Прокурорский надзор за исполнением законов

Прокурорский надзор за исполнением законов

Эта отрасль имеет непосредственную связь с:

  • Формированием действенной вертикали власти.
  • Реальной защитой и сохранением свобод и прав человека.
  • Укреплением в деятельности органов власти разного уровня законности.

В контроле над соблюдением положений различных нормативных актов реализуется существенная часть профилактического и надзорного потенциала прокурорской структуры. С его помощью возможно достижение не только надлежащего исполнения законодательства, но и обнаружение нарушений на ранних этапах их формирования, а также принятие необходимых мер для устранения их.

Современные реалии

Состояние законности в России в первую очередь зависит от объективных сложностей нынешнего времени, подвижности и в некотором роде зыбкости нормативно-правовой сферы. Сегодня в стране нет стабильной юридической системы – она находится на стадии формирования. При отсутствии грамотно продуманной концепции правовых преобразований законотворческая деятельность выполняется бессистемно. Существующие пробелы в структуре негативно отражаются на регулировании экономических, социальных и прочих процессов. Недостаточно хорошо осуществляется в стране непосредственное исполнение законов. На фоне снижения общественной дисциплины в государстве усилилось отрицание правовых норм. При распаде прежней контролирующей системы не была сформирована новая.

Гласные и негласные мероприятия

Законных причин для самостоятельного появления в офисе «людей в форме» может быть несколько. Так, полицейские могут действовать в рамках возбужденного уголовного дела, обеспечивая его оперативное сопровождение, либо выполняя отдельное поручение следователя. Соответственно, в первом случае группу полицейских будет возглавлять непосредственно следователь, а во втором полномочия сотрудников полиции будет подтверждать письменное поручение следователя. На практике в рамках уголовного дела полицейским часто поручают самостоятельное проведение обысков и выемок, а также допросы и доставление лиц для допроса. Нередко причиной для появления полиции служит расследование налоговых преступлений (см. «Налоговые преступления: за что «сажают» бухгалтеров») или проверка информации о совершении таких преступлений. Поводом для проверки зачастую становятся связи организации или ИП с так называемыми фирмами-однодневками.

Кроме работы в рамках уголовного дела полицейские могут действовать и на «доследственной» стадии, проводя оперативно-розыскные мероприятия. Эти действия проводятся на основании различных материалов, поступивших в ОВД (это могут быть заявления граждан, информация СМИ, рапорт самих полицейских и т.п.). При этом существуют как негласные (об их проведении проверяемого не уведомляют), так и гласные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

К негласным ОРМ относятся:

  • наблюдение, которое устанавливается за сотрудниками организации для выяснения их маршрутов передвижения, круга общения, бизнес-партнеров и т.д. с целью выявления незаконной деятельности;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи (например, просмотр электронной почты);
  • оперативное внедрение (например, для сбора необходимой информации сотрудник полиции устраивается на работу в проверяемую компанию) и т.д.

Что касается гласных мероприятий (тех, которые требуют открытых взаимоотношений с владельцами бизнеса или работниками проверяемой организации), то на практике полицейские чаще всего появляются у коммерсантов для проведения обследования, опроса или изъятия документов и предметов.

Подробная информация о каждом из приведенных выше ОРМ и тактике поведения при них приведена ниже в таблице. Сейчас же остановимся на общих правилах общения с вдруг появившимся на пороге проверяющими. Ведь действия, которые стоит предпринять, встречая проверяющих из полиции, одинаковы и почти не зависят от причины проверки.

Понятие, значение и специфика надзора

Прокурорский надзор за исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора, заключающуюся в наблюдении за исполнением законов в административнораспорядительной (управленческой) деятельности поднадзорных органов и учреждений.

В литературе часто для определения данного направления деятельности используется понятие «общий надзор». Этот термин является сугубо научным. Действующее законодательство не содержит такого определения.

Основное содержание общего надзора заключается в том, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры осуществляют надзор за тем, чтобы действия, решения и правовые акты, издаваемые органами государственного управления, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также должностными лицами указанных органов, соответствовали Конституции РФ и иным законам, действующим на территории РФ.

