феде­ральном уровне.

Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах РФ» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюд­жетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

1)    центральный аппарат ФНС России;

2)    управления ФНС по субъектам РФ;

3)    инспекция ФНС в субъектах:

  • межрайонная инспекция;
  • инспекции по районам
  • инспекции по городам без районного деления;
  • инспекции по районам в городах.

Межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы тер­риториальности или определенности сферы деятельности:

  • по федеральным округам;
  • по оперативному контролю про­блемных налогоплательщиков;
  • по контролю за налогообложени­ем малого бизнеса и сферы услуг;
  • по контролю за алкогольной и табачной продукцией и др.

Функции Федеральной налоговой службы

Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства к функциям Федеральной налоговой службы относится следующее:

  1. Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе валютного законодательства, требований к контрольно-кассовой технике, полноты учета;
  2. Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, азартными играми, лотереями;
  3. Контроль за осуществлением валютных операций;
  4. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  5. Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. Ведение учета и реестров в целях проведения налогового контроля;
  7. Информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах;
  8. Осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  9. Устанавливает и утверждает формы уведомлений, требований, заявлений, свидетельств, деклараций, другой налоговой документации, а также порядок их заполнения;
  10. Проведение проверок нижестоящих налоговых органов
  11. Проведение налоговых проверок налогоплательщиков;
  12. Разработка предложений по оптимизации налоговой политики, налоговой системы, налогового законодательства.

Дополнительно к перечисленным функциям Федеральная налоговая служба совместно во взаимодействии с МВД РФ осуществляют деятельность, направленную на выявление преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 «Мошенничество» (в части выявления фактов применения схем незаконного возмещения НДС из бюджета), 171 «Незаконное предпринимательство», 171.2. «Незаконные организация и проведение азартных игр», 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», 195 «Неправомерные действия при банкротстве«, 196 «Преднамеренное банкротство», 197 «Фиктивное банкротство» УК РФ, и, с учетом п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, информируют органы внутренних дел о выявленных нарушениях, носящих признаки указанных преступлений, в целях решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют комплексную функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.

Также необходимо подчеркнуть, что в НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации

Соответственно важной задачей налоговых органов помимо непосредственного информирования налогоплательщиков становится проведение разъяснительных консультаций, касающихся действующего налогового законодательства. Федеральная налоговая служба также проводит семинары с налогоплательщиками, где их информируют о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ, конкретных правовых актов, а также разъясняют предстоящие изменения в налоговом законодательстве

Налоговая система Российской Федерации представляет объект научно-прикладного интереса в контексте возможных направлений повышения эффективности функционирования налоговой системы, собираемости налогов и внедрения цифровых технологий.

Федеральная налоговая служба за последние годы существенно увеличила темпы внедрения цифровых технологий в целях повышения эффективности налогового контроля.

Ниже представлены основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы.

Основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации к настоящему времени существенно изменился подход к осуществлению налогового контроля. Федеральная налоговая служба, отказавшись от всеохватывающего контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентируется на критерии риска при проведении контроля. При этом, благодаря развитию информационных технологий, функции механического налогового контроля выполняются автоматически без непосредственного участия налоговых инспекторов.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Налоговые органы

Налоговые органы представляют собой централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, перечисления в бюджет. В состав Минфина России входит Федеральная налоговая служба и налоговые органы на территориях.

Руководитель ФНС назначается Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. К органам на территориях относятся:

  • управления по субъектам;
  • межрегиональные инспекции;
  • инспекции по районам;
  • инспекции межрайонного уровня.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ. Принцип законности для них является основным. Если должностными лицами причинен убыток налогоплательщику, он возмещается за счет средств бюджета Российской Федерации по процедуре, установленной НК РФ и другими законами. Полномочия налоговых органов закреплены в НК РФ, в ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации», в Положении о Федеральной налоговой службе.

Функциями налоговых органов являются:

  • учет налогоплательщиков;
  • налоговый контроль;
  • налоговые санкции;
  • выработка налоговой политики государства;
  • работа разъяснительного и информационного характера по применению налогового законодательства.

Целью деятельности налоговых органов является обеспечить полное и своевременное поступление средств в бюджеты и внебюджетные фонды. Для того, чтобы достичь этой цели налоговые органы имеют государственно-властные полномочия по определенным предметам ведения.

Налоговые органы имеют право:

  • требовать документы по установленным формам, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;
  • осуществлять проверки, производить выемку документов, если на то имеются основания;
  • вызывать в налоговый орган налогоплательщика, если имеется необходимость получения пояснений;
  • приостанавливать операции по счетам;
  • осматривать помещения торгового, складского и др. плана, приносящие доход налогоплательщику;
  • определять сумму налогов на основании имеющейся информации;
  • требовать устранения нарушений, которые были выявлены при проверке;
  • взыскивать недоимки, пени, проценты, штрафы;
  • предъявлять в суды иски, касающиеся налоговых правоотношений.

У налоговых органов существуют обязанности:

  • соблюдение налогового законодательства;
  • осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства другими участниками правоотношений в области налогов;
  • учет организаций и физ.лиц;
  • предоставление информации налогоплательщикам о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты;
  • осуществление возврата излишне уплаченных сумм;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • направление налогоплательщику акта проверки и решения налогового органа;
  • осуществление совместной сверки сумм уплаченных налогов.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

  • осуществлять свои действия в соответствии с НК РФ и другими НПА;
  • действовать только в пределах своих должностных обязанностей;
  • в отношении налогоплательщиков проявлять корректность и внимательность.

Отдельно следует остановиться на таможенных правоотношениях, которые носят комплексный характер и регулируются различными отраслями права.

Замечание 2

Нормы налогового законодательства являются общими, а нормы таможенного законодательства – специальными.

Круг налоговых правоотношений достаточно широк, участники правоотношений являются субъектами налогового права.

Определение 9

Субъект налогового права – лицо, определенное в налоговом законодательстве участником налоговых правоотношений или содействующим налоговому администрированию.

К субъектам НП можно отнести: публичных субъектов, органы власти, организации, физические лица.

Фискальные службы в других странах

В настоящее время в мире существует несколько моделей налогообложения. Условной их можно разделить на четыре группы:

  • Англосаксонская. Она ориентирована на прямое налогообложение и основное бремя несут граждане. Подобная система работает в Англии, Канаде, Австралии.
  • Континентальная. Она основана на косвенных налогах. Главным из них обычно является НДС. Подобная система работает во Франции, Бельгии, Голландии, странах Скандинавии.
  • Латиноамериканская. Она характерна для экономик со значительным уровнем инфляции. Им приходится постоянно маневрировать, чтобы уменьшить этот процесс. Подобная система действует в странах Южной и Латинской Америки.
  • Смешанная. Бюджет в ней формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, причем их соотношение может колебаться. К странам с такой системой относится США, Россия, Италия.

В США сбором налогов занимается Налоговое управление, которое является специальным органом при правительстве. Ведомство считается одной из наиболее эффективных фискальных служб в мире. Поэтому в США очень хорошо платят налоги. Нарушителей ожидают огромные штрафы или тюремное заключение. В 2019 году расходы Налогового управления США составляли 19 центов на каждые 100 собранных долларов.

Налоговая служба США считается одной из самых эффективных в мире.

В Германии очень сложная система налогообложения. В стране есть как федеральные, так и местные налоги. Их сбором занимается Фискальное управление.

В Великобритании наполнением бюджета занимается Налоговая служба, образованная в 2005 году. Она взимает не только сборы и акцизы, но и таможенные пошлины. Налогами облагается любая прибыль, полученная на территории страны, независимо от места проживания лица или юрисдикции компании.

В Китае налоги собирает Главное налоговое управление, которое имеет многочисленные местные подразделения. Оно подчиняется Министерству финансов страны.

Что такое налоговая проверка, и для чего она проводится?

Ревизия со стороны налоговой инспекции — форма контроля, которую осуществляют уполномоченные органы (в данном случае — налоговые инспекторы). Она проводится в отношении всех лиц, которые осуществляют деятельность, подпадающую под законодательство о налогах и сборах. Касается это налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Если проще — то проверить могут всех, кто платит налоги: и физические лица, и компании. Цель такого контроля — это проверка «чистоты» и сроков выплат и соблюдение размеров сборов.