Специфика общего надзора заключается:

1. В наиболее широком охвате поднадзорных объектов, объемном предмете, обширных пределах, правовых средствах и сферах надзорной деятельности. К примеру, некоторые ученые выделяют свыше 60 направлений в рамках общего надзора.

2. В базовом характере для иных отраслей прокурорского надзора. Практически все иные направления надзорной деятельности, включая специальные отрасли прокурорского надзора, представляют собой частные случаи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов с учетом специфики поднадзорных органов и учреждений. Поэтому правовые средства (главным образом, акты и полномочия), используемые прокурором в рамках общего надзора, по умолчанию применяются во всех иных отраслях и направлениях деятельности, если в Законе о прокуратуре не указано обратного.

Основными задачами прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов являются:

  1. выявление нарушений законов в деятельности государственных и муниципальных органов, учреждений и должностных лиц;
  2. принятие оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов;
  3. принятие мер к предупреждению нарушений законов;
  4. принятие мер к устранению причин, породивших нарушения законов, и условий, им способствующих;
  5. выявление лиц, допустивших нарушения законов, и принятие мер к привлечению их к соответствующим видам ответственности.

Основное значение надзора за исполнением законов заключается в наблюдении за правомерным состоянием (режимом законности) в сфере публичного управления и его оперативном восстановлении в случае нарушения. Восстановление нарушенной законности может проходить в оперативном порядке – путем реализации основных полномочий, предусмотренных ст. 22 Закона о прокуратуре, и вынесения актов прокурорского надзора, а также в более сложном – путем возбуждения судебных, административных и прочих производств в случае, когда прокурор сталкивается с препятствиями при попытке оперативного восстановления нарушенной законности либо когда закон специально устанавливает такой порядок для обеспечения дополнительных гарантий принятия законного решения. Изначально надзор за исполнением законов ориентирован на недопущение нарушения правомерного состояния режима публичного управления и оперативное восстановление нарушенной законности, поэтому в литературе подчеркивают его профилактический характер. Профилактический потенциал общего надзора выражается в том, что с его помощью достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявляются нарушения на ранних стадиях их формирования, принимаются меры к их устранению.

Характер прокурорского надзора за исполнением законов определяется его задачами, заключающимися в наблюдении за единообразным и точным исполнением законов государственными и муниципальными органами, учреждениями и должностными лицами, а также иными субъектами, принимающими управленческие и властно-распорядительные решения. При этом в поле зрения прокурора находится только та часть их деятельности, которая урегулирована законом, связана с исполнением и соблюдением законов. При этом прокурор не вправе подменять другие органы, его действия не должны касаться оперативно-хозяйственной деятельности поднадзорных лиц. Кроме того, реализовывать правовые средства, направленные на восстановление нарушенной законности, в рамках надзора за исполнением законов, согласно общему правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, прокурор может лишь на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Проникновение правоохранительных органов на частную территорию

В части 3 Закона о полиции указано, что правоохранители имеют право проникать на территорию, принадлежащую гражданам или организациям, возможно с целью:

  1. Спасения жизни или имущества, а также для обеспечения безопасности при возникновении беспорядков на улицах или другой чрезвычайной ситуации.
  2. Задержания лиц, которые причастные к совершению преступлений.
  3. Предотвращения преступной деятельности.
  4. Установления обстоятельств несчастного случая.

Сотрудники полиции не имеют права проникать на территорию, принадлежащую дипломатическим организациям, иностранным консульским учреждениям и международным представительствам.

Замечание 4

Если территория, дом или помещение, необходимое правоохранительным органам, будет заперто, полицейские вправе произвести взлом. Аналогичное разрешение распространяется на транспортные средства и объекты, которые требуется осмотреть.

Если на территории частного домовладения в момент проникновения сотрудников полиции не находилось хозяев, в течение суток с момента происшествия они должны быть проинформированы о случившемся. Когда владельцы дома были замешаны в преступлении и препятствовали полицейским, в течение 24 часов о происшествии уведомляется прокурор в письменном формате.