Сам процесс представляет собой сравнение данных, которые были поданы в декларации, с фактическими данными, которые выявляются сотрудниками налоговой инспекции.

Подкрепим общую информацию:

  1. Право налоговых органов на проведение проверок указано в п. 2, статьи 31 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ).

  2. Статья 82 НК РФ дает определение понятию «налоговая проверка», а также раскрывает задачи и права контролирующих органов.

Что в результате?

Результаты налоговых проверок документируются должностным лицом, который осуществлял процедуру (согласно ст. 100 НК РФ).

В течение 2 календарных месяцев после составления справки о факте проверки должен быть составлен специальный документ — акт налоговой проверки. Он должен быть подписан инспектором (проверяющим) и представителем проверяемой организации.

В обязательном порядке акт налоговой проверки должен содержать:

  1. Полный список обнаруженных правонарушений со ссылками на соответствующие статьи НК РФ.

  2. Предложения контролирующего органа по устранению правонарушений.

  3. Если правонарушения отсутствуют, акт налоговой проверки должен иметь соответствующую запись, подтверждающую это.

Составленный документ передается руководителю проверенной организации. Факт его получения тоже фиксируется документально — распиской.

Если акт налоговой проверки содержит пункты, с которыми руководитель организации не согласен, он имеет право его не подписывать. В этом случае он обязан в течение 14 дней со дня получения документа составить и предоставить в налоговую инспекцию письменное заявление. В нем должны поясняться причины и мотивы отказа. Если имеются документальные подтверждения в пользу причин отказа — их требуется прикладывать к заявлению. Далее, в последующие 14 дней с момента подачи заявления оно будет пересмотрено.

Если же акт налоговой проверки просто не принимается представителем проверенной организации — это тоже документируется.

Сервисы

Значительное внимание на сайте налоговая служба уделяет сервисам и государственным услугам. К числу первых относятся личные кабинеты, регистрация бизнеса, сведения об ИНН, уплата налогов и пошлин, риски бизнеса, сведения из реестров, налоговые калькуляторы, налоговый учёт, справочная информация, обратная связь/помощь, международное налогообложение, программные средства

К числу первых относятся личные кабинеты, регистрация бизнеса, сведения об ИНН, уплата налогов и пошлин, риски бизнеса, сведения из реестров, налоговые калькуляторы, налоговый учёт, справочная информация, обратная связь/помощь, международное налогообложение, программные средства.

Сервисы

На сайте федерального органа доступны личные кабинеты для физических лиц, налогоплательщика юридического лица, плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых), индивидуального предпринимателя, а также налогоплательщика иностранной организации.

Регистрация бизнеса — это возможность государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также создание своего бизнеса. Информация о данной регистрации доступна в соответствующем разделе.

Сведения об ИНН

Уплата налогов и пошлин — это уплата налогов и страховых взносов физических лиц, госпошлины, торгового сбора, налогов за третьих лиц. Здесь же доступно заполнение платёжного поручения.

Ещё один сервис «Риски бизнеса». Здесь доступны материалы, касающиеся прозрачного бизнеса, а также проверка себя и контрагента (сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП). Кроме того, Вы можете выполнить запрос о направлении информации о факте представления в налоговый орган документов при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Доступны в числе прочего и сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.

Также здесь доступны Федеральная информационная адресная система и Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП). Здесь же возможна проверка арбитражного управляющего. Кроме того, имеется возможность обратиться к открытым и общедоступным сведениям ЕГРН об иностранных организациях и Реестру дисквалифицированных лиц.

На своём веб-ресурсе Федеральная налоговая служба также позволяет воспользоваться различными калькуляторами. Среди таковых представлены налоговый калькулятор — расчёт стоимости патента и налоговый калькулятор — выбор режима налогообложения.

Также доступны калькуляторы: расчёта страховых взносов; транспортного налога ФЛ; земельного налога и налога на имущество физических лиц; по расчёту налоговой нагрузки.

Калькулятор расчёта страховых взносов

Ещё один сервис — налоговый учёт. Это представление налоговой и бухгалтерской отчётности; проверка наличия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ЕАЭС); представление сведений об участниках азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные мероприятия. Здесь же доступны проверка корректности заполнения счетов-фактур и проверка факта поступления от ФТС России сведений по документам, необходимым для подтверждения ставки 0 процентов НДС (освобождения от уплаты акцизов).

Значительное внимание уделено справочной информации. Здесь можно ознакомиться со справочной информацией о ставках и льготах по имущественным налогам

Здесь же представлены письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов. Также на сайте собраны нормативные и методические материалы ФНС. Кроме того, можно ознакомиться с решениями по жалобам, ответами на часто задаваемые вопросы, информационными стендами, а также осуществить подписку на почтовую рассылку сайта Федеральной налоговой службы.

Обратная связь/Помощь

Среди сервисов, которые предоставляет налоговая служба, также представлено международное налогообложение. В соответствующем разделе доступны НДС-офис Интернет-компании, подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации, сообщение о клиенте-иностранном налогоплательщике, а также отчёт об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР.

Среди прочего представлены и программные средства. Это декларация, налогоплательщик ЮЛ, Tester и другие программные средства.

История ведомства

Первым налогом на Руси была дань – своего рода военная контрибуция, которую собирали с покоренных племен. Ее могли привозить к феодалу («повозье») или же для сбора отправлялись специальные экспедиции («полюдье»).

По мере укрепления древнерусского государства дань заменила подать – регулярный налог с населения. Ее размеры определялись по количеству печей («по дыму») в домохозяйстве или площади пахотной земли («по плугу»). Платили данный налог деньгами или товарами.

В период Золотой Орды на территории Руси существовало сразу несколько различных податей. Некоторые из них взимались в пользу монголов, другие – шли на содержание местной княжеской власти.

К XIV столетию в Московском княжестве сложилась система кормлений, при которой отдельные земли отдавались феодалам за службу князю. Помимо прочего, они получали право собирать налоги со своих вотчин. Эту функцию выполняли особые люди: тиуны и пошлинники.

В 1573 году по царскому повелению был учрежден Приказ большого прихода. Он стал первым централизованным органом для сбора налогов.

В Средневековье на Руси существовало большое количество налогов: дорожные, торговые, судебные, товарные, чрезвычайные. В 1653 году власти предприняли попытку упорядочить сборы – был утвержден Торговые устав. По сути, это был первый Налоговый кодекс в нашей стране.

В 1699 году начала работу Бурмистерская палата – налоговый орган, имевший центральный аппарат и отделения в регионах страны.

В 1755 году появилась Казенная палата – ведомство, которое собирало и таможенные пошлины, и платежи.

В царствование Александра I началась большая фискальная реформа. В 1802 году появилось Министерство финансов, которое занялось доходами и расходами казны. В 1811 году в отдельное ведомство было выделено Госказначейство, отвечающее за расходы казны.

В этот период были упорядочены старые налоговые сборы и введены новые: оброчный, питейный и гильдейский сбор, наследственная пошлина, горная подать. Начали взиматься платежи с недвижимости, кибиток, меди.

Во второй половине XIX века в Российской империи появилось несколько новых акцизов: на табак, керосин, соль и дрожжи. В 1916 году Дума приняла закон о подоходном налоге.

Практически сразу после революции был создан Народный комиссариат финансов. В 1919 году в его составе появилось налоговое управление с многочисленными территориальными отделениями.

В 1930 году прошла фискальная реформа, в ходе которой были отменены все акцизы, а количество налогов было уменьшилось до двух.

Российская налоговая служба имеет богатую историю.

В 1941 году были введен налог на холостяков, они просуществовали в СССР до самого распада страны.

В 1990 году в составе Минфина страны появилось отдельная служба – налоговая инспекция. В 1991 году она превратилась в отдельное ведомство, также в это время стартовала масштабная фискальная реформа. В 1992 году появилось Главное управление налоговых расследований, а вскоре и налоговая полиция.

В 1996 году малый бизнес получил упрощенную систему налогообложения.

В 1998 году налоговая служба стала отдельным министерством. В это же время в стране начали вводить ИНН для физических лиц. Была принята первая часть Налогового кодекса, в 2001 году – была принята вторая.