Проникновение с препятствием

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении поставленной задачи регулируется в соответствии со статьей 5 Закона о полиции. В соответствии с действующим законодательством, каждый сотрудник правоохранительных органов должен периодически проходить подготовку и проверку на профпригодность в чрезвычайных условиях.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указан в статье 19 Закона о полиции. Полицейский предварительно должен предупредить лиц, в отношении которых планируется использовать вышеуказанные методы, дав им возможность выполнить поставленные требования. Однако он вправе не придерживаться данного правила, если его соблюдение создает риск для здоровья или жизни, а также может привести к другим негативным последствиям.

Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия принимается на основе рисков, с которым столкнулся сотрудник правоохранительных органов. При этом он обязан свести к минимуму любой ущерб. После задержания гражданина, против которого использовались перечисленные методы, полицейский должен в случае необходимости в максимально сжатые сроки обеспечить ему оказание медицинской помощи. Если арестованное лицо получило ранение или погибло в результате действий правоохранителя, в течение 24 с момента инцидента об этом должен быть проинформирован прокурор.

Сотрудник полиции имеет право пользоваться силовыми способами, если другие действия для выполнения поставленной задачи оказались бесполезными. Причинам такого решения могут выступать:

  • пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • транспортировка задержанных лиц, причастных к совершению противоправных действий, в служебное помещение правоохранительных органов;
  • невыполнение законных требований сотрудника полиции.

Все случаи, когда допускается использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, перечислены в статье 20 Закона о полиции.

Полицейский может лично или в составе группы руководствоваться силовыми методами во время выполнения служебных обязанностей, если необходимо:

  • отразить нападение на правоохранителя или мирного жителя;
  • пресечь преступление или административное правонарушение;
  • справиться с сопротивлением, которое оказал человек при аресте;
  • задержать гражданина, пытавшегося скрыться с места совершенного им преступления;
  • обезвредить лицо, оказывающее вооруженное сопротивление;
  • пресечь попытку побега, доставляя в отделение подозреваемого или в места лишения свободы осужденного преступника;
  • освободить заложников или захваченное здание, помещение, транспортное средство или определенный объект;
  • оставить массовые беспорядки или другие противоправные действия, которые затрудняют движение транспорта, работу связи и учреждений;
  • остановить транспортное средство, водитель которого отказался выполнять требования полиции;
  • выявить граждан, осуществляющих противоправные действия;
  • обеспечить защиту охраняемого объекта от группы лиц.

Особенности использования огнестрельного оружия в перечисленных ситуациях указаны в части 1 статьи 21 Закона о полиции.

Ограничение полномочий

В связи с приведенной выше информацией, необходимо отказаться от подмены полномочий по надзору вышестоящего госоргана. К примеру, сотрудник службы не должен выполнять перепроверку правильности перечислений регулирующих налогов. Даже при большой значимости проблемы не следует перекладывать ее решение на плечи прокурора на основании бездействия обязанных заниматься этим госорганов. Характер контрольной деятельности указывает также на отсутствие у сотрудников службы административных полномочий.

Прокурор не обязан и не имеет права принимать меры для прямого устранения нарушений. Миссия должностного лица состоит в выявлении факта, причин и условий неправомерных действий, постановке вопроса об их устранении перед тем органом или его сотрудником, в чью компетенцию входит выполнение соответствующих мероприятий. Суть конкретных мер, а также порядок, в соответствии с которым они будут реализованы, определяются указанной организацией, а не прокурором. Этим, с одной стороны, достигается сохранение в такого рода ситуациях независимой позиции сотрудника контрольной службы. С другой – обеспечивается профессиональный подход прокурора к решению вопроса о восстановлении законности.

Федеральный закон «О полиции»

Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции

1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Статья 51. Судебный контроль и надзор

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 52. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Государственный контроль

Несмотря на развитие различных форм общественного контроля, а также развитие институтов гражданского общества, основным средством обеспечения законности и дисциплины в органах внутренних дел (полиции) все же является государственный контроль, который можно дифференцировать на общий и специальный контроль.

Общий контроль
охватывает все направления деятельности соответствующего органа, подразделения, службы органа внутренних дел и называется «комплексное инспектирование или комплексная проверка оперативно- служебной деятельности органа внутренних дел (полиции)». При таком контроле проверяются дела оперативного учета, работа дежурной части, служебная документация различных подразделений, осуществляющих административную деятельность, кадровая и воспитательная работа, финансово-хозяйственная деятельность органа внутренних дел и т.д.

Специальный контроль
направлен на какую-либо относительно самостоятельную группу общественных отношений, или касается какого-либо специфического направления деятельности органа, подразделения, службы и др. Так, например, специальный контроль может быть направлен на проверку соблюдения установленных правил делопроизводства, учетной дисциплины, а также режима секретности в соответствующем органе внутренних дел.

Контроль за деятельностью в сфере внутренних дел может осуществляться также представительными органами государственной власти. В частности, парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания) вправе осуществлять контроль за деятельностью органов внутренних дел, это может проявляться в таких формах, как парламентские слушания, направление депутатских запросов в МВД России и министру внутренних дел, а также другим должностным лицам МВД России.

В установленном порядке должностные лица МВД России могут участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания, выступать перед депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации с докладами по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, раскрытия и расследования резонансных уголовных дел, связанных с коррупцией, терроризмом.

Президент России в пределах своей компетенции, которая определена Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами, может осуществлять контроль за деятельностью МВД России и его должностных лиц, а также за деятельностью МВД, ГУ МВД по субъектам Федерации.

Президент России утверждает структуру МВД России, назначает министра внутренних дел, его заместителей, а также ряд иных высокопоставленных должностных лиц Министерства; присваивает высшие специальные звания, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания сотрудникам и гражданским служащим МВД России, что является одной из форм президентского контроля.

Президент определяет основные направления деятельности МВД России, ставит Министерству те задачи, которые в настоящее время имеют наибольшее социальное значение. Президент России может давать поручения министру внутренних дел, иным должностным лицам Министерства, осуществлять контроль за выполнением указов, распоряжений и поручений Президента и др. Такой контроль имеет административно-правовую природу и осуществляется как непосредственно Президентом России, так и контрольными структурами его Администрации. Президент для усиления своего контроля за деятельностью МВД России участвует в коллегии Министерства, а также в иных мероприятиях, которые проводятся в ведомстве.

Президент России, осуществляя контроль за деятельностью МВД России, тем самым вносит весьма существенный вклад в дело укрепления законности и дисциплины среди личного состава Министерства. Президент в целях укрепления дисциплины в системе МВД России может отправлять в отставку должностных лиц, виновных в служебных упущениях, коррупционных правонарушениях, а также руководителей, которые не справляются со своими служебными обязанностями. Наряду с применением мер дисциплинарного воздействия, Президент может поощрять сотрудников, отличившихся в выполнении оперативно-служебных задач, тем самым вносится определенный вклад в дело укрепления служебной дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.

Правительство РФ в пределах своей компетенции также осуществляет административный контроль за деятельностью МВД России, в частности за соблюдением финансовой дисциплины, выполнением должностными лицами МВД России требований нормативных документов, принятых Правительством РФ.

Проверяем проверяющих

Прежде чем пропустить полицейских на территорию, необходимо проверить их служебные удостоверения и переписать оттуда все данные, в том числе срок действия. Если полицейский отказывается предоставлять документы или не дает списывать данные с удостоверения, сообщите об этом в дежурную часть по телефону 02. Также по телефону 02 можно сообщить о предъявлении сотрудником просроченного удостоверения либо удостоверения на иное лицо.

Все звонки по этому номеру автоматически фиксируются и передаются для реагирования в соответствующие инстанции. Поэтому звонок с жалобой по этому телефону, обычно, оказывает дисциплинирующее воздействие на сотрудников полиции. Попутно можно выяснить, действительно ли данные лица являются сотрудниками полиции, не были ли они недавно уволены, узнать телефон их непосредственного руководителя.