В 2004 году была организована Федеральная налоговая служба, которую передали в подчинение Министерства финансов.

В 2010 году на сайте ФНС появился сервис «Личный кабинет» для граждан, в 2012 году появилась возможность оплачивать через него задолженности и проводить сверки.

В 2014 и 2015 годах на сайте появились «Личные кабинеты» для юридических лиц и частных предпринимателей. В Дубне был открыт единый информационный центр для обработки данных ФНС.

Организации

Определение 2

Организация – российское юр. лицо, созданное в соответствии с нормами законодательства, иностранное юр. лицо, компания, корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, образованное по законам иностранных государств, международная организация, филиал, представительство, созданное на российской территории.

Юр. лицо должно иметь в ведении или оперативном управлении имущество обособленного характера и отвечать этим имуществом по своим обязательствам. Юр. лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Если в законодательстве о налогах содержится специальное определение института, оно применяется в налоговых правоотношениях, в остальных случаях для целей налогообложения используются термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства.

Замечание 1

Юр. лица могут иметь филиалы и представительства, которые юридической самостоятельностью не обладают. Они не являются налогоплательщиками, выполняют обязанности своих организаций и к налоговой ответственности привлечены быть не могут.

Иностранные организации могут иметь на территории России представительства, включая головной офис.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.

Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Полномочия налоговых органов

Формы и виды надзорных действий формируют полномочия налогового контроля при его реализации должностными лицами.

К их правам в рамках НК РФ относят:

  • требовать предоставления финансовой документации согласно формам, установленным государственными органами, в том числе местного самоуправления, если таковые позволят определить факт исчисления и уплаты налогов, установить правильность данного процесса;
  • осуществлять изъятие документов, если они свидетельствуют о факте совершения правонарушения, предусмотренного НК РФ, в том числе, если есть основания предполагать сокрытие плательщиком определенных сведений;
  • вызывать плательщиков в контролирующие органы для дачи объяснений по вопросам исполнения ими норм законодательства, в частности начисления и уплаты налогов и сборов;
  • проводить осмотр и обследование помещений и территорий налогоплательщика, которые используются для осуществления деятельности юридического лица и непосредственного получения прибыли;
  • осуществлять контроль над крупными расходами и доходами организаций;
  • привлекать экспертов, специалистов и переводчиков для полноценного проведения проверки и получения достоверных сведений;
  • вызывать свидетелей, которым известны факты осуществления деятельности организацией, о фактах уплаты или уклонения от налогов, порядке исчисления платежей и так далее;
  • создавать налоговые посты в соответствии с правилами, установленными НК РФ.

Таким образом, налоговый контроль может быть осуществлен только в рамках определенных законом полномочий государственных органов. Любой выход за них приведет к недействительности и необоснованность результатов проверки.

Структура налоговых органов

Структура и понятие о ФНС РФ определены Постановлением Правительства «Об утверждении положения о ФНС». Подробная схема размещена на веб-странице ФНС.

Кратко она выглядит следующим образом:

  1. Высший налоговый орган в РФ – ФНС, подчиняется Министерству финансов.
  2. Пять межрегиональных инспекций.
  3. Управления налоговой службы по субъектам.

Во главе ФНС стоит руководитель. Предложение о назначении на пост исходит от Минфина РФ. Утверждение на пост и освобождение от должности выполняет Правительство страны. На начальника возлагается персональная ответственность по выполнению порученных ФНС задач и функций.

Управление налоговой службы страны по субъектам включает территориальные инспекции.

Обратиться в госналогслужбу можно различными способами:

  • по телефону;
  • письмом по почте России;
  • с помощью онлайн-сервисов;
  • через отделения по месту жительства.

Вся справочная информация содержится на официальной странице службы в интернете. Для консультаций по общим вопросам открыта единая горячая телефонная линия. Центральный аппарат круглосуточно доступен по телефону доверия +74959130070.

Форма одежды всех налоговых сотрудников содержит отличительный нарукавный знак с гербом. В качестве герба используется эмблема Министерства налогов и сборов. Внешне она схожа с гербом России. Отличие состоит в том, что правой лапой орел держит ключ, а левой – керикион Гермеса.