В идеале как только с проходной поступает сигнал о появлении полицейских с намерением получить доступ на территорию компании, руководитель (или иное лицо, выполняющее его функции) должно сразу же связаться с адвокатом (иным лицом, обеспечивающим юридическую поддержку бизнеса) и вызвать его на место, сообщив о том, что проходит полицейская проверка. Соответственно, подбором такого специалиста лучше озаботиться заблаговременно, чтобы в час Х просто набрать нужный номер.

Основные функции

Выполняя надзорную деятельность в органах госуправления, прокуратура, таким образом, способствует выполнению стоящих перед государством и обществом задач по защите прав населения, повышения его материального благосостояния. Другими словами, в рамках контрольных мероприятий решаются и прочие вопросы государственного, экономического, политического, культурного, национального и общественного характера. Задачи прокурорской службы определены соответствующими приказами Генерального Прокурора и Законом, а также рядом прочих распоряжений и указаний. Таким образом, рассматриваемый орган:

Обязательно вмешивается при поступившей информации о совершении нарушения посредством принятия мер по обнаружению и устранению неправомерного действия и обстоятельств, способствующих этому

В данном случае необходимо заострить внимание на Конституции. Первые издания Закона о прокуратуре не регламентировали выполнение надзорной деятельности относительно соблюдения ее положений

Тем не менее контроль все же производился. Надзор за исполнением норм Конституции обеспечивался прокуратурой в действительности достаточно непрерывно и планомерно. Однако отсутствие соответствующих нормативных актов формировало неопределенность позиции службы при выполнении своей функции. В связи с этим в ФЗ были внесены необходимые изменения и поправки. Согласно им, к предмету надзора органа относят и исполнение положений Конституции страны. Эти корректировки обоснованно устранили существовавший пробел. В результате была закреплена та фактическая и достаточно серьезная роль, которую играет служба в механизме, обеспечивающем действие Конституции.

Максимально использует возможности надзора за исполнением законодательства при предупреждении разного рода неправомерных действий.

Активизирует и совершенствует деятельность существующих органов госконтроля и правоохранительных служб. Работа эта направлена на обеспечение соблюдения нормативных актов разного уровня, укрепление правопорядка. Данная задача реализуется посредством выполнения прокурорских проверок в указанных структурах и поручения проведения контролирующих мероприятий в нижестоящих подчиненных подразделениях, организациях, учреждениях, на предприятиях.

Активно претворяет в жизнь существующий принцип неотвратимости наказания за правонарушение. Данная задача осуществляется путем постановки вопроса о привлечении преступников к установленной ответственности вне зависимости от их имущественного и должностного положения, исходя из того, что перед законодательством все равны.

Доводит информацию о своей работе до общественности и населения посредством телевидения, радио, периодических изданий. В задачи прокуратуры входит также оповещение о принимаемых мерах по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности с указанием их должностей и фамилий, а также о состоянии динамики преступности в регионах.

Выявляет недоработки в современном законодательстве, необходимость нормативного регулирования общественных отношений, принимает меры по их устранению. Последнее реализуется посредством внесения в представительные органы и структуры, имеющие право на законодательную инициативу, соответствующих предложений. При этом нижестоящие должностные лица передают свое мнение через вышестоящих.

Повышает правовую культуру должностных лиц. Это особенно касается руководства государственных органов, которые издают нормативные акты и совершают прочие действия, имеющие юридическое значение, предпринимателей, начальников коммерческих организаций, граждан. Реализуется это посредством привития указанным категориям потребности в точном соблюдении действующих положений. В наибольшей степени этому способствует прокурорский надзор, выполняемый совместно с проведением особых мероприятий предупредительно-профилактического характера. В качестве основного требования, предъявляемого в настоящее время к службе, выступает повышение эффективности контроля. Это выражается во влиянии на итог работы – состояние правопорядка и законности.